Научная статья на тему 'Правовые проблемы квалификационных требований к негосударственным судебным экспертам'

Правовые проблемы квалификационных требований к негосударственным судебным экспертам Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1059
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУДЕБНЫЙ ЭКСПЕРТ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУДЕБНЫЙ ЭКСПЕРТ / КОМПЕТЕНЦИЯ СУДЕБНОГО ЭКСПЕРТА / FORENSIC EXAMINATION / FORENSIC ORGANIZATIONS / STATE FORENSIC EXPERT / NON-STATE FORENSIC EXPERT / COMPETENCE OF FORENSIC EXPERT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гусев Алексей Васильевич, Медведева Светлана Николаевна

Рассматриваются проблемы определения квалификационного уровня негосударственных судебных экспертов. Высказываются предложения о законодательном закреплении ряда требований, которые необходимо предъявлять к лицам, претендующим на работу судебным экспертом в негосударственных судебно-экспертных организациях. Проводится сравнительный анализ положений действующего Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и проектов Федерального закона «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», регулирующих вопросы компетенции работников государственных и негосударственных судебно-экспертных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal problems of qualification requirements to non-state judicial experts

The article deals with topical issues of determining the qualification level of non-state forensic experts. There are proposals that determine requirements that must be presented to persons applying for a job as a forensic expert in non-governmental forensic organizations. A comparative analysis of the current Federal Law «On State Forensic Activities in the Russian Federation» and the draft Federal Law «On Forensic Activities in the Russian Federation» in terms of the issue relating to the competence of employees of state and non-state forensic organizations is made.

Текст научной работы на тему «Правовые проблемы квалификационных требований к негосударственным судебным экспертам»

Гусев Алексей Васильевич Медведева Светлана Николаевна

Правовые проблемы квалификационных требований к негосударственным судебным экспертам

Рассматриваются проблемы определения квалификационного уровня негосударственных судебных экспертов. Высказываются предложения о законодательном закреплении ряда требований, которые необходимо предъявлять к лицам, претендующим на работу судебным экспертом в негосударственных судебно-экспертных организациях. Проводится сравнительный анализ положений действующего Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и проектов Федерального закона «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», регулирующих вопросы компетенции работников государственных и негосударственных судебно-экспертных организаций.

Ключевые слова: судебная экспертиза, судебно-экспертная организация, государственный судебный эксперт, негосударственный судебный эксперт, компетенция судебного эксперта.

Legal problems of qualification requirements to non-state judicial experts

The article deals with topical issues of determining the qualification level of non-state forensic experts. There are proposals that determine requirements that must be presented to persons applying for a job as a forensic expert in non-governmental forensic organizations. A comparative analysis of the current Federal Law «On State Forensic Activities in the Russian Federation» and the draft Federal Law «On Forensic Activities in the Russian Federation» in terms of the issue relating to the competence of employees of state and non-state forensic organizations is made.

Key words: forensic examination, forensic organizations, state forensic expert, non-state forensic expert, competence of forensic expert.

Одним из важных элементов правосудия является судебная экспертиза, позволяющая расширить границы познания каких-либо событий и фактов, ставших предметом изучения в процессе судопроизводства. Судебная экспертиза как одна из форм процессуальной деятельности строго регламентирована законом, устанавливающим порядок проведения исследования и подготовки экспертного заключения по вопросам, разрешение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства или ремесла [1, с. 19]. Учитывая важное доказательственное значение результатов судебной экспертизы, законодатель установил исчерпывающий круг лиц (органов), имеющих право назначать производство судебно-экспертного исследования. Четкое определение данного круга процессуальных субъектов исключило возможность появления экспертных исследований, проведение которых не обусловлено целевыми задачами осуществления судопроизводства по конкретному делу.

В отличие от определения субъектов назначения судебной экспертизы вопрос о тре-

бованиях, предъявляемых к лицу, которое может принять участие в судопроизводстве в качестве судебного эксперта, законодателем решался сложнее. Первоначально требовалось лишь наличие у лица каких-либо специальных познаний (знаний), однако, учитывая, что в кодифицированном законодательстве Российской Федерации отсутствует правовое определение термина «специальные познания» («специальные знания»), законодатель сформулировал более четкие профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к судебному эксперту, которые были изложены в ст. 13 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее - ФЗ «ГСЭД») [2, с. 9]. В соответствии с установленными требованиями должность государственного судебного эксперта может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности. Наличие высшего образования и дополнительной подготовки для государственных

88

судебных экспертов стало обязательным элементом, определяющим их профессиональные и квалификационные качества. Исключение было сделано лишь для сотрудников экспер-тно-криминалистических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, где в качестве экспертов было разрешено работать лицам, имеющим среднее специальное экспертное образование.

Таким образом, законодатель четко обозначил свою позицию относительно требований, предъявляемых к лицу, претендующему на должность государственного судебного эксперта. Однако в последнее десятилетие в России сложилась практика экспертного использования специальных знаний, предполагающая деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами. Это привело к появлению многочисленных экспертных учреждений (организаций) и отдельных лиц, производящих экспертные исследования вне рамок какой-либо государственной формы судебно-экспертной деятельности.

Несмотря на широкое развитие негосударственной формы судебно-экспертной деятельности, законодатель не проводил полное урегулирование данного направления экспертной работы. Об этом свидетельствует тот факт, что только ряд правовых норм ФЗ «ГСЭД» имеет отношение к работе негосударственных судебных экспертов. Так, в ст. 41 ФЗ «ГСЭД» указано, что на лиц, не являющихся государственными судебными экспертами, распространяются следующие положения указанного нормативного правового акта: 1) задачи государственной судебно-экспертной деятельности; 2) принципы государственной судебно-экспертной деятельности; 3) соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности; 4) независимость эксперта; 5) объективность, всесторонность и полнота исследований; 6) обязанности эксперта; 7) права эксперта; 8) ограничения при организации и производстве судебной экспертизы; 9) присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении; 10) заключение эксперта или комиссии экспертов и его содержание [2, с. 25].

Несомненно, эти положения ФЗ «ГСЭД» в работе негосударственного судебного эксперта очень важны, но непонятно, почему законодатель не распространил на негосударственных судебных экспертов профессиональные и квалификационные требования,

предъявляемые к государственному судебному эксперту. На практике это привело к тому, что негосударственные судебные эксперты, несмотря на отсутствие возможности удостовериться в их соответствующей компетенции, стали производить большое количество судебных экспертиз. Такое положение вещей создало условия, при которых в качестве негосударственных судебных экспертов стали осуществлять деятельность лица, не имеющие надлежащей профессиональной подготовки в области того экспертного знания, которое используется для производства экспертного исследования.

Отсутствие надлежащего контроля со стороны государственных органов за профессиональными и квалификационными требованиями, предъявляемыми к негосударственным судебным экспертам, не только создало условия для проявления их непрофессионализма, но и сформировало сомнительный рынок услуг по подготовке и проведению судебных экспертиз. Об этом факте свидетельствуют многочисленные предложения, распространяемые в сети Интернет, о получении за определенную плату документов, удостоверяющих право их владельца на производство определенных экспертных исследований. Нет необходимости даже указывать на сомнительность подобной экспертной подготовки и повышения квалификации, так как используемые при этом учебные программы никем не контролируются. Речь в данном случае не идет об организациях, официально проводящих образовательную деятельность по программам подготовки судебных экспертов.

Кроме указанной проблемы экспертной подготовки, существует и проблема проверки знаний негосударственных судебных экспертов. Известно, что проверка уровня компетенции государственных судебных экспертов осуществляется каждые пять лет [2, с. 9]. В отношении лиц, не являющихся государственными судебными экспертами, таких требований законодатель не установил. Тем самым были созданы условия, при которых, кроме прочего, нельзя проконтролировать профессиональную компетенцию лиц, осуществляющих экспертную деятельность и не являющихся сотрудниками государственных судебно-экспертных учреждений [3, с. 363]. При этом известно, что профессиональная компетенция лица, назначаемого в качестве судебного эксперта, заключается в его навыках и умении владеть теорией и методикой конкретного рода, вида, подвида судебной экспертизы, а также предполагает наличие спо-

89

собностей к решению вопросов, относящихся к предмету назначенного ему судебно-экспертного исследования [4, с. 21].

С целью изменения рассматриваемой ситуации Правительством РФ был предложен ряд проектов Федерального закона «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее - ФЗ «СЭД»), в которых была предпринята попытка определения профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых не только к государственным судебным экспертам, но и к тем экспертам, которые работают в негосударственных судебно-экспертных организациях. Например, текст ст. 15 «Судебный эксперт» проекта ФЗ «СЭД» № З746п-П4 не содержит требования о наличии у государственных и негосударственных судебных экспертов высшего образования. Обязательным является только наличие у этой категории судебных экспертов действующего сертификата компетентности, который подтверждает допуск его обладателя к производству определенной судебной экспертизы или судебных экспертиз [5]. В названной статье проекта выделяется также категория лиц, которые могут быть судебными экспертами без сертификата компетентности, но должны иметь документы об образовании, специальности, экспертной специальности, стаж экспертной работы и т.д., свидетельствующие об их компетентности и надлежащем уровне квалификации [5].

В проекте ФЗ «СЭД» № З746п-П4 нет четкого указания на необходимость получения негосударственными судебными экспертами сертификата, подтверждающего компетентность предоставившего его человека в определенном виде судебной экспертизы. Такое положение, без сомнения, является существенным шагом вперед, позволяющим устанавливать профессиональные данные человека в области судебной экспертизы. К сожалению, в ст. 17 «Сертификация компетентности судебного эксперта» (проект ФЗ «СЭД» № З746п-П4) по отношению к негосударственным судебным экспертам делается оговорка о том, что они, в отличие от государственных судебных экспертов, могут каждые пять лет проходить добровольную сертификацию своих профессиональных знаний в области выполняемых ими судебных экспертиз [5]. Такой подход, на наш взгляд, является ошибочным, поскольку если человек профессионально осуществляет свою деятельность негосударственным судебным экспертом, то подтверждение им своих знаний должно осу-

ществляться на обязательной основе в установленный законом срок.

Что касается тех лиц, которые, согласно рассматриваемому документу, могут привлекаться в качестве судебных экспертов без соответствующего сертификата, считаем, что этот вопрос требует дополнительной проработки, поскольку в качестве эксперта можно задействовать лицо, имеющее, например, необходимое образование, но не имеющее соответствующего экспертного стажа. Полагаем, проект закона должен содержать не простое перечисление условий, при которых лицо выбирается судебным экспертом, а указание на то, что выбор такого лица может осуществляться только в том случае, если специалистов в востребованной области судебной экспертизы нет по месту ее назначения ни среди государственных, ни среди негосударственных экспертов. Это позволит исключить возможность поручения судебно-экспертного исследования некомпетентным людям.

Нельзя не отметить положительно, что в ст. 18 «Государственный реестр судебных экспертов» определено требование о необходимости формирования государственного реестра судебных экспертов, обладающих специальными знаниями и получивших сертификат компетентности [5]. Регистрация в данном государственном реестре человека, готового исполнять обязанности судебного эксперта, является одним из оснований его экспертной работы. Такое решение на законодательном уровне позволило бы создать подлинно научный потенциал для производства судебных экспертиз, исключив из этого процесса лиц, компетенция которых в производстве судебных экспертиз вызывает сомнения или вообще отсутствует.

В 2018 г. Правительством РФ был подготовлен и внесен на рассмотрение депутатов Государственной Думы РФ дополненный проект ФЗ «СЭД» № 306504-6 [6]. По рассматриваемому вопросу каких-либо изменений в этом документе нет, за исключением принципиального подхода к обозначению судебных экспертов, не являющихся государственными работниками, как работников негосударственных судебно-экспертных организаций. То есть в дополненном проекте исключили обозначение «негосударственный судебный эксперт». Такое дополнение закона четко определило относимость указанных экспертов к определенной негосударственной судебно-экспертной организации, которая должна пройти обязательное лицензирование для осуществления деятельности по производству судебных экспертиз.

90

Практически не изменилось в новом проекте ФЗ «СЭД» № 306504-6 требование о наличии у работников государственных и негосударственных судебно-экспертных организаций сертификата компетентности, который должен подтверждаться каждые пять лет. Сохраняется также и требование о добровольном подтверждении этого сертификата для судебных экспертов, работающих в негосударственных судебно-экспертных организациях, - свое несогласие по этому вопросу мы высказали выше. В указанном проекте, как и в предыдущем, устанавливается необходимость регистрации в Государственном реестре судебных экспертов информации о действующих работниках как государственных, так и негосударственных судебно-экспертных организаций.

Несмотря на многие сходные с предыдущим проектом ФЗ «СЭД» № З746п-П4 моменты, в проекте ФЗ «СЭД» № 306504-6 появились некоторые новации, буквальное толкование которых, на наш взгляд, не позволяет говорить о полной проработке требований, предъявляемых к лицам, имеющим право работать в негосударственных судебно-экспертных организациях. Согласно ч. 2 ст. 16 «Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к судебному эксперту» (проект ФЗ «СЭД» № 306504-6) к работнику государственной судебно-экспертной организации предъявляются следующие требования: 1) наличие действующего сертификата компетентности; 2) наличие высшего образования; 3) наличие дополнительного профессионального образования по конкретной экспертной специальности. В отношении образования исключение сделано только для экспертов, работающих в экспер-тно-криминалистических подразделениях МВД России, где достаточно наличия среднего профессионального образования в области судебной экспертизы.

Несомненно, такие требования позволяют назначать на должность экспертов государственных судебно-экспертных организаций лиц, имеющих достаточный для этого уровень компетенции. На этом фоне как-то странно выглядит отсутствие в рассматриваемом выше проекте аналогичных требований, которым должны соответствовать претенденты на работу экспертами в негосударственных судебно-экспертных организациях. Как уже было отмечено выше, к ним предъявляется только требование о наличии действующего сертификата компетентности. Такое положение вещей создает условия, когда высшее образование человека и его дополнительное профессиональное образова-

ние по конкретной экспертной специальности не имеет значения для работодателя. Тем самым, на наш взгляд, создаются условия недостаточной компетентности работников негосударственных судебно-экспертных организаций, необходимой им для проведения судебно-экспертных исследований.

Конечно, можно говорить о том, что наличие у работника негосударственной судебно-экспертной организации только действующего сертификата соответствия достаточно для производства им судебных экспертиз, поскольку этот документ, по мысли разработчиков рассматриваемого законопроекта, должен подтверждать квалификацию физического лица для проведения судебно-экспертных исследований (пп. 9, 10 ст. 2. «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» проекта ФЗ «СЭД» № 306504-6) [6]. Однако в ст. 17 «Сертификация компетентности судебного эксперта» рассматриваемого законопроекта нет информации о каких-либо дополнительных условиях получения сертификата лицами, претендующими на работу в негосударственных судебно-экспертных организациях [6]. Таким образом, указанные лица могут получить данный сертификат без соответствующего высшего и дополнительного образования в области судебной экспертизы. На наш взгляд, это неприемлемо.

С целью исключения профессиональной некомпетентности работников негосударственных судебно-экспертных учреждений следует изложить ч. 2 ст. 16 «Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к судебному эксперту» (проект ФЗ «СЭД» № 306504-6) [6] в следующей редакции: «Работники государственных и негосударственных судебно-экспертных организаций должны иметь действующий сертификат компетентности, высшее образование и иметь дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов государственной власти, уполномоченных в области судебно-экспертной деятельности. Должность эксперта в экспертно-криминали-стических подразделениях федерального органа государственной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, может также занимать гражданин Российской Федерации, имеющий среднее профессиональное образование в области судебной экспертизы».

91

Считаем, такой подход к урегулированию правоотношений, возникающих в процессе определения профессионального и квалификационного уровня подготовки работников негосударственных судебно-экспертных организаций, будет способствовать повышению качества выполняемых ими судебных экспертиз. В целом, это также позволит сделать едиными требования к одинаковым в своих правах категориям судебных экспертов, работающих как в государственных, так и в негосударственных судебно-экспертных орга-

1. Зинин А.М., Майлис Н.П. Судебная экспертиза: учеб. М., 2002.

2. Судебная экспертиза: сб. док. / сост. Е.Р. Россинская, Е.И. Галяшина. М., 2010.

3. Россинская Е.Р. Комментарий к Федеральному закону «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». М., 2002.

4. Зинин А.М., Омельянюк Г.Г., Пахомов А.В. Введение в судебную экспертизу. М.; Воронеж, 2002.

5. Проект Федерального закона «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» № З746п-П4. URL: https:// docviewer.yandex.ru

6. Проект Федерального закона «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» № 306504-6 // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. URL: http://www.asozd2.duma.gov.ru

низациях. Надеемся на то, что практическая реализация изложенных предложений окажет положительное влияние на урегулирование деятельности лиц, не являющихся государственными судебными экспертами, что будет способствовать росту их профессионализма. Это позволит исключить ошибки, допускаемые в ходе экспертных исследований, а также сформировать подлинно компетентное, высокопрофессиональное объединение работников негосударственных судебно-экспертных организаций.

1. Zinin A.M., Mailis N.P. Forensic examination: textbook. Moscow, 2002.

2. Forensic examination: coll. of documents / comp. E.R. Rossinskaya, E.I. Galyashina. Moscow, 2010.

3. Rossinskaya E.R. Commentary to the Federal Law «On state forensic activities in the Russian Federation». Moscow, 2002.

4. Zinin A.M., Omelyanyuk G.G., Pakhomov A.V. Introduction to forensic examination. Moscow; Voronezh, 2002.

5. Draft Federal Law «<On Forensic Activities in the Russian Federation» № Z746p-P4. URL: https://docviewer.yandex.ru

6. Draft Federal Law « On Forensic Activities in the Russian Federation» № 306504-6 // Automated system for legislative activities. URL: http://www.asozd2.duma.gov. ru

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Гусев Алексей Васильевич, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России; тел.: +79183534517;

Медведева Светлана Николаевна, заместитель начальника кафедры судебно-экспертной деятельности Краснодарского университета МВД России; тел.: +79189643102.

INFORMATION ABOUT AUTHORS

A.V. Gusev, Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Chair of Criminalistics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; ph.: +79183534517;

S.N. Medvedeva, Deputy Head of the Chair of Forensic Expert Activity of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; ph.: +79189643102.

92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.