Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ'

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
85
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
государственная регистрация / Федеральный закон № 129-ФЗ / электронная регистрация / юридические лица / state registration / electronic registration / legal entities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Оськин С.Э., Анисимова А.М.

В статье рассматриваются основные правовые проблемы, возникающие при государственной регистрации юридических лиц, и преимущества электронной регистрации юридических лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL PROBLEMS OF STATE REGISTRATION OF LEGAL ENTITIES IN RUSSIA

The article discusses the main legal problems that arise during the state registration of legal entities and the advantages of electronic registration of legal entities.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ»

УДК 34 Оськин С.Э., Анисимова А.М.

Оськин С.Э.

студент 4 курса

Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

(г. Москва, Россия)

Научный руководитель: Анисимова А.М.

кандидат юридических наук, доцент

Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

(г. Москва, Россия)

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ

Аннотация: в статье рассматриваются основные правовые проблемы, возникающие при государственной регистрации юридических лиц, и преимущества электронной регистрации юридических лиц

Ключевые слова: государственная регистрация, Федеральный закон № 129-ФЗ, электронная регистрация, юридические лица.

Государственная регистрация юридических лиц регулируется Федеральным Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — Федеральный закон № 129-ФЗ).

Число юридических лиц в России на 01.07.2023 достигло 3,23 млн. субъектов, и их государственная регистрация, это, по сути, лицензия или право на ведение бизнеса.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Согласно п.2 статьи 8 Федерального закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия -иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица без доверенности. Исчисление срока начинается с момента представления всех необходимых документов в регистрирующий орган.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом лично от заявителя или по почте. Доказательством принятия документов регистрирующим органом является расписка в получении документов.

Нужно отметить, что принятие Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» стало важным этапом на пути снижения административных барьеров: легитимизация юридического лица осуществляется сейчас в значительно более упрощенном порядке по сравнению с ранее действовавшим. Кроме того, был введен в оборот единый информационный ресурс - Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), вобравший в себя сведения практически о всех зарегистрированных на территории Российской Федерации юридических лицах. Этот ресурс позволяет проверить своего контрагента на добропорядочность. Появилась возможность, пусть пока и с определёнными сложностями, зарегистрировать юридическое лицо посредством электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования.

Но установленный порядок регистрации юридических лиц на сегодняшний день требует усовершенствования.

Во-первых, в существующем законе нет проверки названий будущих компаний на уникальность, что приводит к дублированию. Фирменное

наименование позволяет выделиться компании из группы подобных, зарабатывает деловую репутацию.

Во-вторых, частые неправомерные отказы налогового органа в регистрации юридических лиц, основанные на множестве разъяснительных писем и приказов ФНС, которые не имеют юридической силы, так как не являются нормативными правовыми актами, но широко применяются работниками регистрирующего органа.

В- третьих, ст.12 Федерального закона № 129-ФЗ регулирует документы, предоставляемые при государственной регистрации создаваемого юридического лица (чаще всего ООО) в регистрирующий орган:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме Р11001,

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора,

в) учредительный документ юридического лица (Устав)

г) документ об уплате государственной пошлины.

Согласно ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом. На практике налоговая инспекция (регистрирующий орган) требует предоставления документов, подтверждающих подлинность юридического адреса создаваемого юридического лица (выписку из реестра недвижимости или договор аренды).

С одной стороны, заявитель не обязан ничего подтверждать, с другой стороны налоговый орган предотвращает государственную регистрацию «фирм-однодневок».

Проблема корректности юридического адреса заявителя может привести к отказу в регистрации юридического лица. Приказ ФНС России № ММВ-7-14/72@ от 11.02.2016 во исполнение п.4.2 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ определил признаки некорректного адреса:

• адрес пяти и более юридических лиц,

• адрес, по которому объект недвижимости разрушен,

• адрес, в ФНС представлено возражение собственника в регистрации заявителя,

• адрес несуществующий.

Постановление Пленума ВАС РФ № 57 от 30.07.2013 поддержало позицию ФНС, и суды при вынесении решения по делам об отказе в регистрации юридического лица стали уделять внимание фактическим обстоятельствам.

В - четвертых, процедура регистрации выглядит легкой только на первый взгляд: на практике это сделать крайне сложно. При заполнении заявления по форме Р11001 необходимо прибегнуть к услугам юридических фирм, а это не менее десяти тысяч рублей. Самостоятельно это очень тяжело, можно несколько раз подавать документы, и каждый раз платить государственную пошлину. Кроме того, после регистрации необходимо еще выбрать режим налогообложения, открыть счет в банке, изготовить печати, штампы, все это требует, как материальных, так и временных затрат.

Думаю, для решения проблем, связанных с созданием и государственной регистрацией юридических лиц, необходимо полностью перевести регистрацию в электронную форму.

В настоящее время на официальном сайте ФНС РФ разработан сервис электронной регистрации юридических лиц. При помощи сервиса можно

• правильно заполнить заявление о государственной регистрации по форме № Р11001

• использовать типовой устав или подготовить устав самостоятельно, в типовом уставе нет сведений о наименовании ООО, месте нахождения и размере уставного капитала, поэтому при их изменении не придется вносить изменения в устав ООО. Использование типового устава снижает юридические риски благодаря четко обозначенным правам и обязанностям участников общества, механизму перехода долей, порядку выхода из общества. Типовой устав ООО не требуется представлять в налоговый орган.

• выбрать подходящий режим налогообложения,

• оплатить госпошлину непосредственно из сервиса, при этом уплачивать государственную пошлину не требуется при направлении документов в электронном виде, подписанных электронной подписью заявителя, и через нотариуса.

• выбрать способ представления документов (в электронном виде с электронной подписью заявителя, через нотариуса или представить в регистрирующий орган на бумаге лично)

• направить документы на государственную регистрацию в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица. Срок регистрации - 3 рабочих дня.

Внедрение электронной регистрации уже позволило сократить время регистрации до 3 рабочих дней, а в перспективе необходимо сократить до одного часа. Кроме того, уменьшится влияние человеческого фактора при неправомерном отказе в государственной регистрации юридических лиц.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ;

2. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. Шрв://вегу1се.па1о§.т/§о8ге§/т1го.Ь1т1?8М=11001;

3. Приказ Федеральной налоговой службы от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица

о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц";

4. Постановление Пленума ВАС РФ № 57 от 30.07.2013 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового Кодекса Российской Федерации»

Oskin S.E., Anisimova A.M.

Oskin S.E.

Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow, Russia)

Scientific advisor: Anisimova A.M.

Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow, Russia)

LEGAL PROBLEMS OF STATE REGISTRATION OF LEGAL ENTITIES IN RUSSIA

Abstract: the article discusses the main legal problems that arise during the state registration of legal entities and the advantages of electronic registration of legal entities

Keywords: state registration, electronic registration, legal entities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.