Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ ВЕРХОВНОГО СУДА'

ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ ВЕРХОВНОГО СУДА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
258
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации / анализ судебной практики / законность решений судов общей юрисдикции / единство судебной практики / Legal position of the Supreme Court of the Russian Federation / analysis of judicial practice / legality of decisions of courts of general jurisdiction / unity of judicial practice

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марина Николаевна Степанова

Рассматриваются вопросы поддержания единообразия в применении судами законодательства Российской Федерации в целях поддержания и в рамках реализации правомочий Верховным Судом. Устанавливается необходимость изучения правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации и их практическую ценность в осуществлении правосудия. Делается вывод о теоретической и практической ценности изучения правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации. Правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации в правоприменительной практике судов общей юрисдикции являются необходимым средством обеспечения единства судебной практики и повышения эффективности судебного правоприменения в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Марина Николаевна Степанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL POSITIONS OF THE SUPREME COURT

The issues of maintaining uniformity in the application of the legislation of the Russian Federation by courts in order to maintain and within the framework of the exercise of powers by the Supreme Court are considered. The necessity of studying the legal positions of the Supreme Court of the Russian Federation and their practical value in the administration of justice is established. The conclusion is made about the theoretical and practical value of studying the legal positions of the Supreme Court of the Russian Federation. The legal positions of the Supreme Court of the Russian Federation in the law enforcement practice of courts of general jurisdiction are a necessary means of ensuring the unity of judicial practice and improving the effectiveness of judicial law enforcement in general.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ ВЕРХОВНОГО СУДА»

Научная статья

УДК 347.991

ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ ВЕРХОВНОГО СУДА

Марина Николаевна Степанова,

Уральский филиал «Российский государственный университет правосудия», г. Челябинск, Российская Федерация, е-mail: mns017@mail.ru, https://orcid.org/0009-0006-3562-8705

Аннотация. Рассматриваются вопросы поддержания единообразия в применении судами законодательства Российской Федерации в целях поддержания и в рамках реализации правомочий Верховным Судом. Устанавливается необходимость изучения правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации и их практическую ценность в осуществлении правосудия. Делается вывод о теоретической и практической ценности изучения правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации. Правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации в правоприменительной практике судов общей юрисдикции являются необходимым средством обеспечения единства судебной практики и повышения эффективности судебного правоприменения в целом.

Ключевые слова: правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации, анализ судебной практики, законность решений судов общей юрисдикции, единство судебной практики.

Для цитирования: Степанова, М.Н. Правовые позиции Верховного суда // Вестник экономики, управления и права. 2023. Т. 16. № 3. С. 54 - 65.

Original article

LEGAL POSITIONS OF THE SUPREME COURT

Marina N. Stepanova,

Ural Branch of the Russian State University of Justice,

Chelyabinsk, RussianFederation, е-mail: mns017@mail.ru, https://orcid.org/0009-0006-3562-8705

Abstract. The issues of maintaining uniformity in the application of the legislation of the Russian Federation by courts in order to maintain and within the framework of the exercise of powers by the Supreme Court are considered. The necessity of studying the legal positions of the Supreme Court of the Russian Federation and their practical value in the administration of justice is established. The conclusion is made about the theoretical and practical value of studying the legal positions of the Supreme Court of the Russian Federation. The legal positions of the Supreme Court of the Russian Federation in the law enforcement practice of courts of general jurisdiction are a necessary means of ensuring the unity of judicial practice and improving the effectiveness of judicial law enforcement in general.

Keywords: Legal position of the Supreme Court of the Russian Federation; analysis of judicial practice; legality of decisions of courts of general jurisdiction; unity of judicial practice.

For citation: Stepanova M. N. Legal positions of the supreme court // Bulletin of Economics, Management and Law. 2023. Vol. 16. No. 3. Pp. 54 - 65 (In Russ.).

Введение

Практика Верховного Суда Российской Федерации на судебное правоприменение часто рассматривается в рамках дискуссии о нормативности разъяснений. даваемых высшим судом. Хотя в юридической науке данный вопрос по существу достаточно хорошо раскрыт и сводится к двум точкам зрения о праве: только толковать право либо также создавать его. Но построение целостной теории правовых позиций ВС РФ невозможно без анализа роли данного феномена в практике судов общей юрисдикции [1].

Обзор и результаты исследования

Необходимо отметить, что правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации являются важнейшим источником правовой информации, указывают на недочеты в законодательстве, на его несовершенство или отставание от темпов развития социальной действительности. Примером служат отдельные правовые позиции ВС РФ, которые были учтены законодателем при совершенствовании ТК РФ и КоАП РФ, также обновленные редакции ГК РФ и ЗК РФ в большей мере построены на положениях, которые сложились в судебной практике ВС РФ.

При этом в Президиуме Верховного Суда рассматриваются единичные дела, часто всего несколько в год. Иногда, например, экономические споры вообще не попадали туда. С учетом имеющихся разногласий при разрешении некоторых дел, возникших в гражданских и экономических коллегиях, Президиум ВС мог бы обеспечить практике единообразие в этой части при более активной работе. К тому же суды общей юрисдикции не вправе игнорировать правовые позиции Верховного Суда страны. Важно,

что принятые постановления позволяют усовершенствовать практику судов общей юрисдикции [6, с. 185].

Например, крупная компания искусственно делится на несколько мелких организаций, чтобы они платили налог по упрощенной системе налогообложения, то есть использована типичная схема ухода от налогов, что является нарушением налогового законодательства, и налоговая инспекция ловит предпринимателей на этом. Но возникает вопрос, как правильно рассчитать недоплаченные налоги. Со слов адвокатов, ВС России не раз высказывал позицию, что в таких делах применяться должна гуманная формула, но некоторые арбитражные суды продолжают выносить решения, противоречащие правовым подходам высокой инстанции [3].

В правовой науке позиции ВС РФ служат эмпирической базой исследования, с одной стороны, а с другой - правовая доктрина является одним из источников формирования правовых позиций ВС России [1].

Правовые позиции ВС непосредственно оказывают влияние на практику судов общей юрисдикции, но это воздействие осуществляется по двум направлениям, существенно различающимся по механизму, правовому значению и сфере воздействия.

В связи с этим правовую позицию можно определить как внешне выраженную и объединенную общей идеей систему суждений о должном правовом регулировании, включающей знание о правовой действительности и ее индивидуальную оценку [2].

Судебные правовые позиции характеризуются субъектом правоприменения (суд или судья), процессуальной формой и целями.

С учетом этого судебную позицию можно определить как правовую позицию суда (судьи), выраженную в постановлениях по конкретным делам и разъяснениях судебной практики относительно правильного понимания и применения норм действующего права для целей судебного правоприменения.

Таким образом, судебные позиции могут рассматриваться одновременно с трех основных точек зрения:

- как особый элемент судебного правосознания;

- как часть мотивировки судебного акта;

- как система суждений о подлежащих применению правовых норм.

Правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации основываются на статьях 126 Конституции Российской Федерации, а также нормах законодательства о судебной системе, определяющих статус Верховного Суда Российской Федерации [5, с. 44].

Верховный Суд Российской Федерации осуществляет судопроизводство в качестве высшего суда в системе судов общей юрисдикции, вследствие чего его правовые позиции отличаются отличительными признаками, которые позволяют выделить правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации в самостоятельную разновидность судебных правовых позиций и определить их в качестве выраженных в постановлениях по конкретным делам и разъяснениях судебной практики Верховного Суда Российской Федерации систем суждений, содержащих понимание высшим судом России правовых норм в процессе осуществления им правосудия по гражданским, уголовным, административным делам и экономическим спорам.

Основными критериями для классификации правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации являются:

- положение субъекта формирования соответствующей позиции во внутренней структуре Верховного Суда Российской Федерации;

- порядок принятия решений при формировании правовой позиции;

- нормативно определенное значение правовых позиций;

- стабильность правовых позиций;

- определенность их содержания подлежащими применению нормами отраслей материального или процессуального права;

- отношение Верховного Суда Российской Федерации к правильности высказанных судебных правовых позиций [7].

Признание Верховным Суда Российской Федерации правильности высказанных ранее правовых позиций является основанием для их разделения на действующие и признанные ошибочными правовые позиции. Статус Верховного Суда Российской Федерации и требования правовой определенности и единства судебной практики предопределяет существование презумпции правильности его судебной правовой позиции. В связи с этим судебные правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации могут быть опровергнуты только в результате прямого изменения сложившейся судебной практики.

В действующем законодательстве закреплены следующие способы влияния правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации на правоприменение судов общей юрисдикции.

1. Проверка законности судебных постановлений Верховным Судом Российской Федерации осуществляется путем сопоставления его правовой позиции и соответствующей позиции нижестоящего суда, что выражается в итоговом результате рассмотрения конкретного дела.

2. Правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации во многом определяют практику нижестоящих судов по разрешению схожих дел. При вынесении решений нижестоящие суды должны соотносить применение правовых норм с высказанными Верховным Судом Российской Федерации правовыми позициями, при этом учитывая их интерпретационную природу [7].

Соблюдение этого требования означает, что, независимо от точки зрения нижестоящего суда, правовые позиции Верховным Судом Российской Федерации должны быть соответствующим образом рассмотрены и приняты во внимание с указанием мотивов принятого решения. Судья остается независимым в применении закона и выбирает между следованием правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации и риском отмены принятого судебного акта при несогласии с данной правовой позицией вышестоящего суда.

Деятельность суда по применению правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации включает в себя этапы определения правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации, относящихся к рассматриваемому правовому вопросу, проверки их достоверности, уяснение содержания данных судебных правовых позиций и порядка из применения в конкретном рассматриваемом деле.

В случае конкуренции правовых позиций приоритет имеют официальные правовые позиции, в настоящее время выраженные в постановлениях Пленума и Президиума Верховного Суда Российской Федерации, а также типовые позиции по разъяснению смысла и порядка применения тех или иных правовых норм. Среди таких типовых позиций наибольшее юридическое значение имеют позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Вывод

Подводя итог следует подчеркнуть теоретическую и практическую ценность изучения правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации. Правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации в правоприменительной практике судов общей юрисдикции являются необходимым средством обеспечения единства судебной практики и повышения эффективности судебного правоприменения в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Анишина, В.И., Артемов, В.Ю., Большова, А.К. и др. Правосудие в современном мире: монография / Под ред. В.М. Лебедева, Т.Я. Хабриевой. М.: Норма, Инфра-М, 2014. 720 с.

2. Васьковский, Е.В. Цивилистическая методология. Учение о толковании и применении гражданских законов / Е.В. Васьковский. М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2002. 508 с.

3. Власенко, Л.В. Налоговые правовые позиции судов: теория и практика / Л.В. Вла-сенко. М., 2011. 160 с.

4. Ершов, В.В. Актуальные спорные проблемы фундаментальной и прикладной теории права // Судебное правоприменение: проблемы теории и практики. Сб. ст. / Под ред. В.М. Сырых. М.: РАП, 2007. С. 13- 28.

5. Ершов, В. В. Юридическая природа правовых позиций суда // Российское правосудие. 2013. № 6. С. 37-47.

6. Орлов, К.А. Ориентирующая функция правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации // Право и государство: проблемы методологии, теории и истории: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (20 мая 2016 г.) / ред. Е.В. Грибанов и др. Краснодар, 2017. С. 182-186.

7. Самостоятельность и независимость судебной власти в Российской Федерации / Под ред. В В. Ершова. М.: Юристъ, 2006. 493 с.

8. Черданцев, А.Ф. Толкование советского права/ А.Ф. Черданцев. М.: Юридическая литература, 1979. 168 с.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Anishina, V.I., Artemov, V.YU., Bol'shova, A.K. i dr. Pravosudie v sovremennom mire: monografiya / Pod red. V.M. Lebedeva, T.YA. Habrievoj. M.: Norma, Infra-M, 2014. 720 p.

2. Vas'kovskij, E.V. Civilisticheskaya metodologiya. Uchenie o tolkovanii i primenenii grazhdanskih zakonov / E.V. Vas'kovskij. M.: AO «Centr YUrInfoR», 2002. 508 p.

3. Vlasenko, L.V. Nalogovye pravovye pozicii sudov: teoriya i praktika / L.V. Vlasenko. M., 2011.160 p.

4. Ershov, V.V. Aktual'nye spornye problem fundamental'noj i prikladnoj teoriiprava // Sudebnoe pravoprimenenie: problem teorii i praktiki. Sb. st. / Pod red. V.M. Syryh. M.: RAP, 2007. P. 13- 28.

5. Ershov, V.V. Pravovaya priroda pravovyh pozicij suda // Rossijsko epravosudie. 2013. No. 6. P. 37-47.

6. Orlov, K.A. Orientiruyushchaya funkciya pravovyh pozicij Konstitucionnogo suda Rossijskoj Federacii // Pravo i gosudarstvo: problemymetodologii, teorii i istorii: materialy VI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (20.05.2016) / red. E. V. Gribanov i dr. Krasnodar, 2017. P. 182-186.

7. Samostoyatel'nost' i nezavisimost' sudebnoj vlasti v Rossijskoj Federacii / Pod red. V.V. Ershova. Moscow: Yurist", 2006.493 p.

8. Cherdancev, A.F. Tolkovanie sovetskogo prava / A.F. CHerdancev. M. : Yuridicheskaya literatura, 1979. 168 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Степанова Марина Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, Уральский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: mns017@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Marina N. Stepanova, Candidate of Economics Sciences, Associate Professor, Ural Branch of the Russian State University of Justice, Chelyabinsk, Russian Federation.

E-mail: mns017@mail.ru

Дата поступления статьи / Received: 14.07.2023 Принята к публикации / Accepted: 20.08.2023

Научная статья

УДК342.92

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ НИЗКОУГЛЕРОДНЫХ ЕДИНИЦАХ

Фарид Муллагалиевич Тюльпанов,

Филиал ЧОУ ВО БИЭПП в г. Челябинске, Российская Федерация, e-mail: f.g.tulpanow42@mail.ru

Аннотация. Рассмотрены проблемные вопросы использования природных ресурсов и их охраны при переходе от "грязной" экономики к "зеленой", рациональной системе использования при низкоуглеродных единицах.

Методы. В статье использован сравнительно-правовой метод научного познания, а также совокупность правовых методов, регулирующих экономические отношения использования природных ресурсов, в частности объектов окружающей среды.

Результаты. На основе собранного материала и теоретических положений автором уделяется особое внимание системе человека и природы при использовании низкоуглеродных единиц.

Научная новизна. В современных условиях проводятся реформы по усилению контрольно-надзорной деятельности, которая создает основы для развития «зеленой» экономики России, формируя здоровую окружающую среду.

Ключевые слова: «зеленая» экономика, рациональное использование и управление природными ресурсами, направленные на использование углеводородных единиц.

Для цитирования: Тюльпанов, Ф.М. Правовые проблемы природопользования и охраны окружающей среды при низкоуглеродных единицах // Вестник экономики, управления и права. 2023. Т. 16. № 3. С. 59 - 65.

Original article

LEGAL PROBLEMS OF NATURE MANAGEMENT AND ENVIRONMENTAL PROTECTION IN LOW-CARBON UNITS

Farit M. Tulipov,

Branch of PUHE BUEPL in Chelyabinsk, Russian Federation, е-mail: f.g.tulpanow42@mail.ru

Abstract. To consider problematic issues of the use of natural resources and their protection during the transition from a "dirty economy to a «green», rational system of using low-carbon units.

Methods. The article uses a comparative legal method of scientific cognition, as well as a set of legal methods regulating the economic relations of the use of natural resources, in particular environmental objects.

Results. Based on the collected material and theoretical provisions, the author pays special attention to the system of man and nature when using low-carbon units.

Scientific novelty. In modern conditions, reforms are being carried out to strengthen control and supervisory activities, which creates the foundations for the development of the «green» economy of Russia, creating a healthy environment.

Keywords: «green» economy, rational use and management of natural resources aimed at the use of hydrocarbon units.

For citation: Tulipov, F.M. Legal problems of nature management and environmental protection in low-carbon units // Bulletin of Economics, Management and Law. 2023. Vol. 16. No. 3. Pp. 59- 65 (In Russ.).

Введение

В настоящее время в мировой экономике, особенно это касается США и европейских государств, возникают проблемы по использованию чистой энергетики. Вопрос заключается в изменении конкретного подхода к использованию естественных природных ресурсов и их объектов, сохраняя в чистоте атмосферный воздух, лесные массивы и водные ресурсы на земле. Не секрет, что сегодня планета Земля задыхается от увеличения объемов выбросов вредных веществ в атмосферу. Объем, так называемых парниковых газов с каждым годом увеличивается, что может привести к росту температуры на те самые 1,5 С, которые определены Парижским соглашением. Для этого есть все возможности предотвратить природные катаклизмы путем надежных технических средств воздействия на экологические процессы в мире. По прогнозу ученых, сегодня мир находится на благоприятной волне, когда основные показатели развития под влиянием интеллектуальных цифровых технологий должны только повышаться. Этот этап начался в 2018 году и продлится до 2040 года. Происходящие торговые и вооруженные войны создаются искусственно, включая различные санкции, нарушающие международные нормы права, все мыслимые и немыслимые экономические соглашения, направленные на их срыв, и тормозят развитие мировой экономики в целом.

Следует иметь в виду, что для решения указанных проблем необходимо обратить

внимание, во-первых, на увеличение народонаселения в мире. Так, по сведениям ученых-демографов, к 2040 году население Земли может составить до 11 млрд человек. Возникнет проблема водных и продовольственных ресурсов. Естественно, произойдет истощение других природных объектов. Следующая проблема, которую сегодня пытаются решить западные и европейские страны, сводится к выбросам парниковых газов в атмосферу, в результате чего поднимется температура на Земле, что приведет к катаклизмам во многих странах. Немаловажной является проблема, стоящая перед человечеством, - это борьба с отходами и пластиковой продукцией производства и потребления, которые во многих водных пространствах образовали пластиковые острова. Немаловажным также является решения в глобальном масштабе вопроса - сохранения лесов во всех странах мира.

Необходимость проведения исследования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Человечество должно решать эти проблемы, только объединившись в единую систему защиты природы и человека. Касаясь решения вопроса об охране окружающей среды в Российской Федерации экологами-юристами, то здесь недостаточно уделяется внимание этим проблемам [5; 6].

Законодательство не всегда отвечает требованиям сегодняшним вызовов в улучшении экологии и рационального использования природных ресурсов. Теоретических работ, посвященных указанным проблемам

недостаточно. Законодательство не всегда идет в ногу со временем развития государства и общества.

Методы исследования

Методической основой исследования являются методы социально-экономического анализа, методы сравнительного правоведения, метод синтеза, который дает возможность проведения конкретного анализа обеспечения результата рассматриваемого предмета. Имеется ряд статей, но нет обобщающих исследований о выявлении негативного воздействия человека на экологические объекты и их решения [1, с. 1718].

Сравнительно-правовой метод в экологическом праве используется при сопоставлении природоохранительных норм, регулирующих основы предотвращения и пресечения экологических правонарушений, которые имеют обязательный характер выполнения требований, вытекающих из конкретных нормативно-правовых норм.

Можно согласиться с авторами о том, что в российском законодательстве понятия "зеленая" экономика и "углеродная энергетика" не раскрываются полно, нет четкого определения. Но это не значит, что она не понимается и не принимается, а также не используется в жизни общества, а значит, и в экономике. Тем не менее правовые механизмы решения о внедрении методов и форм "зеленой" экономики, связанные с регулированием углеродных единиц, должны быть в поле зрения постоянно.

Нельзя повторять печальные примеры Евросоюза о быстром внедрении "зеленой экономики, не заменяя ВИЭ (возобновляемые источники энергии), которые недостаточно еще получили свое развитие. На наш взгляд, разрешение вопроса регулирования охраны окружающей среды и природопользования должны быть комплексным подходом в обеспечении цели механизма действия материализации эколого-право-вых норм. Другой важной проблемой является совершенствование государственного

управления в области рационального использования природных ресурсов с целью максимального получения конечного результата. Необходимо целенаправленно использовать природные ресурсы, применяя новые технологии в экономике и конкретных областях производства и потребления. Эти проблемы напрямую связаны с изменением климата на планете, от которых зависит состояние атмосферного воздуха и Мирового океана, а также загрязнение окружающей среды с увеличением СО2 и повышение температуры в частности, возникновение пожаров, наводнений, цунами и др. В этой связи в России должны систематически изменяться и дополняться нормами экологического законодательства. Так, в последние годы внесены нормы экологического законодательства в области рыболовства и сохранении водных биологических ресурсов. Эти изменения и дополнения в ряде статей закрепляют более детально хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока Российской Федерации о предоставлении рыболовного участка и контролируется рыболовецким журналом в соответствии со ст. 251, который является документом, содержащим информацию о добыче (вылове) водных биологических ресурсов, о судне, а также определяет все виды рыболовства. Более детально в законе устанавливается право на добычу (вылов) водных биоресурсов. Следует отметить, что законодательство в экологической сфере изменяется в сторону демократичности и свободной для восприятия и понимания деятельности государственных исполнительных органов власти всех звеньев, создавая практическую основу, платформу для дискуссии и принятия решений в области экологических отношений. Характерным примером этого является Федеральный закон Российской Федерации от 9 марта 2021 г. №39-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты

Российской Федерации» [2]. В частности, в указанный закон внесены важные изменения об информации о состоянии окружающей среды, являющийся общедоступной, к которой не может быть ограничен доступ, за исключением информации, отнесенной законодательством РФ к государственной тайне (ст. 43). Так, в должном порядке сообщать в форме открытых данных, содержащих сведения о состоянии и загрязнении окружающей среды, включая состояние атмосферного воздуха, водных объектов, почв, радиационной обстановки, стационарных источниках, все данные о сбросах и выбросов загрязняющих веществ.

В области охраны лесного хозяйства также были внесены дополнения и изменения в отдельные статьи Лесного кодекса РФ, произошли изменения земельного законодательства, Закона о недрах и других.

Все это говорит о совершенствовании законодательства и его положительном воздействии на окружающую среду, в результате чего улучшается экологическая обстановка. Нет необходимости напоминать о роли и значении лесов в улучшении атмосферного воздуха. К примеру, в лесном хозяйстве за 9 месяцев 2022 года объем незаконной рубки леса снизился до рекордного низкого уровня и составил 450 тысяч кубометров, по данным Минприроды. По сравнению с 2021 годом это на 15% ниже уровня аналогичного периода. Необходимо отметить, что объем ежегодной рубки не превышает 0,3% от объема легальной древесины. Кроме того, за год российские леса поглощают 295м лн. тонн углерода, то есть те же 1,5 млрд. тонн СО2. Для того чтобы поглотить 1тонну углерода, нужны 2,5 га, уточнили в Рослесфорге, с учетом стоимости аренды участка и ухода за ним. Себестоимость поглощения 1 тонны углерода составляет 207 рублей. Но в России имеются не только лесные земли, но и луга, болотистые места, разные виды рельефа, которые дали более оптимистические данные [3].

1 Российская газета. 2022. №280 (8928).

Таким образом, закон определяет основы правового регулирования в сфере хозяйственной и иной деятельности, которые сопровождаются выбросами парниковых газов и осуществляются на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе, в исключительной экологической зоне РФ, российском секторе Каспийского моря (ст. 1 Закона). Если хотим сохранить лес, то следует всем жителям страны относиться на должном уровне, а именно: охрана лесов, бережное отношение и рациональное использование лесных ресурсов. В качестве негативного отношения по использованию леса можно привести пример. Так, россияне только в праздничные дни для приготовления шашлыка в стране тратят 3285 кг березового угля. Это примерно на 4 кг мяса потребуется 1 кг березового угля. Чтобы получить такое количество, понадобится около до 22 тысяч кубометров древесины или 50 тысяч берез, подсчитали в Рослес-форге [4]. Очевидно, следует подумать о других видах получения огня для хозяйственных и бытовых нужд граждан. Юридические и физические лица-индивидуальные предприниматели вправе предоставлять отчеты о выбросах парниковых газов. Важным является государственный учет выбросов парниковых газов, которые осуществляются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

В этой связи актуально распоряжение Правительства Российской Федерации от 2021 г. №2 3130-р "О развитии в РФ высокотехнической и экологической области. Развитие водородной энергетики и декарбонизации промышленности и транспорта на основе природного газа"1. Таким образом, были внесены изменения и дополнения в последние годы в закон "Об охране окружающей среды" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Сегодня современная структура топливно-энергетического комплекса (ТЭК) должна

рассматриваться как модель в различных вариантах. А именно, сколько в ней должно быть нефти, угля, атомной и альтернативной энергии в промежутках времени через 10, 20, 30, 40 лет и т.д. И в этой связи необходимо выбрать самый оптимальный путь для человечества.

Для России приемлем тот путь развития, который даст возможность использовать чистую энергетику, минуя кризисы, обеспечив тем самым чистую окружающую среду. Говоря об энергокризисе и отказа Евросоюза от использования российского газа, следует отметить, что увеличивается зависимость Евросоюза от Китая, США и государств Ближнего Востока. Сегодня доля возобновляемых источников энергии в Евросоюзе с 2004 года выросла более чем вдвое. Сейчас ЕС потребляет из ВИЭ более 20% энергии, говорится в документах, опубликованных на сайте Европарламента. В ближайшее время Евросоюз должен увеличить показатели ВИЭ в энергобалансе на 2030 год с 32% до 45%. Это значит почти на треть. В этой связи доля ВИЭ в потреблении энергии домохозяйствами должна увеличиться до 49%, а в сфере теплоснабжения и кондиционирования воздуха расти на 2,1% в год, в промышленности на -1% в год. Вместе с тем в документах ничего не говорится о том, откуда энергетическое сырье должно поступать, поскольку от импорта из России они отказались. Естественно, расчет сделан на США (сжиженный природный газ), а также из стран Ближнего Востока, в частности нефть, а уголь -из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки и Южной Америки (АТР). Экспорт из названных стран и регионов будет гораздо дороже для ЕС, чем поставки из России. Как отмечают специалисты, для Европы отказ от энергорессурсов из России выльется в кризис многих промышленных предприятий, которые вынуждены переносить свое производство в другие страны и в частности в Америку. Что касается "зеленой" энергетики в Российской Феде-

рации, то она должна развиваться постепенно, и здесь возможно комбинирование использования солнечной энергии, гидроэнергетики в горных местностях, в Арктике, курортных зонах, где используются геотермальные источники. Вместе с тем в последние годы в Европе и в Западных странах говорят достаточно много о возобновляемой и невозобновляемой энергетике как спасении от вредного воздействия углеродо-емких производств. Однако для экологической ситуации такие источники, как солнечные панели и ветрогенераторы, ГЭС и приливные электростанции, являются вредными для окружающей среды. Так, ветрогенераторы вредят землям, на которых располагаются, занимая огромные территории, зарастающие сорной травой под панелями. Кроме того, они не дают высокого КПД. Такие, как ГЭС и приливные электростанции, зачастую становятся причиной затопления территорий, необходимых для сельскохозяйственного производства. Геотермальная энергетика может быть причиной химического загрязнения воды и почвы, причем зачастую гибнут птицы. Солнечные батареи являются токсичным материалом и также вредят экологии. В борьбе за чистую экологию в России с 2021 года начали создавать сеть карбоновых полигонов на территории с уникальными экосистемами - от таежных лесов до Арктики. На таких площадках ученые выясняют, от чего зависит накопление и эмиссия парниковых газов, чтобы разработать контроль углеводородного баланса. Как это происходит и какова роль бизнеса, в процессе необходимо урегулировать в природоохранном законодательстве, закрепив нормами права природопользования и охраны окружающей среды, что даст возможность использовать кар-боновые полигоны, заключая партнерские соглашения с компаниями, которые должны инвестировать эти проекты. Кроме того, необходимо эти проекты поддерживать научно-исследовательскими учреждениями. В этой связи следует обратить внимание,

что правительство России уже предложило ввести обязательную углеродную отчетность для компаний с этого года. Сегодня в стране разрабатывается внутренняя система регулирования выбросов парниковых газов, где вводятся понятия "карбоновой единицы" и "карбоновой биржи".

Результаты исследования

Таким образом, применение разнообразных методов изучения углеродных единиц в экономике и контроля государственных органов, направленные на предупреждение экологических нарушений, должно быть обязательным требованием для всех субъектов, использующих карбоновые единицы на

карбоновой бирже. В этой связи закономерным является неизбежность разъяснения подконтрольным субъектам в необходимости структурных энергетических изменений и современных установок, которые могли бы использовать углеводородное сырье.

Выводы

Итак, для улучшения охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также повышения энергетических результатов в России и в целом мире необходимо проведение реформ с переходом на «зеленую» экономику, что будет способствовать чистой окружающей среде.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Лунева, Е.В., Сафин, З.Ф. Правовые вопросы перехода к «зеленой» экономике от концепции к реальности // Экологическое право. 2022. .№6. С. 16-22. DOI: 10.18572/18123775-2022-6-16-22

2. Федеральный закон РФ от 26 ноября 2004 года №166-ФЗ РФ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» // СЗ РФ. 2004. № 52. Ст. 5270.

3. Федеральный закон РФ от 09 марта 2021 года №39-ФЗ«О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты РФ» // СЗ РФ. 2021. № 11. Ст. 1704.

4. Распоряжение Правительства РФ от 02 ноября 2021 г. № 3130-р «О развитии в Российской Федерации высокотехнологичной области «Развитие водородной энергетики и декарбонизация промышленности и транспорта на основе природного газа» // СЗ РФ. 2021. № 45. Ст. 7609.

5. Тюльпанов, Ф.М. Экологическая государственная политика в области особо охраняемых территорий // Правопорядок: история, теория, практика. 2017. № 1(12). С. 57-62. EDN YRBKPH.

6. Тюльпанов, Ф.М. Правовые вопросы экологической безопасности при переработке, утилизации и захоронении отходов производства и потребления // Правопорядок: история, теория, практика. 2016. № 1(8). С. 85-90. EDN WBAJXT.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Luneva, E.V., Safin, Z.F. Pravovye voprosy perekhoda k «zelyonoj» ekonomike ot koncepcii k real'nosti // Ekologicheskoe pravo. 2022. No. 6. P. 16-22. DOI: 10.18572/1812-3775-2022-616-22

2. Federal'nyj zakon RF ot 26 noyabrya 2004 goda No. 166-FZ RF «O rybolovstve i sohranenii vodnyh biologicheskih resursov» // SZ RF. 2004. No. 52. St. 5270.

3. Federal'nyj zakon RF ot 09 marta 2021 goda №39-FZ«O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «Ob ohrane okruzhayushchej sredy i otdel'nye zakonodatel'nye akty RF» // SZ RF. 2021. No. 11. St. 1704.

4. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 02 noyabrya 2021 g. No. 3130-r «O razvitii v Rossijskoj Federacii vysokotekhnologichnoj oblasti «Razvitie vodorodnoj energetiki i dekarbonizaciya promyshlennosti i transporta na osnove prirodnogo gaza» // SZ RF. 2021. No. 45. St. 7609.

5. Tyul'panov, F.M. Ekologicheskaya gosudarstvennaya politika v oblasti osobo ohranyaemyh territory // Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika. 2017. No. 1(12). P. 57-62. EDN YRBKPH.

6. Tyul'panov, F.M. Pravovye voprosy ekologicheskoj bezopasnosti pri pererabotke, utilizacii i zahoronenii othodov proizvodstva i potrebleniya // Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika. 2016. No. 1(8). P. 85-90. EDN WBAJXT.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Тюльпанов Фарид Муллагалиевич, кандидат юридических наук, доцент, Филиал Частного образовательного учреждения высшего образования «Балтийский институт экологии, политики и права» в г. Челябинске, Российская Федерация.

E-mail: f.g.tulpanow42@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Farid M. Tulipov, Candidate of Law Sciences, Associate Professor, Branch of the Private University of Higher Education «Baltic University of Ecology, Politics and Law» in Chelyabinsk, Russian Federation.

E-mail: f.g.tulpanow42@mail.ru

Дата поступления статьи / Received: 14.07.2023

Принята к публикации / Accepted: 20.08.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.