О. Н. ХАЛАК старший преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права
юридического факультета ВЮИ ФСИН России, кандидат юридических наук, капитан внутренней службы
O. N. KHALAK
Правовые последствия подписания международных договоров в области обращения с заключенными
Legal consequences of international treaties signature in the sphere of prisoners treatment
#
Аннотация. Статья посвящена изучению правовых форм международного сотрудничества государств в области обращения с заключенными и определению видов ответственности государства в случае отступления от принятых обязательств.
Ключевые слова: международные договоры, декларации, рекомендации, заключенные, права человека, международная ответственность.
Abstract. In the article the author focuses on the study of legal forms of international cooperation between countries in the sphere of prisoners treatment and defining of responsibility of the country in case of derogation from commitments made.
Key words: international treaties, declarations, recommendations, prisoners, human rights, international responsibility.
#
Изменение структуры и динамики преступности как в отдельных странах, так и во всем мире, объективный процесс сближения законодательства разных стран, необходимость реформирования системы уголовных наказаний, осознание того, что меры, связанные с изоляцией правонарушителя от общества и альтернативные им, являются эффективным средством борьбы с преступностью, необходимость обмена опытом и внедрения «лучших» видов практики исполнения уголовных наказаний и обращения с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными (далее - заключенные), разработки единых требований к персоналу пенитенциарного учреждения, к порядку прохождения им службы и повышения квалификации способствовали зарождению и развитию международного сотрудничества государств в пенитенциарной сфере.
Правовыми формами международного сотрудничества государств выступают международные договоры, декларации и рекомендации международных организаций. Эти документы имеют различные наименования (конвенции, пакты, правила, кодексы, своды и т. д.) и во многом определяют развитие уголовно-исполнительной системы России (УИС), подтверждением чему выступают принятые в Российской Федерации государственные программы: «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)», «Юстиция» и др.
Знание специфических правовых свойств различных международных документов способствует не только добросовестному исполнению принятых на себя Россией международных обязательств, но и позволяет грамотно расставлять приоритеты в их исполнении, тем самым рационально расходовать бюджетные средства, что особенно актуально в условиях
vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 36
НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
нестабильной экономической ситуации в стране и мире.
Одной из форм международного сотрудничества государств являются международные договоры. Согласно подп. «а» п. 1 ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года [2], последний представляет собой «международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования».
Анализ представленной дефиниции, а также правовых последствий, возникающих у государства после подписания международного соглашения, позволяет выделить ряд существенных признаков международного договора:
1) это соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом;
2) соглашение может быть отражено в одном или нескольких связанных между собой документах;
3) с момента вступления в силу Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» [3] вне зависимости от конкретного наименования соглашения, предметом которого являются права и свободы человека и гражданина, юридическим фактом, выступающим основанием для исполнения международного договора в области обращения с заключенными, является его ратификация, которая осуществляется в форме федерального закона. В СССР такое правило установлено не было. В этой связи те договоры, которые были заключены СССР, действуют на территории Российской Федерации (как правопреемника международных обязательств Советского Союза) с момента их подписания;
4) подписанные и ратифицированные международные договоры в области обращения с заключенными не требуют обязательного отражения в нормах уголовно-исполнительного законодательства, то есть имеют прямое действие;
5) международные договоры обладают приоритетом в исполнении в случае возникнове-
ния юридических коллизий с внутригосударственным законодательством;
6) невыполнение взятых на себя международных обязательств может привести к приостановлению членства государства и, как крайняя мера, исключению его из состава международной организации, членом которой оно является.
К международным договорам в области обращения с заключенными относятся конвенции, пакты, хартии.
Для обеспечения исполнения принимаемых на себя государствами международных обязательств в рамках деятельности Организации Объединенных Наций (ООН) и Совета Европы учреждаются международные контрольные органы, правовой статус которых закрепляется либо в самом международном соглашении, либо в дополнительном документе к нему (как правило, в протоколах). В последнем случае для определения того, подпадает ли Российская Федерация под юрисдикцию международного контрольного органа, важно установить факт подписания и ратификации не только международного соглашения в области прав человека, но и протокола к нему. Так, например, Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, принятую резолюцией Генеральной ассамблеи ООН от 13.12.2006 № 61/106 [4]. Однако не ратифицирован Факультативный протокол к Конвенции о правах инвалидов, что означает, что жалобы и сообщения заключенных, как и других граждан России, не подлежат рассмотрению в Комитете по правам инвалидов. В то же время в силу ст. 35 Конвенции о правах инвалидов Российская Федерация, как и другие государства - участники Конвенции, представляет Комитету доклад о мерах, принятых для обеспечения исполнения принятых на себя обязательств по Конвенции, и о прогрессе, достигнутом в этом отношении, в течение двух лет после вступления в силу Конвенции для соответствующего государства - члена ООН. Затем такие доклады представляются государствами не реже чем раз в четыре года, а также тогда, когда об этом просит Комитет.
Правовой статус Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) - судебного контрольного органа за исполнением норм Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года [5] (Европейская кон-
37
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2017
венция по правам человека, ЕКПЧ) - также отражен в разделе II самой Конвенции, ратифицированной Российской Федерацией. Как следует из ст. 46 ЕКПЧ, решения, вынесенные ЕСПЧ, обязательны для исполнения ответчиком по делу, государством, ратифицировавшим ЕКПЧ. В соответствии с ЕКПЧ, а также протоколами к ней исполнение решений ЕСПЧ включает в себя три компонента: 1) принятие мер общего характера; 2) выплату справедливой компенсации и возмещение судебных издержек; 3) принятие мер индивидуального характера.
Российская Федерация готова добросовестно исполнять решения ЕСПЧ, в том числе вносить необходимые изменения в национальное законодательство, но с одним условием: если вынесенные ЕСПЧ решения не противоречат положениям Конституции Российской Федерации [6].
Международные контрольные органы, призванные следить за исполнением принятых на себя государством международных обязательств после подписания и ратификации международных договоров в области прав человека, можно подразделить на судебные (такие, как ЕСПЧ) и несудебные (Комитет против пыток, Комитет по правам человека и т. д.).
Следующими правовыми формами международного сотрудничества государств являются декларации и рекомендации международных организаций, которые, согласно п. 4 ст. 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ), реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.
Согласно подп. «i» п. 1 ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров понятие «международная организация» означает межправительственную организацию. В Российской Федерации исполнению подлежат только рекомендации (декларации) международных организаций, созданных на межправительственном уровне. Следовательно, рекомендации международных неправительственных организаций с юридической точки зрения не обязательны для исполнения на территории страны.
Декларации (от лат. declaration - заявление, объявление) - международно-правовые
документы, в которых провозглашаются какие-либо принципы, основы (например, Всеобщая декларация прав человека 1948 года). Декларации не содержат юридически обязательных норм. Специфической правовой особенностью этих документов выступает то, что государства их не подписывают, они лишь голосуют, тем самым выражая приверженность к провозглашаемым в этом документе ценностям в сфере прав человека. Как правило, эти ценности впоследствии облекаются в иную правовую форму: международные договоры или рекомендации.
Отличительными особенностями рекомендаций по вопросам обращения с заключенными являются следующие: 1) они не требуют ратификации на территории страны - члена международной организации; 2) содержат положения, уточняющие, детализирующие положения международных договоров; 3) реализуются при наличии необходимых экономических и социальных возможностей (ч. 4 ст. 3 УИК РФ); 4) действуют на территории страны только после внесения необходимых изменений в уголовно-исполнительное законодательство; 5) не обладают приоритетом исполнения в случае возникновения юридических коллизий с внутригосударственным законодательством.
К числу рекомендаций следует относить кодексы, правила (например, Европейские пенитенциарные правила 2006 года [7], Минимальные стандартные правила ООН в отношении обращения с заключенными 2015 года [8]) и др.
Несмотря на то что рекомендации реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве при наличии необходимых экономических и социальных возможностей, государства обязаны исполнять требования этих документов с учетом политических, экономических, социальных и культурных условий и традиций каждой страны, ее национальных особенностей. Государствам - членам международной организации предоставляется также отсрочка исполнения международных документов - рекомендаций. Полагаем, это не означает, что государства могут вовсе не выполнять взятые на себя обязательства из-за отсутствия указанных ресурсов. Несмотря на предоставленную отсрочку, государства - члены международной организации обязаны информировать уполно-
vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru
38
НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
моченные субъекты о ходе реализации международного документа1. Итогом рассмотрения ситуаций, частных жалоб на нарушение рекомендаций является обращение контрольного органа к государству с пожеланием восстановить нарушенные права, предпринять меры по изменению ситуации. Эти пожелания не влекут столь серьезных последствий для государства, но они, несомненно, оказывают определенное политическое воздействие на их законодательную деятельность и правоприменительную практику.
Таким образом, правовыми формами международного сотрудничества государств по вопросам обращения с заключенными являются международные договоры и декларации, рекомендации международных межправительственных организаций. Серьезные последствия неисполнения принятых на себя международных обязательств возникают у государства в случае отступления от требований международных договоров: не только подрывается авторитет страны как надежного добросовестного партнера на мировой арене, «приковывается» внимание со стороны международных контролирующих органов, неправительственных организаций, но возможны ситуации приостановления членства страны и, как крайняя мера, исключения ее из состава международной организации, членом которой она является (для России это ООН и Совет Европы). Материальная ответственность наступает у Российской Федерации в случае удовлетворения жалобы заключенного против России в ЕСПЧ.
Безусловно, расходовать бюджетные средства необходимо именно на реализацию требований международных договоров, и только при наличии имеющихся социальных и экономических возможностей - на исполнение рекомендаций. Определяющим в этом вопросе является установление вида прав человека,
1 Так, например, согласно резолюции Генеральной ассамблеи ООН 45/110 «Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила)», принятой в 1990 году, страны - участницы международного соглашения должны сообщать о ходе выполнения правил через каждые пять лет начиная с 1994 года. Генеральный секретарь ООН, в свою очередь, через каждые пять лет начиная с 1994 года готовит доклад о ходе выполнения Токийских правил для Комитета по предупреждению преступности и борьбе с ней.
получившего отражение в международном документе. В конвенциях, пактах и хартиях (международные договоры), как правило, содержатся требования, обеспечение которых -прямая обязанность государства (право на жизнь, свободу передвижения, запрет пыток и т. д.). Содержание рекомендаций составляют, в основном, права человека - стремления (социально-экономические права), которые подлежат исполнению с учетом имеющихся у государства социальных и экономических возможностей (права на социальное обеспечение, достойный уровень существования и т. д.). Государство пусть и не может обеспечить такой уровень социальной защищенности, как в развитых странах Европы, но обязано обеспечить равный доступ к реализации указанных прав всем без исключения гражданам и гарантировать тот минимум, который предусмотрен в международных правовых актах рекомендательного характера. Содержание этого минимума в ряде случаев определяется национальным правом (например, минимальный размер оплаты труда).
Иными словами, социально-экономические права заключенных реализуются с учетом социальных и экономических возможностей при условии, что в стране обеспечен минимальный уровень социальной защищенности заключенных, гарантированный уголовно-исполнительным законодательством. Например, ч. 1 ст. 99 УИК РФ закрепляет норму жилой площади для осужденных в зависимости от вида учреждения УИС, исполняющего наказания в виде лишения свободы. Реализация международных норм, предусматривающих более высокий стандарт жилой площади, осуществляется страной с учетом социальных и экономических возможностей, что означает, что государству предоставляется отсрочка в их исполнении. Однако если выявлено нарушение ч. 1 ст. 99 УИК РФ, то рекомендации контрольного органа подлежат выполнению без отсрочки их исполнения, поскольку выявленное нарушение способно со временем привести к нарушению прав человека - требований.
Так, ЕСПЧ отметил, что неправомерное обращение с человеком должно нести в себе некий минимум жестокости, чтобы на акт такого обращения распространилось действие ст. 3 ЕКПЧ (предусматривает запрет пыток и друго-
39
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2017
го жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство вида обращения или наказания). Оценка этого минимума относительна - она зависит от обстоятельств дела, таких как продолжительность неправомерного обращения с человеком, физические и психические последствия для человека, а в некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья жертвы. Однако в деле «Курушин против России» ЕСПЧ посчитал крайнюю нехватку пространства (социально-экономическое право заключенного) достаточным фактом для признания нарушения ст. 3 ЕКПЧ к заключенному [9].
Таким образом, в первую очередь исполнению подлежат международные договоры, в которых закреплены права человека - требования (прежде всего, конвенции, пакты, хартии), во вторую очередь - рекомендации международных межправительственных организаций, которые содержат в основном социально-экономические права (прежде всего, правила). Однако приоритет в исполнении может быть изменен, если страна не обеспечивает минимальный уровень социальной защищенности, установленный в стране. Такая ситуация способна привести к нарушению прав человека -требований и тем самым повлечь для государства последствия, вытекающие из неисполнения норм подписанного и ратифицированного международного договора. ^
1. Кашкин С. Ю., Четвериков А. О. Основы интеграционного права : учебное пособие. М. : Проспект, 2015. С. 11.
2. Венская конвенция о праве международных договоров : принята 23.05.1969 ; вступила в силу 27.01.1980 // Ведомости ВС СССР. 1986. № 37, ст. 772.
3. О международных договорах Российской Федерации : федер. закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ // Российская газета. 1995. 21 июля.
4. О ратификации Конвенции о правах инвалидов : федер. закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ // Офиц. интернет-портал правовой информации. 04.05.2012. № 0001201205040005. URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001201205040005 (дата обращения: 01.10.2016).
5. Конвенция о защите прав человека и основных свобод : заключена в Риме 04.11.1950 //СЗ РФ. 2001. № 2, ст. 163.
6. О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» : федер. конституционный закон от 14.12.2015 № 7-ФКЗ // Российская газета. 2015. 16 декабря ; По делу о разрешении вопроса о возможности исполнения в соответствии с Конституцией Российской Федерации постановления Европейского суда по правам человека от 04.07.2013 по делу «Анчугов и Гладков против России» в связи с запросом Министерства юстиции Российской Федерации : пост. Конституц. Суда Рос. Федерации от 19.04.2016 № 12-П // Офиц. интернет-портал правовой информации. 22.04.2016. № 0001201604220012 URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001201604220012 (дата обращения: 01.10.2016).
7. Европейские пенитенциарные правила : рекомендация Rec (2006) 2 Комитета министров Совета Европы от 11.01.2006 // Сборник конвенций, рекомендаций и резолюций, касающихся пенитенциарных вопросов. Рязань : Академия ФСИН России, 2008. С. 58-96.
8. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Ман-делы) : резолюция Генеральной ассамблеи ООН от 17.12.2015 № 70/175. URL: http://www.un.org/ru/ documents/ods.asp?m=A/RES/70/175 (дата обращения: 25.07.2016).
9. Дело «Курушин против России» : пост. Европейского суда по правам человека от 15.10.2015. URL: http://to38.minjust.ru/ru/press/news/kurushin-protiv-rossii-zhaloba-no-496306 (дата обращения: 25.07.2016).
vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru
40