Научная статья на тему 'Правовые особенности споров, связанных с воспитанием детей'

Правовые особенности споров, связанных с воспитанием детей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
1883
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / CHILDREN / РОДИТЕЛИ / PARENTS / СЕМЬЯ / FAMILY / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ОБРАЗОВАНИЕ / СУДЕБНЫЕ СПОРЫ / LITIGATION / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воробьева Ирина Викторовна

В статье определяются правовые особенности споров, связанных с воспитанием детей. Автор отмечает, что данные споры, как правило, запутанны, противоречивы и трудны со всех точек зрения. Когда семья не может выполнить или не выполняет свои воспитательные функции, возникают споры о детях, особенности которых заключаются в неразрывной связи с воспитанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal features of the disputes connected with education of children

The article defines legal features of disputes related to the upbringing of children. The author notes that these disputes are usually confusing, contradictory and difficult from all angles. When the family can not or does not comply with its educational functions, the disputes about children arise, especially disputes which are in close connection with education.

Текст научной работы на тему «Правовые особенности споров, связанных с воспитанием детей»

И.В. Воробьева

ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ

В статье определяются правовые особенности споров, связанных с воспитанием детей. Автор отмечает, что данные споры, как правило, запутанны, противоречивы и трудны со всех точек зрения. Когда семья не может выполнить или не выполняет свои воспитательные функции, возникают споры о детях, особенности которых заключаются в неразрывной связи с воспитанием.

Ключевые слова: дети, родители, семья, воспитание, образование, судебные споры.

Привлекательность идеи воспитания детей в семье, его предпочтительность перед публичными формами, особенно в отношении детей раннего возраста, обоснованны в отношении детей раннего возраста, подтверждены научными изысканиями представителей различных гуманитарных наук.

Великий педагог В.А. Сухомлинский видел в воспитании детей главный смысл и цель семейной жизни, а основной школой воспитания детей он считал взаимоотношения мужа и жены, отца и матери1.

Проблема состоит в том, что ребенок продолжительное время нуждается в заботе, которая осуществляется, как правило, в семье и прежде всего родителями. В семье ребенок развивается, обучается, воспитывается и готовится к самостоятельной жизни. Именно в семье формируется склад его личности. Семья характеризуется как естественная среда обитания ребенка. Особую ценность для детей представляют взаимоотношения с членами семьи и прежде всего с родителями, их индивидуальность, наполненность любовью и заботой.

© Воробьева И.В., 2012

Однако проживание в семье не всегда отвечает интересам ребенка. В ней может сложиться такая обстановка, которая превращает семью в среду, враждебную для ребенка.

Невыполнение родителями (или одним из них) своих прав и нарушение законных прав другого супруга либо ребенка приводят к возникновению конфликтов, требующих безусловного разрешения с восстановлением нарушенных прав. Закон исходит из равенства прав и обязанностей обоих родителей в отношении своих детей, все споры, относящиеся к воспитанию детей, должны решаться обоими родителями по взаимному согласию.

Защита прав детей не ограничивается нормами семейного права. Известное число норм содержится в гражданском праве, жилищном праве, трудовом праве, наследственном праве, гражданском процессе. Все они выполняют важные функции охраны прав и интересов, связанных с проблемами обеспечения надлежащего воспитания детей, и служат гарантией их защиты.

Возникающие проблемы, связанные с воспитанием детей, весьма разнообразны. Они включают в себя психологические, педагогические, социально-экономические и правовые факторы. Особое место в арсенале средств, призванных обеспечить право ребенка на надлежащее семейное воспитание, занимает суд.

Как правило, говоря о воспитательной роли суда в жизни несовершеннолетнего, подразумевают борьбу с совершаемыми им правонарушениями, тогда как этим воспитательные функции суда в отношении детей не ограничиваются. Зачастую суду приходится рассматривать иски, от разрешения которых зависит судьба ребенка. Причем речь подчас идет о запутанных, противоречивых, трудных со всех точек зрения жизненных ситуациях, когда семья не выполняет свои воспитательные функции. Тогда-то и возникают споры о детях, особенность которых заключается в их неразрывной связи с воспитанием. Иначе говоря, суду приходится разрешать споры, возникающие при чрезвычайных обстоятельствах, связанных с ломкой сложившегося уклада быта несовершеннолетнего из-за необходимости коренным образом изменить его в лучшую сторону, что, как правило, сопряжено с глубокими детскими переживаниями. Вот почему для наименее болезненного, мудрого решения, сочетающегося с видением перспективы разрешения спора о детях, мало хорошо знать закон, нужно также ориентироваться в вопросах педагогического характера, в основах детской психологии. И подобного рода знания всякий раз следует сочетать с бережным отношением к родительским правам, чувствам родителей, когда они этого заслуживают. Неслучайно споры о детях всегда считались наиболее сложными2. Степень сложности таких дел

определяется не только содержанием конкретных норм семейного права, но и семейной ситуацией, требующей судебной оценки.

Не возникает особых проблем при рассмотрении исков о расторжении брака, взыскании алиментов. Иначе обстоит дело с рассмотрением споров, связанных с воспитанием детей, так как между сторонами чаще всего складываются враждебные отношения и непосредственно затрагиваются интересы ребенка, чья судьба подчас всецело зависит от грамотного решения суда. При этом рассмотрение таких дел - долгий и кропотливый процесс, связанный с исследованием большого числа доказательств.

К спорам, связанным с воспитанием детей, в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации можно отнести следующие споры: о месте жительства детей при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ); об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК РФ); об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п. 3 ст. 67 СК РФ); о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения (п.1 ст. 68 СК РФ); о лишении родительских прав (п. 1 ст. 70 СК РФ); о восстановлении в родительских правах (п. 2 ст. 72 СК РФ); об ограничении родительских прав (п. 1 ст. 73 СК РФ); об отмене ограничения родительских прав (ст. 76 СК РФ); об отмене усыновления ( п. 1 ст. 140 СК РФ); о возврате опекунам (попечителям) подопечного от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований (п. 2 ст. 150 СК РФ); о возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения (п. 2 ст. 153 СК РФ).

Каждая из названных категорий споров имеет свои особенности. При этом данные споры можно классифицировать по нескольким признакам.

1. Споры о воспитании детей по заявлению родителей. К данной группе споров, по нашему мнению, следует отнести:

а) спор о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей. Правильное разрешение подобных споров имеет большое значение, поскольку любая судебная ошибка - это в первую очередь судьба ребенка, его нравственное и духовное воспитание. Данный спор может рассматриваться судом до расторжения брака, во время развода и после прекращения брака. Никаких временных ограничений на этот счет не существует. Главное условие, чтобы родители жили раздельно.

При разрешении спора суд исходит из равенства прав и обязанностей обоих родителей, отдавая предпочтение тому из них, кто обеспечивает (может обеспечить) наиболее благоприятные

условия для воспитания ребенка. Можно себе представить, настолько сложно бывает суду решить, с кем из родителей оставить их единственного ребенка;

б) об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Специально регулирует права родителя, проживающего отдельно от ребенка, ст. 66 СК РФ. Они вытекают из права ребенка на общение, провозглашенное п. 3 ст. 9 Конвенции о правах ребенка, где говорится о праве ребенка, который разлучается с родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с ними за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Сам по себе факт передачи детей на воспитание одному из родителей не лишает другого родителя обязанности участвовать в их воспитании. Родитель, проживающий отдельно от детей, имеет право общаться с ними и обязан принимать участие в их воспитании, а родитель, с которым проживают дети, не вправе препятствовать в этом другому родителю;

в) о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения. Если спор о месте жительства детей идет между родителями и другими лицами, родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей. Именно поэтому родителю не может быть отказано в передаче ребенка от третьих лиц (физических, юридических), удерживающих его не на основании закона или судебного решения (п.1 ст. 68 СК РФ), даже если у этих лиц имеются надлежащие условия для воспитания ребенка, кроме случаев, когда передача ребенка родителю (родителям) противоречит интересам ребенка.

2. Споры о воспитании детей, заявленные лицами, заменяющими родителей и иными родственниками об устранении препятствий общения с ними.

а) Об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников. В воспитании ребенка нередко принимают участие близкие лица, в числе которых не только дедушка и бабушка, как было закреплено в ст. 57 КоБС РСФСР, но и другие родственники, не обязательно близкие. Степень их причастия к жизни ребенка может быть разная. Но в любом случае, когда ребенка и его родственников связывают настоящие глубокие чувства, с одной стороны, обогащается семейное воспитание, с другой - более полноценной становится жизнь старшего поколения.

Пункт 3 ст. 67 СК РФ, в отличие от прежнего семейного законодательства, закрепляет право близких родственников в случае неподчинения родителей (одного из них) решению органа опеки и попечительства обратиться в суд с иском об устранении

препятствий к общению с ребенком. Суд разрешает спор, исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения.

б) О возврате детей опекунам (попечителям) от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований. Пункт 2 ст. 150 СК РФ предусматривает защиту прав опекуна (попечителя), которые он приобрел в установленном законом порядке. Эта защита заключается в предоставлении опекуну (попечителю) возможности требовать по суду возврата подопечного от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных на то оснований.

Если при рассмотрении иска по данной категории суд придет к выводу, что ни опекун (попечитель), ни лицо, удерживающее ребенка, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание, тогда ребенок передается на попечение органов опеки и попечительства, после чего опека (попечительство) прекращается путем вынесения соответствующего решения (постановления) органа опеки и попечительства, основанного на решении суда.

в) О возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения. Данная категория спора впервые появилась в Семейном кодексе РФ, в частности в п. 3 ст. 153. В ней конкретно сказано, что родители по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя) и вопрос о возврате приемному родителю ребенка рассматривается по аналогии со ст. 150 СК РФ.

г) Отмена усыновления (удочерения) детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление или удочерение является приоритетной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 124 СК РФ). Усыновление семейное законодательство определяет как отдельный, сложный правовой институт. Закон возлагает на усыновителей те же обязанности по воспитанию, которые лежат на родителях ребенка. Они обязаны воспитывать усыновленных детей, заботится об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, защищать их интересы, материально содержать детей. Поэтому те обстоятельства, которые служат основанием для лишения родительских прав (ст. 69 СК РФ), являются безусловными основаниями для отмены усыновления.

3. Споры об ответственности за невыполнение родительских прав.

а) Лишение родительских прав производится только в судебном порядке. Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их нравственном и физическом развитии, обучении,

подготовке к общественно полезному труду3. А это означает, что родители (или один из родителей) упорно, систематически, несмотря на все меры предупреждения, продолжают не выполнять свой родительский долг.

Не исключено, что после лишения родительских прав и после изъятия ребенка у родителей (одного из них) на основании судебного решения лицо, утратившее родительские права, будет предпринимать попытки изменить свой образ жизни и отношение к ребенку, который зачастую продолжает любить своих родителей, испытывать к ним привязанность и стремиться к общению с ними. В семейном законодательстве в настоящее время ничего не говорится о возможности общения с таким родителем. Поэтому, на наш взгляд, следует согласиться с авторами, которые считают, что такое общение допустимо, если оно не противоречит интересам ребен-ка4. Более того, право на общение - это прежде всего право ребенка, а отсутствие общения между ребенком и родителем будет затруднять процесс восстановления нормальных семейных отношений.

б) О восстановлении в родительских правах. Лишение родительских прав, хотя оно и носит бессрочный характер, не является бесповоротным актом. Родители могут в любое время после изменения своего поведения, образа жизни и (или) отношения к ребенку обратиться в суд с просьбой о восстановлении их в родительских правах. Вопрос о восстановлении в родительских правах решается в судебном порядке. Согласно ст. 72 СК РФ восстановление в родительских правах допускается, если этого требуют интересы детей и если дети не усыновлены. Основанием для отказа в иске о восстановлении в родительских правах является отсутствие согласия ребенка, достигшего десяти лет, когда он возражает, независимо от мотивов, которые приводит в обоснование своих доводов (п. 4 ст. 72 СК РФ).

в) Об ограничении родительских прав. Следует отметить, что применение такой меры ответственности не всегда является целесообразным. В случае отказа в удовлетворении иска о лишении родительских прав суд в праве разрешить вопрос об отобрании ребенка у родителей и передаче его органам опеки и попечительства, если этого требуют интересы ребенка5. Данная мера является одним из правовых средств воздействия, которые государство применяет в отношении родителей, ненадлежащим образом осуществляющих воспитание детей, но при отсутствии достаточных оснований для лишения родительских прав. В качестве общего с лишением прав основания ограничения родительских прав выступает опасность оставления ребенка с родителями (одним из них),

т. е. когда существует реальная угроза его жизни и здоровью. Степень и характер опасности в каждом случае могут быть разными, зависят от возраста ребенка, состояния его здоровья, социального окружения.

г) Об отмене ограничения родительских прав. Ограничение родительских прав может быть отменено, если отпали основания, по которым произошло отобрание ребенка.

Правовое регулирование отношений по семейному воспитанию детей во многом зависит от фактов и обстоятельств, прямо или косвенно влияющих на условия жизни ребенка в семье. Обеспечение целого ряда жизненно важных прав ребенка в обществе, государстве теснейшем образом связано с условиями его семейного воспитания.

Примечания

1 См.: Сухомлинский В.А. О воспитании / Сост. С. Соловейчик. 2-е изд. М., 1975.

С. 63.

2 См.: Нечаева А.М. Споры о детях. М., 1989. С. 3.

3 См.: Комментарий к Постановлениям Пленума Верховного суда РФ по граждан-

ским делам / Под ред. В.М. Жуйкова. М., 2010. С. 404.

4 См.: Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под ред.

И.М. Кузнецова. М., 2010. С. 250.

5 См.: Постановление Пленума Верховного суда РФ от 27.05.1998 № 10 «О приме-

нении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» // Бюллетень Верховного суда РФ. 2007. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.