УДК 006.029
Подкорытов Д.В. курсант 3 курса БУА и УВД
Рудь Е.В.
курсант 3 курса БУА и УВД научный руководитель: Кечкин Ю.В.
преподаватель
1 кафедра Тактики и общевоенных дисциплин п/п-к
ВУНЦВВС "ВВА" филиал в г. Челябинск Россия, г. Челябинск ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ
Аннотация. Важнейшую роль в обеспечении информационной безопасности государства, несомненно, играет его защищенность, создаваемая государством посредством ряда мероприятий и призванная противостоять реальным и потенциальным угрозам национальной безопасности, исходящим как извне, так и возникающим внутри страны.
Ключевые слова: информационная безопасность, защищенность, национальная безопасность.
Podkorytov D.V.
The cadet 3 course Branch VUNTS VVS "VVA"(Chelyabinsk)
Russia, Chelyabinsk Rud E.V.
The cadet 3 course Branch VUNTS VVS "VVA"(Chelyabinsk)
Russia, Chelyabinsk Scientific adviser: teacher of the Departament of Tactics and Social Sciences lieutenant colonel Kechkin Y. V. Branch VUNTS VVS "VVA"(Chelyabinsk)
Russia, Chelyabinsk LEGAL FOUNDATIONS FOR PROTECTION OF THE STATE
SECRET
Annotation. The most important role in ensuring the information security of the state is undoubtedly played by its security, created by the state through a number of measures and designed to withstand real and potential threats to national security, coming from both outside and emerging within the country.
Key words: information security, security, national security.
Анализ законодательства в области уголовно-правовой защиты государственных секретов дореволюционной России показывает, что впервые эти вопросы документально прослеживаются в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. В частности, в нем имелся
раздел "О преступлениях государственных", в котором указывался перечень деяний, относящихся к государственной измене, в частности: сообщение российским подданным "государственных тайн иностранному правительству", злоупотребление доверием дипломатическим или иным чиновником "с умыслом в явный вред для отечества" и другие. Более детальный перечень государственных преступлений и наказания за их совершение определяло Уголовное уложение 1903 г., в главе "О государственной измене" которого устанавливалась уголовная ответственность за "шпионство".
Статьей 9 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" определен порядок отнесения сведений к государственной тайне, согласно которому:
"Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с настоящим Законом.
Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне в соответствии с принципами засекречивания сведений возлагается на органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены (разработаны).
Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, определяемым настоящим Законом, руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Указанные лица несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.
Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности. В рамках целевых программ по разработке и модернизации образцов вооружения и военной техники, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по решению заказчиков указанных образцов и работ могут разрабатываться отдельные перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Эти перечни утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти. Целесообразность засекречивания таких перечней определяется их содержанием".
В соответствии с этой статьей Закона руководители органов государственной власти, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне:
- рассматривают обоснованные предложения по отнесению сведений к государственной тайне, представленные органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями;
- принимают решения об отнесении сведений к государственной тайне и несут персональную ответственность за принятые решения;
- разрабатывают развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию в отрасли (министерстве, ведомстве), с указанием степени секретности сведений, по отношению к которым эти министерства, ведомства наделены полномочиями по распоряжению;
- вносят предложения в межведомственную комиссию по защите государственной тайны для формирования открытого общегосударственного Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне.
Вместе с этим необходимо отметить, что отношение ученых и исследователей к действующему порядку отнесения сведений к государственной тайне неоднозначно. Значительная часть из них поддерживает этот порядок и придерживается следующего взгляда. Так, по мнению М.А. Вуса, А.В. Федорова, А.Л. Балыбердина, ст. 9 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" сохранила существовавший и до принятия Закона перечневый метод отнесения сведений к государственной тайне. Вместе с тем существенным отличием заложенных в указанном Законе норм от практики, существовавшей до его принятия, является установленная Законом трансформация общегосударственного Перечня. Этот Закон устранил прежде всего существовавшую раньше "коллективную безответственность" в этой области государственных отношений, установив персональную ответственность конкретных должностных лиц за принятие решений по отнесению сведений к государственной тайне. В общегосударственный Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, теперь включаются сведения, уже отнесенные в установленном порядке к государственной тайне полномочными должностными лицами. За ними сохраняется ответственность за обоснованность установленной степени секретности конкретных сведений.
С другой стороны, в соответствии со ст. 5 Закона о государственной тайне многие из конкретных сведений, определяющих систему защиты государственной тайны, сами по себе составляют государственную тайну, поэтому помещение конкретных сведений в Перечень сведений, составляющих государственную тайну, или в Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, с оценкой степени их секретности привело бы к необходимости их засекречивания, что абсолютно недопустимо, исходя из их предназначения и необходимости обнародования.
Правомерность ограничения прав граждан и должностных лиц, связанных с секретностью упомянутых развернутых перечней сведений, подлежащих засекречиванию, подтверждается содержанием двух статей Конституции Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 29
Конституции Российской Федерации: "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом". Учитывая, что ряд развернутых перечней содержит сведения, составляющие государственную тайну, единственно законным способом реализации прав граждан, определенных упомянутой ст. 29, является порядок, изложенный в Законе Российской Федерации "О государственной тайне" (ст. 21), включающий процедуру оформления на них допуска к государственной тайне на добровольной основе. Вместе с тем допущенные к государственной тайне граждане и должностные лица в соответствии со ст. 24 упомянутого Закона могут быть ограничены в своих правах, в том числе и в праве на распространение сведений, составляющих государственную тайну.
Использованные источники:
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993г. (ред. 30 декабря 2009г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - №6-ФКЗ.
2. Закон РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993г. N 5485-1 // В ред. Федеральных законов от 6 октября 1997г. N 131-ФЗ, от 30 июня 2003г. N 86-ФЗ, от 11 ноября 2003г. N 153-ФЗ, от 29 июня 2004г. N 58-ФЗ, от 22 августа 2004г. N 122-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 марта 1996г. N8-n, Определениями Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2002г. N 293-О, от 10 ноября 2002г. N 314-О.
3. Вус М.А., Федоров А.В. Государственная тайна и ее защита в Российской Федерации. СПб., 2003. С. 13.
4. Исаева И.А. История государства и права России. Учебник // М.: Юристъ, 2007. - 171с