Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ФИЗИЧЕСКОГО, ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ФИЗИЧЕСКОГО, ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОСВЯЗЬ / ПРАВО / ОБРАЗОВАНИЕ / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВО / ПРОЕКТ ЗАКОНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арутюнян Тигран Гарриевич, Власов Валерий Александрович

Авторами анализируются некоторые нормативные правовые акты различной юридической силы, содержащие в себе элементы взаимосвязи физического и патриотического воспитания подрастающего поколения. Исходя из имеющихся реальных проблем современного гражданского общества, физическое и патриотическое воспитание молодежи является одной из важнейших задач государства, социума и образовательных учреждений Российского государства. Рассматриваемые материалы учитывались при проведении исследований в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, а также в высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности и в спортивных школах. Выдвигается предложение о целесообразности разработки проекта и принятии Федерального закона «О физическом, патриотическом и духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арутюнян Тигран Гарриевич, Власов Валерий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL FOUNDATIONS OF THE RELATIONSHIP BETWEEN THE PHYSICAL, PATRIOTIC AND SPIRITUAL-MORAL EDUCATION OF THE YOUNGER GENERATION

The authors analyze some normative legal acts of various legal force, which contain elements of the relationship of physical and patriotic education of the younger generation. Based on the existing real problems of modern civil society, the physical and patriotic education of youth is one of the most important tasks of the state, society and educational institutions of the Russian state. The materials under consideration were taken into account when conducting research in preschool and general educational institutions, as well as in higher educational institutions, institutions of additional education of a physical-sports orientation and in sports schools. A proposal is put forward on the feasibility of developing a draft and adopting the Federal Law “On the Physical, Patriotic, and Spiritual-Moral Education of the Younger Generation”.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ФИЗИЧЕСКОГО, ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ФИЗИЧЕСКОГО, ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ АРУТЮНЯН Тигран Гарриевич,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, доцент Сибирского федерального университета, г. Красноярск. E-mail: nayka.07@mail.ru;

ВЛАСОВ Валерий Александрович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права

Красноярского государственного аграрного университета, доцент кафедры гражданского права и процесса Сибирского юридического института МВД России, член РАЮН, действительный член РАЕН, член Общественной палаты г. Красноярска, член Совета Красноярского регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», мастер спорта России. E-mail: vav.70@mail.ru

Краткая аннотация: Авторами анализируются некоторые нормативные правовые акты различной юридической силы,

содержащие в себе элементы взаимосвязи физического и патриотического воспитания подрастающего поколения. Исходя из имеющихся реальных проблем современного гражданского общества, физическое и патриотическое воспитание молодежи является одной из важнейших задач государства, социума и образовательных учреждений Российского государства. Рассматриваемые материалы учитывались при проведении исследований в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, а также в высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности и в спортивных школах. Выдвигается предложение о целесообразности разработки проекта и принятии Федерального закона «О физическом, патриотическом и духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения».

Abstract: The authors analyze some normative legal acts of various legal force, which contain elements of the relationship of physical

and patriotic education of the younger generation. Based on the existing real problems of modern civil society, the physical and patriotic education of youth is one of the most important tasks of the state, society and educational institutions of the Russian state. The materials under consideration were taken into account when conducting research in preschool and general educational institutions, as well as in higher educational institutions, institutions of additional education of a physical-sports orientation and in sports schools. A proposal is put forward on the feasibility of developing a draft and adopting the Federal Law"On the Physical, Patriotic, and Spiritual-Moral Education of the Younger Generation".

Ключевые слова: взаимосвязь, право, образование, нормативные правовые акты, физическое воспитание, патриотическое воспитание, молодежь, подрастающее поколение, государство, общество, проект закона.

Keywords: interconnection, law, education, regulatory legal acts, physical education, patriotic education, youth, rising generation, state, society, draft law.

Чрезвычайно важная и актуальная в современный период времени проблема физического, патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи является стратегической задачей как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Но следует также учитывать тот факт, на который указывают Г.Г. Фастович и Т.В. Шитова, что: «в настоящее время в системе высшего образования в Российской Федерации происходит активная модернизация с тенденцией на интеграцию с европейским социально-экономическим пространством». [18]

Отметим, что исследовательские поиски авторов на протяжении многих лет, начиная с 2000 года, посвященные взаимосвязи физического и патриотического воспитания молодого поколения в процессе урочных и внеурочных занятий в общеобразовательных учреждениях, занятий в высших учебных заведениях, в тренировочном процессе спортивных школ и учреждений дополнительного образования, привели к определенной экспериментальной модели. На протяжении данного периода указанная выше взаимосвязь прослеживается в законодательстве Российской Федерации.

Нельзя не отметить, что начиная с 2001 года соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации каждые пять лет вводится в действие обновлённая Государственная программа патриотического воспитания граждан. Первая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» была

принята в 2001 году. [4] Ее составной частью являлось военно-патриотическое воспитание, которое соответствовало Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» [1]. В данном законе законодатель не только закрепил собственно понятие «военной службы» как в качестве особого вида федеральной государственной службы, но и содержание воинской обязанности (воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе).

традиционного российского патриотического сознания. В этот не простой постсоветский период наблюдалось отсутствие истинного значения и понимания интернационализма. Кроме этого, некоторые патриотические движения перерастали в националистические. В данной программе мы усматриваем эту взаимосвязь физического и патриотического воспитания в системе государственных мер, которые предусматривают организацию деятельности военно-спортивных клубов, военно-спортивных игр и походов. Кроме этого, если проанализировать содержание Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», то следует обратить внимание на то, что подготовка, полученная гражданами в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, должна включать организацию соревнований по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта. Это должно учитываться призывными комиссиями при определении вида и рода войск Вооруженных Сил Рос-

На данный период времени наблюдалась утрата

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

сийской Федерации. Подготовка к военной службе подрастающего поколения в первую очередь направлена на обеспечение военной безопасности государства и представляет собой процесс обучения и воспитания граждан, формирования у них убеждений, знаний, навыков и умений, необходимых для исполнения военных обязанностей военнослужащими.

Перейдем к содержанию Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» [5], которая была продолжением вышеназванной программы. В ней было отмечено позитивное влияние предыдущей программы на средства массовой информации. Средствам массовой информации и информационному сопровождению взаимосвязи физического и патриотического воспитания в своих научных исследованиях авторы уделяли особое внимание. В данной программе, одной из мер совершенствования было отмечено усиление патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных дисциплин. Как и продолжение контекста данной логики к социально-гуманитарным дисциплинам авторы относят собственно физическое воспитание в целом и школьный предмет «Физическая культура» в частности. Далее в программе предусматривалось развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания, которое было направлено, в том числе и на разработку комплекса учебных и специальных программ и методик в области патриотического воспитания. Именно в этот период времени нами были разработаны две образовательные программы для учащихся общеобразовательных учреждений города Красноярска «Школьник-призывник» [12] и «Патриот» [11].

Анализируя следующую Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [6], которая стала продолжением предыдущих двух, следует обратить внимание на следующие моменты. Возобновилось проведение военно-спортивных игр, что без сомнения является взаимосвязью физического и патриотического воспитания. Но, несмотря на позитивные изменения необходимо повышать уровень организационно-методического обеспечения процесса патриотического воспитания. В данной программе отмечалось о необходимости активного и широкого привлечения к этой работе средств массовой информации и более широкое использование возможностей сети Интернет. Нельзя не обратить внимание на возрождение в Российской Федерации с 1 сентября 2014 года и введение в действие Всероссийского физкультурно-спортивный комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» - нормативной основы физического воспитания граждан. [2] Соответственно, данный факт будет направлен, как на дальнейшее совершенствование учебных программ по дисциплине «Физическая культура» в высших учебных заведениях, так и педагогический анализ готовности студентов к выполнению норм комплекса ГТО. [15] Для физического, пат-

риотического и духовно-нравственного воспитания молодежи в современных социально-экономических условиях также следует обратить внимание на проблему возрождения и развития этнических (национальных) видов спорта, поскольку их изучение для коренных малочисленных народов, проживающих в Арктической зоне, в том числе и в Красноярском крае, имеет важное не только теоретическое, но и практическое значение. [16]

Говоря о следующей Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [7], отметим следующее. Одним из исполнителей данной программы было Министерство образования и науки Российской Федерации, а одним из соисполнителей было Министерство спорта Российской Федерации. В данном случае следует указать на взаимосвязь физического и патриотического воспитания на федеральном уровне. В ней отмечено, что одной из эффективных форм работы с молодежью допризывного возраста является организация работы оборонно-спортивных лагерей, что также является предметом исследуемой нами взаимосвязи.

Кроме рассматриваемых программ, Президент Российской Федерации поручил до 1 марта 2020 года подготовить и представить в установленном порядке федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование». [9] Надеемся, что и в данном проекте будет организационно-правовая взаимосвязь физического, патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи. В данных программах нам встречались термины «военно-спортивные игры» и «оборонно-спортивные лагеря». Длительная практическая и исследовательская работа в общеобразовательных учреждениях, позволила нам провести коррекцию данных терминов. Термин «спорт» подразумевает соревновательную деятельность, подготовку к ней и достижение высоких результатов. Считаем, что данный термин не совсем уместен, так как школьники не все являются спортсменами. И для них нужны классические специфические принципы физического воспитания, которые в большей степени относятся к учебному предмету «Физическая культура». Поэтому в 2009-2010 учебном году в муниципальной системе образования одним из авторов настоящей статьи реализована городская Программа «Оборонно-физкультурное воспитание» [10]. Цель Программы - обеспечение формирования личностных и ценностно-ориентационных качеств в области оборонно-физкультурной деятельности, необходимых для исполнения конституционного и гражданского долга у учащихся школ через учителя ОБЖ и физической культуры. Впервые в городском округе городе Красноярске в практику было введено понятие «оборонно-физкультурное воспитание». До этого встречалась только схожая терминология, о которой мы писали выше. Оборонно-физкультурное воспитание является частью патриотического воспитания и является взаимосвязью физического и патриотического воспитания. Включает в себя методику физической

подготовки допризывной молодежи. А также упражнения, применяемые в случаях защиты от террористических угроз. Например, отработка: прыжка-кувырка, различных видов падения с высоты роста, преодоления преград, задержки дыхания, применения подручных средств в качестве обороны от вооруженного противника. Считаем, следует в свете вышеуказанного согласиться с мнением С.М. Курбатовой и Л.Ю. Айснер о том, что правовая культура преподавателя как компонент профессионально-личностной характеристики педагога имеет первостепенное значение. [17]

Следующий документ, о котором следует указать -это Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 134-р [10]. В нем утверждается Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года. В концепции уже в общих положениях говорится о системе мер, направленных на улучшение состояния здоровья, физической и морально-психологической подготовки граждан, подлежащих призыву на военную службу. О восстановлении системы массовых занятий видами спорта, из числа видов спорта, признанных в Российской Федерации для обеспечения подготовки граждан к военной службе. И далее по тексту мы прослеживаем очевидные взаимные связи физического и патриотического воспитания. Указываются конкретные негативные факты прямо в Постановлении: снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части граждан, подлежащих призыву на военную службу; отсутствие единого перечня требований к физической, психологической и интеллектуальной подготовленности гражданина к военной службе; отсутствие федеральной системы подготовки граждан к военной службе, охватывающей все категории граждан начиная с дошкольного возраста (мы проводили исследования с воспитанниками дошкольного возраста [13; 14]); недостаточные объемы физической нагрузки на занятиях по физическому воспитанию в образовательных учреждениях; отсутствие преемственности программ физического воспитания в учреждениях образования различных типов и ви-Библиография:

1. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.

2. Указ Президента Российской Федерации «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне»» // Ь]Нр://№№м. kremlin.ru (дата обращения 31.01.2020).

3. Военная доктрина Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации № 146 от 29.12.2014) // Ь]Нр://№№м. kremlin.ru (дата обращения 31.01.2020).

4. Постановление Правительства РФ от 16.02.2001 № 122 «О Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы» // СЗ РФ. 2001. № 9. Ст. 862.

5. Постановление Правительства РФ от 11.07.2005 № 422 «О Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы» // СЗ РФ. 2005. № 29. Ст. 3064.

6. Постановление Правительства РФ от 05.10.2010 № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» // СЗ РФ. 2010. № 41 (2 ч.). Ст. 5250.

7. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» // СЗ РФ. 2016. № 2 (часть I). Ст. 368.

8. Перспективы на 2009/2010 учебный год КИМЦ ГУО администрации г. Красноярска / Красноярск: Городской информационно-издательский центр, 2009. 118 с.

9. Президент России // www.kremlin.ru (дата обращения 31.01.2020)

10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 134-р «О Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года» // СЗ РФ. 2010. № 7. Ст. 772.

11. Арутюнян, Т.Г. Образовательная программа по патриотическому воспитанию «Патриот» / Т.Г. Арутюнян, А.Н. Савчук. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2005. 14 с.

12. Арутюнян, Т.Г. Школьник - призывник: образовательная программа по физическому воспитанию / Т.Г. Арутюнян, А.Н. Савчук. Москва: Чистые пруды, «Спорт в школе» № 1(7), 2006. 32 с.

13. Арутюнян Т.Г., Кравченко В.М., Лавриченко К.С. Педагогическое обеспечение мотивированной потребности в здоровье у детей дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 5. URL: http://science-education.ru (дата обращения: 31.01.2020).

14. Арутюнян, Т.Г. Двигательная активность дошкольника в условиях семейного воспитания // Фундаментальные исследования. 2014. № 6-3. С. 581-584.

15. Кан, М.Ю., Пономарев В.В., Власов В.А. Педагогический анализ готовности студентов вузов Сибири к выполнению норм комплекса ГТО: состояние и перспективы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2018. № 5. С. 55-56.

16. Власов, В.А., Зотов Р.С. Национальные виды спорта коренных малочисленных народов, проживающих в Арктической зоне России: некоторые актуальные вопросы // Аграрное и земельное право. 2018. № 7 (163). С. 34-39.

17. Курбатова, С.М., Айснер Л.Ю. Правовая культура преподавателя как компонент профессионально-личностной характеристики педагога // Аграрное и земельное право. 2019. № 5 (173). С. 59-61.

18. Фастович, Г.Г., Шитова Т.В. К вопросу о международном академическом пространстве: проблемы и перспективы // Аграрное и земельное право. 2019. № 9(177). С.71-72.

дов; недостаточное развитие военно-прикладных видов спорта. Как мы видим из текста полная взаимосвязь физического и патриотического воспитания.

Далее изучая Военную доктрину Российской Федерации [3] необходимо обратить внимание на положение, которое направлено на объединение усилий государства, общества и личности по защите Российской Федерации, разработке и реализации мер, направленных на повышение эффективности военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации и их подготовки к военной службе. Учитывая данное положение, учитель физической культуры и ОБЖ, тренер, преподаватель который отвечает за физическое развитие молодого поколения является той личностью, о которой говорится в Доктрине и должен воспитывать патриотов своего Отечества. Убеждены в том, что культивирование патриотизма и знания истории своей страны, роли народа в героических страницах истории Российского государства, подвигов национальных героев в военное и мирное время должны стать фундаментом воспитания в современный период времени. Указанные выше духовно-нравственные ценности должны способствовать сохранению преемственности поколений населения страны, воспитания гражданина, любящего свое Отечество, готового его защищать, если этого потребует создавшаяся ситуация. Военная доктрина направлена на создание армии, соответствующей самым высоким мировым стандартам, способной осуществлять быстрое развертывание сил и средств, гарантирующей укрепление государственности, суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации. Соответственно, авторы настоящего научного исследования в этом видят взаимосвязь физического, патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи, которая должна иметь активную жизненную позицию.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о целесообразности разработки проекта и принятии Федерального закона «О физическом, патриотическом и духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.