Научная статья на тему 'Правовые основы устойчивого развития и современные глобальные вызовы'

Правовые основы устойчивого развития и современные глобальные вызовы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
устойчивое развитие / ESG / правовое регулирование / санкционные ограничения / sustainable development / ESG / legal regulation / sanctions restrictions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитрий Николаевич Ершов

Предмет исследования — формирование права устойчивого развития в условиях современных глобальных вызовов. Объектом права выступают общественные отношения устойчивого развития, которые регулируются отдельными отраслями права, формируя в совокупности отдельную отрасль права. Правовые основы устойчивого развития, образовавшиеся под влиянием процессов международного сотрудничества, подвергаются в настоящее время угрозам — нелегитимным экономическим санкционным ограничениям. Цели работы — рассмотрение текущего состояния и перспектив развития правовых основ в контексте как традиционных угроз, так и новых вызовов, вызванных санкционной политикой стран Запада, а также оценка перспектив устойчивого развития в России. Установлено, что первый год функционирования российской экономики под санкциями показал как их негативное влияние, так и определенный адаптационный потенциал российских компаний. Исследованы предпосылки формирования, сущность и предмет права устойчивого развития, а также методы правового регулирования на примерах правовых механизмов включения факторов устойчивого развития в практику деятельности компаний. Затронут вопрос о легитимности односторонних экономических санкций с точки зрения международного права. Дана оценка влияния санкций на деятельность российских компаний и их приверженность принципам устойчивого развития. Сделаны выводы о том, что бизнес-сообщество считает целесообразным и оправданным в долгосрочной перспективе проведение курса на сохранение приверженности устойчивому развитию и поиск путей преодоления санкционного давления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Foundations of Sustainable Development and Modern Global Challenges

The subject of the study is the formation of the law of sustainable development in the context of modern global challenges. The subject of law is social relations of sustainable development, which are regulated by separate branches of law, forming together a separate branch of law. The legal foundations of sustainable development, which have been formed under the influence of international cooperation processes, are currently being subjected to new threats — illegitimate economic sanctions restrictions that call into question the previously stated goals of sustainable development. The purposes of the work are to review the current state and prospects for the development of the legal framework in the context of both traditional threats and new challenges caused by the sanctions policy of Western countries, and to assess the prospects for sustainable development in Russia. It is established that the first year of the functioning of the Russian economy under sanctions showed both their negative impact and a certain adaptive potential of Russian companies. The prerequisites for the formation, essence and subject of the law of sustainable development, as well as methods of legal regulation on the examples of legal mechanisms for the inclusion of factors of sustainable development in the practice of companies are considered. The issue of the legitimacy of unilateral economic sanctions from the point of view of international law was raised. The impact of sanctions on the activities of Russian companies and their commitment to the principles of sustainable development is assessed. Conclusions are drawn that the business community considers the mechanisms of legal regulation of sustainable development as anti-crisis measures and considers it expedient and justified in the long term to pursue a policy of maintaining commitment to sustainable development and finding ways to overcome sanctions pressure.

Текст научной работы на тему «Правовые основы устойчивого развития и современные глобальные вызовы»

(cc)

DOI: 10.26794/1999-849X-2023-16-5-160-168 УДК 338.1(045) JEL К32, 054

Правовые основы устойчивого развития и современные глобальные вызовы

Д. Н. Ершов

НИФИ Минфина России, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Предмет исследования — формирование права устойчивого развития в условиях современных глобальных вызовов. Объектом права выступают общественные отношения устойчивого развития, которые регулируются отдельными отраслями права, формируя в совокупности отдельную отрасль права. Правовые основы устойчивого развития, образовавшиеся под влиянием процессов международного сотрудничества, подвергаются в настоящее время угрозам — нелегитимным экономическим санкционным ограничениям. Цели работы — рассмотрение текущего состояния и перспектив развития правовых основ в контексте как традиционных угроз, так и новых вызовов, вызванных сан-кционной политикой стран Запада, а также оценка перспектив устойчивого развития в России. Установлено, что первый год функционирования российской экономики под санкциями показал как их негативное влияние, так и определенный адаптационный потенциал российских компаний. Исследованы предпосылки формирования, сущность и предмет права устойчивого развития, а также методы правового регулирования на примерах правовых механизмов включения факторов устойчивого развития в практику деятельности компаний. Затронут вопрос о легитимности односторонних экономических санкций с точки зрения международного права. Дана оценка влияния санкций на деятельность российских компаний и их приверженность принципам устойчивого развития. Сделаны выводы о том, что бизнес-сообщество считает целесообразным и оправданным в долгосрочной перспективе проведение курса на сохранение приверженности устойчивому развитию и поиск путей преодоления санкционного давления. Ключевые слова: устойчивое развитие; ESG; правовое регулирование; санкционные ограничения

Для цитирования: Ершов Д. Н. Правовые основы устойчивого развития и современные глобальные вызовы. Экономика. Налоги. Право. 2023;16(4):160-168. DOI: 10.26794/1999-849Ж-2023-16-5-160-168

The subject of the study is the formation of the Law of sustainable development in the context of modern global challenges. The subject of law is social relations of sustainable development, which are regulated by separate branches of law, forming together a separate branch of law. The legal foundations of sustainable development, which have been formed under the influence of international cooperation processes, are currently being subjected to new threats - illegitimate economic sanctions restrictions that call into question the previously stated goals of sustainable development. The purposes of the work are to review the current state and prospects for the development of the legal framework in the context of both traditional threats and new challenges caused by the sanctions policy of Western countries, and to assess the prospects for sustainable development in Russia. It is established that the first year of the functioning of the Russian economy under sanctions showed both their negative impact and a certain adaptive potential of Russian companies. The prerequisites for the formation, essence and subject of the law of sustainable development, as well as methods of legal regulation on the examples of legal mechanisms for the inclusion of factors of sustainable development in the practice of companies are considered. The issue of the legitimacy of unilateral economic sanctions from the point of view of international law was raised. The impact of sanctions on the activities of Russian companies and their commitment to the principles of sustainable development is assessed. Conclusions are drawn that the business community considers the mechanisms of legal regulation of sustainable development as anti-crisis measures and

© Ершов Д. Н., 2023

Legal Foundations of sustainable Development and Modern Global challenges

D. N. Ershov

FRI of the Ministry of Finance of Russia, Moscow, Russia

abstract

considers it expedient and justified in the Long term to pursue a policy of maintaining commitment to sustainable development and finding ways to overcome sanctions pressure.

Keywords: sustainable development; ESG; legal regulation; sanctions restrictions

For citation: Ershov D. N. Legal foundations of sustainable development and modern global challenges. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2023;16(4):160-168. (in Russ.). Doi: 10.26794/1999-849x-2023-16-4-160-168

Актуальность рассмотрения проблем устойчивого развития на фоне возникновения новых вызовов безопасности в международных отношениях подтверждается данными о нарастании глобальных угроз несмотря на международные усилия, предпринимаемые в рамках Парижского соглашения по климату и Повестки дня в области устойчивого развития, принятой ООН1. В отчете Всемирного экономического форума 2023 г.2 указано, что из десяти наиболее острых глобальных угроз на ближайшие годы первые четыре принадлежат экологическим и климатическим рискам. Кроме них, тревогу вызывают социальные и геополитические риски.

Климатические изменения носят инерционный характер и будут продолжаться в течение предстоящих 20-30 лет независимо от усилий по снижению выбросов парниковых газов [1]. Документы Межправительственной группы экспертов по изменению климата (Intergovernmental Panel on Climate Change — IPCC) 2022 г.34, показывают, что глобальное потепление происходит быстрее, чем предполагалось ранее, а в России — еще быстрее, чем в среднем по планете5.

Кроме климатических и экологических угроз, нарастают социально-экономические и геополитические риски, к которым в последнее время добавились геополитические угрозы. Заявленный ранее курс на устойчивое развитие в настоящее время находится под угрозой срыва.

1 URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/about/ development-agenda.

2 World Economic Forum. The Global Risks Report 2023.18th Edition. Insight Report. URL: https://www.weforum.org/ reports/global-risks-report-2023.

3 IPCC. Climate Change 2022. Impacts, Adaptation and Vulnerability. Sixth Assessment Report. URL: https://www.ipcc. ch/report/ar6/wg2.

4 IPCC. Climate Change 2022: Mitigation of Climate Change. URL: https://www.ipcc.ch/report/sixth-assessment-report-working-group-3.

5 Третий оценочный доклад об изменениях климата и их

последствиях на территории Российской Федерации. Глобальные изменения климата. Наблюдаемые изменения. Росгидромет. Санкт-Петербург: Наукоемкие технологии; 2022:14-36. URL: https://www.meteorf.gov.ru/upload/pdf_ download/compressed.pdf.

краткий обзор литературы

Хотя проблемы устойчивого развития широко представлены в научной литературе, правовые аспекты их решения остаются в то же время недостаточно исследованы особенно в контексте санкций, введенных в отношении Российской Федерации.

В работах отечественных и зарубежных авторов исследуются вопросы формирования понятия права устойчивого развития и его юридического закрепления в общественных и коммерческих отношениях. В одной из первых работ на эту тему, выполненной по заказу Европейской Комиссии, М. Деклерис (М. Decler^is) рассматривает устойчивое развитие одновременно как проблему экономического роста без ущерба для природы и как необходимость восстановления гармонии человека и природы, нарушенной рыночными отношениями последнего времени, когда материальные ценности стояли выше нематериальных приоритетов6.

В работах ученых Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина затрагиваются вопросы правовых аспектов устойчивого развития. В частности, в статье М. В. Мажориной исследуются процессы закрепления £5С-принципов в общественных и коммерческих отношениях на условиях, приближенных к правовым нормам [2], и устойчивое развитие интерпретируется как комплексное право, связанное со многими социальными подсистемами: экономикой, природой, этикой, социальной сферой, культурой и социальной справедливостью, — и в силу этого не сводится к простому соединению различных отраслей права [3].

В работе Г. В. Выпхановой [4] проведен анализ документов стратегического планирования в сфере экологии, определены основные направления развития экологического права и предложены пути адаптации стратегического планирования к современным вызовам и угрозам.

Исследования А. Б. Шахназарова направлены на выявление правовых аспектов закрепления и реали-

6 European Commission, Directorate-General for Environment. Decleris M. The law of sustainable development: General principles, Publications Office, 2000.

зации ЕЖ-принципов в различных общественных процессах как способов преодоления современных глобальных вызовов (пандемий, изменений климата, высокого уровня бедности, социального неравенства, санкционных ограничений) [5; 6].

Ученые Финансового университета рассматривают различные аспекты влияния Е^-повестки на экономику России. Так, А. Л. Белоусов обобщил международный опыт включения ¿^-принципов в практическую деятельность финансового сектора зарубежных стран и оценил перспективы их внедрения в работу российских банков, для которых экологический фактор является актуальным [7].

Профессор А.А. Ткаченко [8] исследовал связь предпринимаемых усилий по достижению целей устойчивого развития (далее — ЦУР) на внешнеторговые возможности малого и среднего бизнеса России в контексте санкций и спрогнозировал перспективы его переориентации на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона и африканского континента.

Доцент Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Д. Б. Кувалин проанализировал состояние российской экономики в 2022 г. и пришел к выводу, что, хотя санкции создали большие сложности, российская экономика продемонстрировала способность к выработке и принятию эффективных антикризисных мер [9].

сущность и предмет права устойчивого развития

Ограниченность природных ресурсов на фоне постоянно растущего их потребления объективно приводит человечество к осознанию необходимости принятия мер, в том числе в сфере права, по защите окружающей среды. Предпосылки для формирования международного экологического права впервые материализовалось в Стокгольмской декларации ООН 1972 г., после которой выдвигались новые инициативы в области охраны окружающей среды, и экологическая проблематика выходила на международный уровень. Были выдвинуты тезисы о праве людей на гармоничные условия жизни и заложены основы сбалансированного подхода к решению экологических проблем. Понятие устойчивого развития впервые было сформулировано в докладе Всемирной комиссии ООН по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее» 1987 г., где оно было определено как «...развитие, обеспечивающее удовлетворение потребностей нынешнего поколения и не подрывающее при этом возможности удовлетворения потребностей буду-

щих поколений». В дальнейшем данное определение многократно подтверждалась на конференциях ООН, и в 2015 г. были приняты 17 ЦУР в рамках Повестки в области устойчивого развития на период до 2030 г.

Основные составляющие устойчивого развития: экология (E - Environment), социальное развитие (S -Social) и корпоративное управление (G - Governance) — вошли в национальные стратегии и государственные планы развития многих стран как стратегические побудительные мотивы. ESG-принципы были позитивно восприняты в бизнес-сообществе, и многие компании включают их в свои корпоративные стратегии как приоритетные направления развития своего бизнеса. Рост значимости этих вопросов требует формирования доктрины права устойчивого развития и принятия новых правовых норм, в частности в отношении низкоуглеродного регулирования, развития возобновляемых источников энергии и разработки новых подходов к социальной политике.

При переходе к их практическому внедрению в правовое поле должен быть получен ответ на то, подразумевается ли под устойчивым развитием в узких рамках достижение экономического роста без нанесения ущерба окружающей среде либо в более широком смысле обеспечение социального равенства и сближение уровня жизни различных стран [10]. В первом случае можно рассчитывать на сохранение природного капитала для будущих поколений, а во втором случае возникает необходимость в изменении системы общественных ценностей и постановки задачи преодоления последствий эпохи господства рыночных отношений, при которых материальные ценности имели приоритет перед нематериальными благами. В этом случае можно будет говорить о достижении устойчивого развития в контексте социальной справедливости, восстановления нарушенных экологических систем и освобождения науки и культуры от рыночных отношений7.

Изменения, происходящие под влиянием глобальных процессов, требуют трансформации сложившихся ранее нормативных систем для отражения новых социально-общественных отношений.

Каждая из сфер общественных отношений регулируется своими отраслями права, но в совокупности они создают отдельную отрасль — право устойчивого развития [3, с. 121].

7 European Commission, Directorate-General for Environment,

Decleris M. The law of sustainable development: General principles, Publications Office, 2000.

методы правового регулирования

Единых универсальных международно-правовых регулирования устойчивого развития до настоящего времени не выработано, хотя и имеются отдельные инструменты для конкретных сфер общественной жизни. Например, в области экологии такими средствами являются углеродное регулирование — законодательная система, контролирующая степень загрязнения окружающей среды парниковыми газами и отходами от человеческой деятельности. В социальной сфере к инструментам правового регулирования можно относить требования к безопасности труда и стандарты социального развития. В корпоративном управлении ими можно считать стандарты бухгалтерского учета, раскрытия нефинансовой информации и управления рисками. Поскольку концепция устойчивого развития и ЦУР получили закрепление на уровне ООН, органы государственной власти обладают правом на использование механизмов правового регулирования устойчивого развития в своей деятельности. В сфере бизнеса они входят в практику корпоративного управления и учитываются рейтинговыми агентствами8. Широкий круг правоотношений содержит в той или иной степени требования, получившие правовое закрепление, несоблюдение которых может приводить к повышенным рискам.

Формирование системы правовых норм направлено на то, чтобы участники общественных отношений и бизнес-процессов были лучше информированными о fSG-рисках и учитывали их при принятии решений, что будет способствовать повышению их ответственности и росту доверия как внутри бизнес-сообщества, так и между бизнесом и обществом. Одним из правовых механизмов включения ESG-принципов в практику деятельности компаний является использование в коммерческих контрактах оговорки об устойчивости (sustainability clause) и (или) заявления о корпоративной социальной ответственности. Такие механизмы позволяют закреплять обязательства участников бизнес-процессов по оценке и уменьшению негативных экологических и социальных последствий, которые могут наступать в процессе производства или оказания услуг. Конкретные меры могут включать снижение материалоемкости производства, повышение энергетической

8 Устойчивое развитие в России: руководство для транснациональных корпораций. Институт исследований развивающихся рынков бизнес-школы Сколково. URL: https:// media.rspp.ru/document/1/d/7/d77e7d30271de581fd6a6c274a acab5d.pdf.

эффективности, требования о соблюдении отраслевых стандартов охраны труда и другие меры, вытолнение которыгх должно быггь прозрачныш и проверяемыш для партнеров. В этих условиях можно рассчитывать на усиление ответственного отношение бизнеса к учету iSG-рисков. Другим примером считается использование понятия «зеленая интеллектуальная собственность» (Green IP) [11], которая учитывается при финансовой оценке и значительно повышает коммерческую стоимость объектов.

Развитие низкоуглероднык технологий, как правило, требует инновационны« решений, и их авторы используют права на интеллектуальную собственность как фактор усиления рышочныгх позиций своих компаний в конкурентной борьбе9. Право на закрепление этого инструмента установлено в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPS Agreement)10 1994 г., в котором страны — члены ВТО согласились способствовать социально-экономическому благосостоянию, достижению баланса прав и обязательств (ст. 7), а также охране здоровья и удовлетворению общественный интересов (ст. 8).

В странах ЕС с 2004 г. развиваются нормы правового регулирования раскрытия ESG-отчетности [5, с. 6]. В частности, в Директиве ЕС о нефинансовой отчетности (NFRD)11 установлены правила раскрытия нефинансовой информации для крупный компаний публичного интереса (public-interest companies) с числом сотрудников более 500. Такие компании должны раскрывать информацию о путях развития и рисках, связанный с их деятельностью в отношении экологии, социальной сферы, прав человека. В 2022 г. была разработана Директива ЕС о корпоративной отчетности в области устойчивого развития (Corporate Sustainability Reporting Directive — CSRD)12, действие которой распро-

9 Klein F. Green IP — A look at how sustainability influences IP and how IP can help in achieving sustainability / Ashurst LLP. 2020. URL: https://www.ashurst.com/en/news-and-insights/ legal-updates/a-look-at-how-sustainability-influences-ip-and-how-ip-can-help-in-achieving-sustainability.

10 Agreement on trade-related aspects of intellectual; property rights / WTO. 1994. URL: https://www.wto.org/english/docs_e/ legal_e/27-trips.pdf.

11 Directive 2014/95/EU of the European Parliament and of the Council of 22 October 2014 amending Directive 2013/34/EU as regards disclosure of non-financial and diversity information by certain large undertakings and groups / European Commission. 2014. URL: http://data.europa.eu/eli/dir/2014/95/oj.

12 Directive (EU) 2022/2464 of the European Parliament and of

the Council of 14 December 2022 amending Regulation (EU) No 537/2014, Directive 2004/109/EC, Directive 2006/43/EC and Directive 2013/34/EU, as regards corporate sustainability

страняется на все котирующиеся компании, а предоставляемые сведения должны подтверждаться независимым аудитом.

Собранная отчетность аккумулируется в единой базе данных ЕС для инвесторов с целью обеспечения зеленого, цифрового, инклюзивного и устойчивого развития финансовых рынков ЕС. CSRD вступила в силу в начале 2023 г., и первые отчеты в соответствии со стандартами корпоративной отчетности ЕС будут готовиться с 2024 г.13

легитимность экономических санкций в системе

международного права

В последние годы к прежним природным и техногенным рискам добавились угрозы, связанные с сознательными, но безответственными действиями геополитического характера. Разрушение трубопровода в Балтийском море, будучи актом государственного терроризма, не только нанесло экологический ущерб, но и лишило экономику многих стран дешевого и экологически чистого топлива, что противоречит заявленным целям устойчивого развития. Производственные связи и цепочки поставок, пострадавшие из-за пандемии коронавируса, еще более осложнялись масштабными нелегитимными санкциями, контрсанкциями и стремлением хозяйствующих субъектов избежать попадания под вторичные ограничения.

Прежние планы по декарбонизации экономики многих стран начали пересматриваться. Приверженность принципам устойчивого развития стала все чаще приноситься в жертву сиюминутным геополитическим амбициям, отодвигая перспективу достижения заявленных целей на неопределенный срок. Санкции и ценовые «потолки» на продукцию направлены не только против экономического развития России, но и на вовлечение в санкционную орбиту как можно больше других стран. В этих условиях возникает необходимость пересмотра перспектив сохранения курса на устойчивое развитие.

Под термином «санкция» в отношении конкретного государства в настоящее время понимается со-

reporting / European Commission. 2022. URL: http://data. europa.eu/eli/dir/2022/2464/oj

13 Corporate Sustainability Reporting / European Commission. 2022. URL: https://finance.ec.europa.eu/capital-markets-union-and-financial-markets/company-reporting-and-auditing/company-reporting/corporate-sustainability-reporting_en.

знательное изменение с ним коммерческих и (или) финансовых отношений для выполнения внешнеполитических задач с целью коррекции экономического или политического поведения данного государства или ограничения его военного потенциала [12, с. 48].

Санкции различают по направлению воздействия (торговые, въездные, секторальные) и по субъекту, который их вводит (ООН, интеграционные объединения либо отдельные государства). Правовая основа санкций ООН прописана в Уставе ООН (ст. 39 главы VII)14, где указано, что санкции могут быть применены по решению Совета Безопасности в случае, если будет установлено «наличие любого нарушения мира или акта агрессии», на основании чего в соответствии со ст. 41 и 42 определяются меры по восстановлению мира и безопасности, например разрыв экономических отношений. В международной практике известны санкции со стороны ООН против конкретных государств и террористических организаций, а также, интеграционных объединений (ЕС и Африканского Союза) и отдельных стран.

Санкции ООН считаются легитимными, поскольку вводятся в рамках норм международного права. В ЕС право на санкции делегировано Совету ЕС на основании Маастрихтского договора 1993 г.

Легитимность санкций, вводимых отдельными государствами, можно рассматривать с двух точек зрения. С одной стороны, все страны, являясь суверенными и равноправными государствами, имеют такое право при формировании своей политики, если нет препятствий в виде договора, устанавливающего экономические отношения между странами. Право на санкции в этом случае обосновывается принципом соблюдения невмешательства в дела государств, который позволяет вводить санкции до тех пор, пока они нарушают какой-либо обязательный договор. С другой стороны, согласно Декларации ООН 1970 г. о принципах международного права15 односторонние санкции являются незаконными принудительными мерами и государства не могут использовать их для принуждения или подчинения других государств в ущерб их суверенных прав. Этот подход основан на принципах

14 Устав ООН. Глава VII. Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии / ООН. URL: https://www. un.org/ru/about-us/un-charter/chapter-7.

15 Декларация о принципах международного права, касаю-

щихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций / ООН. URL: https://www.un.org/ru/

documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml.

экономика. налоги. право / economics, taxes & law ♦ т. 16, № 52023

соблюдения публичного права и защиты прав человека, поскольку санкции действуют на все общество целиком и могут продолжать действовать неопределенно долгое время, даже если цель санкций достигнута.

Кроме того, в последнее время в связи с обострением санкционных мер вопрос о легитимности санкций вновь встал на повестке дня, и в марте 2023 г. спецдокладчиком ООН по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на права человека было заявлено16, что введение санкций против физических и юридических лиц без национальной уголовной юрисдикции и в отсутствие универсальной юрисдикции представляет собой нарушение процессуальных прав, включая презумпцию невиновности и справедливое судебное разбирательство, и противоречит Международному пакту ООН о гражданских и политических правах17.

На уровне ООН было принято немало резолюций, осуждающих односторонние санкции, которые противоречат международному публичному праву. Тем не менее вопрос о законности односторонних санкций до конца не решен, и эта ситуация требует выработки механизма если не полной отмены всех санкций, то по крайней мере снижения их влияния до минимально возможного уровня, а также нахождения разумного баланса между соблюдением прав человека и возможностью оказания влияния на субъекты международного права.

правовое регулирование устойчивого развития в россии

Экологическое законодательство начало складываться в России с 2002 г. с выходом Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ), где концепция устойчивого развития закреплена среди принципов осуществления хозяйственной деятельности и выдвинуто требование о соблюдении принципа презумпции экологической опасности на всех этапах какой-либо деятельности от планирования до ее завершения, включая модернизацию существующих производств и реализацию инвестиционных проектов. Закон № 7-ФЗ указывает на необходимость научно обоснованного

16 ТАСС 9 марта 2023 г. Спецдокладчик ООН назвала экстратерриториальные санкции США нарушением прав человека. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/17228915.

17 Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 года. URL: https://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml.

обеспечения сочетания экологических, экономических и социальных интересов общества и государства в целях устойчивого развития и служит основой для конкретизации его положений в других законодательных актах [13, с. 106]. В подтверждение этого курса экологическая доктрина Российской Федерации 2002 г. среди стратегических целей государственной политики указывает на сохранение природных систем, повышение качества жизни, обеспечение экологической безопасности при условии соблюдения принципа равного внимания к экономическим, социальным и экологическим факторам.

Дальнейшее развитие правовых основ устойчивого развития произошло в 2012 г. с принятием Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 г. и в 2017 г. с принятием Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г., где одним из принципов устойчивого развития утверждена взаимосвязь экономических, экологических и социальных приоритетов развития.

В последние годы правовая основа государственной экологической политики была дополнена Стратегией социально-экономического развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г.18 и планом ее реализации19. Согласно данной Стратегии Россия будет добиваться устойчивого экономического развития при сокращении объема выбросов парниковых газов к 2050 г. на 60% от уровня 2019 г. и на 80% от уровня 1990 г. и достижения углеродной нейтральности к 2060 г.

Санкционное регулирование не связано с контекстом устойчивого развития и представлено Федеральным законом от 04.06.2018 № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств», который ввел ряд норм, направленных на защиту безопасности и интересов России от недружественных действий со стороны зарубежных стран, и позволяет вводить ответные специальные экономические меры, а также блокировать счета недружественных лиц и организа-

18 Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2021 № 3052-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года». URL: http://government. ru/docs/all/137358.

19 Сайт РБК. Власти составили план перехода к низкоуглеродной экономике. URL: https://www.rbc.ru/economics/11/0 2/2022/62055f659a79471065483290.

ций и запрещать перечисление средств за пределы России.

Согласно ЦУР 16 ввиду того что конфликты и слабость институтов власти представляют угрозу устойчивому развитию, государства должны стремиться к предотвращению конфликтов и повсеместному обеспечению прав человека, безопасности и правосудия. Из этого следует, что в контексте устойчивого развития при принятии решений о введении санкций следует учитывать проблематику ЦУР 16 и соотносить целесообразность принимаемых решений с последствиями, которые могут наступить после принятия ответных мер. Усиление антироссийских санкций в 2022 г. в связи с началом СВО ставит принципиальный вопрос о возможном пересмотре правового регулирования и распространения его на сферу военных конфликтов. Поскольку подобные решения принимаются, как правило, после неудачных попыток достижения компромисса мирными средствами, то такие ситуации могут возникать и в будущем и становиться предметами споров по поводу легитимности военных операций, и правовые основы устойчивого развития не смогут их предотвращать. Таким образом, военно-политические конфликты могут становиться предметом правового регулирования отношений устойчивого развития, хотя ранее они были предметами международного публичного права.

В современных условиях ослабления авторитета международных структур акцент в области развития и совершенствования механизмов правового регулирования смещается на национальный уровень, в частности на решение задач устойчивого экономического развития и закрепление социальных стандартов в новых экономических условиях. При этом сохраняется актуальность соблюдения норм и рекомендаций, разработанных в рамках глобальной инициативы ООН по отчетности (Global Reporting Initiative — GRI) и рекомендаций рабочей группы по раскрытию финансовой информации, связанной с климатом (The Task Force on Climate Related Financial Disclosures — TCFD) [6, с. 59].

влияние санкций

на esg-повестку в россии

Вопрос о влиянии санкций на развитие российской экономики, в частности на сохранение ESG-повест-ки среди приоритетных направлений развития экономики, находится в центре внимания аналитиков

и делового сообщества, но единого мнения по данному вопросу не сформировано.

В настоящее время влияние антироссийских санкций на ESG-повестку еще полностью не оценено. Их ожидаемые негативные последствия объясняются тем, что Россия занимает в мировой финансовой архитектуре зависимое положение и имеет ограниченное влияние [14, с. 119]. Некоторые отрасли уже ощутили их и вырабатывают ответные меры, а оставшимся отраслям предстоит это сделать, когда начнут в полной мере ощущаться последствия санкций, в частности в нефтяном секторе. В целом реализация ESG-целей испытывала в 2022 г. трудности и, вероятно, в ближайшее время будет предметом внимания главным образом крупных компаний, потому что многие отрасли (например, авиационная) переживают непростые времена, что стало причиной снижения для них привлекательности ESG-повестки. В то же время в отраслях, которые ориентируются на долгосрочную перспективу (строительство), актуальность ESG-факторов остается на высоком уровне20.

Национальный ESG-альянс21, представляющий объединение 28 крупных компаний — лидеров ESG-трансформации, оценивает ESG-перспективы российского бизнеса как положительные и продолжает считать устойчивое развитие своим стратегическим ориентиром. Кроме того, необходимость в соблюдении ESG-принципов в любом случае останется, чтобы компании могли получать доступ и закрепляться на новых рынках, в том числе в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где предъявляются те же требования, что в Европе. В среднесрочной перспективе там ожидается введение трансграничного углеродного регулирования по аналогии с ЕС [15, с. 71], и актуальность применения низкоуглеродных технологий сохранится.

Для бизнеса весьма важно, насколько эффективно действует анти-санкционное регулирование, в частности как влияют регулирующие органы на изменившуюся ситуацию в экономике, и поэтому своевременные стабилизационные решения ЦБ РФ 2022 г. получили поддержку со стороны бизнеса22. Несмотря на то, что меры по декарбонизации ослабили свое действие из-за ограничения доступности технологий,

20 ТАСС. Эксперт: ESG будет актуально в России, пока крупный бизнес не ощутит эффект от санкций. URL: https://tass. ru/ekonomika/16150865.

21 Сайт Национального ESG альянса. URL: http://esg-a.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22 URL: https://amr.ru/press/news/detail/esg-protiv-sanktsiy-kak-ustoychivoe-razvitie-pomozhet-spravitsya-s-krizisom.

Российский союз промышленников и предпринимателей, подтверждая приверженность курсу на устойчивое развитие, ориентируется на поиски дополнительных внутренних и внешних возможностей и на развитие сотрудничества в рамках БРИКС23.

23 Сайт РБК 17 февраля 2023 г. Глава РСПП призвал пересмотреть «западный» подход к проблемам климата. Что понадобится изменить в борьбе с углеродными выбросами на фоне санкций. URL: https://www.rbc.ru/economics/17/02/ 2023/63ef549b9a794761544d52fe.

выводы

В России правовое регулирование в области устойчивого развития находится в стадии формирования, и его закрепление в теории и на практике будет способствовать более активному внедрению ESG-прин-ципов во все сферы общественных отношений.

Правовые основы устойчивого развития могут служить инструментом эффективной антикризисной государственной политики и вкладом в усилия по сохранению курса на устойчивое развитие.

список источников / references

1. 1. Кислов А. В., Суркова Г. В. Влияние глобального потепления на климатические ресурсы России. Экономика. Налоги. Право. 2021;14(4):6-14. DOI: 10.26794/1999-849x-2021-14-4-6-14

Kislov A. V., Surkova G. V. The impact of global warming on Russia's climate resources. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law, 2021;14(4):6-14. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849x-2021-14-4-6-14

2. Мажорина М. В. ESG-принципы в международном бизнесе и «устойчивые контракты». Актуальные проблемы российского права. 2021;16(12):185-198. DOI: 10.17803/1994-1471.2021.133.12.185-198.

Mazhorina M.V. ESG Principles in International Business and Sustainable Contracts. Aktual'nye problemy rossijskogo prava=ActualProblems of Russian Law. 2021;16(12):185-198. (In Russ.). DOI: 10.17803/1994-1471.2021.133.12.185-198

3. Мажорина М. В. Право устойчивого развития: сущность, предмет и методология. Lex russica. 2022;75(5):117-126. DOI: 10.17803/1729-5920.2022.186.5.117-126

Mazhorina M. V. Sustainable development law: essence, subject and methodology. Lex russica. 2022;75(5):117-126. (In Russ.). DOI: 10.17803/1729-5920.2022.186.5.117-126

4. Выпханова Г. В. Актуальные направления и проблемы реализации документов стратегического планирования в области экологического развития. Транспортное право и безопасность. 2022;42(2):236-248. Vypkhanova G. V. Urgent implementation trends and problems of strategic planning documents in the field of environmental development. Transportnoe pravo i bezopasnost' = Transport Law and Security. 2022;42(2):236-248. (In Russ.).

5. Шахназаров Б. А. ESG-принципы и устойчивое развитие. Правовые аспекты. Мониторинг правоприменения. 2022;22(1):2-11. DOI: 10.21681/2226-0692-2022-1-2-11.

Shakhnazarov B. A. ESG principles and sustainable development: legal aspects. Monitoring pravoprimenenija = Monitoring of Law Enforcement, 2022;22(1):2-11. (In Russ.). DOI: 10.21681/2226-0692-2022-1-2-11

6. Шахназаров Б. А. Право устойчивого развития: понятие, методология. Трансформация ESG-повестки в условиях санкционных ограничений. Lex russica. 2022;75(7):51-63. DOI: 10.17803/1729-5920.2022.188.7.051-063 Shakhnazarov B. A. Law of sustainable development: a concept and methodology. transformation of the ESG agenda in the context of sanction restrictions. Lex russica. 2022;75(7):51-63. (In Russ.). DOI: 10.17803/17295920.2022.188.7.051-063

7. Белоусов А. Л. Правовые и организационные аспекты внедрения ESG-стандартов в российском банковском секторе. Russian Journal of Economics and Law. 2022;16(3):577-586. DOI: 10.21202/2782-2923.2022.3.577-586 Belousov A. L. Legal and organizational aspects of introducing ESG-standards in the Russian banking sector. Russian Journal of Economics and Law, 2022;16(3):577-586. (In Russ.). DOI: 10.21202/2782-2923.2022.3.577-586

8. Ткаченко А.А. Глобальные вызовы и риски на пути достижения российским предпринимательством целей устойчивого развития ООН. Экономика. Налоги. Право. 2022;15(5):6-16. DOI: 10.26794/1999-849x-2022-15-5-6-16 Tkachenko A. A. Global challenges and risks on the way to achieving the sustainable development goals by Russian entrepreneurship. Ekonomika. Nalogi. Pravo=Economics, taxes & law, 2022;15(5):6-16. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849x-2022-15-5-6-16

9. Кувалин Д. Б. Российская экономика в условиях жестких внешних санкций: проблемы, риски и возможности. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2022;15(6):79-93. DOI: 10.15838/ esc.2022.6.84.4

www.etl.fa.ru

168

Д. Н. Ершов

Kuvalin D. B. Russian economy under tough external sanctions: Problems, risks and opportunities. Jekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz=Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2022;15(6):79-93. (In Russ.). DOI: 10.15838/esc.2022.6.84.4

10. Кашкин С. Ю., Пожилова Н. А., Четвериков А. О. Европейское право устойчивого развития в глобальном сопоставлении: основные понятия, источники, проекты. Монография. М. Русайнс; 2022. 160 с.

Kashkin S. Yu., Pozhilova N. A., Chetverikov A. O. European law of sustainable development in the global comparison: basic concepts, sources, projects. Monograph. Moscow: Ruscience; 2022. 160 p.

11. Шахназаров Б. А. «Зеленая» интеллектуальная собственность (Green IP). Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2022;(4):24-34.

Shakhnazarov B.A «Green» intellectual property (green IP). Intellektual'naja sobstvennost'. Promyshlennaja sobstvennost' = Intellectual property. Industrial property. 2022;(4):24-34. (In Russ.).

12. Шепелев Д. В., Шустов Г. О. Законность экономических санкций с точки зрения международного праваю Юридический бюллетень. 2021;6.(2):47-54.

Shepelev D. V., Shustov G. O. Legality of economic sanctions from the public international law perspective. Juridicheskij bjulleten' = Legal Bulletin. 2021;6.(2):47-54. (In Russ.).

13. Захаров А. В. Правовая основа устойчивого развития российского государства. Право и государство: теория и практика. 2018;160(4):104-107.

Zakharov A.V. Legal basis for the sustainable development of the Russian state. Pravo I gosudarstvo: Teorija I Praktika= Law and State: Theory and Practice. 2018;160(4):104-107. (In Russ.).

14. Навой А. В. Трансформация роли России в мировой финансовой архитектуре в условиях геополитических вызовов. Финансовый журнал. 2022;14(6):111-123. DOI: 10.31107/2075-1990-2022-6-111-123

Navoy A. V. The transformation of russia's role in the global financial architecture in the context of geopolitical challenges. Finansovyj zhurnal = Financial Journal, 2022;14(6):111-123. (In Russ.). DOI: 10.31107/2075-1990-20226-111-123

15. Судаков С. С., Лазарян С. С., Вотинов А. И. Трансграничное углеродное регулирование ЕС: оценка будущих платежей для стран-экспортеров. Финансовый журнал. 2022;14(5):71-88. DOI: 10.31107/2075-1990-2022-571-88

Sudakov S. S., Lazaryan S. S., Votinov A. I. EU's carbon border adjustment mechanism: assessment of future payments for exporters. Finansovyj zhurnal = Financial Journal. 2022;14(5):71-88. (In Russ.). DOI: 10.31107/2075-1990-20225-71-88

информация об авторе / about the author

Дмитрий Николаевич Ершов — кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Центра международных финансов Научно-исследовательского финансового института Минфина России, Москва, Россия Dmitry N. Ershov — Cand. Sci. (Phys.— Math.), Senior Researcher at the Center for International Finance of the Financial Research Institute of the Ministry of Finance of Russia, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-7624-4648 ershov@nifi.ru

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.

Статья поступила 17.06.2023; принята к публикации 10.09.2023. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The article was received 17.06.2023; accepted for publication 10.09.2023. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.