В.В. СКРИПНИК
Старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права ЧОУ ВО ТИУиЭ, г. Таганрог
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Основой судебной власти является судья, который лично и непосредственно осуществляет правосудие от имени государства - Российской Федерации. В настоящей статье рассмотрены правовые основы статуса судей в Российской Федерации. Автор отмечает, что правовой статус судей - это законодательно признанная совокупность гарантированных основополагающих
прав, обязанностей и компетенции судей как личностей и должностных лиц, которая предопределяет их социально-правовое положение в государственно организованном обществе. Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией.
Судья, правовой статус судьи, основы правового статуса, гарантии правового статуса. Тематический рубрикатор е-ЫЬгагу: 10.31.21.
Основой судебной власти является судья. Судья, будучи носителем судебной власти, лично и непосредственно осуществляет правосудие от имени государства - Российской Федерации [1, с. 61].
Правовой статус любого субъекта государственно-правовых отношений определяется, прежде всего, нормами права. Основы правового статуса судьи сформулированы как в международных, так и во внутригосударственных правовых актах. То, что судья - публичная фигура, особо отмечено в Резолюции № 1165 (1998) Парламентской Ассамблеи Совета Европы о праве на неприкосновенность личной жизни, где под публичной фигурой понимается «лицо, занимающее государственную должность и (или) пользующееся государственными ресурсами, а также тот, кто играет определенную роль в общественной жизни, будь то в области политики, экономики, искусства, социальной сфере, спорте или в любой иной области» [2].
В Европейской хартии о статусе судей от 10 июля 1998 года особо подчеркивается, что «статус судьи исключает возможность принятия и применения любых нормативных положений и процедур, способных поколебать доверие к их компетентности, независимости, беспристрастности». Так, согласно п. 1.5 Европейской хартии о статусе судей, «судьи при исполнении своих обязанностей должны быть доступными и уважительными по отношению к обращающимся к ним лицам, они должны заботиться о поддержании высокого уровня компетентности, необходимого для решения дел в каждом конкретном случае, поскольку от решений судьи зависит гарантия прав личности, и о сохранении в тайне сведений, становящихся известными им в ходе судебного разбирательства» [3].
В пункте 6 Основных принципов независимости судебных органов отмечено, что «принцип независимости судебных органов не только дает судебным органам право, но и требует от них обеспечения справедливого ведения судебного разбирательства и соблюдения прав сторон» [4].
Конституционно-правовые основы статуса судьи Российской Федерации устанавливаются Конституцией РФ [5] и федеральными конституционными законами, а конкретизируются и развиваются законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» [6], рядом статей иных федеральных законов, подзаконными нормативными правовыми актами, принимаемыми Президентом РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и другими субъектами правотворческой деятельности в этой сфере.
Так, Конституция РФ содержит следующие правовые нормы:
- статью 120, устанавливающую, что судьи в России независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону;
- статью 121, предусматривающую, что судьи несменяемы и что полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом;
- статью 122, закрепляющую, что судьи неприкосновенны и что судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом законом.
Каждое из этих конституционных положений получило развернутую регламентацию в законодательстве о судебной власти. Особенности правового положения некоторых категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, в частности ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» [7], также законами субъектов РФ.
Сущностью статуса судьи является гарантирование независимости, несменяемости, неприкосновенности личности, осуществляющей правосудие, наделяемой судейскими полномочиями в целях обеспечения конституционного права каждого на судебную защиту его прав и свобод, на справедливое судебное разбирательство.
И.А. Мосина полагает, что «вышеназванные нормы обязывают государство с помощью различных правовых средств (способов) обеспечивать независимость, неприкосновенность и несменяемость россий-
ского судьи, осуществлять правовое регулирование конкретных правовых мер, направленных на их реализацию. Гарантом реализации конституционных норм выступает Президент РФ. Обязанность осуществлять меры по обеспечению правового статуса судьи входит в число полномочий Правительства РФ. И, конечно же, обеспечение статуса судьи составляет одну из приоритетных задач самой судебной системы, т.е. в гарантировании правового статуса судьи участвует весь механизм государства, все органы государственной власти в рамках закрепленной за ними компетенции» [8, с. 199].
Отсюда можно сделать вывод о том, что понятийный аспект относительно терминологического содержания определения «правовой статус судьи» должен базироваться на следующих моментах:
- необходимым условием существования гарантий правового статуса судьи является их нормативное закрепление;
- гарантии направлены на обеспечение беспристрастного, независимого правосудия;
- необходимым условием реализации системы гарантий является наличие мер правового обеспечения данного института.
В свою очередь, полагаем, что гарантии право -вого статуса судьи представляют собой созданные государством и обществом необходимые условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану всех элементов данного статуса судьи как носителя власти, а также предпосылки для поступательного развития самой судебной власти.
Конституция РФ и Федеральный закон «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливают положения о гарантиях правового статуса судьи в РФ, а Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» [9] закрепляет систему и компетенцию органов, правомочных решать вопросы в этой сфере, т.е. учреждает институциональный элемент в системе гарантий правового статуса судьи.
Закрепление такой правовой категории, как гарантии правового статуса судьи как носителя власти, находит свое отражение в сложной взаимосвязанной системе находящихся в нормативном единстве положений ст. 10, 11 и 121, 122, 123 Конституции РФ. Соответственно, первые из них (ст. 10 и 11) закрепляют статус суда как самостоятельной ветви государственной власти с правовым посылом обеспечения независимой деятельности органов судебной власти при осуществлении правосудия. Это означает, что не только нормы текущего федерального и регионального законодательства, но никакие другие положения самой Конституция РФ, как это вытекает из ч. 2 ст. 16, не могут противоречить данному требованию, должны исходить из незыблемости конституционного положения о государственно-властной природе судебной деятельности, осуществляемой ее носителями - независимыми, неприкосновенными и несменяемыми судьями РФ.
Причем в этих статьях Конституции РФ речь идет не о самих по себе неких гарантиях статуса судьи при осуществлении им правосудия как теоретическом по-
нятии, а об императивном способе конституционного регулирования как форме общеобязательного предписания, адресованного Российской Федерации -демократическому правовому государству - всей своей деятельностью гарантировать судебную деятельность носителей этой ветви государственной власти.
В этом смысле конституционное понятие «правовой статус судьи» представляет собой категорию, которая отражает в динамике сам по себе процесс государственной деятельности, связанный с функционированием сложной системы государственно-правовых средств и институтов, призванных обеспечивать реальные возможности независимого и беспристрастного правосудия его носителями - судьями.
Одновременно это также своеобразный механизм ограничения государственной власти, которая всегда стремится к усилению своего влияния в сфере осуществления судебной деятельности.
Однако если конституционные нормы посвящены институту судебной власти и статусу судьи в целом, то нормы Федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации» адресованы как судебной власти, так и отдельным носителям данного статуса, конкретным судьям, осуществляющим правосудие в современной России.
И.А. Мосина справедливо отмечает, что «особенность гарантий правового статуса судьи в юридико-нормативном его понимании состоит в том, что они носят в своей основе государственный характер и обеспечиваются законодательной и исполнительной властью, в то время как сами судьи самостоятельны и подчиняются только Конституции РФ и закону, не могут быть зависимы от других ветвей власти, прежде всего в аспекте утверждения их правового положения, включая их права и обязанности, гарантии и основные принципы статуса» [10, с. 154].
В этом проявляется некая двойственность ситуации с обеспечением гарантий правового статуса судьи в современной России: с одной стороны, его независимая сущность, основанная на принципе самостоятельности судебной власти, предопределяет важное гарантирующее значение для судебной деятельности; с другой стороны, регламентарные начала, принятие законов, касающихся организации и деятельности судов, в полной мере находятся в ведении законодательной, а их реализация - в ведении исполнительной власти, что вкупе с отсутствием детального конституционного регулирования этих вопросов делает механизм гарантий независимости судов весьма уязвимым. Фактически законодатель не ограничен какими-либо определенными стандартами при принятии норм, определяющих статус судьи.
Разноуровневое правовое регулирование статуса судьи в РФ требует:
- во-первых, четко выраженной государственной политики правового регулирования;
- во-вторых, особой тщательности в согласовании нормотворческой деятельности субъектов нормотворчества;
- в-третьих, определенных правовых средств обеспечения единообразия в реализации государственной политики правового регулирования и эффек-
тивных средств оперативного реагирования на
искажение воли государства в указанной сфере.
Несоблюдение любого из условий неизбежно влечет за собой разбалансированность законодательства в сфере регулирования статуса судьи, нарушение стабильности кадрового состава судейского корпуса, снижение уровня гарантий прав судей, их независимости и, как следствие, уровня гарантий права граждан на справедливое судебное разбирательство независимым судом.
Таким образом, отметим, что судьи - носители судебной власти, они наделяются в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняют свои обязанности на профессиональной основе. При этом судебная власть принадлежит персонально лицу, занимающему судейскую должность, никому не подотчетному и независимому, подчиняющемуся только Конституции и закону. Это порождает особые требования к статусу судей. От качества судейского статуса зависит судьба судебной власти и правового государства. Исходя из того, что судьи, с одной стороны, - должностные лица судебной власти, а с другой физические лица, автор приходит к выводу, что судьи обладают в этих качествах единым правовым статусом, но условно состоящим из двух уровней. Поэтому элементами правового статуса судей являются и элементы первого - общегражданского, и второго - должностного его уровней. В правовом статусе судей воедино слиты их статусные характеристики как личности и как должностного лица. При этом судьи как физические лица обладают правами, свободами, обязанностями и ответственностью, а как должностные лица они обладают компетенцией, то есть должностными полномочиями в определенной сфере деятельности и ответственностью.
Таким образом, правовой статус судей - это законодательно признанная совокупность гарантированных основополагающих прав, обязанностей и компетенции судей как личностей и должностных лиц, которая предопределяет их социально-правовое положение в государственно организованном обществе.
Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, также и законами субъектов Российской Федерации.
Государство устанавливает конституционно -правовой статус судьи с целью поддержать и развить у конкретной личности чувство независимости, способность осуществлять правосудие независимо от любых попыток воздействия со стороны участников судебного процесса, политических, экономических, криминальных кругов, подчиняясь только Конституции РФ и федеральному закону, обеспечивает защиту его личности во всех сферах жизнедеятельности от политического, экономического, административного и криминального воздействия, гарантирует надлежащие условия жизни, работы и отдыха, соответствующие конституционному уровню судьи в иерархии
государственных должностей и степени его ответственности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Клеандров М.И. Правовые основы статуса судьи: курс лекций / М.И. Клеандров. - Москва: Российская академия правосудия, 2020. - 255 с. - ISBN 978-5-93916-233-3. - Текст : электронный // Электронно-библиотечная система Znanium.com: [сайт]. - URL: https://znanium.com/catalog/product/ 444074 (дата обращения: 21.04.2022). - Режим доступа: по подписке.
2. Резолюция № 1165 (1998) Парламентской Ассамблеи Совета Европы о праве на неприкосновенность личной жизни. - Текст : электронный // Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации». - URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.04.2022).
3. Европейская Хартия о статусе судей и Пояснительный Меморандум (Страсбург, 8 - 10 июля 1998). - Текст : электронный // Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации». - URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.04.2022).
4. Основные принципы независимости судебных органов (приняты седьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Милан (Италия), 26 августа - 6 сентября 1985 г., одобрены резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 г. № 40/32 и от 13 декабря 1985 г. № 40/146). -Текст : электронный // Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации». - URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.04.2022).
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). - Текст : электронный // Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации». - URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.04.2022).
6. О статусе судей в Российской Федерации : Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 05.04.2021). -Текст : электронный // Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации». - URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.04.2022).
7. О мировых судьях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 01.07.2021). - Текст : электронный // Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации». - URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.04.2022).
8. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для вузов / В.М. Бозров [и др.] ; под редакцией В.М. Бозрова. - 4-е изд. - Москва: Издательство «Юрайт», 2022. - 362 с. - ISBN 9785-534-14380-5. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL:
https://urait.ru/bcode/488756 (дата обращения: 21.04.2022). - Режим доступа: по подписке.
9. Об органах судейского сообщества в Российской Федерации: Федеральный закон от 14.03.2002 № 30-Ф3 (ред. от 08.12.2020). - Текст : электронный // Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации». - URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.04.2022).
10. Правоохранительные органы: учебник и практикум для вузов / М.П. Поляков [и др.]; под общей редакцией М.П. Полякова. - Москва: Издательство «Юрайт», 2022. - 362 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-9916-7897-1. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/488358 (дата обращения: 21.04.2022). - Режим доступа: по подписке.
© Виктория Витальевна Скрипник, 2022 © Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления и экономики», 2022