Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ МАНЧЖОУ-ГО'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ МАНЧЖОУ-ГО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
92
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАНЧЖОУ-ГО / ГОСУДАРСТВО / ЗАКОН / ДЕКЛАРАЦИЯ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пашенцев Дмитрий Алексеевич

Статье проанализированы особенности основополагающих правовых актов первого периода существования Манчжоу-го. Подчеркивается отсутствие демократических начал и даже формального закрепления политических права у населения данного государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пашенцев Дмитрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASES OF CREATION OF MANCHZHOU-GO

In article features of fundamental legal acts of the first period of existence of Manchzhou-go are analyzed. Absence of democratic principles and even the formal fixing of the political right at the population of this state is emphasized.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ МАНЧЖОУ-ГО»

УДК - 342 ПАШЕНЦЕВ Дмитрий Алексеевич,

ББК - 67 доктор юридических наук, профессор,

профессор кафедры теории и истории государства и права Московского городского педагогического университета

12.00.01 — теория государства и права; история учений о праве и государстве

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ МАНЧЖОУ-ГО

Аннотация. В статье проанализированы особенности основополагающих правовых актов первого периода существования Манчжоу-го. Подчеркивается отсутствие демократических начал и даже формального закрепления политических права у населения данного государства.

Ключевые слова: Манчжоу-го, государство, закон, декларация, права человека.

PASHENTSEV Dmitry Alekseevich,

doctor of jurisprudence, professor, professor of department of the theory and history of state and law

Moscow city pedagogical university

LEGAL BASES OF CREATION OF MANCHZHOU-GO

Summary. In article features of fundamental legal acts of the first period of existence of Manchzhou-go are analyzed. Absence of democratic principles and even the formal fixing of the political right at the population of this state is emphasized.

Keywords: Manchzhou-go, state, law, declaration, human rights.

В современном государствоведении основное внимание уделяется тем государствам, которые имеют давнюю историю и сохраняют существенное влияние на мировой арене. В то же время представляет несомненный научный интерес и обращение к опыту государственного развития таких субъектов, которые просуществовали недолго. Их устройство и принимавшиеся решения также могут иметь немаловажное теоретическое значение. Одним из таких государств, которые существовали недолго и при этом сыграли определенную роль в развитии политической жизни своего региона, стало Манчжоу-го.

Манчжоу-го - это государство, которое было создано по инициативе японской военной администрации на оккупированной территории Манчжурии. Просуществовало оно с 1 марта 1932 г. по 19 августа 1945 г. Несмотря на то что во главе государства стоял император - представитель китайской императорской династии Пу И, фактически вся политика Манчжоу-го осуществлялась по указаниям Японии. Есть данные, что некоторые военные чины планировали создать такое государство еще в 1928 г. [4, с. 18].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2016

Понимание особенностей создания Манчжоу-го должно опираться на следующие факты: это государство было создано японскими властями; территория этого государства использовалась как плацдарм для борьбы против Китая; правительство Манчжоу-го не могло проводить самостоятельной политики.

В научной литературе советского периода для характеристики Манчжоу-го использовался термин «марионеточное государство». Представляется, что он не является вполне научным и, скорее, отражает политическое отношение к правившему режиму, подчеркивает его несамостоятельность. С позиции общей теории государства и права данный термин является не вполне удовлетворительным. Скорее, можно говорить о государстве с частично утраченным суверенитетом.

Важным аспектом при создании нового государства выступает его международно-правовое признание. Именно факт признания делает такое новое государство субъектом международного права и позволяет ему полноценно развиваться и проводить самостоятельную политику.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Отметим, что Лига наций отказалась признать Манчжоу-го, что привело даже к выходу Японии из этой организации. Основанием для такого непризнания послужили выводы специальной комиссии о том, что создание Манчжоу-го не стало результатом самостоятельного народного движения за независимость [2].

24 февраля 1932 г. Ассамблея Лиги наций приняла резолюцию, в которой предлагала урегулировать отношения в Манчжурии на основе Устава Лиги наций и вывести японские войска из Северо-Восточного Китая. Ответом на эту резолюцию и стал выход Японии из Лиги наций [1, с. 181].

В то же время Манчжоу-го было признано рядом государств, первыми из которых стали Ватикан и Сальвадор. Некоторые западные державы установили с Ман-чжоу-го дипломатические отношения.

Особенностью образования новых государств является то, что им приходится подкреплять свои действия правовыми нормами, придающими им легитимность.

Создание Манчжоу-го сопровождалось принятием соответствующего документа — Декларации о создании Манчжоу-го. Написанная довольно красочным стилем, эта Декларация делала упор на бедственное положение населения Манчжурии вследствие политики Китая и благотворную помощь «дружеской руки» Японии. С ярким красноречием авторы Декларации говорили о создании Ман-чжоу-го как о посланном народам Китая Небом случае, которым надо воспользоваться. «Управление должно основываться на законе, - говорилось в Декларации, - а закон, в свою очередь, должен основываться на велении Неба. Цель создания нового государства заключается единственно в подчинении велению Неба и благоденствии народа» [3, с. 4].

В Декларации провозглашались принципы политики нового правительства. Было обещано, что будут исправлены законы, на местах введена система самоуправления, будет открыт широкий доступ в правительственные учреждения обладающим знаниями и талантом людям, будет поощряться промышленность, установится единообразие кредитной системы, будут разрабатываться естественные богатства и поднимется уровень жизни населения.

В сфере внешней политики правительство обещало проводить дружественную ко всем политику и уважать международные традиции.

Вслед за этой Декларацией была принята еще одна - Декларация Верховного правителя Манчжоу-го. Она представляла собой очень краткий документ, основная мысль которого звучала так - основой нового государства являются «нравственность, благожелательность и миролюбие» [3, с. 7].

Одновременно с названными декларациями правительство опубликовало программу «экономического устроения» Ман-чжоу-го, в которой говорилось о необходимости государственного регулирования экономической деятельности.

После того как во главе Манчжоу-го был поставлен император Пу-И, был принят Закон об организации, который фактически может рассматриваться как конституционный акт Манчжоу-го.

Глава первая данного акта была посвящена императору. Устанавливалась его неприкосновенность, высшая власть и наследственный характер ее передачи. Будучи главой государства, император осуществлял законодательную власть при помощи Законодательной палаты (ст. 5); он «уполномочивал судебные органы на осуществление судебной власти» [3, с. 25].

В соответствии со ст. 8, если имелись чрезвычайные обстоятельства и император не мог созвать Законодательную палату, он имел право издавать указы, имевшие силу закона (напоминает ст. 87 Основных законов Российской империи от 23 апреля 1906 г.).

Среди полномочий императора закон называет следующие: объявлять войну, заключать мир, подписывать международные договоры, осуществлять верховное командование вооруженными силами, жаловать ордена, осуществлять амнистию и помилование.

При императоре создавался Государственный совет, который «советовал» императору, как решать важные государственные вопросы, включая назначение высших чиновников, подписание международных договоров и т.д.

Законодательная палата, которая принимала законы и распоряжалась бюдже-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 8 • 2016

том, созывалась императором раз в год на один месяц.

Правительство носило название административной палаты. Оно состояло из министерств: внутренних дел, иностранных дел, финансов, военного, промышленности, путей сообщения, юстиции и народного просвещения. Возглавлял Административную палату премьер-министр.

Статья 31 закона устанавливала, что все нормативные акты, законы, манифесты и рескрипты, касающиеся государственных дел, после подписи императора должны быть «скреплены» подписями премьер-министра и соответствующего министра.

Для проведения контроля и ревизий создавалась Контрольная палата.

Структура и особенности функционирования судебной системы утверждались отдельным законом.

Правам граждан Манчжоу-го был посвящен специальный закон, который носил название «Закон об обеспечении прав граждан». Этот закон состоял лишь из 13 кратких статей. Он устанавливал следующие права граждан: телесная неприкосновенность, имущественные права (без расшифровки в законе), равная защита со стороны государства независимо от племенного происхождения и вероисповедания, право состоять на государственной службе или службе в местном самоуправлении, быть государственным чиновником или общественным служащим, право предоставлять петиции, право быть судимым назначенными на основании закона судьями, право требовать восстановления нарушенного административными органами положения, право на законный характер налогообложения и конфискаций, право создавать объединения экономического характера, право на защиту закона от ростовщичества и чрезмерного повышения цен, право пользоваться услугами публичных учреждений [3, с. 30, 31].

Приведенный список выглядит несколько странно с учетом того, что он был составлен в 30-е годы ХХ в., намного позднее принятия американского Билля о правах, Французской декларации прав человека и гражданина и т.д. Принятая в 1936 г. Конституция СССР в части закрепления и прав человека, и полномочий государственных

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2016

органов отличалась от законов Манчжоу-го как роман известного писателя отличается от школьного сочинения.

Обращает на себя внимание отсутствие как личных прав, таких, как право на жизнь и свободу, так и политических прав. Нет упоминания о таких важнейших политических правах, как свобода совести, свобода слова, свобода собраний, свобода митингов и демонстраций и т.д. Нет упоминания о политических партиях, об избирательном праве. Получается, что подданные императора Манчжоу-го были политически бесправны.

Таким образом, анализ законодательства первого периода существования Манчжоу-го показывает, во-первых, его достаточно формальный характер. Государственные законы составлялись таким образом, чтобы не препятствовать проведению японскими властями собственной политики. Во-вторых, красивые и напыщенные декларации не подкреплялись правовыми нормами, которые могли бы ввести элементы демократии в государственное управление и политическую жизнь, гарантировать населению хоть минимальное участие в делах государства и разрешении собственных насущных проблем.

Список литературы:

[1] Всемирная история. В 10-ти тт. М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1962. Т. 9.

[2] Караева К.А. Манчжоу-го (1931-1945): «марионеточное государство» в системе международных отношений // http://elar.urfu.ru/ bitstream/10995/4839/2/uv-2005-08.pdf.

[3] Сборник законов и распоряжений Ман-чжоу-Ди-Го на русском языке. Выпуск первый. Харбин, 1935.

[4] Смирнов Л.Н., Зайцев Е.Б. Суд в Токио. М.: Воениздат, 1980.

Spisok literatury:

[1] Vsemirnaya istoriya. V 10-ti tt. M.: Izd-vo social'no-e'konomicheskoj literatury', 1962. T. 9.

[2] Karaeva K.A. Manchzhou-go (1931-1945): «marionetochnoe gosudarstvo» v sisteme mezhdunarodny'x otnoshenij // http://elar.urfu. ru/bitstream/10995/4839/2/uv-2005-08.pdf.

[3] Sbornik zakonov i rasporyazhenij Manchzhou-Di-Go na russkom yazy'ke. Vy'pusk pervy'j. Xarbin, 1935.

[4] Smirnov L.N., Zajcev E.B. Sud v Tokio. M.: Voenizdat, 1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.