УДК 34 ББК 67.52
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10376
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО ИДЕНТИФИКАТОРА ЛИЧНОСТИ
Махач Шамилович ИБНУГАДЖАРОВ, студент магистратуры Дагестанского государственного университета E-mail: [email protected]
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.13 — информационное право
Актуальность. В статье рассматривается вопрос об использовании универсального способа идентификации личности. Человеческая деятельность в наше время немыслима без компьютерной техники и высокотехнологичных способов обработки информации. Решение проблем управления современного общества непосредственно связано с развитием информационных процессов. Использование универсального идентификатора является наиболее простым и удобным способом обобщения информации о конкретном физическом лице, содержащейся в базах данных различных органов публичной власти.
Ключевые слова: информация, идентификатор личности, сеть, информационные технологии, идентификация, информационный ресурс.
Annotation. The article discusses the use of universal identification. Human activity in our time is unthinkable without computer technology and high-tech methods of processing information. Solving the problems of managing modern society is directly related to the development of information processes. Using a universal identifier is the simplest and most convenient way to summarize information about a specific individual contained in the databases of various public authorities.
Keywords: information, identity, network, information technology, identification, information resource.
Научный руководитель: Л.В. Магдилова, кандидат экономических наук, доцент
Вопрос создания и использования универсального идентификатора личности в обязательном порядке должен быть определен нормативно-правовым актом, в котором должно быть установлено, где, когда, кем присваивается идентификатор, кем он ведется, где хранится и как применяется. Без нормативно-правового закрепления этих основополагающих норм процесс использования базового идентификатора невозможен.
Совершенствование нормативной правовой базы позволило устранить отставание законодательства Российской Федерации в этой области от потребностей общества и характера общественных отношений, а также создать целостную правовую систему и гармонизировать законодательство Российской Федерации с общепризнанными нормами и принципами международного права1.
Согласно Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 г., одобренной Правительством РФ от 27 сентября 2004 г. № 1244-р, были разработаны необходимые нормативно-правовые и нормативно-технические документы, регламентирующие порядок использования универсального идентификатора личности.
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 № 149-ФЗ определяет понятия «информация», «информационная система», «информационные технологии», «информационно-телекоммуникационная сеть», «электронный документ» и «электронное сооб-щение»2.
Действующее российское законодательство на данный момент не регулирует правовой ста-
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019
туе идентификатора физического лица и сведений о физическом лице. Закон РФ «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ (в ред. от 04.06.2014 г.) вообще не упоминает об идентификаторе. Единственное косвенное упоминание об идентификаторе сведений о физических лицах присутствует в ст. 13 этого Закона, которая посвящена особенностям обработки персональных данных в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных3.
Данная норма фактически предусматривает использование идентификаторов сведений о субъектах персональных данных в государственных и муниципальных системах персональных данных. Поэтому необходим взвешенный подход к принятию в Российской Федерации универсального идентификатора личности.
После нормативно-правового закрепления основ идентификации необходимо определить основные принципы разработки информационной системы, позволяющие проводить идентификацию граждан. Данная система должна не только обеспечивать накопление информации о гражданах, но и иметь всю инфраструктуру, которая позволит пользоваться данным информационным ресурсом, причем не только в программной части, но и в техническом обеспечении4.
Кроме того, также должны быть решены вопросы обеспечения достаточной производительности данного информационного ресурса, поскольку информационный обмен с базовым информационным ресурсом выше на несколько порядков, чем с ресурсами, используемыми для какой-либо одной отрасли деятельности.
Отрицательной стороной является нарушение права на неприкосновенность частной жизни. Основным и важнейшим аргументом против
использования универсального идентификатора является угроза нарушения права человека на неприкосновенность частной жизни и различных правонарушений с использованием персональных данных5.
1 Бачило И.Л. Информационное право: Учебник. М.: Юрайт, 2011.
2 Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»
3 Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ (ред. от 04.06.2014 г.) // СПС «Консультант Плюс»
4 Андреева. Е.В. Универсальный идентификатор сведений о гражданине: мировой опыт и возможности введения в Российской Федерации // Вестник Университета. 2014. № 15.
5 Большакова Б.М. Электронная идентификация личности гражданина: за и против // Коммуникация и общество. 2014.
Библиографический список
1. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»
2. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ (ред. от 04.06. 2014 г.) // СПС «Консультант Плюс»
3. Андреева. Е.В. Универсальный идентификатор сведений о гражданине: мировой опыт и возможности введения в Российской Федерации // Вестник Университета. 2014. № 15.
4. Бачило И.Л. Информационное право: Учебник. М.: Юрайт, 2011.
5. Большакова В.М. Электронная идентификация личности гражданина: за и против // Коммуникация и общество. 2014.
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019