УДК 528.44
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ УЧЕТНО-РЕГИСТРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Наталья Сергеевна Ивчатова
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, 630091, Россия, г. Новосибирск, ул. Державина, 28, начальник отдела правового обеспечения, тел. 8(383)227-10-82, e-mail: [email protected]
В статье раскрываются предпосылки создания единой учетно-регистрационной системы в Российской Федерации, которая станет институтом качественного обслуживания интересов граждан, организаций, государства; обеспечит новый уровень оперативности и удобства получения услуг Росреестра.
Ключевые слова: единая учетно-регистрационная система, государственная регистрация прав, кадастровый учет, недвижимость.
THE LEGAL FRAMEWORK OF A UNIFIED REGISTRATION SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION
Natalia S. Ivchatova
Department of Federal service of state registration, cadastre and cartography in the Novosibirsk region, 630091, Russia, Novosibirsk, ul. Derzhavin, D. 28, head of legal support, tel. 8(383)227-10-
82,
e-mail: [email protected]
The article describes the prerequisites for the creation of a unified registration system in the Russian Federation, which will be the Institute of quality service to interests of citizens, organizations, state; it will offer a new level of efficiency and convenience of receiving Rosreestr services.
Key words: uniform accounting and registration system, the state registration, cadastre, real estate.
На протяжении существования в России системы государственной регистрации прав на недвижимость [10] стала очевидна необходимость ее объединения с информационной системой, содержащей описания объектов недвижимости, их характеристики, взаимосвязей (дом - земля, помещение -здание и т.п.), историю их существования [1,2,3].
В настоящее время исторически сложившиеся в России три системы, ранее осуществлявшие во многом идентичные функции в сфере оформления прав на недвижимость (система технического учета зданий и сооружений, система кадастрового учета земельных участков и система регистрации прав на недвижимое имущество) имеют тенденцию к объединению в единую систему регистрации прав и кадастрового учета недвижимости [4].
Оборот недвижимости с каждым годом становится все более интенсивным. Ежедневно в систему по всей территории страны поступает
около 700 тысяч различных заявлений. Ежегодно осуществляется более 40 млн. регистрационно-учетных действий, а также выдается информация из реестра и кадастра более чем по 70 млн. обращений. Участники экономической деятельности и субъекты государственного управления с каждым днем предъявляют все более высокие требования к качеству и доступности услуг в сфере оформления прав на недвижимость [4].
Введение единой учетно-регистрационной процедуры предусмотрено планом мероприятий ("дорожной картой") "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. N 2236-рх [13].
Устойчивое функционирование систем регистрации прав и учета недвижимости, простые и прозрачные процедуры оформления прав во многом формируют инвестиционный климат всех развитых стран.
Помимо своей ключевой задачи - обеспечения гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, -современные системы регистрации прав и учета недвижимости являются основой эффективной реализации мероприятий в области использования и управления недвижимым имуществом, способствуют реализации крупных национальных и инвестиционных проектов.
Основными предпосылками создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости (далее - единая система регистрации прав) является сложившийся положительный многолетний опыт функционирования систем государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, а также современная международная практика развития предоставления услуг в этих сферах, свидетельствующих о перспективности институционального объединения рассматриваемых систем и новых информационных технологий, снижающих издержки пользователей и государства при оказании соответствующих услуг [4].
На сегодняшний день существует проект Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» (подготовлен Минэкономразвития России и пока не внесен в Государственную Думу) [15], который раскрывает основные понятия, описывает технологические процедуры учетного и регистрационного процесса, создает правовое поле для единого государственного реестра недвижимости.
В целях введения единой учетно-регистрационной процедуры и оптимизации организационно-правовой формы системы кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество предполагается объединить функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
по его государственному кадастровому учету, а также предоставлению сведений из государственного кадастра недвижимости [5].
Наличие объединенной учетно-регистрационной процедуры приведет к тому, что кадастровый учет без государственной регистрации прав будет востребован только в определенном числе случаев. В первую очередь, это касается внесения изменений характеристик объектов недвижимости, например, уточнение местоположения границ и площади земельных участков, а также случаев кадастрового учета бесхозяйных объектов недвижимости, по которым в настоящее время вместо государственной регистрации права проводится учет в ЕГРП в качестве бесхозяйной вещи без взимания государственной пошлины [15].
18 декабря 2009 г. Приказом №534 Министерства экономического развития Российской Федерации была утверждена «Концепция создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, плана подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих создание и развитие единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости и плана реализации мероприятий по созданию единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости» (далее - Концепция) [14]. Вышеуказанная Концепция определяет цель, задачи, основные направления, этапы создания и развития в Российской Федерации единой федеральной системы государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости.
Безусловно, каждый гражданин России хотя бы раз сталкивался с необходимостью посещения офисов органов или организаций, осуществляющих функции в регистрационно-учетной сфере. Реализация практически любого проекта государственного значения зависит от эффективности работы учетно-регистрационной системы: будь-то строительство олимпийских объектов, объектов на территориях особых экономических зон, реализация программ по доступному жилью, оформление прав граждан на жилую и коммерческую недвижимость и т.д. Система является важнейшей составляющей информационного взаимодействия как с участием федеральных органов исполнительной власти, так и с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (в том числе в связи с планированием развития территорий, реализацией управленческих задач) [4].
Начиная с начала 90-х гг. в Российской Федерации система учета недвижимого имущества и система регистрации прав развивались независимо друг от друга, находясь в ведении разных уровней власти и разных ведомств на муниципальном и федеральном уровнях (рис. 1).
Кадастровая оценка недвижимости, налогообложение
Территориальное планирование и градостроительное зонирование
Рис. 1. Роль учета и регистрации недвижимости в экономике России
В результате были сформированы три различных института, обеспечивающих учет и регистрацию прав на недвижимость: система кадастрового учета земельных участков; система технического учета зданий, сооружений и помещений; система регистрации прав.
Такая структура не отвечала интересам развития рынка недвижимости в стране, была связана с большими и необоснованными издержками как для государства, так и для правообладателей недвижимости.
В 2007 году был принят Федеральный закон от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», который объединил учет зданий и помещений и систему учета земельных участков [11].
В декабре 2008 года был принят Указ Президента «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», которым предусмотрено объединение системы кадастрового учета и системы регистрации прав и картографии.
Цель таковых преобразований - создание единой системы регистрации прав и учета, обеспечивающей высокий уровень гарантий прав на недвижимое имущество и качество государственных услуг при минимальных издержках.
Структура преобразуемых систем представлена на рис. 2.
Росреестр
Государственная регистрация прав
Роснедвижимость
Кадастровый учет земли
Ростехинвентаризация
Технический учет зданий, строений, сооружений
Росреестр: Кадастровый учет земли,
зданий, помещений, сооружений и государственн ая
регистрация прав
Рис. 2. Создание единой системы государственной регистрации прав и
кадастрового учета
Предпосылками создания единой системы регистрации прав и кадастрового учета являлись:
- предшествующий многолетний опыт работы национальных институтов оказания государственных услуг в сферах государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости;
- современная международная практика развития услуг в этих сферах, которая свидетельствует о перспективности институционального объединения систем оказания данных услуг, внедрения новых информационных технологий, снижающих издержки пользователей и государства на получение (оказание) государственных услуг [14].
При этом определены следующие задачи долгосрочного и среднесрочного развития Российской Федерации в области объединения систем регистрации и кадастрового учета:
- повышение качества и доступности государственных услуг, в том числе оказание услуг в электронном виде;
- снижение издержек граждан и организаций при оформлении прав на недвижимость;
- формирование эффективных государственных систем кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость, в том числе централизованное создание общих государственных информационных ресурсов (регистров, кадастров, реестров, классификаторов) [14].
На каждом территориальном уровне шла планомерная организационная работа по достижению эффективных результатов по качеству и доступности оказания государственных услуг Росреестра, в том числе легкости условий ведения бизнеса в России [6].
Следует отметить, что Управление Росреестра по Новосибирской области (далее - Управление) в процессе своей деятельности всегда активно поддерживало курс, поставленный Министерством экономического развития, по оказанию качественных государственных услуг населению. В июле 2012 года в Министерство экономического развития Новосибирской области направлены предложения на основе анализа лучших практик об уменьшении сроков, количества процедур при регистрации права собственности, а также снижении затрат на оформление (может быть снижено до 3 как в Калуге (лучшая практика)), срок в днях составит 31, а стоимость снизится на 2400 руб.).
В целях улучшения условий и легкости ведения бизнеса в Новосибирской области Управлением издан приказ от 04.04.2011 №70 «О сроках проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Сокращение сроков, количества процедур и стоимости государственной регистрации права собственности в Управлении, в том числе за счет внедрения межведомственного информационного взаимодействия, позитивно сказывается на условиях ведения бизнеса, повышает инвестиционную привлекательность Новосибирской области и позволяет ей занять более высокое место при оказании государственных услуг.
По данным всемирного рейтинга «DOING BUSINESS» рейтинг по категории «регистрация права собственности» за прошедший 2013 год вырос в отношении Российской Федерации с 46 места до 17 (рис. 3).
Рис. 3. Всемирный рейтинг по категории «регистрация права собственности»
Так, например, срок проведения государственной регистрации за последние годы сокращен с одного месяца до восемнадцати дней по общему
правилу и до пяти дней по большой категории дел. Отработан и успешно используется механизм документооборота, позволяющий проводить государственную регистрацию в сокращенные сроки, установленные действующим законодательством.
Объединение систем регистрации прав и кадастрового учета направлено на решение поставленных задач за счет интеграции соответствующих информационных систем и объединения данных об объектах недвижимости, унификации процедур оказания учетно -регистрационных услуг, а также иных мероприятий организационного, технологического и правового характера, предусмотренных Концепцией. При этом новая форма организации деятельности единой системы регистрации прав и кадастрового учета обеспечена широким применением информационно-коммуникационных технологий и предполагает повышение эффективности бюджетных расходов в указанной сфере [4].
Концепция является основой для разработки программ и планов развития единой системы регистрации прав и кадастрового учета на среднесрочную и долгосрочную перспективу [14].
Цель создания единой федеральной системы регистрации прав и кадастрового учета - повышение качества предоставляемых государственных услуг в сфере регистрации прав и кадастрового учета, в том числе в части обеспечения эффективной информационно-аналитической поддержки деятельности органов государственной власти и местного самоуправления при решении относящихся к их компетенции вопросов [9] .
Для достижения указанной цели определены следующие приоритетные направления [8] :
- объединение существующих организационных структур систем регистрации прав и кадастрового учета, а также совершенствование оказания услуг в данной сфере на основе передачи отдельных полномочий в сфере регистрации прав и кадастрового учета федеральным учреждениям;
- создание единой федеральной информационной системы в сфере регистрации прав и кадастрового учета, а также расширение способов и форм оказываемых в данной сфере услуг за счет внедрения современных технологий взаимодействия с заявителями с использованием электронных средств связи, расширение спектра информационных услуг;
- переход к государственному учету зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в государственном кадастре недвижимости;
- создание системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров, обеспечивающих регистрацию прав и кадастровый учет.
Единая учетно-регистрационная система регистрации прав и кадастрового учета станет институтом качественного обслуживания интересов граждан, организаций, государства; обеспечит новый уровень оперативности и удобства получения услуг.
В настоящее время Министерством экономического развития и Росреестром проводится масштабная работа по повышению качества и доступности услуг в сфере регистрации прав и кадастрового учета. Правительством поставлена задача по переходу к предоставлению большинства государственных услуг в электронном виде, в первую очередь учетно-регистрационных услуг.
Уже сформирована законодательная база. Вступили в силу поправки в Закон о кадастре недвижимости и Закон о регистрации прав, предусматривающие сокращенные сроки (5 дней) и новый порядок предоставления сведений из кадастра недвижимости и реестра прав, в частности расширен перечень способов предоставления сведений кадастра и реестра прав (лично, почта, электронная почта, веб-сервисы). Так же введен принцип «экстерриториального» запроса, когда заявитель может запросить интересующие его сведения в любом офисе Росреестра, независимо от места нахождения объекта недвижимости.
Минэкономразвития РФ приняло большинство подзаконных актов, необходимых для реализации данных норм законов. Для практической реализации указанных задач Росреестром уже запущен в работу портал электронных услуг. Тем не менее, законодателю следует разработать и принять достаточно большой пакет нормативно-правовых актов, благодаря которым станем возможной реализация положений законодательных актов, являющихся основой единой учетно-регистрационной системы.
Это, в свою очередь, позволит решить ряд вопросов, имеющих ключевое значение для упрощения оформления прав на недвижимость и снижения сроков государственной регистрации прав, в частности, ввести универсальные процедуры по осуществлению учетно-регистрационных действий, при которых возможна одновременная подача заявлений о регистрации прав и кадастровом учете, а также при которой отсутствует необходимость в представлении кадастрового паспорта объекта недвижимости для регистрации права, а сведений о зарегистрированных правах и ограничениях (обременениях) прав - для кадастрового учета (одного (единого) пакета документов, в том числе заявления на учет и регистрацию прав).
В целях введения единой учетно-регистрационной процедуры и оптимизации организационно-правовой формы системы кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество предполагается объединить функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и по его государственному кадастровому учету, а также предоставлению сведений из государственного кадастра недвижимости [7,15].
В рамках Федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости, 2014-2019 года» [12] Новосибирская область определена одним из регионов Российской Федерации, в котором предполагается создание Межрегионального учетно-регистрационного центра, деятельность которого улучшит взаимодействие государственных органов по
государственной регистрации прав и кадастровом учете на межрегиональном уровне, повысит производительность учетно-регистрационных процедур за счет перераспределения нагрузки между территориальными подразделениями в зависимости от интенсивности входящих потоков заявлений, а также создаст условия для минимизации взаимодействия должностных лиц, принимающих юридически-значимые решения, с заявителями.
Такие центры будут являться новейшими технологическим площадками, оказывающими услуги по регистрации и кадастровому учету на новом, качественном уровне, не привлекая в таковой процесс заявителей и безусловно, объединять процессы совершения учетных и регистрационных действий.
Подводя итог, можно говорить о начавшихся непрерывных интеграционных процессах в Российской Федерации в области систем государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, которые максимально быстро развиваются, объединяются и имеют в перспективе развития новейшие «облачные технологии».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Луговская Л. Н. Совершенствование технологии государственной регистрации прав с использованием возможностей многофункционального центра // Вестник СГГА. -2012. - Вып. 3 (19). - С. 62-68.
2. Митрофанова Н. О., Сухарникова Я. В. Повышение качества и доступности государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Новосибирской области // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 2 (22). - С. 44-52.
3. Карпик А. П., Ветошкин Д. Н., Архипенко О. П. Совершенствование модели ведения государственного кадастра недвижимости // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 3 (23).
- С. 53-59.
4. Осенняя А. В., Грибкова И. С. Теоретические основы кадастра застроенных территорий: учеб. пособие / Кубан. гос. технол. ун-т. - Краснодар: Изд. ФГБОУ ВПО «КубГТУ», 2012. - 237 с.
5. Киселева А. В., Клюшниченко В. Н. Разработка информационных форм ведения баз данных о недвижимом имуществе для целей кадастра // Вестник СГГА. - 2012. -Вып. 4 (20). - С. 56-60.
6. Ветошкин Д. Н., Ивчатова Н. С., Пархоменко И. В. Реализация принципа «Одного окна» в системе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на примере Новосибирской области // Вестник СГГА. - 2011. -Вып. 4 (14). - С. 116-121.
7. Митрофанова Н. О. Современные тенденции совершенствования системы ведения государственного кадастра недвижимости // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 4 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.).
- Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 3. - С. 121-127.
8. Ивакин А. И. Преобразования в системе регистрации прав и кадастрового учета недвижимости // Вестник Росреестра. - 2013 - Вып. 2(16). - С. 16-20.
9. Спиренков В. А. План мероприятий (дорожная карта) «Оптимизация процедур регистрации собственности» // Вестник Росреестра. - 2012 - Вып. 4(14). - С. 35-39.
10. Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Российская газета N 145, 30.07.97, Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.35944.
11. Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О государственном кадастре недвижимости" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014), "Собрание законодательства РФ", 30.07.2007, N 31, ст. 4017.
12. Постановление Правительства РФ от 10.10.2013 N 903 «О федеральной целевой программе "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019 годы)", Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, Собрание законодательства Российской Федерации, N 42, 21.10.2013, ст.5364.
13. Распоряжение Правительства РФ от 01.12.2012 N 2236-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Собрание законодательства Российской Федерации, N 50 (4.VI), 10.12.2012, ст.7088.
14. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации №534 от 18.12.2009 «Концепция создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, плана подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих создание и развитие единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости и плана реализации мероприятий по созданию единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости», "Вестник Росреестра", N1,2010.
15. Проект Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество" (подготовлен Минэкономразвития России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 04.02.2014), Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=114678.
© Н. С. Ивчатова, 2014