Научная статья на тему 'Правовые основы социальной государственности России'

Правовые основы социальной государственности России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2486
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / STATE / WELFARE STATE / LEGAL STATE / STATEHOOD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шабуров Анатолий Степанович

Статья посвящена такой категории государствоведения, как социальное государство, анализу его основных характеристик. С помощью сравнительно-правового и исторического анализа становления социального государства в развитых правовых странах доказано, что процесс формирования этого явления в нашей стране имеет свою специфику и характерные особенности. Учет и реализация данных особенностей помогут максимально приблизиться к становлению и формированию социального государства в современной России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal basis of social state Russian

Article is devoted to this category gosudarstvovedeniya as a welfare state, the analysis of its key features. On the basis of comparative legal and historical analysis of the formation of the welfare state in the developed countries, legal, it is proved that the formation of this phenomenon in our country has its own peculiarities and characteristics. Accounting and the implementation of which will help to get as close to the establishment and formation of the welfare state in contemporary Russia

Текст научной работы на тему «Правовые основы социальной государственности России»

основные тенденции государственно-правового развития

УДК 342.415

Правовые основы социальной государственности России

Шабуров Анатолий Степанович, профессор кафедры теории и истории государства и права Уральского юридического института МВД России, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор e-mail: [email protected]

Статья посвящена такой категории государствоведения, как социальное государство, анализу его основных характеристик. С помощью сравнительно-правового и исторического анализа становления социального государства в развитых правовых странах доказано, что процесс формирования этого явления в нашей стране имеет свою специфику и характерные особенности. Учет и реализация данных особенностей помогут максимально приблизиться к становлению и формированию социального государства в современной России.

Ключевые слова: государство; социальное государство; правовое государство; государственность.

Legal basis of social state Russian

Shaburov Anatoly Stepanovich,

Professor of the chair of Theory of State and Law of the Ural Law Institute of the Ministry of the Internal Affairs of Russia, Honored Worker of Higher School of the Russian Federation, Doctor of juridical sciences, Professor

Article is devoted to this category gosudarstvovedeniya as a welfare state, the analysis of its key features. On the basis of comparative legal and historical analysis of the formation of the welfare state in the developed countries, legal, it is proved that the formation of this phenomenon in our country has its own peculiarities and characteristics. Accounting and the implementation of which will help to get as close to the establishment and formation of the welfare state in contemporary Russia.

Key words: state; the welfare state; legal state; statehood.

Одной из важнейших задач, определивших направление развития современной России, является формирование социального государства. Более того, Конституция России со всей определенностью закрепила, что Россия - социальное государство. Однако зафиксировав положение о том, что Российская Федерация - социальное государство, Конституция не утверждает, что такое государство в стране уже построено. Статья 7 Конституции констатирует, что политика нашего государства лишь «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», т. е. условий, характеризующих государство

как государство социальное. А это говорит о том, что нашему обществу предстоит достаточно много работы, чтобы закрепленные в Конституции характеристики социального государства превратились в реальность.

Данная задача требует не только практического решения вопросов экономического, социального, политического и правового характера, но и углубленного анализа многих научно-теоретических проблем, касающихся теории социального государства. Среди них важное место занимают вопросы правового опосредования функционирования социального государства, соотношения понятия социального государства

с иными категориями, в частности с категорией «государственность».

Хотя проблемы понятия и содержания социального государства в науке получили достаточное развитие, а в конституциях различных государств они выделены как социальные, в науке отсутствует единство в понимании многих сторон этого богатого по содержанию явления. Не определены и историческое место, и природа социального (впрочем, как и правового) государства. В литературе оно рассматривается и как определенный этап развития общества, и как тип государства, и как его форма, разновидность и т. д.

Анализ научных работ, касающихся содержания категории «социальное государство», позволяет вычленить особенности, характеризующие его именно как государство социальное.

Прежде всего подчеркнем, что речь идет не об обществе в целом, а именно о государстве, представляющем собой организацию суверенной, политической, публичной власти, которая правовыми средствами и с помощью специального аппарата управления и принуждения обеспечивает организацию общественных отношений на строго определенной территории.

Социальное государство - это именно государство, т. е. организация территориально организованной власти, обладающей такими признаками, как суверенитет, публичность, политический и правовой характер деятельности, и предполагающей наличие специального аппарата принуждения.

При характеристике же государства как государства социального у него обнаруживаются и иные, свойственные именно такому государству признаки и особенности.

Среди них можно отметить следующие:

- демократическая организация власти;

- мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять распределение доходов, не ущемляя существенно положение собственников;

- социально ориентированная структура экономки;

- правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства;

- развитое гражданское общество;

- ярко выраженная социальная направленность политики государства;

- наличие развитого социального законодательства;

- конституционное закрепление его как государства социального [1, с. 52].

Немаловажное значение имеет и углубленная научная разработка категории «социальное государство».

Таким образом, социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует собой высокий уровень сближения целей и гармонизации государственных отношений и институтов общества [1, с. 51].

В разных странах уже сложились реальные модели социальных государств. Наряду с общими закономер-

ностями каждое из них имеет свои специфические особенности, признаки, характеристики. Поэтому нельзя переносить на отечественную почву особенности моделей германского, шведского или французского социального государства, скопировав систему его законодательства, организацию государственных структур и методологическую основу правопонимания и правового регулирования.

В научной литературе обращено внимание на то, что у концепции социального государства существует специфическая особенность, не свойственная иным научным теориям: «Она не нивелирует национально-исторические особенности каждого государственного образования, подгоняя их под общий теоретический шаблон, а позволяет фиксировать самобытные проявления особенностей каждого национального образования в рамках общей природы социального государства, допускает существование национальных моделей» [2, с. 5]. Подобный подход имеет методологическое значение для анализа конкретных государств при характеристике их как социальных. Исходя из этого, можно говорить о «немецкой», «французской», «шведской» и других моделях. Поэтому как специфическую, самостоятельную следует рассматривать и «российскую» модель социального государства.

При анализе особенностей отдельного государства, характеризуемого как социальное, необходимо определить конкретные объективные обстоятельства, идеологические основы, субъективные факторы, предопределившие его характер. Не исключая возможности использования различных подходов научного анализа, можно предположить, что в максимальной степени эту задачу (как и многие вопросы политической практики) позволяет решить рассмотрение социального государства в рамках научной категории «государственность».

Государственность - важнейшая комплексная обобщающая научно-теоретическая категория, имеющая важное методологическое значение для изучения государства. В современных условиях российской действительности постановка вопроса о характере российской государственности, ее дальнейшем развитии в рамках общетеоретической науки вполне закономерна.

Ее исследование имеет значение для последующего изучения практических проблем государствоведения, анализа и решения широкого спектра юридических, политологических и социальных процессов. Политическая практика показывает, что без учета проблем российской государственности невозможны ни научно-теоретический анализ, ни модернизация гражданского общества, ни формирование социального правового государства.

Введение в научный оборот понятия «государственность» позволяет расширить содержание понятия «государство», добавив в него дополнительные исторические, динамические характеристики с целью определения направлений его развития, объяснения реальных проблем эволюции общественной жизни и государства. Изучение государственности как явления и теории российской государственности, в частности, является обязательным условием формирования российского государства, государства как правового, так и социального.

Теория государственности - новая научная проблема для отечественной науки, а категория «государствен-

ность» не вошла еще в категориальный аппарат российского государствоведения. Вместе с тем в науке до сих пор не достигнуто единство в понимании самого понятия «государственность», хотя имеется достаточное количество работ, в которых эта категория в той или иной степени рассматривается [3; 4; 5; 6; 7; 8]. Не выработано в литературе и общепризнанное определение государственности как явления. Более того, А. А. Тимофеева вообще делает вывод: «Государственность - явление, не требующее специальных определений» [9, с. 8].

На наш взгляд, государственность можно трактовать как качественное состояние государственно-организованного общества, определяемое устойчивостью и преемственностью конкретных исторических, национальных, культурологических, юридических и иных факторов. Ей свойственны стабильность, традиционное сохранение и развитие определенных качеств. Поэтому следует говорить о российской государственности, принципиально отличающейся от иных ее разновидностей. Перенесение на российскую почву особенностей форм и специфики государственности иных обществ не могут принести успеха. В частности, для России не подходят ни западная модель демократии, ни модель социального и правового государства, реализованная в других странах.

Вместе с тем полагаем, что употребление термина «социальное» применительно к конкретному государству не приближает, а уводит нас от понимания сущности этого явления. На наш взгляд, целесообразно говорить не о социальном государстве, а о социальной государственности. Ведь в рамках единой государственности осуществляется развитие самых различных по своему характеру государств. Например, в истории российской государственности можно различать и Киевскую Русь, и Российскую империю, и Советский Союз, и Российскую Федерацию. Эти государства разнились по своей сущности, форме, политическому режиму, осуществляемым функциям. В них в разной степени отражались и социальные, и правовые аспекты. Но все они являлись этапами (стадиями) развития единой российской государственности с присущими ей особенностями. Различные государственно-правовые концепции следует анализировать не с позиций «экономический базис - государство», а в рамках триады «общество - право - государство». Рассматриваемая с этих позиций государственность, имея общий теоретический характер, создает методологическую основу для рассмотрения различных аспектов государственно-правового регулирования, государства и права.

Не случайно задача построения социального государства в России поставлена только в последнее время, хотя и в рамках единой российской государственности, но в условиях изменившихся экономических, социальных и политических обстоятельств.

Большое значение для характеристики социального государства имеет анализ правовой основы государственности. Ведь во многом именно правовые характеристики определяют и функцию, и содержание, и принципы деятельности государства.

Как указывалось выше, среди специфических признаков социального государства выделялись признаки,

связанные с правом, правовым регулированием.

Прежде всего это проявляется в конституционном закреплении государства как социального, направленного на реализацию прав человека, и особенностей правового регулирования в этом направлении. Не случайно социальное государство большинством исследователей характеризуется как социально-правовое.

Достаточно вспомнить, что в Конституции СССР, не в пример конституциям иных демократических государств, закреплялось достаточно большое количество социальных прав: право на труд, отдых, образование, охрану здоровья и т. д., то есть прав, составляющих правовую базу социального государства. Правда, они определялись не как права человека, а как права гражданина СССР, государство же определялось не как социальное, а как социалистическое.

Впервые государство в качестве социального было закреплено в Конституции ФРг и получило дальнейшую конкретизацию в законодательстве этого государства. Позднее идеи социального государства получили закрепление в конституциях Франции, Италии, Дании, Швеции и других государств. Реализованы они и в международно-правовой практике. В частности, они нашли закрепление в таком международном правовом акте, как Всеобщая декларация прав человека. В п. 1 ст. 25 Декларации закреплено: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай б езработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам» [10]. Данный принцип развит и в п. 1 ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах [11].

Социальные цели общества и государства можно обнаружить и в иных международных актах. Так, в Конвенции МОТ 1962 г. «Об основных целях и нормах социальной политики» утверждается: «Всякая политика должна, прежде всего, направляться на достижение благосостояния и развитие населения, а также на поощрение его стремления к социальному прогрессу», а «повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели» [12].

Таким образом, указанные международные правовые акты ориентируют всякое государство на признание и законодательное закрепление прав, прежде всего, прав социальных, экономических и культурных.

Вместе тем роль государства заключается не только в необходимости формального закрепления и признания этих прав. Социальное государство должно обеспечивать реализацию социальных и культурных прав, охранять их от нарушения. На это государства ориентируют и международные пакты. В частности, указанный выше Международный пакт предписывает: «Каждое участвующее в настоящем пакте государство обязуется принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в

настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер». То есть подчеркивается роль права, правового регулирования в осуществлении социальных функций социального государства.

Однако конституционное закрепление нельзя считать определяющим фактором наличия и функционирования социального государства. Руководствуясь только этим критерием, к числу социальных можно отнести многие государства, по своему характеру далекие от социальных. В частности, как правовое и социальное государство характеризовалась фашистская Германия 30-х гг. прошлого века. Осуществляя интенсивное развитие милитаризованной экономики, правительство Германии обеспечило занятость населения, отдельные категории работников получили определенные льготы и т. д. То есть формально в законодательстве государства имелись положения, позволяющие характеризовать государство как социальное. Однако при этом в условиях недемократического политического режима многие права и свободы нарушались, ущемлялись, осуществлялись политические репрессии по отношению к инакомыслящим и т. д. Причем все эти репрессии проводились на основе нормативных актов, т. е. с точки зрения позитивного права репрессии реализовывались в рамках закона. Но, исходя из общего положения правовой и социальной государственности, подобное государство нельзя назвать ни социальным, ни правовым.

Следовательно, для характеристики государства как правового и социального недостаточно наличия формального законодательства, определенных экономических успехов. Важное значение имеет соответственный научно-теоретический подход к пониманию государства и права, их методологических оснований. Не случайно в последние десятилетия государство стало рассматриваться с позиций его социальных основ, а право - с позиций теории естественного права. Именно признание прав человека первоэлементом государственной деятельности всех ветвей государственной власти, развития гражданского общества позволило по-новому характеризовать концепцию и правового, и социального государства.

Как известно, права человека оформились не одновременно в полном комплексе. На первом этапе в обществе формировались права первого поколения - политические и гражданские. Именно их развитие и реализация создали основу для формирования концепции правового государства. Права же второго поколения - экономические, социальные и культурные - явились основанием для развития теории социального государства.

Но развитие и того, и другого невозможно без наличия гражданского общества. Поэтому вопросы формирования правового социального государства, его этапы (стадии, типы) следует рассматривать только во взаимной связи всех указанных компонентов: и права, и государства, и гражданского общества, то есть с позиций государственности. Характеристика только одной составляющей искажает истинное положение дел, не позволяя правильно и объективно характеризовать конкретное государство.

Одновременно комплексный системный анализ государства со всех указанных сторон позволяет характеризовать государство не только как правовое или социальное, а как государство социально-правовое.

Развитие государственности определялось развитием всех сторон общественной жизни. Важным этапом становления общества и государственности явилось формирование правового государства, прежде всего, государство формировалось как государство правое. Его образование связано с появлением и признанием прав «первого поколения». В юридической науке их развитие связано с противопоставлением двух научных концепций, касающихся двух социальных ценностей - свободы и равенства. И хотя в период первых буржуазных революций они рассматривались в единстве («liberte» и «egalite»), на первое место ставилась индивидуальная свобода - свобода «от» - от вмешательства в дела личности с чьей-либо стороны (в том числе и со стороны государства). Свободная личность сама определяла характер своей деятельности, выбирала и определяла будущие отношения без вмешательства государства.

Вместе с тем очевидно, что подобная свобода не могла обеспечить подлинного реального равенства. Более того, она предполагает неравенство субъектов, ибо реализовать свободу каждый может по-своему.

Поэтому параллельно с указанной теорией свободы появилась и развивалась другая теория свободы -свободы «для». Подобный подход связывал личную свободу с равенством, но не с равенством фактическим, а с равенством на защиту государства. А подобное равенство было возможно только при наличии специфических прав, обеспеченных государством. То есть речь идет о равенстве формальном, правовом, обеспечиваемом государством, которое характеризуется как равноправие. В этих условиях личность способна проявить свою инициативу во всех сферах общественной жизни. Подобное состояние нашло выражение в марксистской теории социалистической революции и диктатуре пролетариата, получивших практическое воплощение в России. Однако это предполагало не создание социального государства, а напротив, его отмирание в будущем.

Анализ социального государства с позиций государственности позволяет отметить, что социальное (как и правовое) государство формируется в различных странах не одновременно и не одинаково. Стадии их формирования различаются по времени, требуют дифференцированного идеологического, правового и научно-теоретического подхода, в зависимости от особенностей конкретной государственности.

Поэтому направление и характер развития конкретного государства нельзя скопировать, повторить, используя опыт других государств. В частности, сейчас практически прекратились споры относительно того, по какому пути следовать современной России: «западному» или «восточному», «европейскому» или «азиатскому».

К сожалению, теоретические проблемы «государственности» вообще и конкретно российской государственности в отечественной науке стали разрабатываться только в последнее время. не прекращены дискуссии по поводу правопонимания и государственной власти. Требуют дальнейшего раскрытия и обще-

философские категории «справедливости», «равенства», «свободы». Применительно к России не до конца произошел отход от марксистско-ленинских, социалистических концепций общественного и политического развития. При этом зачастую, выдвигая новые идеи, отвергая старые, выплескивают вместе с водой и «ребенка» - многие позитивные идеи, положения и меры практического характера.

Вместе с тем нередко без должного научного обоснования, без использования практического опыта выдвигаются и разрабатываются научно-практические идеи, не отражающие объективные условия становления общества, государства и права. Таковыми, в частности, являются идеи построения «социалистического правового государства», «социализма с человеческим лицом», «сильного государства», идеи «перестройки» и «ускорения» государственно-социального развития и т. д.

Таким образом, социальное государство - явление достаточно сложное, требующее активной целенаправленной деятельности по своему формированию. Одновременно это явление противоречивое. Одно из противоречий - противоречие между расширяющейся социальной помощью и динамикой экономического роста, уровнем экономического развития, связанного с ростом необходимого финансирования. В связи с этим стоит сложная задача определения объема и характера социальных услуг, степени вмешательства государства в экономику, типа налогового регулирования и т. д.

Отмечая положительные тенденции функционирования социального государства, можно отметить и ряд деструктивных противоречий.

Так, в социальном государстве имеет место конфликт между личностью и государством. Он порожден тем обстоятельством, что социальная помощь государства предполагает доступ к информации относительно уровня жизни личности, ее социального и семейного положения, состояния здоровья и т. д. Все это приводит к внедрению государства в частную жизнь, что нередко связывается с нарушением личных прав.

Расширение сфер социальной помощи порождает увеличение государственного аппарата, возрастание количества чиновников, а это, как следствие, влечет за собой бюрократизацию государственного аппарата, увеличение расходов на его содержание.

Новые проблемы в формировании социального государства привели к происходящему в последнее время процессу глобализации. Право свободы перемещения влечет за собой увеличение количества мигрантов, гастарбайтеров, иностранцев, лиц без гражданства, что, в свою очередь, требует обеспечения соответствующего качества их жизни и правового статуса. Это порождает и социальные проблемы, такие как рост безработицы, преступности, сложности в решении вопросов здравоохранения, образования, предоставления жилья и т. д.

Сущность социального государства как государства правового состоит не в связанности его правом, как это нередко указывается в литературе, а в «обязанности государства обеспечить права и свободы человека и ответственности государства перед гражданским обществом» [13, с. 23]. К сожалению, как показывает практика, наше государство не может еще в полной мере

обеспечить провозглашенные законодательно права человека. Для российского общества «это пока еще ценностный эталон, хотя и обозначенный в Конституции, но труднодостижимый» [14, с. 23].

Особенности российской государственности оказывают влияние на развитие и функционирование всех сторон общественного организма и, прежде всего, на темпы формирования социального государства, эффективное развитие его составляющих - экономических, социальных и правовых основ.

В трудах отечественных ученых конца XIX - начала XX в. (А. Тихомирова, В. Н. Лешкова, Н. Я. Данилевского, Н. Н. Алексеева, Н. А. Бердяева и др.) всесторонне исследовались самобытность, культура, менталитет русского народа, определившие особенности российской государственности. В последние годы и в современной отечественной науке появились работы, в которых в той или иной степени рассматриваются эти особенности, их проявление в современных условиях, влияние на правовую и социальную природу государства [9; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21]. В качестве базовых черт авторами чаще всего называются общинность, соборность, державность, патриотизм, патернализм, православие как форма коллективного сознания. Указанные особенности российской государственности воздействуют и на характер государства, которое «само удерживает общество в своеобразном состоянии от традиции к современности» [22, с. 39].

В конечном итоге, предопределяя своеобразие российской государственности(специфику политического режима и государственной власти, права и правового регулирования), они оказали влияние и на правовой, и на социальный характер российского государства, обеспечивая или, напротив, усложняя темпы его формирования.

Прежде всего, это характерные для русского народа отношения патернализма. Благоговение перед власть имущими вызывало преклонение перед властью, а не перед законом. Отсюда и наличие в государствен но-правовых отношениях непродуманных, субъективистских велений, обилие лозунгов, проектов, программ, не обеспеченных правовыми средствами.

Специфика общественной жизни нашла свое отражение и в общине, как следствие - идеи обобществления, преимущественной защиты общественного перед личным. Общинное начало препятствовало становлению личности, формированию и осознанию ею прав и свобод, развитию и претворению в жизнь идей свободы, независимости, права.

С легкостью воспринимались населением и различные авторитарные идеи о роли царя, вождя, отца народов, отце нации, который все знает, обо всех заботится, все решает и т. д. Отсюда понятно и стремление к тотальному контролю всех сторон не только общественной, но и частной жизни.

Россия существовала и развивалась в рамках огромной территории. Ее размеры усложняли руководство страной, требуя его централизации и укрепления. Это, в свою очередь, порождало увеличение управленческого аппарата, его волокиту и бюрократизм.

Постоянная внешняя угроза требовала все большей централизации власти, возрастания роли армии, дру-

гих силовых структур, повышения роли исполнительной власти в целом.

Огромное влияние на характер государственной власти оказали национальный и религиозный факторы, географическое положение России, находящейся между Европой и Азией.

Эти особенности наложили отпечаток как на форму, механизм государства, так и на особенности и темпы экономических, политических и социальных преобразований. В указанных условиях идеи демократизма, свободы, равенства с трудом пробивали себе дорогу в общественном сознании. И еще труднее - в политической и юридической практике. В итоге права и свободы человека как личности воспринимались населением с трудом, а их практическая реализация усложнялась во всех сферах общественной жизни.

В сфере правового регулирования это проявлялось в приоритете коллективных начал над индивидуальными, недооценке роли частного права по сравнению с публичным, распространении правового нигилизма и т. д.

Особенности российской государственности проявились и в том, что все изменения в общественной жизни проводились преимущественно «сверху», представителями государственной власти. Это снижало правовую и социальную активность народа, а права и свободы отдельной личности (даже формально закрепленные) оказывались невостребованными и нереализованными.

Не случайно в современных условиях идеи правового и социального государства с трудом воспринимаются и населением, и властвующими структурами, получая иногда искаженный характер.

Это касается и до конца не решенных проблем пра-вопонимания, недооценки естественно-правовой теории, прав человека. Исторически значимая проблема соотношения «закона» и «благодати», характерная для русской государственности и правовой системы, оказывала влияние на характер российского государства на всем протяжении его развития. Как и ранее, в России издается большое количество нормативных актов разного уровня, однако при этом (в какой-то степени и по причине этого) многие социальные и экономические права и свободы эффективно не реализуются, не обеспечиваются государством. Принцип верховенства закона (причем именно «правового» закона) не всегда проводится в жизнь как законодателем, так и исполнительными органами. Указанные и иные недостатки в значительной мере затрудняют процесс формирования и социального, и правового государства.

Остается надеяться, что в ходе исторического развития они будут преодолены, а закрепленные конституционно идеи социальной государственности будут успешно реализованы в процессе формирования России как социального правового государства.

Список литературы

1. Гончаров П. К. Социальное государство: сущность и принципы / П. К. Гончаров // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Политология». -2000. - № 2.

2. Калашников С. В. Функциональная теория социального государства / С. В. Калашников. - М., 2002.

3. Бачило И. Л. Факторы, влияющие на государственность / И. Л. Бачило // Государство и право. - 1993. - № 7.

4. Тихомиров А. А. Монархическая государственность / А. А. Тихомиров. - М., 1998.

5. Социальное государство: мировой опыт и реалии России. - М., 2001.

6. Мамут Л. С. Социальное государство с точки зрения права / Л. С. Мамут // Государство и право. - 2001. -№ 7.

7. Волков Ю. Е. Сущность, основа и главные черты социального государства // Теоретико-методологические основы социологического анализа общественных систем и процессов / Ю. Е. Волков. - М., 2001.

8. Социальное государство: проблемы функционирования. - Екатеринбург, 2011.

9. Тимофеева А. А. Проблемы становления и развития российской государственности / А. А. Тимофеева. -М., 2009.

10. Всеобщая декларация прав человека: принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г. // Действующее международное право: сб. - Т. 2.

11. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Действующее международное право: сб. - Т. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Конвенция Международной Организации Труда № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (Женева, 22 июня 1962 г.) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1957-1990: сб. - Женева: Международное бюро труда, 1991. - Т. 2.

13. Раянов Ф. М. Теория правового государства: проблемы модернизации / Ф. М. Раянов. - Уфа, 2010.

14. Гражданское общество, правовое государство и право: круглый стол журналов «Государство и право» и «Вопросы философии» // Государство и право. - 2002. -№ 1.

15. Кокотов А. Н. Русская нация и российская государственность / А. Н. Коктов. - Екатеринбург, 1994.

16. Козлов В. Т. Грани российской государственности / В. Т. Козлов. - М., 1992.

17. Краснов Ю. С. Российская государственность: эволюция институтов власти, проблемы их модернизации / Ю. С. Краснов. - М., 2001.

18. Лукьянова Е. А. На стыке эпох и континентов. К истории российской государственности: пособие для реформаторов / Е. А. Лукьянова. - М., 2002.

19. Шабуров А. С. Теоретические проблемы российской государственности и правовой системы / А. С. Шабуров. - Курган, 2006.

21. Винниченко О. Ю. Российская государственность в контексте цивилизационного развития / О. Ю. Винниченко. - Тюмень, 2008.

22. Потанин В. И. Волны политической модернизации в истории России / В. И. Потанин, В. В. Лапкин // Полис. - 1998. - № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.