Манин С.Н. ©
Старший преподаватель, магистр юридических наук, Усть-Каменогорский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНСУЛЬСКОЙ СЛУЖБЫ
Аннотация
В статье рассматриваются правовые вопросы основ регулирования консульской службы. Консульская служба является одним их важных механизмов реализации внешнеполитического курса Республики Казахстан.
Ключевые слова: консульская служба, дипломатия и внешняя политика. Keywords: consular service, diplomacy and foreign policy.
16 декабря 1991 года Казахстан из союзной республики стал суверенным независимым государством. С этого дня он приобрел и международную правосубъектность, став полноправным субъектом международного права.
Особенность геополитического положения молодого государства, состояние его экономики и Вооруженных Сил диктуют необходимость обеспечения безопасности страны не военными, а политическими средствами на основе взвешенной дипломатии.
Многосторонняя дипломатия и внешняя политика Казахстана успешно закрепили суверенитет и территориальную целостность, создав тесные взаимоотношения с мировым сообществом.
Внешняя политика направлена «на укрепление позиций Казахстана в мировом сообществе в качестве его полноправной и неотъемлемой части, как государства, которое твердо придерживается основополагающих принципов международных отношений Устава ООН, прагматического и конструктивного подхода во внешнеполитических делах, а во внутренних - привержено политике гражданского мира, стабильности, демократизации общественного устройства и соблюдению прав человека» [1, 25].
В настоящее время в связи с расширением политических и экономических связей Казахстана с другими государствами важная роль в проведении внешней политики отводится государственным органам внешних сношений и, в частности, консульской службе.
Консульская служба РК, которая, согласно пункту 2 статьи 1 Закона РК «О дипломатической службе Республики Казахстан» от 7 марта 2002 года, является частью дипломатической службы, направлена на обеспечение защиты прав и интересов государства, граждан и юридических лиц Республики Казахстан, содействует развитию дружественных отношений Республики Казахстан с другими государствами, расширению экономических, торговых, гуманитарно-культурных связей и туризма [2].
Анализ международной деятельности Казахстана показывает, что в последнее время заметно увеличилась активность хозяйствующих субъектов страны. Они самостоятельно выходят на международную арену, занимая определенные позиции в мировой экономике. С каждым днем увеличивается число иностранных дипломатических и консульских представительств на территории нашей республики. Интерес иностранных деловых кругов к Казахстану, его экономическому потенциалу возрастает.
В последнее десятилетие многое изменилось в ориентации консульской деятельности. Отказ государства от монополии на внешнюю торговлю, усиление экономической составляющей внешней политики Казахстана, открытость казахстанского общества поставили перед консульской службой новые задачи. Обслуживание сферы экономики и торговли вновь стало приоритетным направлением казахстанской консульской службы. Перед дипломатами и консулами поставлена задача содействовать притоку иностранных
© Манин С.Н., 2016 г.
инвестиций в Казахстан. Президент Н.А. Назарбаев отмечает, что деятельность внешнеполитического ведомства должна быть максимально приближенной к геоэкономическим реалиям современного мира. Показательно, что подобного рода задачи стоят и перед внешнеполитическими службами развитых стран [3, 15].
В условиях формирования новой нормативной и договорно-правовой базы консульской службы Республики Казахстан особое значение приобретает исследование богатого опыта регламентации консульской службы европейских государств, США, а также государств Латинской Америки.
За относительно короткий период существования Казахстана в качестве суверенного, независимого государства, его внешняя политика сумела утвердиться в мире как политика миролюбия, открытая к взаимовыгодному и конструктивному сотрудничеству. Основным проводником и исполнителем внешнеполитических функций является имеющийся во всех государствах дипломатический и консульский аппарат в виде центральных и заграничных органов (министерства иностранных дел, посольства, консульства).
Важное место в структуре международных отношений Республики Казахстан занимают консульские отношения, осуществляемые через институт консульской службы, поэтому исследование консульской службы Республики Казахстан проведено через призму международно-правовой науки. Консульский институт нашел отражение в каждой из доктринальных систем международного права, предлагаемых западными, российскими учеными в XIX - XX в. Одни считали органы консульской службы органами местного управления в межгосударственном союзе, другие - действующими органами международного общения, третьи - органами международного представительства и, наконец, четвертые - государственными органами внешних сношений. Являясь одним из старейших и основных механизмов межгосударственного общения, возникшим задолго до появления постоянных посольств, он и сегодня не утерял свою значимость, более того, стал более многофункциональным, более вариативным, регулирующим многие ключевые моменты отношений между гражданами различных стран.
Сфера правового регулирования консульской службы сложна и неоднородна. В систему международно-правового регулирования консульской службы входит не только правотворчество, то есть создание международно-правовых норм, но и правоосуществление, или имплементация международно-правовых норм во внутреннем законодательстве, именно от нее зависит эффективность международного права. Система органов консульской службы Республики Казахстан является частью государственного аппарата.
Проанализировав историю научных доктрин по вопросу соотношения международного и внутригосударственного права, можно сделать вывод о том, что концепция диалектического дуализма, сформулированная в конце XIX века и развитая в трудах современных ученых, более всего отвечает нынешнему состоянию соотношения двух правовых систем. В вопросе регулирования консульских отношений они выполняют общие задачи, но каждая в силу своей специфики выполняет присущие только ей функции. Поэтому в сфере консульского права недопустимо противопоставление национального и международного права. Консульское право - пример действенности международного права и самой тесной взаимосвязи международного и национального права.
Одним из приоритетных направлений консульской деятельности РК является развитие консульских контактов с государствами СНГ. Это объясняется исторически, веками сложившимися, политическими, экономическими и культурными взаимоотношениями между нашими народами, особенно в контексте сегодняшних интеграционных процессов. Необходимо дальнейшее совершенствование договорно-правовой базы консульских отношений стран СНГ. Для более эффективного осуществления деятельности консульских служб назрела необходимость подписания регионального соглашения по консульским вопросам в рамках Содружества на примере стран Латинской Америки и Европейского Союза.
Одним из приоритетных направлений казахстанской внешнеполитической деятельности является развитие и укрепление торгово-экономических связей с иностранными государствами и налаживание международного сотрудничества с целью улучшения экономического положения в РК и защиты ее экономических интересов за рубежом. Консульская деятельность РК должна включать и содействие туризму как особой отрасли внешнеэкономических отношений, поскольку туризм составляет весьма значительную часть доходной статьи бюджета любой страны.
Консульская служба является одним их важных механизмов реализации внешнеполитического курса Республики Казахстан.
Литература
1. Токаев К.К. Под стягом независимости. - Алматы, 1998. - С. 25.
2. Закон Республики Казахстан «О дипломатической службе Республики Казахстан» от 7 марта 2002 г. № 299-И. - Алматы: Юрист, 2015. - 19 с.
3. Токаев К.К. Дипломатия Республики Казахстан. - Астана: Елорда, 2001. - С. 15.