Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
422
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ / ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трушкова Татьяна Михайловна

В статье рассматриваются основные положения нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы обеспечения безопасности и противодействия терроризму в образовательных организациях всех уровней образования. Освещается опыт работы органов прокуратуры по проверке обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности образовательных организаций Пермского края. Особое внимание обращается на совершенствование системы организации антитеррористической защищенности объектов (территорий) образования, включающее законодательные, контрольные, методические меры. Отмечается необходимость более активного использования комплексного, межведомственного подходов для обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов (территорий) образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Трушкова Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL FRAMEWORK FOR COUNTERING TERRORISM IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article discusses the main provisions of the regulatory framework governing the issues of ensuring security and countering terrorism in educational institutions of all levels of education. The experience of the prosecutor’s office in checking the security and anti-terrorist protection of educational institutions of the Perm Territory is discussed. Particular attention is paid to improving the system of organizing anti-terrorist security of objects (territories) of education, including legislative, control, and methodological measures. The need for more active use of integrated, interdepartmental approaches to ensure security and anti-terrorist protection of educational facilities (territories) is noted.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

Трушкова Т. М. Правовые основы противодействия - терроризму в образовательных организациях // Вестник Прикамского социального института. 2021. № 1 (88). C. 22-26.

Trushkova T. M. Legal framework for countering terrorism in educational organizations. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2021. No. 1 (88) . Pp. 22-26. (In Russ.)

УДК 34:371.5

Т. М. Трушкова

Прокуратура Пермского края, Пермь, Россия

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Трушкова Татьяна Михайловна — прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних, младший советник юстиции.

E-mail: onl@59.mailop.ru

В статье рассматриваются основные положения нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы обеспечения безопасности и противодействия терроризму в образовательных организациях всех уровней образования. Освещается опыт работы органов прокуратуры по проверке обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности образовательных организаций Пермского края. Особое внимание обращается на совершенствование системы организации антитеррористической защищенности объектов (территорий) образования, включающее законодательные, контрольные, методические меры. Отмечается необходимость более активного использования комплексного, межведомственного подходов для обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов (территорий) образования.

Ключевые слова: безопасность, образовательные организации, антитеррористическая защищенность, органы прокуратуры.

T. M. Trushkova

Perm Krai Prosecutor's Office, Perm, Russia

LEGAL FRAMEWORK FOR COUNTERING TERRORISM IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Trushkova Tatiana M. — Prosecutor at the Department for Supervision of the Execution of Laws on Minors, Junior Counselor of Justice.

The article discusses the main provisions of the regulatory framework governing the issues of ensuring security and countering terrorism in educational institutions of all levels of education. The experience of the prosecutor's office in checking the security and anti-terrorist protection of educational institutions of the Perm Territory is discussed. Particular attention is paid to improving the system of organizing anti-terrorist security of objects (territories) of education, including legislative, control, and methodological measures. The need for more active use of integrated, interdepartmental approaches to ensure security and anti-terrorist protection of educational facilities (territories) is noted.

Keywords: security, educational organizations, anti-terrorist security, prosecutors.

На протяжении последнего десятилетия в Российской Федерации не теряют актуальности вопросы обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности образовательных организаций [1; 2; 5] , и Пермский край в данном случае не является исключением [3; 4]. Как показывает прокурорская практика, данный вопрос для региона, несмотря на принимаемые меры, по-прежнему является открытым.

Т. М. Трушкова

23

Согласно Федеральному закону от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»1 (далее — Закон) одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма, а также соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности (ст. 2 Закона). Осуществление мероприятий по противодействию терроризму возложено на органы власти всех уровней (федеральные, региональные, местные) в пределах предоставленных полномочий, включая обеспечение выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в их собственности или в ведении. На юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующих принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, возложены обязанности по выполнению требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании (ст. 5, п. 3.1 Закона).

Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) в Законе понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. Под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (ст. 3).

Таким образом, обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) образования установлена на законодательном уровне.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон «Об образовании в РФ») создание безопасных условий обучения и воспитания обучающихся, присмотра и ухода за ними, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации непосредственно отнесено к компетенции образовательной организации, за невыполнение или ненадлежащее выполнение которых последняя несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке (ст. 28).

Мероприятия по обеспечению жизни и здоровья обучающихся в образовательной организации, среди прочего, включают обеспечение их безопасности и профилактику несчастных случаев с ними во время пребывания в организации, осуществляющей общеобразовательную деятельность (ст. 41 Закона «Об образовании в РФ»).

2 августа 2019 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (детские сады, школы, профессиональные образовательные организации, учреждения дополнительного образования) .

1 О противодействии терроризму: федер. закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Рос. газета. 10.03.2006. № 48.

2 Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Рос. газета. 31.12.2012. № 303.

3 Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий): постановление Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2019. № 32. Ст. 4716.

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) науки и высшего образования, относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2019 № 14211.

Для определения конкретных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности образовательным организациям необходимо провести категорирование и паспортизацию каждого объекта (территории), правообладателем которого они являются. В зависимости от степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения (прогнозируемых количества пострадавших, размера причинения материального ущерба и ущерба окружающей природной среде) объектам (территориям), относящимся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, присваиваются с 1-й по 4-ю категории опасности, объектам (территориям), относящимся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, — с 1-й по 3-ю категории опасности.

При этом комплекс мер для всех видов образовательных организаций идентичен и включает в себя мероприятия, направленные:

а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории);

б) выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;

в) пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях);

г) минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения;

д) обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий);

е) выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

16 декабря 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 16.12.2019 № 441-ФЗ , которым в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введена ст. 20.35, предусматривающая ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий). Совершение правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тыс. руб. до 5 тыс. руб.; на должностных лиц — от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 3 лет; на юридических лиц — от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб.

Органами прокуратуры края регулярно проводятся проверки обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности образовательных организаций Пермского края. По результатам таких проверок отмечается недостаточность принимаемых образовательными организациями и их учредителями мер по устранению выявленных нарушений, ряд из которых носит длящийся характер, особенно в части инженерно-технической укреплен-

1 Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации...

2 О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 16.12.2019 № 441-ФЗ // Рос. газета. 19.12.2019. № 286.

Т. М. Трушкова

25

ности объектов, что зачастую обусловлено нехваткой финансовых средств, а также ненадлежащим принятием руководителями организационно-распорядительных решений.

Рядом городских и районных прокуроров вскрыты факты занижения категории опасности детских садов путем уменьшения возможных экономического ущерба и (или) людских потерь в случае совершения террористического акта.

Повсеместно прокурорами отмечаются несоблюдение сроков проведения категори-рования и паспортизации объектов, отсутствие охранной сигнализации, специализированной физической охраны, помещений для нее, должного пропускного и внутриобъектового режимов, контроля за их функционированием, системы автономного речевого оповещения и управления эвакуацией, ограждения, нарушение его целостности, недостаточность стационарных или ручных металлоискателей, периметрального охранного освещения, видеокамер, нарушение месячного срока хранения видеозаписей.

Отдельными прокурорами пресечены факты размещения в сети Интернет электронных копий паспортов антитеррористической защищенности объектов образования, возложения ответственности за выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности на лиц, не наделенных организационно-распорядительными функциями (воспитателей, завхозов, кладовщиков, секретарей и др.).

По-прежнему не исключены случаи отсутствия на объектах образования наглядной информации о порядке действий при обнаружении подозрительных лиц, предметов, угрозе совершения террористического акта, непроведения с работниками практических занятий, тренировок, инструктажей, неисполнения планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов и взаимодействия с территориальными правоохранительными органами по вопросам предупреждения терроризма и экстремизма.

Положение о пропускном и внутриобъектовом режимах не соответствует установленным законодательством требованиям, утверждается без согласования с руководителем охранной организации, не определяет перечень запрещенных к проносу на территорию предметов, веществ и устройств. При организации профессиональной охраны объекта время охраны объекта устанавливается без учета режима работы образовательной организации, к охране которой также допускаются сотрудники, не имеющие справок об отсутствии судимости, средств индивидуальной бронезащиты, удостоверений частных охранников и не обучавшиеся по специальности «Частный охранник».

Всего в 2020 году органами прокуратуры края опротестовано порядка 130 незаконных правовых актов, внесено более 250 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено порядка 300 должностных лиц, к административной ответственности по ст. 20.35 Ко-АП РФ — три лица, в суд направлено свыше 85 исковых заявлений.

В этой связи, а также учитывая количество совершаемых в последнее время вооруженных нападений на образовательные организации, приведших к гибели обучающихся и сотрудников, от уполномоченных органов и организаций требуется обеспечение комплексного подхода по соблюдению безопасности и антитеррористической защищенности объектов (территорий) образования, включающего вопросы достаточного и целенаправленного финансирования на указанные цели, ужесточение ведомственного контроля, начиная с готовности образовательных организаций к началу нового учебного года.

В заключение хотелось бы отметить, что 10.04.2020 письмом Минкомсвязи России № ЛБ-С-088-89291 в регионы направлены методические рекомендации для общеобразова-

1 О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями для общеобразовательных организаций по обеспечению комплексной безопасности»): письмо Минкомсвязи России от 10.04.2020 № ЛБ-С-088-8929 // Официальные документы в образовании. 2020. № 14, 15. Май.

тельных организаций по обеспечению комплексной безопасности, которые включают вопросы антитеррористической защищенности объектов (территорий) образования, подготовленные рабочей группой по вопросам совершенствования государственной политики в сфере развития информационного общества Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству и Роспотребнадзором и доработанные с учетом замечаний и предложений Минпросвещения России, МЧС России, Минтранса России, МВД России, Рособрнадзора, Роскомнадзора, Следственного комитета России и Генеральной прокуратуры России.

Таким образом, органами государственной власти, ответственными за обеспечение безопасности образовательных организаций, ведется комплексная работа по совершенствованию правовой и методической основ деятельности по укреплению антитеррористической защищенности объектов образования, что имеет большое значение для противодействия терроризму в образовательной среде.

Библиографический список

1. Анюров Ф. Ф. Вопросы организации антитеррористической защищенности и охраны образовательных учреждений // Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации: материалы XII Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2015. С. 29-31.

2. Загребина Е. И. К вопросу комплексной безопасности образовательных организаций // Казанский педагогический журнал. 2015. № 1(108). С. 97-103.

3. Козеев А. Г. Практика регулирования нормативных требований к охране образовательных учреждений на примере Пермского края // Комплексная безопасность образовательных организаций: теория и практика: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Уфа, 2017. С. 72-73.

4. Толмачева М. Ю., Киладзе М. Л. Экстремизм и терроризм — реальная угроза безопасности современного общества // Вестник Прикамского социального института. 2018. № 2 (80). С. 59-68.

5. Унусян У. В. К вопросу безопасности образовательных учреждений // Вестник РУДН. Сер. «Государственное и муниципальное управление». 2017. № 4. С. 326-332.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.