Научная статья на тему 'Правовые основы противодействия поступлению средств мобильной связи лицам, отбывающим уголовные наказания, в иностранных государствах'

Правовые основы противодействия поступлению средств мобильной связи лицам, отбывающим уголовные наказания, в иностранных государствах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
99
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / PENAL SYSTEM / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / СРЕДСТВА МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ / MOBILE COMMUNICATION / НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калужина М.А., Ибрагимов О.А.

В статье приводится сравнительный анализ нормативного правового регулирования противодействия поступлению средств мобильной связи лицам, отбывающим уголовные наказания, в иностранных государствах. Исследование современных подходов к определению тяжести преступления, его общественной опасности в развитых странах позволяет сделать вывод о возможности совершенствования российского законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal framework for resisting mobile communication to persons serving penalty in foreign countries

In the article a comparative analysis of legal regulation of mobile communication resisting to persons who are serving penalties in foreign countries is provided. A study of modern approaches to the determination of the crime severity, its public danger in developed countries allows making a conclusion about possibility of Russian legislation improvement.

Текст научной работы на тему «Правовые основы противодействия поступлению средств мобильной связи лицам, отбывающим уголовные наказания, в иностранных государствах»

М. А. КАЛУЖИНА M. A. KALUZHINA

ведущим научный сотрудник отдела изучения отечественного и зарубежного опыта, истории УИС, сравнительного анализа пенитенциарного законодательства ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат юридических наук

О. А. ИБРАГИМОВ O. A. IBRAGIMOV

научный сотрудник отдела изучения отечественного и зарубежного опыта, истории УИС, сравнительного анализа пенитенциарного законодательства ФКУ НИИ ФСИН России, капитан внутренней службы

Правовые основы противодействия поступлению средств мобильной связи лицам, отбывающим уголовные наказания, в иностранных государствах

Legal framework for resisting mobile communication to persons serving penalty in foreign countries

Аннотация. В статье приводится сравнительный анализ нормативного правового регулирования противодействия поступлению средств мобильной связи лицам, отбывающим уголовные наказания, в иностранных государствах. Исследование современных подходов к определению тяжести преступления, его общественной опасности в развитых странах позволяет сделать вывод о возможности совершенствования российского законодательства.

Ключевые слова: пенитенциарная система, профилактика, безопасность, средства мобильной связи, нормативное регулирование.

Annotation. In the article a comparative analysis of legal regulation of mobile communication resisting to persons who are serving penalties in foreign countries is provided. A study of modern approaches to the determination of the crime severity, its public danger in developed countries allows making a conclusion about possibility of Russian legislation improvement.

Keywords: penal system, prevention, security, mobile communication, regulation.

В Российской Федерации Концепцией развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года [1] определен вектор создания и дальнейшего развития эффективной системы противодействия преступному поведению осужденных на основе применения новых тех-

нологий и подходов к организации безопасности исполнения уголовных наказаний. Данное направление напрямую связано с предупреждением пенитенциарного рецидива, противодействием несанкционированным контактам при помощи средств мобильной связи, анализом причин и условий

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su 26

доставки средств мобильной связи в исправительные учреждения ФСИН России.

Решение стоящих перед уголовно-исполнительной системой России задач невозможно без знания и учета в практической деятельности опыта пенитенциарных учреждений развитых стран. Изучение зарубежной практики и сравнительно-правовой анализ организации исполнения уголовных наказаний пенитенциарными учреждениями развитых государств направлены на решение первоочередных задач по совершенствованию деятельности отечественной уголовно-исполнительной системы.

Поскольку проблема несанкционированного использования средств мобильной связи в местах лишения свободы актуальна не только в России, рассмотрим современные подходы к ней на примерах пенитенциарной практики Соединенных Штатов Америки, Великобритании (Англии и Уэльса), Германии, Франции, Италии, Австрии, Швеции других развитых стран.

Национальное законодательство этих государств закрепляет право заключенного осуществлять телефонные переговоры с родственниками, адвокатами, их представителями и иными лицами со стационарных телефонов, находящихся на территории пенитенциарных учреждений. Это право заключенных относится к мерам поощрения, строго лимитировано и индивидуально в отношении каждого отбывающего наказание в виде лишения свободы.

Социальные контакты заключенных в развитых странах рассматриваются обществом как одно из средств сохранения и поддержания социальных связей и семейных ценностей, формирования позитивных установок правопослушного поведения, личностного развития заключенного.

Степень общественной опасности преступления, связанного с несанкционированным использованием средств мобильной связи в пенитенциарных учреждениях,

напротив, обусловливает его абсолютное запрещение в национальном законодательстве развитых стран. Запрет использования мобильных средств связи в пенитенциарных учреждениях регламентирован соответствующими правовыми нормами различного уровня нормативного регулирования национального законодательства этих стран.

Например, в США правовые нормы закреплены в § 540.104 «Ответственность за злоупотребление телефонами заключенных» главы 28 Кодекса США и предполагают юридическую ответственность заключенного за незаконное использование мобильного телефона [2]. На ведомственном уровне соответствующие нормы содержатся в Официальном руководстве Федерального бюро тюрем (ФБТ) США (2014) [3], в Правилах по организации телефонных переговоров федеральных заключенных [4], в законодательных актах штатов [5, 6].

В Великобритании (Англии и Уэльсе) вопросы легального использования телефонной связи в исправительных учреждениях регламентированы Инструкцией PSI 49/2011 2011 года Министерства юстиции Великобритании и Национальной службы по контролю за правонарушителями «Услуги предоставления связи заключенным». Вопросы индивидуализации осуществления телефонных переговоров конкретизированы Инструкцией Национальной службы по контролю за правонарушителями 2015 года «Спецификация услуг по оказанию услуг связи заключенным» [7].

В Германии правовое регулирование осуществления телефонных переговоров проводится национальным законодательством. Соответствующие правовые установления содержит § 32 Федерального закона Федеративной Республики Германии от 16.03.1976 № 28 «Об исполнении наказания в виде лишения свободы и мер исправления и безопасности, связанных с лишением свободы».

Подобные подходы имеются в ряде других европейских государств.

В Италии общие положения о ведении телефонных переговоров в исправительных учреждениях содержатся в ст. 39 Указа Президента Итальянской Республики от 30.06.2000 № 230; конкретизированы в регламенте, устанавливающем порядок исполнения наказаний и мер лишения и ограничения свободы [8].

В Австрии данный вопрос рассматривается в ст. 96a Федерального закона Австрийской Республики от 26.03.1969 № 144/1969 «Об исполнении лишения свободы и профилактических мер, связанных с лишением свободы» [9].

В контексте настоящего исследования интерес представляет содержание положений ведомственного нормативного правового регулирования, конкретизирующих и регламентирующих вопросы противодействия поступлению средств мобильной связи заключенным в пенитенциарные учреждения развитых стран.

В Великобритании Тюремные правила, принятые согласно ст. 3 Закона «О тюрьмах» 1952 года для конкретизации мер «перевоспитания заключенных и возвращения их в общество законопослушными гражданами» [10], содержат следующие правовые нормы:

- наличие мобильных телефонов у заключенных в тюремной камере расценивается как контрабанда [11];

- сотрудники тюрем вправе использовать технические устройства, позволяющие обнаружить нелегальные мобильные телефоны [12];

- нормативные акты содержат подробный перечень запрещенных предметов в тюрьмах Великобритании (Закон «О тюрьмах» 1952 года, Инструкция 2012 года № PSI 10/2012 «Передача и владение запрещенными предметами и другие связанные преступления»; Инструкция 2013 года № PSI 31/2013 «Стимулы и привилегии») [13] и адресованы руководителям и персоналу тюрем. В развитие положений Закона

«О тюрьмах» 1952 года список запрещенных к обороту предметов закреплен в Тюремном акте 2007 года [14]. В частности, в нем сформулирован перечень запрещенных предметов различного уровня опасности трех категорий: А, В, С. Тюремным актом 2007 года предусмотрена уголовная ответственность за доставку и вынос запрещенных предметов в местах лишения свободы.

Закон «Преступление и безопасность» 2010 года [15] конкретизировал наступление уголовной ответственности за доставку мобильных телефонов в тюрьму в случаях наличия мобильного устройства либо его частей. В частности, предусматривается наступление уголовной ответственности в отношении любого лица, обладающего мобильным телефоном на территории тюрьмы без специальных санкций, средствами любых сотовых коммуникаций, включая мобильные телефоны. В список включены средства для передачи и получения текстовых сообщений, фото и видео, в том числе предполагающие наличие доступа к сети Интернет.

В соответствии с главой 2 Тюремного акта 2007 года перечень содержит следующие категории запрещенных на территории тюрьмы предметов:

1) список А - наркотики, взрывчатые вещества, воспламеняющиеся предметы, боеприпасы, иное запрещенное оружие;

2) список В - алкогольные напитки, мобильные телефоны, видеокамеры, звукозаписывающие устройства либо их составные части;

3) список С - табачные изделия, деньги, одежда, пища, напитки, письма, бумага, книги, инструменты, оборудование информационно-технологического назначения.

Дифференциация запрещенных на территории тюрем предметов, на наш взгляд, имеет положительное значение для решения вопросов дисциплинарного и уголовного воздействия на заключенных, выступает основанием для принятия решения при рассмотрении вопросов об условно-досрочном освобождении осужденного,

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

28

о предоставлении ему свидании и контактов с родственниками и близкими. Информация о совершенных заключенными правонарушениях концентрируется в информационных системах и имеет прогностическое значение в решении вопросов безопасности пенитенциарного учреждения в частности и всего правопослушного общества в целом.

В Законе Великобритании «Преступление и безопасность» 2010 года говорится, что любое лицо, будь то сотрудник, заклю-ченныи, социальныи работник, посетитель, совершает преступление, если осуществляет одно из следующих действий:

- проносит, забрасывает либо иным способом доставляет предметы из списков А и В в тюрьму, равно как и выносит их из тюрьмы;

- склоняет другое лицо к таким противоправным действиям;

- оставляет предметы из списков А и В где-либо на территории тюрьмы или за ее пределами в целях дальнейшего завладения ими заключенным;

- намеренно передает предметы из списков А и В лицам из числа заключенных.

Максимальное наказание, предусмотренное за совершение преступлений, сопряженных с запрещенными предметами из списка В, составляет два года лишения свободы и (или) уплату штрафа неограниченного размера.

В главе 4 «Владение запрещенными предметами» Инструкции Национальной службы по надзору за правонарушителями от 26.03.2012 № PSI 10/2012 содержится бланкетная норма с отсылкой к Закону «Преступление и безопасность» 2010 года, который уточнил основания наступления уголовной ответственности за несанкционированное использование в тюрьме запрещенных предметов. В частности, предметом данного преступления могут быть:

- средства передачи и получения изображений (образов, оттисков), включая мобильные телефоны, карты памяти, сим-карты, диски и т. п. и их составляющие;

- изобретенные либо адаптированные (приспособленные) части для указанных средств (включая диски, фильмы, иные отдельные предметы (части), на которые могут быть записаны изображения, звуки, иная информация).

В приложении к названной инструкции содержатся предписания для сотрудников тюрем о порядке пользования предметами ограниченного обращения на территории тюрьмы. Персонал, служебные обязанности которого предполагают использование средств сотовой связи, пользуется «иммунитетом» (правовой защитой) в случае, если его деятельность обосновывается выполнением служебных обязанностей. Такие разрешения на использование запрещенных к свободному обороту предметов и средств установлены и нормами Тюремных правил. Разрешение выдается группе лиц, индивидуально, лицам со специальными полномочиями (указанными в разрешении) с указанием срока действия.

В США запрет использования средств мобильной связи существует в федеральных тюрьмах и в тюрьмах штатов. В штате Флорида с 1999 года действует закон, содержащий статью «Незаконный пронос, хранение и использование средств мобильной связи» [16]. Законодательное закрепление административной ответственности предусмотрено за нелегальное хранение и использование средств мобильной связи в тюрьмах штата Калифорния. В разделе 4 575 Уголовного кодекса штата Калифорния [17] данное деяние признается преступлением и влечет за собой штраф от 50 до 1 000 долл. США.

Заметим, что в Законодательном собрании штата Калифорния первоначально рассматривался законопроект, предусматривающий наступление уголовной ответственности заключенного, у которого обнаружено или изъято мобильное устройство, в виде лишения свободы сроком от шести месяцев до шести лет и штрафа в размере до пяти тысяч долларов США. В таком случае тюрьмы штата Калифор-

ния, которые и без того самые переполненные в США, попросту не вместили бы такое количество заключенных.

По официальным данным ФБТ США, незаконное проникновение средств мобильной связи на территорию тюрем США приняло невиданный размах. По сообщению Л. Ф. Пертли, в 2010 году даже при минимальных усилиях было изъято 2 600 мобильных устройств [18].

В этой связи в 2010 году принят Закон № 111-2250 «О контрабанде телефонов», вносящий поправки в § 1791 «Хранение и владение контрабандой в тюрьмах» главы 18 Кодекса США [19], устанавливающие запрет хранения или использования мобильных устройств в федеральных тюрьмах и предусматривающие уголовную ответственность до одного года лишения свободы. Сфера действия законодательного акта ограничена пенитенциарными учреждениями, входящими в структуру ФБТ США, и не распространяется на тюрьмы штатов. Согласно действующим нормам названного федерального закона, законодательные собрания 43 штатов приняли соответствующие законодательные акты, запрещающие несанкционированное использование мобильных телефонов на территории тюрем.

По результатам исследований зарубежных ученых, специальным субъектом этого преступления является должностное лицо, сотрудник тюрьмы, использующий свое служебное положение для нелегальной доставки мобильного устройства в места лишения свободы. Количество таких преступлений и совершающих их лиц неуклонно растет. В 2009 году один из офицеров тюрьмы в США за год заработал на контрабанде 150 тысяч долларов США. У другого сотрудника тюрьмы в личном автомобиле при обыске обнаружено 50 телефонов с именами заключенных, которым они предназначались.

Сравнительный анализ правового регулирования в иностранных государствах противодействия поступлению средств

мобильной связи лицам, отбывающим уголовные наказания, позволяет сформулировать следующие выводы. Нормы национального законодательства, ведомственные нормативные акты содержат определение понятия преступления и его признаков (общественной опасности, характера, степени, противоправности, виновности и наказуемости). Несанкционированное поступление мобильных устройств в места лишения свободы расценивается как контрабанда и, как правило, влечет уголовную ответственность.

Вместе с тем в развитых странах заключенные вправе осуществлять разрешенные законом телефонные переговоры для поддержания социальных контактов с целью дальнейшей ресоциализации.

Нормы права, устанавливающие запрет на использование средств мобильной связи в пенитенциарных учреждениях, -основная мера профилактики совершения правонарушений, пенитенциарного рецидива. Степень общественной опасности этого противоправного деяния в развитых странах различна. Единого подхода к привлечению к ответственности, определению виновности, возможности назначения меры наказания не существует. Полагаем, существующие в России меры ответственности не способны решить проблемы. Необходим пересмотр мер юридической ответственности за рассматриваемую категорию преступлений, в том числе специальных субъектов, вплоть до уголовного преследования. ф

1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : утв. распор. Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 23.09.2015) // СЗ РФ. 25.10.2010. № 43, ст. 5544.

2. Кодекс США // Институт юридической информации Корнеллского университета : [сайт]. URL: https://www.law.cornell.edu/cfr/ text/28/540.104 (дата обращения: 11.09.2017).

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

30

3. Официальное руководство Федерального бюро тюрем. 2014. URL: https://www.bop.gov/ resources/pdfs/legal_guide.pdf (дата обращения: 29.08.2017).

4. Правила по организации телефонных переговоров федеральных заключенных : Заявление о программе 5264.07. 31.01.2002 / Министерство юстиции США. Федеральное бюро тюрем. URL: https://www.bop.gov/ policy/progstat/5264_007.pdf (дата обращения: 28.08.2017).

5. Телефонные переговоры осужденных как привилегия : инструкция Управления исправительных учреждений штата Оклахома. URL: https: http://doc.ok.gov/Websites/doc/ images/Documents/Policy/op030119.pdf (дата обращения: 13.09.2017).

6. Телефонные переговоры для заключенных : инструкция Департамента исправительных учреждений и общественного надзора штата Нью-Йорк № 4423 от 15.01.2014. URL: http://www.doccs.ny.gov/Directives/4423.pdf (дата обращения: 13.09.2017).

7. Спецификация услуг по оказанию услуг связи заключенным : инструкция Национальной службы по контролю за правонарушителями. 2015 г. URL: https://insidetime.org/download /rules_&_policies/noms_specification/Prisoner_ Comms_Spec_P3.0_2015-05-18.pdf (дата обращения: 11.09.2017).

8. Регламент, устанавливающий нормы о порядке исполнения наказаний и мер лишения и ограничения свободы : указ президента Итальянской Республики от 30.06.2000 № 230 // Портал уголовного права Италии «Penale.it». URL: http: //www.penale.it/legislaz/dpr_30_6_00_230.htm (дата обращения: 14.11.2017).

9. Об исполнении лишения свободы и профилактических мер, связанных с лишением свободы : федер. закон Австрийской Республики от 26.03.1969 № 144/1969 // Система правовой информации Федерального правительства Австрийской Республики. URL: https://www.ris. bka.gv.at/GeltendeFassung.wxe?Abfrage=Bundesn ormen&Gesetzesnummer= 10002135 (дата обращения: 29.08.2017).

10. Андреященко Р. А. Пенитенциарная система Англии и Уэльса в XVI-XX вв. (истори-ко-юридическое исследование) : дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006. С. 83.

11. Заключенные, использующие мобильные телефоны в тюрьмах, чтобы организовать преступления, сталкиваются с противодейст-

вием // The Telegraph. 2017. 23 февраля. URL: http://www.telegraph.co.uk/news/2017/02/23/ prisoners-using-mobile-phones-jails-orchestrate-crimes-face/ (дата обращения: 28.08.2017).

12. Передача и владение запрещенными предметами и другие связанные преступления : инструкция Национальной службы по надзору за правонарушителями Великобритании от 26.03.2012 № PSI 10/2012 // Министерство юстиции Великобритании : [сайт]. URL: https://webcache.googleusercontent.com/ search?q=cache:79dh6RVseM0J:https://www. justice.gov.uk/downloads/offenders/psipso/ psi-2012/psi-10-2012-conveyance-prohibited. doc+&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru (дата обращения: 29.08.2017).

13. Стимулы и привилегии : инструкция Национальной службы по надзору за правонарушителями Великобритании от 01.11.2013 № PSI 31/2013 // Министерство юстиции Великобритании : [сайт]. URL: https://webcache. googleusercontent.com/search?q=cache:Ln4o2 CnlScAJ:https://www.justice.gov.uk/downloads/ offenders/psipso/psi-2013/psi-31-2013. doc+&cd=5&hl=ru&ct=clnk&gl=ru (дата обращения: 29.08.2017).

14. Тюремные правила. 2007. URL: https: //www.oireachtas.ie/documents/bills28/acts/2007 /a1007.pdf (дата обращения: 29.08.2017).

15. Преступление и безопасность : закон Великобритании 2010 года // Legislation.gov. uk : [сайт]. URL: https://www.legislation.gov. uk/ukpga/2010/17/contents (дата обращения: 28.08.2017).

16. О порядке исполнения наказаний : закон штата Флорида // Государственная библиотека и архивы законов штата Флориды : [сайт]. URL: http://laws.flrules.org/files/Ch_1999-012.pdf (дата обращения: 11.11.2017).

17. Уголовный кодекс штата Калифорния // Законы штата Калифорния США : [сайт]. URL: http://lac.org/toolkits/certificates/California%20 statute.pdf (дата обращения: 28.08.2017).

18. Пертли Л. Ф. Нормативно-правовые аспекты пресечения проникновения и использования средств мобильной связи в пенитенциарных учреждениях иностранных государств // Юридический вестник Кубанского государственного университета. 2014. № 3 (20). С. 35.

19. Кодекс США // Институт юридической информации Корнеллского университета : [сайт]. URL: https://www.law.cornell.edu/uscode/ text/18/1791 (дата обращения: 28.08.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.