Научная статья на тему 'Правовые основы противодействия международному терроризму'

Правовые основы противодействия международному терроризму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1290
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые основы противодействия международному терроризму»

Меретуков Гайса Мосович

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедры криминалистики Кубанского государственного аграрного университета, г Краснодар Стяжкин Юрий Анатольевич кандидат юридических наук, инспектор по особым поручениям Департамента кадрового обеспечения МВД России, _____________________г Москва

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОМУ ТЕРРОРИЗМУ

О

дним из важнейших обстоятельств, определяющих в правовом государстве успех предупреждения, выявления и пресечения возможных проявлений террористического характера, является создание эффективного национального антитеррористи-ческого законодательства.

Во внутреннем праве многих зарубежных государств террористические акты относятся к категории особо опасных государственных преступлений. В уголовно-процессуальном праве Российской Федерации к терроризму относится совершение взрыва, поджога, причинение значительного имущественного ущерба и др. В международной жизни терроризм - это преступные акты, ведущие к бессмысленной гибели людей различных стран, нарушающие дипломатическую деятельность государств и их представителей, стабильное развитие международных связей, контактов между государствами.

Международное сотрудничество государств по борьбе с терроризмом началось в период существования Лиги наций и нашло свое отражение в разработке Международной конвенции по предотвращению и пресечению актов терроризма. В 1937 г. в Женеве была подписана Конвенция. Определение терроризма в ней дано путем перечисления деяний, которые подлежат наказанию. К ним отнесены: покушение на жизнь глав государств и других государственных деятелей, диверсионные акты, действия, создающие опасность для многих лиц, подготовка и подстрекательство к террористическим актам, снабжение средствами терроризма, изготов-

ление, ввоз, передача, сознательное использование фальшивых документов. К сожалению, Конвенция в силу не вступила, но оказала влияние на последующую практику, в частности, на Международную Конвенцию о предупреждении и наказании за совершение актов терроризма 1971 г., Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе, дипломатических агентов 1973 г., в которой определено, что преднамеренное совершение убийства, похищения или другого нападения против личности или свободы лица, пользующегося международной защитой, а равно насильственное нападение на его резиденцию, жилье или транспортное средство, когда это связано с угрозой личности и свободе такого лица, государство-участник должно рассматривать как преступление, и в национальном законодательстве должно быть установлено наказание за него, как за преступление тяжкого характера.

Государства - участники предпринимают необходимые меры (ст. ст. 2, 3 Конвенции) для установления своей юрисдикции в тех случаях, когда преступление совершено на территории этого государства, когда предполагаемый преступник является его гражданином и когда обвиняемый в совершении преступления находится на его территории и государство не выдает его1. Конвенция допускает применение любой уголовной юрисдикции в соответствии с национальным правом. Государства - участники сотрудничают в предотвращении преступлений, оказывают помощь и содействуют в расследовании преступлений и наказании преступников.

Действующая Европейская Конвенция о борь-

1 См.: Кравцов Е.В. Правовой режим борьбы с терроризмом // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Улан-Удэ: Восточно-Сибирский институт МВД России, 2005. С. 201.

бе с терроризмом 1976 г. предусматривает две категории правонарушений:

правонарушения, которые государства признают преступными в силу своего участия в Конвенции. Это незаконный захват воздушных судов и незаконные действия на их борту, покушение на жизнь, свободу лиц, имеющих право на международную защиту, и нанесение им телесных повреждений, взятие заложников и произвольное лишение свободы, использование огнестрельного оружия и взрывчатых устройств, если это связано с опасностью для людей;

правонарушения, признание которых преступно и отдано на усмотрение государств. Это акты насилия, являющиеся покушением на жизнь, свободу лиц или нанесение им телесных повреждений, а также серьезные действия против имущества и действия, создающие общую угрозу для людей.

Международное сотрудничество по борьбе с терроризмом получило свое развитие и на двустороннем уровне1. Осуждение и признание противоправности терроризма во всех его проявлениях, независимо от мотивов совершения террористических актов, есть основная цель соглашений по борьбе с терроризмом. Как показывает практика, акты международного терроризма осуществляются лицом или группой лиц, которые не находятся в официальной связи с какими-либо государствами. Данные акты затрагивают интересы разных государств, где довольно часто возникает конфликт национальных юрисдикций. В этом направлении государства должны сотрудничать в предотвращении и пресечении таких преступлений, прежде всего, оказании друг другу помощи уголовно-процессуального характера. Это, например, выдача преступников. Если выдача обуславливается наличием договора о выдаче, а таковой между государствами не заключен, то Конвенция может рассматриваться в качестве правового основания для выдачи. Если государства не обуславливают выдачу наличием соответствующего договора, то в отношениях между собой преступления, предусмотренные в Конвенции, они считают преступлениями, влекущими выдачу. В этой связи основная ответственность за борьбу с этими преступлениями лежит на самих государствах, которые на национальном уровне и в пределах своей юрисдикции обязаны принимать меры по их пресечению и предупреждению. По договорам о борьбе с терроризмом в основе обязательств лежит принцип «либо выдай, либо суди», что призвано обеспечить неотвратимость наказания в отношении подозреваемых лиц, причастных к террористической деятельности.

Особенно опасный характер, с точки зрения международного права, носят акты террористичес-

кой деятельности, к которым имеет прямое отношение государство. Поддержка со стороны государств деятельности террористических организаций либо отдельных террористов осуждается в ряде деклараций и резолюций ООН. Государственный терроризм включает в себя использование потенциала государства, его вооруженных сил в террористической деятельности, действия, предпринимаемые на государственном уровне с целью подрыва суверенитета и независимости сторонних государств, а также воспрепятствования осуществлению права народов на самоопределение. К сожалению, Специальному комитету ООН по международному терроризму, созданному в 1972 г., не удалось выработать общеприемлемого определения международного терроризма. Объясняется это различием взглядов на методы и тактику борьбы национально-освободительных движений, попытками обвинить именно их в террористической деятельности.

Генеральная Ассамблея ООН неоднократно обращалась с призывом к государствам и органам ООН содействовать постепенной ликвидации основополагающих причин международного терроризма, уделяя при этом «особое внимание всем ситуациям, включая колониализм, расизм и ситуации, связанные с массовыми и грубыми нарушениями прав человека и основных свобод, а также ситуации, сложившиеся в результате иностранного господства и оккупации, которые могут вызвать международный терроризм и поставить под угрозу международный мир и безопасность»2.

В 1994 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма, а в 1996 г. на 51-ой сессии ее утвердила и постановила учредить Специальный комитет для решения задач выработки концепции по борьбе с бомбовым терроризмом, концепции о борьбе с актами ядерного терроризма и рассмотрения способов дальнейшего совершенствования всеобъемлющей правовой системы конвенций, касающихся международного терроризма. Декларация в качестве обязательств государств, провозгласила следующее:

воздержаться от организации террористической деятельности, подстрекательства к ней, содействия ее осуществлению, финансирования, поощрения или проявления терпимости к ней;

обеспечивать задержание и судебное преследование или выдачу лиц, совершивших террористические акты, согласно соответствующим положениям их национального права;

стремиться к заключению специальных соглашений с этой целью, на двусторонней, региональной и многосторонней основе и разработать типовые соглашения о сотрудничестве;

1 В 1991 г. Россией был подписан двусторонний Меморандум о взаимопонимании с правительством США, о сотрудничестве в области гражданской авиации, который предусматривает взаимодействие в кризисных ситуациях, вызванных акциями террористов на гражданских авиалиниях между двумя странами. Обязательства, о взаимодействии в борьбе с международным терроризмом, содержатся в заключенных Россией в 1992 г. межгосударственных договорах с Францией и Великобританией о принципах взаимоотношений. В 1997 г. был подписан межправительственный Меморандум о борьбе с терроризмом между Россией и Турцией. Двусторонние соглашения в области борьбы с терроризмом, в том числе и на международном уровне, были также заключены, например, между Италией и Турцией, Францией и Испанией, Францией и Венесуэлой, США и Италией (прим. автора).

2 Например, в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН от 1 декабря 1987 г. №42/159, от 4 декабря 1989 г. №44/29, от 9 декабря 1991 г. №46/51 (прим. автора).

76

сотрудничать друг с другом в обмене соответствующей информацией относительно предотвращения терроризма и борьбы с ним;

оперативно предпринимать все необходимые меры к претворению в жизнь существующих международных конвенций по этому вопросу, включая приведение своего внутреннего законодательства в соответствии с этими конвенциями.

В современных условиях задача борьбы с терроризмом, как признано сейчас во всем мире, не сводится исключительно к выявлению и пресечению отдельных террористических преступлений, а стоит гораздо шире - пресечь саму террористическую деятельность, важную роль в существовании которой, играет ее финансовая основа, дающая возможность терроризму воспроизводиться и наращивать силу В этой связи, мировому сообществу потребовалось развитие новых форм правового сотрудничества. Результатом поиска таких форм стало принятие в 1999 г. Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма. В частности, согласно ст. 8 Конвенции регламентировано, что каждое государство принимает в соответствии с принципами своего внутреннего права необходимые меры для того, чтобы определить, обнаружить, заблокировать или арестовать любые средства, используемые или выделенные в целях совершения преступлений, входящих в сферу действия Конвенции, а также средства, полученные в результате таких преступлений, для целей возможной конфискации.

По определению ряда ученых, специфика борьбы с финансированием терроризма, и это большей частью отражено в Конвенции, включает сложную взаимосвязь разведывательных правоприменительных аспектов, затрагивающих такую уязвимую область, как банковская тайна, связанную как с вопросами экономической безопасности целых государств, так и с правом собственности, коммерческими и личными интересами отдельных граждан, в чем и заключается исключительная трудность соответствующей деятельности как внутри государства, так и на международном уровне1.

Принимая во внимание ту роль, которую играет в развитии современного терроризма финансирование его из негосударственных источников, особое внимание приобретает выработка (в рамках реализации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма) действенных практических мер по созданию эффективной системы контроля за финансовыми потоками как на международном, так и на внутригосударственном уровнях. О приоритетах этого направления международного сотрудничества в борьбе с терроризмом свидетельствует резолюция, принятая Советом Безопасности ООН от 28 сентября 2001 г. №1373, которая среди основных мер противодействия терроризму обозначила согласованные действия государств по пресечению его финансовых потоков.

Основополагающее значение в выявлении и пресечении финансовых потоков (операций), осуще-

ствляемых в поддержку террористической деятельности, имеет установление конечного адресата -террористической организации или группы. В то же время отдельные зарубежные страны руководствуются в деятельности борьбы с финансированием международного терроризма своими «списками» таких запрещенных на их территории организаций, не признавая юрисдикционные решения компетентных органов других стран. В этой связи, на наш взгляд, совершенно справедливы высказывания компетентных в этой области ученых2 о целесообразности выработки согласованной позиции относительно критериев отнесения организаций к террористическим, механизма объявления их таковыми (с соблюдением механизмов судебной защиты против возможного административного, уголовнопроцессуального произвола) и применения в отношении их санкций административного, гражданско-правового и уголовно-правового характера. Конкретные инициативы по общим основаниям в данном направлении, несомненно, должны обсуждаться совместно с участием не только компетентных органов и ведомств по борьбе с терроризмом, но и финансовых министерств, а также с представителями правительственных структур и бизнеса. Кроме того, необходимо налаживание систематического многостороннего обмена с зарубежными партнерами информацией, касающейся деятельности террористических организаций и групп.

Данной резолюцией 2001 г. был утвержден Комитет Совета Безопасности ООН по борьбе с терроризмом (Контртеррористический комитет), который должен был взять на себя роль координирующего механизма, механизма мониторинга, а также роль стимулятора и катализатора более активных действий стран - участниц ООН в борьбе с международным терроризмом. Комитет состоит из представителей 15 стран, которые в настоящее время образуют Совет Безопасности: при постоянных членах - Великобритании, Китая, России, США, Франции и 10 членов, не имеющих постоянного статуса -Колумбии, Ирландии, Маврикии, Норвегии, Сингапура, Болгарии, Камеруна, Гвинеи, Мексики и Сирии. Комитет, в свою очередь, разделен на три подкомитета, каждый из которых имеет в своем составе представителей пяти стран.

Резолюция ставит своей целью повысить способность всего международного сообщества бороться с терроризмом посредством индивидуальных действий каждого государства. Она не требует от ООН введения правил или создания организаций, призванных остановить деятельность террористов и их пособников, но обязывает государств - участниц принимать меры против актов терроризма. В частности, резолюция требует от государств - участниц криминализировать террористическую деятельность, заморозить финансовые средства и активы террористов и их пособников, запретить сторонним лицам оказывать финансовую помощь террористам и не предоставлять им убежище.

: В. Устинов. Конвенция о борьбе с финансированием терроризма // Российская юстиция. 2002. №3. С. 8.

: Кофман Б.И., Миронов С.Н., Сафиуллин Н.Х., Демидов Ю.Н., Курушин В.И. Борьба с терроризмом: теория и практика // Учеб. пос. М.: ЦОКР МВД России, 2005. С. 77-78.

1 См.:

2 См.:

Во многом, благодаря России, Совет Безопасности ООН принял резолюцию №1566 от 8 октября 2004 г. В ней, наконец, было дано международно-правовое определение терроризма, которое стало охватывать преступные насильственные действия, включая захват заложников, предпринимаемые не только с целью посеять страх среди гражданского населения, но и в попытке повлиять на политику государств и международных организаций. Принятая резолюция обязывает каждое государство активизировать усилия по выявлению террористов и лиц, оказывающих им поддержку или содействие, по пресечению финансирования террористической деятельности и свободного передвижения террористов, их доступа к любым типам вооружений, по привлечению террористов, их пособников и лиц, оказывающих им финансовую поддержку к уголовноправовой ответственности. Предусматривается разработка и принудительных мер, применяемых к отдельным лицам, группам или организациям, причастным к террористической деятельности, причем эти меры могут распространяться на любых террористов, а не только на лиц, кто включен в имеющиеся списки Совета Безопасности ООН по «Аль-Кай-де» и талибам. В резолюции также предписывается рассмотреть вопрос об учреждении международного фонда выплаты компенсаций жертвам террористических актов и членам их семей, который мог бы частично финансироваться за счет средств конфискованных у террористов.

В заключении хочется отметить, что за последнее десятилетие борьбы с терроризмом международным сообществом разработаны отдельные механизмы государственного регулирования на подготавливаемые и совершившиеся факты терроризма. Ряд стран международного сообщества в борь-

бе с терроризмом противопоставили свою волю, решительность, непримиримость и жесткость ответных мер, наличие высококвалифицированно-обученных, натренированных, технически хорошо оснащенных и экипированных специалистов в составе созданных специальных подразделений. Терроризм, превратившийся сегодня в реальную угрозу для безопасности отдельных государств и всего мирового сообщества, поставил перед исполнительными органами власти и законодателями различных стран мира проблему поиска путей создания общегосударственной системы мер борьбы с преступлениями террористического характера, адекватной данной опасности.

Для ее решения сообществом сегодня предпринимаются попытки совершенствования уголовного законодательства, создание рычагов экономического, политического, общественного, правового воздействия на ситуацию, в целях снижения вероятностей проявления и реализации преступлений террористического характера, установления и ликвидации факторов, детерминирующих терроризм. Представляется, что эффективность борьбы с терроризмом будет достигнута лишь в тех случаях, когда органы власти будут знать его причины, учитывать мотивацию, сущность, формы проявлений, криминологическую и уголовно-правовую характеристику

Мировой практический опыт свидетельствует о том, что условиями успешной борьбы с терроризмом являются упреждающие со стороны государства: характер действий; соответствие задач, правомочий и ресурсного обеспечения; единство в действиях на международном, межгосударственном уровнях; дифференциация форм и содержания ан-титеррористической деятельности; единая государственная стратегия.

78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.