Научная статья на тему 'Правовые основы протектората Урянхайского края со стороны Российской империи в начале XX в'

Правовые основы протектората Урянхайского края со стороны Российской империи в начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
219
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТЕКТОРАТ / ТУВИНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / УРЯНХАЙСКИЙ КРАЙ / ГЕОПОЛИТИКА / НОЙОНЫ / PROTECTORATE / TUVAN PEOPLE''S REPUBLIC / RUSSIAN EMPIRE / URIANKHAYSKIY REGION / GEOPOLITICS / NOYONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ширижик Вячеслав Михайлович

Статья посвящена исследованию протектората со стороны Российской империи в отношении Урянхайского края в начале XX в. Рассматривается политическая ситуация, которая сложилась на территории Центральной Азии в период Первой мировой войны, а также роль царя Николая II, который фактически определил судьбу тувинского народа на ближайшее десятилетие. Анализируются правовые основы образования Тувинской Народной Республики в 1921 г. с последующим вхождением ТНР в состав СССР в 1944 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal basis of the protectorate Uriankhayskiy region from the Russian Empire in the early XX century

Protectorate, as an institution of interstate relations in the history of state and law, in international law, on the part of research is still a keen interest, due to the fact that many historians, anthropologists, legal scholars and political scientists, the concept of protectorate associated with the colonization of the state. With the subjugation of peoples and the political, economic dependence of one state by another. In fact, protectorate is perceived by modern society as a dependency of one state by another, and no more, although protectorate is a more complex phenomenon of our society, and to understand the overall political system and the nature of relations between States, we consider protectorate from the Russian Empire against Uriankhayskiy region. In the study of protectorate the Russian Empire against Uriankhayskiy region must take into account many other factors that were not investigated earlier. Namely, in the beginning of XX century the political situation on the territory of Central Asia was quite difficult, all neighbouring States Uri-ankhayskiy region sought to take control of the land called Tuva or Uriankhayskiy edge. In Uriankhay-skiy region, there was no state government, no armed forces, professional officials of the Tuvan people were in a difficult financial situation. Tuva was divided into numerous districts, which ruled the Northern lords (feudal lords), but they have real power over the entire territory of Tuva had. So Uriankhay-skiy region was in political and economic isolation and could not really influence developed neigh bouring States. The government of the Russian Empire, realizing the political significance of the protectorate in relation to Uriankhayskiy region the Minister of foreign Affairs S. D. Sazonov to the Russian Tsar, the memo noted. The protectorate of Russia in regard to urengov (inhabitants of the region) to allow to secure the border, affect the feeble, and China will be one of the means of pressure on Japan, was asked to meet the appeal of Tuvan nobles on the patronage of the Russian Empire and 04 April 1914, was a legal protectorate against Uriankhayskiy region. Protectorate, part of the Russian Empire against Uriankhayskiy region had its own peculiarities: -Uriankhayskiy the edge at the beginning of the XX century were not signs of independence, social relations were regulated through the use of laws of another state, namely China. Tuvan people, who lived in the territory Uriankhayskiy region, as well as the local feudal lords (noyons) realized that in order to preserve their ethnic group, it was necessary to seek protection from the Russian Empire; -protectorate preserved during the formation of the Tuvan people's Republic in 1921, which speaks of the will of the whole of the Tuvan people to be together with the RSFSR.

Текст научной работы на тему «Правовые основы протектората Урянхайского края со стороны Российской империи в начале XX в»

Вестник Томского государственного университета. Право. 2017. № 25

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

УДК 340.0(09)

DOI: 10.17223/22253513/25/1

В.М. Ширижик

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТЕКТОРАТА УРЯНХАЙСКОГО КРАЯ СО СТОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ XX В.

Статья посвящена исследованию протектората со стороны Российской империи в отношении Урянхайского края в начале XX в. Рассматривается политическая ситуация, которая сложилась на территории Центральной Азии в период Первой мировой войны, а также роль царя Николая II, который фактически определил судьбу тувинского народа на ближайшее десятилетие. Анализируются правовые основы образования Тувинской Народной Республики в 1921 г. с последующим вхождением ТНР в состав СССР в 1944 г.

Ключевые слова: протекторат, Тувинская Народная Республика, Российская империя, Урянхайский край, геополитика, нойоны.

Протекторат как институт межгосударственных отношений в истории государства и права, в международном праве со стороны исследователей вызывает до сих пор живой интерес. Это связано с тем, что многие историки, этнографы, правоведы и политологи понятие протектората ассоциируют с колонизацией государства, с порабощением народов и политической, экономической зависимостью одного государства со стороны другого. Фактически протекторатство воспринимается современным обществом как зависимость одного государства от другого и не более. Между тем протекторатство - это более сложное явление. Чтобы разобраться в общеполитической системе и характере отношений между государствами, рассмотрим протекторатство со стороны Российской империи в отношении Урянхайского края.

Протекторатство было в период правления О. Кромвеля (1653-1658 гг.), со стороны Англии в отношении Шотландии и Ирландии, со стороны Франции в отношении Туниса. Согласно правовому положению Великобритании Трансвааль мог заключать любые договоры при условии, что Великобритания имела право наложить вето, если такой договор идет вразрез интересам королевства, до войны 1899 г. В истории таких примеров протекторатства можно привести множество.

В Толковом словаре В.И. Кузнецова дается следующее определение протекторатства. Протекторат - одна из форм колонизации, при которой слабая страна, формально сохраняя свое государственное устройство и некоторую самостоятельность во внутренних делах, фактически подчинена другой, более сильной державе [1. С. 68].

В.М. Ширижик

При изучении протекторатства Российской империи в отношении Урянхайского края необходимо учитывать множество других факторов, которые не были исследованы ранее. А именно, в начале XX в. политическая ситуация на территории Центральной Азии была довольно сложной, все соседние государства Урянхайского края стремились взять под контроль землю, которую называют Тува, или Урянхайский край.

Так, Российская империя после строительства Транссибирской железнодорожной магистрали стремилась экономически развить регионы Сибири и Дальнего Востока. Царское правительство понимало, что Монголия находилась в составе Китая и не имела реальной возможности оказывать влияние на Россию по вопросу о протекторатстве Урянхайского края. Первая мировая война показала, что Россия, воевавшая на стороне Антанты, активно действовала на арене военных действий против кайзеровской Германии, стремилась ослабить в Центральной Азии Японию. В свою очередь Япония видела объектом своих стратегических интересов Монголию и стремилась прибрать к своим рукам Китай, Манчжурию, тем самым взять под контроль и Урянхайский край (Туву) [2. С. 6]. Китай не желал укрепления России через Туву.

В самом Урянхайском крае отсутствовала государственная власть, не было вооруженных сил, профессиональных чиновников. Тувинский народ находился в тяжелом материальном положении. Тува была поделена на многочисленные районы, которыми управляли нойоны , но они реальной власти над всей территорией Тувы не имели [3. С. 87]. Поэтому Урянхайский край находился в политической и экономический изоляции и не мог реально оказывать влияние на развитые соседние государства.

В 1911 г. в Китае вспыхнуло восстание китайских крестьян, оно со временем получило название «Синьхайская революция» со свержением маньчжурской династии и провозглашением Китайской республики. Данное событие способствовало тому, что Монголия получила суверенитет от Китая. При этом правительство Монголии сразу устремило свой взор к своему северному соседу, выдвинув идею о создании Великого Монгольского государства с присоединением Урянхайского края, части Алтая, Бурятии и Внешней Монголии. Эта идея связана с тем, что монгольские, тувинские, бурятские и алтайские народы имели общие исторические корни, кочевой образ жизни, единение культур, религии. Объединение алтайцев и бурят для правителей Монголии казалось призрачным. Понимая, что данные народы входят в состав Российской империи, присоединение Урянхайского края, как считали в Монголии, было реальным шагом.

Правительство Китая вообще считало Монголию и Урянхайский край частью своего государства и всячески оказывало влияние на тувинских нойонов с тем, чтобы тувинцы оказались под властью Китая. Отсутствие централизованной власти в Урянхае, ведение управленческих и судебных дел по китайским законам, спрос местного рынка на китайские товары давали возможность Китаю усилить свое влияние на тувинский народ. Однако феодально-чиновничья аристократия тувинского народа стремилась к независимости и сохранению своего этноса. При этом она осознавала, что необходимо создать

1 Нойон - средневековый аристократический феодал в Монголии и в Туве.

Правовые основы протектората Урянхайского края

государственность, чтобы объединить разрозненные районы, а сам тувинский народ должен войти под покровительство более сильного государства.

Тувинцы с симпатией относились к русским, учитывая, что они имели большой опыт общения с русскими староверами, которые пришли на территорию Урянхайского края еще в XVII в. [4. С. 26]. В данных исторических условиях встал вопрос: куда «повернет» Урянхайский край - на восток к Китаю или на запад к России.

Правительство Российской империи в условиях китайской революции и ослабления влияния Китая в отношении Урянхая не спешило прикрепить эту территорию, считая, что это осложнит отношения с азиатскими и европейскими государствами, которые открыто выступали в интересах Японии. Вместе с тем Совет Министров России считал, что Урянхайский край необходимо взять под свой контроль. По мнению военного министра В. А. Сухомлинова, «Туву необходимо рассматривать как оплот для защиты восточных рубежей Кругобайкальской железной дороги и русского населения, которые проживали в этом регионе». В.И. Дулов в своей книге «Социально-экономическая история Тувы (XIX - начала XX в.)» писал: «Отношения России и Японии в этот период определялись соглашениями 1907 и 1916 гг. о защите "подконтрольных" им территорий в Китае от проникновения США и других стран, а также договоренностями о сферах влияния на Дальнем Востоке с Японией и Англией (1910 г.). Включение в сферу влияния России (с согласия этих стран) Внешней Монголии, а тем самым и Тувы, благоприятствовало намерению царского правительства объявить протекторат над Тувой» [5. С. 34]. В журнале «Экономист» (1914. № 1) по поводу «урянхайского вопроса» написано: «О согласии нынешних, по счастью для России, бессильных правительств Монголии и Китая говорить не приходится, так как в данном случае положение России таково, что она может продиктовать свою волю при известной настойчивости и твердости» [2. С. 11].

Царь Николай II с учетом всех обстоятельств принимает решение Совета Министров от 8 ноября 1911 г. «... Оценивая наиболее целесообразные способы мирного укрепления за нами Урянхайского края, Совет Министров на первом плане ставит заселение означенного края русскими переселенцами (в 400 000 душ поселенцев). Именно этим путем могут быть созданы в рассматриваемом крае такие условия, которые впоследствии, при более благоприятной для нас политической обстановке, дадут нам поводы сделать китайскому правительству заявления о наличности там таких крупных русско-государственных интересов, которые побуждают нас принять долю участия в устройстве дальнейшей судьбы края».

В книге «История Тувы» вопрос о протекторате описывается следующим образом: «. российская сторона ограничилась односторонним царским указом об установлении над Тувой российского протектората, а формально-правовым основанием для его издания послужили прошения тувинских нойонов» [2. С. 11]. При этом К.А. Бичелдей в статье «Особенности исторического момента в Урянхайском крае между начертаниями Николая II «Согласен» и «Успешно» в 1914 году» правильно отмечал, что вопрос о протекторате со стороны Российской империи над Урянхайским краем является очень сложным, а именно: «15 февраля 1912 г. на съезде тувинских правителей и

В.М. Ширижик

крупных чиновников было принято обращение к русскому царю, в котором говорилось о решении объявить Урянхай самостоятельным и выражалась просьба к российскому государству "не отказать... в покровительстве"» [6. С. 68]. Рукописный фонд Тувинского института гуманитарных исследований (далее - РФ ТИГИ) и Государственный архив Республики Тыва [7, 8] доказывают, что со стороны знати Тувы и духовного лидера буддистов Тувы камбы-лама Ондара Чамзы было официальное обращение о протекторате Урянхайского края.

Правительство Российской империи, осознавая политическое значение протектората в отношении Урянхайского края, в обращении министра иностранных дел С.Д. Сазонова русскому царю в докладной записке отмечало, что протекторат России в отношении урянхов (жителей данного региона) позволит обезопасить границу, повлиять на ослабевший Китай и будет одним из способов давления на Японию; просило удовлетворить обращение тувинской знати о покровительстве Российской империи [6. С. 10]. 4 апреля 1914 г. произошло юридическое закрепление протектората в отношении Урянхайского края. Фактически протекторат стал действовать в октябре 1914 г. с прибытием в Урянхайский край статского советника Енисейской губернии В.Ю. Григорьева и образованием должности комиссара по делам Урянхайского края [2. С. 12].

С правовой точки зрения протекторат обязывал не вступать в межгосударственные отношения со стороны тувинских нойонов с официальными чиновниками соседних государств, а именно в отношения с Китаем и Монголией. Таким правом обладал только комиссар по делам Урянхайского края. Следующей обязанностью являлось рассмотрение споров между тувинской знатью.

При правовом анализе урянхайского протектората его нельзя считать колонией России, как это было с Индией со стороны Британской империи. В Урянхайском крае были сохранены все признаки самоуправления; нойоны имели реальную власть над своими вассалами; сами правители Урянхайского края просились войти под покровительство России.

В Конституции Тувинской Народной Республики в гл. VIII «Выборная система ТНР» ст. 60 отмечается: «Все граждане СССР, проживающие в ТНР, имеют право избирать и быть избранными на равных с гражданами ТНР основаниях» [9. С. 24]. В Сборнике законов и основных постановлений правительства ТНР в предисловии записано: «Пользуясь повседневной поддержкой и материальной помощью СССР и используя государственную власть для ликвидации эксплуататорских классов и социально-экономической реконструкции своей страны тувинский народ за два десятилетия совершил в своем историческом развитии такой огромный скачок, какого он не имел за весь предшествующий период своего существования» [10. С. 8]. Можно ли представить в современный период, чтобы граждане иностранного государства обладали правом голоса на территории другого государства? Таким способом граждане СССР могли оказывать влияние на политическую ситуацию в Туве. В настоящий период времени подобное явление невозможно представить. Но в указанный историко-правовой период данное явление имело место быть,

Правовые основы протектората Урянхайского края

когда одно государство давало равные избирательные права гражданам другого государства.

Таким образом, протекторат со стороны Российской империи в отношении Урянхайского края имел свои особенности:

- Урянхайский край в начале XX в. не имел признаков государственности; общественные отношения регулировались путем использования законов другого государства, а именно Китая;

- тувинский народ, который проживал на территории Урянхайского края, а также местные феодалы (нойоны) осознавали, что для сохранения своего этноса необходимо было войти под покровительство Российской империи;

- протекторатство сохранилось в период образования Тувинской Народной Республики в 1921 г., что говорит о волеизъявлении всего тувинского народа быть вместе с РСФСР.

Если для одних государств протекторат воспринимается как политическая и экономическая изоляция, то на примере Урянхайского края можно сделать вывод о том, что протекторат способствовал экономическому росту, усилению власти местных феодалов и их независимости от китайских и монгольских правителей, способствовал образованию признаков государственности и созданию в 1921 г. Тувинской Народной Республики. Протекторат со стороны Российской империи для жителей Урянхайского края оказал позитивное влияние на развитие данной территории.

Литература

1. Толковый словарь В.И. Кузнецова. 3-е изд. М.: Прогресс, 2006. 235 с.

2. Урянхайский край, или Тува. История Тувы: в 3 т. Т. II / под общ. ред. В.А. Ламина. Новосибирск: Наука, 2007. 430 с.

3. Толковый словарь Ефремовой. М., 2012.

4. Бамбажай А.К. Россия и Тува: Проблема становления связей в конце XIX - начале XX в.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1999.

5. Дулов В.И. Социально-экономическая история Тувы (XIX - начала XX в.). М., 1956. 382 с.

6. Бичелдей К.А. Особенности исторического момента в Урянхайском крае между начертаниями Николая II «Согласен» и «Успешно» в 1914 году // История Тувы. yandex. ru. tuva.azia. Электронный журнал. 23/7217. bicheldey.

7. Рукописный фонд ТИГИ. Д. 56. Л. 16. Подлинник.

8. Государственный архив Республики Тыва. Ф. 112. Оп. 1. Д. 10. Л. 1-2; Ф. 112. Оп. 1. Д. 10. Л. 5-6.

9. Конституция Тувинской Народной Республики. Кызыл: Тувин. гос. изд-во, 1944.

10. Сборник законов и основных постановлений правительства ТНР / под общ. ред. Х. Анчима и С.Т. Чимба. Кызыл, 1944. 456 с.

Shirizhik Vyacheslav M. Tuvan state University (Kyzyl, Russian Federation)

THE LEGAL BASIS OF THE PROTECTORATE URIANKHAYSKIY REGION FROM THE RUSSIAN EMPIRE IN THE EARLY XX CENTURY

Keywords: protectorate, Tuvan people's Republic, Russian Empire, Uriankhayskiy region, geopolitics, noyons.

Protectorate, as an institution of interstate relations in the history of state and law, in international law, on the part of research is still a keen interest, due to the fact that many historians, anthropologists, legal scholars and political scientists, the concept of protectorate associated with the colonization of

В.М. ^upuwMK

the state. With the subjugation of peoples and the political, economic dependence of one state by another. In fact, protectorate is perceived by modern society as a dependency of one state by another, and no more, although protectorate is a more complex phenomenon of our society, and to understand the overall political system and the nature of relations between States, we consider protectorate from the Russian Empire against Uriankhayskiy region.

In the study of protectorate the Russian Empire against Uriankhayskiy region must take into account many other factors that were not investigated earlier. Namely, in the beginning of XX century the political situation on the territory of Central Asia was quite difficult, all neighbouring States Uriankhayskiy region sought to take control of the land called Tuva or Uriankhayskiy edge. In Uriankhayskiy region, there was no state government, no armed forces, professional officials of the Tuvan people were in a difficult financial situation. Tuva was divided into numerous districts, which ruled the Northern lords (feudal lords), but they have real power over the entire territory of Tuva had. So Uriankhay-skiy region was in political and economic isolation and could not really influence developed neigh bouring States.

The government of the Russian Empire, realizing the political significance of the protectorate in relation to Uriankhayskiy region the Minister of foreign Affairs S. D. Sazonov to the Russian Tsar, the memo noted . The protectorate of Russia in regard to urengov (inhabitants of the region) to allow to secure the border, affect the feeble, and China will be one of the means of pressure on Japan, was asked to meet the appeal of Tuvan nobles on the patronage of the Russian Empire and 04 April 1914, was a legal protectorate against Uriankhayskiy region.

Protectorate, part of the Russian Empire against Uriankhayskiy region had its own peculiarities: -Uriankhayskiy the edge at the beginning of the XX century were not signs of independence, social relations were regulated through the use of laws of another state, namely China. - Tuvan people, who lived in the territory Uriankhayskiy region, as well as the local feudal lords (noyons) realized that in order to preserve their ethnic group, it was necessary to seek protection from the Russian Empire; -protectorate preserved during the formation of the Tuvan people's Republic in 1921, which speaks of the will of the whole of the Tuvan people to be together with the RSFSR.

References

1. Kuznetsov, S.A. (ed.) (2006) Tolkovyy slovar' [Explanatory Dictionary]. 3rd ed. Moscow: Progress.

2. Lamin, V.A. (2007) Uryankhayskiy kray ili Tuva. Istoriya Tuvy: v 3 t. [Uryankhai Territory or Tuva. The history of Tuva: In 3 vols]. Vol. 2. Novosibirsk: Nauka.

3. Efremova, T.F. (ed.) (2012) Sovremenniy tolkovyy slovar' [Modern Explanatory Dictionary]. Moscow: [n.d.].

4. Bambazhay, A.K. (1999) Rossiya i Tuva: Problema stanovleniya svyazey v kontse XIX -nachale XX v. [Russia and Tuva: The problem of the formation of ties in the late 19th - early 20th centuries]. Abstract of History Cand. Diss. Moscow.

5. Dulov, V.I. (1956) Sotsial'no-ekonomicheskaya istoriya Tuvy (XIX - nachala XX v.) [Social and economic history of Tuva (the 19th - early 20th centuries)]. MoscowL USSR AS.

6. Bicheldey, K.A. (2014) Osobennosti istoricheskogo momenta v Uryankhayskom krae mezhdu nachertaniyami Nikolaya II "Soglasen" i "Uspeshno" v 1914 godu [Specificity of historical moment in Uryakhai region between Russian Emperor Nikolay II's "Agree" and "Successful" in 1914]. Novye issledovaniya Tuvy - The New Research of Tuva. 3.

7. The TIGIManuscript Fund. File 56. pp. 16.

8. The State Archives of the Republic of Tuva. Fund 112. List 1. File 10. pp. 1-2.

9. The Tuvan People's Republic. (1944) Konstitutsiya Tuvinskoy Narodnoy Respubliki [Constitution of the Tuvan People's Republic]. Kyzyl: Tuvin. Gos. izd-vo.

10. Anchima, Kh. & Chimba, S.T. (eds) (1944) Sbornik zakonov i osnovnykh postanovleniy pravitel'stva TNR [Collection of laws and major decisions of the Government of the Tuvan People's Republic]. Kyzyl: Tuvin. Gos. izd-vo.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.