DOI 10.38085/2308829X-2020-1-94-98 УДК 314.745.4
Жампеисов Думан, Жампеисов Даурен
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ ПОМОЩИ В ДОБРОВОЛЬНОМ ВОЗВРАЩЕНИИ И РЕИНТЕГРАЦИИ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ
Жампеисов Думан, доктор PhD по специальности «Юриспруденция», Казахский гуманитарно-юридический инновационный университет. E-mail: [email protected]
Жампеисов Даурен, докторант PhD по специальности «Юриспруденция», Казахский гуманитарно-юридический инновационный университет. E-mail: [email protected]
Аннотация. В настоящей статье рассмотрены международные аспекты правовых основ программ помощи в добровольного возвращении и реинтеграции (ПДВР), проанализированы задачи ПДВР, сделаны выводы о том, что ПДВР является самой желательной формой возвращения, так как в ней учитывается решение мигрантов и для успешной реализации программ ПДВР необходимо сотрудничество и вовлечение большое числа участников, включая мигрантов, гражданское общество и правительства принимающей, транзитной страны и стран происхождения.
Ключевые слова: миграция, возвратная миграция, репатриация, правовые аспекты.
LEGAL FRAMEWORK OF THE ASSISTED VOLUNTARY RETURN AND REINTEGRATION PROGRAM: INTERNATIONAL ASPECTS
Zhampeissov Duman, PhD in Law, Kazakh Humanitarian Juridical Innovative University. E-mail: [email protected]
Zhampeissov Dauren, PhD student in Law, Kazakh Humanitarian Juridical Innovative University. E-mail: [email protected]
Abstract. This article discusses the international aspects of the legal framework of Assisted Voluntary Return and Reintegration Program (AVRR), analyzes the principles and objectives of AVRR, concludes that AVRR is the most desirable form of return, since it takes into account the decision of migrants for the successful implementation of programs The AVRR needs the cooperation and involvement of a large number of participants, including migrants, civil society and the governments of the host and transit countries and countries of origin. Keywords: migration, return migration, repatriation, legal aspects.
Цитирование: Жампеисов Думан, Жампеисов Даурен. Правовые основы программы помощи в добровольном возвращении и реинтеграции: международные аспекты// Наука. Культура. Общество. 2020. № 1. С. 94-98
Проблема возвращения мигрантов в страны исхода становится актуальной для тех стран, которые принимают довольно большое количество мигрантов. Свобода переме-
щения отражена во Всеобщей декларации прав человека1 и других меж-
1 Статья 13 Всеобщей декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года
правовые основы программы помощи в добровольном возвращении и реинтеграции: международные аспекты
дународных документах, включая Международный пакт о гражданских и политических правах2. Свобода перемещения означает, что каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах каждого государства, а также что каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну. Возвращение может быть добровольным или принудительным.
Кроме того, принцип безопасного и достойного возвращения заложен в Протоколе против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху (2000) и в Протоколе о предупреждении и пресечении и наказании за торговлю людьми, особенно женщинами и детьми (2000), в котором также отдается предпочтение добровольному возвращению жертв торговли людьми. Могут также применяться дополнительные региональные инструменты, такие как Европейская конвенция о правах человека (1950), Американская конвенция о правах человека (1969) и Африканская хартия прав человека и народов (1981), в которых предусмотрены права человека для всех лиц под юрисдикцией государства, включая мигрантов.
Добровольное возвращение на родину - это организованное или независимое возвращение в страну происхождения на основании свободно выраженного желания, возвращающегося. Добровольное возвращение более устойчиво, т.е. добровольно уехавший человек вряд ли вернется в страну происхождения еще раз,
2 Статья 12 и 13 Международного пакта о гражданских
и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года. Пакт является международным договором и имеет обязательную силу для 168 государств-участников.
если его желание вернуться назад домой было добровольным. Многие страны предоставляют добровольно возвращающимся людям гранты или небольшие кредиты для реинтеграции обратно у себя в обществе. Более того, эти мигранты возвращаются достойно, обычными регулярными рейсами, как все путешественники. К ним не применяются запреты о последующем въезде. В соответствии с проведенной оценкой эффективности института добровольного возвращения в ЕС выяснено, что количество тех людей, которые не вернулись обратно в разы меньше, чем в случае, когда людей депортировали. Имеется директива ЕС о возвращении, которая в качестве приоритета указывает именно добровольное возвращение как наиболее устойчивое. Также Совет Европы разработал 20 руководящих принципов о возвращении, где также упоминается приоритетность добровольного возвращения как наиболее гуманного типа возвращения.
Во многих программах ПДВР МОМ, начатых три десятилетия назад, предлагалась лишь базовая поддержка в организации обратной транспортировки. С тех пор программы стали более комплексными, с интегрированным набором услуг для обеспечения устойчивости доходов. Реинтеграция в настоящее время является неотъемлемой частью программ ПДВР, в Бельгии, Ирландии, Испании, Швейцарии и Великобритании. Во многих инициативах не только поддерживается реинтеграция отдельных репатриантов, но и решаются проблемы сообществ возвращенцев в деле содействия эффективному и устойчивому возвращению. Такой прогресс является также отражением того факта, что возвратная мигра-
Жампеисов Думлн, Жампеисов Даурен
ция все чаще включается в стратегии управления миграцией многими правительствами и приобрела заметное значение в международных дискуссиях по формированию политики благодаря вышеизложенным фактам. ПДВР является неотъемлемой частью политики в области миграции и предоставления убежища многих стран и многосторонних структур, таких как Европейский союз, и рассматривается как предпочтительный вариант. ПДВР также становится частью ключевых мер, которые должны быть реализованы в рамках совместных ответных мер для решения проблемы нерегулярной транзитной миграции между затронутыми странами, оказания необходимой помощи пострадавшим странам, а также мигрантам, оказавшимся в бедственном положении и часто лишенным средств к существованию. Кроме того, все больше изучается связь между элементами процесса и вкладом в развитие. Необходимы дополнительные исследования для анализа этого опыта и определения путей, с помощью которых можно улучшить управление обратной миграцией, чтобы принести пользу всем вовлеченным сторонам: мигрантам, затронутым странам и обществам. Более глубокое понимание и сотрудничество в деле реализации ПДВР остаются первостепенными для таких усилий и действий3.
В сентябре 2015 года 193 государства-членов ООН приняли новую программу в области устойчивого развития. Данная программа включает в себя семнадцать целей и сто шестьдесят девять задач, ко-
3 A FRAMEWORK FOR ASSISTED VOLUNTARY RETURN AND REINTEGRATION. © 2018 International Organization for Migration (IOM). [Режим доступа: https://www.iom.int/sites/default/files/our_work/ DMM/AVRR/a_framework_for_avrr_online_pdf_opti-mized_20181112.pdf]
торые вступили в силу 1 января 2016 года4.
Вопросы реинтеграции отражены в Целях в области устойчивого развития. Цель 10 направлена на сокращение неравенства внутри стран и между ними. Задача 10.7 направлена на «Содействие безопасной, законной, упорядоченной, и ответственной миграции и мобильности людей, в том числе с помощью проведения спланированной и хорошо продуманной миграционной политики».
Цель 17 направлена на укрепление средств осуществления, и активизация работы в рамках Глобального партнерства. Исходя из нее, поставлена задача 17.17, которая «направлена на стимулирование и содействие продвижению эффективного государственного, государственно-частного партнерства и партнерства с гражданским обществом»5.
Согласно определения МОМ реинтеграция - процесс, который позволяет людям восстановить экономические, социальные и психосоциальные отношения, необходимые для поддержания жизни, средства к существованию и достоинство, включение в гражданскую жизнь. При достижении устойчивой реинтеграции, возвратившиеся мигранты смогут принимать дальнейшие решения, основанные на выборе, а не на необходимости.
С 1979 года деятельность МОМ по ПДВР постоянно расширялась и в целом охватила свыше 100 проектов, направленных на оказание людям помощи в возвращении приблизительно в 160 стран. Только за последнее
4 Цели в области устойчивого развития [Режим доступа: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/about/ development-agenda/]
5 Цели в области устойчивого развития [Режим до-
ступа: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/ global%D1%80artnerships/]
Правовые основы программы помощи в добровольном возвращении и реинтеграции: международные аспекты
десятилетие МОМ помогла 3,5 млн мигрантам добровольно возвратиться в родные страны6.
Содействие в реинтеграции, которая учитывает особенности каждого человека и социально-экономические условия в стране, оказывает помощь в устойчивости возвращения. Содействие в реинтеграции может означать помощь в получении профессии, повышении профессиональных знаний и навыков, ссуд на образование, поддержка микробизнеса и малого предпринимательства.
Программы освоения новых профессий, повышений профессиональных знаний и навыков, гранты на развитие малого бизнеса в стране происхождения являются более эффективными чем разовые выплаты. Эффект может быть получен там, где содействие оказана не только вернувшемуся человеку, но и местному сообществу, куда он вернулся.
Для получения положительного эффекта от возвращения своих граждан наивысший приоритет должно получить оказание помощи безработным и уязвимым мигрантам, кому не удалось осуществить свои планы в миграции из-за запрета или отсутствия экономических перспектив в стране назначения. Многие из них возвращаются с улучшенными или новыми навыками, приобретенными во время работы за границей; для использования этого потенциала в мировой практике были разработаны и успешно действуют системы
6 Защита беженцев и смешанная миграция: Десятиком-понентный план в действии. Женева: УВКБ ООН. 2011.
профессиональной подготовки и сертификации. Так, в Таиланде и Бангладеш были созданы специальные государственные ведомства, курирующие профессиональное обучение и аттестацию; их деятельность ориентирована как раз на вернувшихся трудящихся-мигрантов с целью облегчения им выхода на местный рынок труда через признание ранее полученных знаний и умений7.
За последние десять лет опыт МОМ в сопровождении правительств посредством программ, инициатив, исследований и многочисленных конференций по вопросам миграции в интересах развития в Африке и аналогичных инициатив в странах Латинской Америки и Карибского бассейна, Азии и Тихого океана продемонстрировал, что миграция может принести значительные выгоды для социально-экономического развития8.
Таким образом, ПДВР является самой эффективной формой возвращения, так как основано на свободном волеизъявлении мигрантов. Для эффективной реализации программ добровольного возвзращения и реинтеграции необходимо взаимодействие всех заинтересованных сторон - мигрантов, гражданское общество и власти стран назначения, транзита и стран исхода.
7 "Skilling the workforce: Labour migrati on and skills recog-niti on and certi fi cati on in Bangladesh" [Режим доступа: ILO Country Office for Bangladesh. http://www.ilo.org/ dhaka/Whatwedo/Publicati ons/WCMS_304402/lang--en/index.htm]
8 "The MIDA Experience and Beyond" - [Режим доступа: https://idiaspora.org/resources/mida-experience-and-be-yond]
Библиографический список
1. Всеобщая Декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года
2. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года.
жампеисов думлн, Жампеисов Даурен
3. A FRAMEWORK FOR ASSISTED VOLUNTARY RETURN AND REINTEGRATION. 2018. International Organization for Migration (IOM). [Режим доступа: https:// www.iom.int/sites/default/files/our_work/DMM/AVRR/a_framework_for_avrr_online_ pdf_optimized_20181112.pdf]
4. Цели в области устойчивого развития [Режим доступа: https://www.un.org/ sustainabledevelopment/ru/about/development-agenda/]
5. Цели в области устойчивого развития [Режим доступа: https://www.un.org/ sustainabledevelopment/ru/global%D1%80artnerships/]
6. Защита беженцев и смешанная миграция: Десятикомпонентный план в действии. Женева: УВКБ ООН. 2011. [Режим доступа: https://www.refworld.org.ru/ pdfid/4ecb59a62.pdf/#13]
7. "Skilling the workforce: Labour migrati on and skills recogniti on and certi fi cati on in Bangladesh" [Режим доступа: ILO Country Office for Bangladesh. http://www.ilo.org/ dhaka/Whatwedo/Publicati ons/WCMS_304402/lang--en/index.htm]
8. "The MIDA Experience and Beyond" - [Режим доступа: https://idiaspora.org/re-sources/mida-experience-and-beyond]