www.sibac.info
СЕКЦИЯ «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО»
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЯ В СОСТАВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Балуцкая Гаянэ Артуровна
соискатель юридического факультета Южного федерального университета, РФ, г. Ростов-на-Дону E-mail: [email protected]
LEGAL FRAMEWORK ADOPTION REPUBLIC OF CRIMEA AND THE FEDERAL CITY OF SEVASTOPOL TO THE RUSSIAN FEDERATION
Gayane Balutskaya
competitor Faculty of Law Southern Federal University,
Russia, Rostov-on-Don
АННОТАЦИЯ
В статье предпринято исследование правовых основ принятия Республики Крым и города федерального значения Севастополя в состав Российской Федерации на основе анализа норм федерального законодательства и норм международного права.
ABSTRACT
The article makes a study of legal bases adoption Republic of Crimea and the Federal city of Sevastopol to the Russian Federation on the basis of an analysis of federal legislation and norms of international law.
Ключевые слова: Республика Крым, город федерального значения Севастополь, субъект РФ, присоединение Крыма к России.
Keywords: The Republic of Crimea, the Federal city of Sevastopol, the subject of the Russian Federation, the annexation of Crimea to Russia.
Юридическую основу вхождения Крыма в Российскую Федерацию составляют три вида источников: договорные источники, законодательство Российской Федерации, законодательство Крыма и Севастополя как новых субъектов Российской Федерации.
К договорным источникам относится Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, подписанный 18 марта 2014 года.
В числе нормативно-правовых актов Российской Федерации о вхождении Крыма и Севастополя в состав России следует отметить: Конституцию РФ [4], федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (далее - федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ) [7], федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов -Республики Крым и города федерального значения Севастополя» [8], Указ Президента России № 147 «О признании Республики Крым» [9], Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.03.2014 № 6-П «О соответствии конституционности не вступившего в силу международного договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» [11].
Правовые основы вхождения Республики Крым и города Севастополя сформированы также практикой этих субъектов, которая предваряет договорной процесс: это акт референдума, состоявшийся 16 марта 2014 года в Крыму, на котором население большинством голосов обратилось за помощью к России о присоединении. 11 марта 2014 года принята «Декларации о независимости Республики Крым и города Севастополя» [2].
17 марта 2014 года подписан Указ Президента России № 147 «О признании Республики Крым», в соответствии с которым Республика Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус, признается суверенным и независимым государством [9].
18 марта в Москве сторонами подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов [3]. Основаниями для подписания договора явились: историческая общность народов и связи между ними; признание
www.sibac.info
и подтверждение принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленных в Уставе Организации Объединенных Наций; предложение Республики Крым и города с особым статусом Севастополя о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым, включая город с особым статусом Севастополь; стремление обеспечить благополучие и процветание своих народов.
21 марта 2014 года в связи с принятием Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов -Республики Крым и города федерального значения Севастополя» в статью 65 Конституцию России включены два новых субъекта -Республика Крым и город федерального значения Севастополь [8].
Следует отметить, что ранее в соответствии с законом Украины от 17 марта 1995 года № 95/95-ВР «Об Автономной Республике Крым» Автономная Республика Крым являлась административно-территориальной автономией в составе Украины, а город Севастополь являлся административно-территориальной единицей общегосударственного подчинения и не входил в состав Автономной Республики Крым (статья 5) [12].
Как отметил В.В. Путин 4 декабря 2014 года при обращении к Федеральному Собранию с ежегодным посланием: «Наконец, произошло историческое воссоединение Крыма и Севастополя с Россией. Для нашей страны, для нашего народа это событие имеет особое значение» [10].
Право народов на самоопределение - ключевое положение, на основе которого генерировался процесс отделения Крымской Автономной Республики от Украины и вхождения данной части украинской территории в состав Российской Федерации [5].
В Конституции России провозглашается равноправие и самоопределение народов Российской Федерации в качестве одного из принципов федеративного устройства Российской Федерации (часть 3 статьи 5) [4].
Как известно, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (статья 15 Конституции РФ) [4]. Право народов на самоопределение также является важнейшим принципом международного права. Например, часть 1 статьи 1 Международного пакта о гражданских и политических правах (16.12.1966) указывается: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие» [6].
«В свете международного права самоопределение народа Крыма (пока действуют Устав ООН и Пакты о правах человека 1966 г.) безупречно правомерно» [1].
В международном праве отсутствуют нормы, устанавливающие, в каких случаях и при каких условиях народы имеют возможность реализовать свое право на самоопределение. К таким условиям, по мнению И.А. Умновой, должны относиться по меньшей мере следующие обстоятельства: наличие общности, которое может реализовать право на самоопределение, и отсутствие ограничений, которые существуют для выбора формы и содержания реализации права на самоопределение [13].
Рассмотрим процедуру принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта. Конституция России в части 2 статьи 65 отмечает, что принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом [4].
Указанное право закреплено в федеральном конституционном законе от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта -процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части (статья 1) [7]. Принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части осуществляется по взаимному согласию Российской Федерации и данного иностранного государства в соответствии с международным (межгосударственным) договором о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части, заключенным Российской Федерацией с данным иностранным государством. В случае принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта части иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, края, области, автономной области или автономного округа.
Конституционным Судом РФ была дана оценка о соответствии международного Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым Конституции РФ 1993 года, в соответствии с которой рассматриваемый Договор не может считаться нарушающим Конституцию Российской Федерации в части предусмотренного им порядка подписания, заключения и введения в действие; наделение Республики Крым после ее принятия в Российскую Федерацию статусом республики в составе Российской Федерации, а города Севастополя -
www.sibac.info
статусом города федерального значения не может быть поставлено под сомнение и соответствует Конституции Российской Федерации [11].
Таким образам, Конституционный Суд Российской Федерации признал договор соответствующим Конституции РФ, указав на необходимость закрепления особенностей этой процедуры в законодательстве.
На взгляд автора, в федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ следует внести следующие дополнения. В частности, часть 3 статьи 4 указанного выше закона изложить в следующей редакции: «В случае принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, если указанным в пункте 2 настоящей статьи международным договором не предусматривается предоставление новому субъекту статуса края, области, города федерального значения».
Таким образом, с правовой точки зрения принятие Республики Крым в состав России соответствует нормам действующего российского законодательства и принципам международного права.
Список литературы:
1. Вельяминов Г.М. Воссоединение Крыма с Россией: правовой ракурс // Государство и право. - 2014. - № 9. - С. 12-18.
2. Декларация о независимости Республики Крым и города Севастополя -[Электронный ресурс]: Утверждена Постановлением Верховного Совета автономной Республики Крым и Постановлением Севастопольского городского Совета 11 марта 2014 года. Доступ из справ. - правовой системы «Гарант». (Дата обращения: 11.10.15.).
3. Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - [Электронный ресурс]. Подписан 18.03.2014 г. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс» (Дата обращения: 11.10.15.).
4. Конституция Российской Федерации - [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс» (Дата обращения: 08.09.16.).
5. Кряжков В.А. Крымский прецедент: конституционно-правовое осмысление // Сравнительное конституционное обозрение. - 2014. - № 5 (102). - С. 82.
6. Международный пакт о гражданских и политических правах -[Электронный ресурс]: принят 16.12.1966 г. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс» (Дата обращения: 11.10.16.).
7. О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации - [Электронный ресурс]: федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2015). Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс» (Дата обращения: 08.09.16.).
8. О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя - [Электронный ресурс]: федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ (ред. от 23.06.2016). Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс» (Дата обращения: 08.09.16.).
9. О признании Республики Крым - [Электронный ресурс]: Указ Президента от 17 марта 2014 года № 147. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс» (Дата обращения: 08.09.16.).
10. Послание Президента Федеральному Собранию 04 декабря 2014 года // Официальный сайт Президента России - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://kremlin.ru/about (Дата обращения: 20.10.2015).
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.03.2014 № 6-П «По делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» - [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/ips/ (Дата обращения: 11.10.15.).
12. СоюзПравоИнформ - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=16638 (Дата обращения: 11.10.15.).
13. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. - М.: Дело, 1998. - 280 с.