Научная статья на тему 'Правовые основы применения технологий искусственного интеллекта в государственном и муниципальном управлении: современное состояние и перспективы развития'

Правовые основы применения технологий искусственного интеллекта в государственном и муниципальном управлении: современное состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
искусственный интеллект / государственное и муниципальное управление / правовое регулирование / artificial intelligence / state and municipal administration / legal regulation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евгений Юрьевич Комлев, Иван Александрович Бирюков

В статье рассматривается роль искусственного интеллекта в государственном и муниципальном управлении в России. Последние технологические достижения и технические решения в области искусственного интеллекта открывают новые перспективы для повышения эффективности принятия решений, оптимизации бюрократических процессов и улучшения качества государственных и муниципальных услуг. В статье анализируется нормативно-правовая основа развития и применения подобного рода технологий в государственном и муниципальном управлении, текущие тренды, препятствия для внедрения, а также рассматриваются возможные перспективы развития данной области в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Евгений Юрьевич Комлев, Иван Александрович Бирюков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal aspects of the application of artificial intelligence technologies in state and municipal administration: current state and perspectives

This article discusses the role of artificial intelligence (AI) in the state and municipal administration of Russia. Recent technological advances and technical solutions in the field of artificial intelligence open up new prospects for more efficient decision-making, optimizing bureaucratic processes and improving the quality of public services to citizens. The article analyses the regulatory and legal basis for the development and application of such technologies in the state and municipal management, current trends, obstacles to implementation, and considers possible prospects for the development of this field in Russia.

Текст научной работы на тему «Правовые основы применения технологий искусственного интеллекта в государственном и муниципальном управлении: современное состояние и перспективы развития»

Закон и право. 2024. № 5. С. 81-85. Law and legislation. 2024;(5):81-85.

Научная статья УДК 342.55

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-5-81-85 EDN: https://elibrary.ru/BDFUNT

NIION: 1997-0063-5/24-248 MOSURED: 77/27-001-2024-5-448

Правовые основы применения технологии искусственного интеллекта в государственном и муниципальном управлении: современное состояние и перспективы развития

Евгений Юрьевич Комлев1, Иван Александрович Бирюков2

1 Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы; Высшая школа экономики,

Москва, Россия

2 Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Москва, Россия

1 komleve@mail.ru

2 vivan.02@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается роль искусственного интеллекта в государственном и муниципальном управлении в России. Последние технологические достижения и технические решения в области искусственного интеллекта открывают новые перспективы для повышения эффективности принятия решений, оптимизации бюрократических процессов и улучшения качества государственных и муниципальных услуг. В статье анализируется нормативно-правовая основа развития и применения подобного рода технологий в государственном и муниципальном управлении, текущие тренды, препятствия для внедрения, а также рассматриваются возможные перспективы развития данной области в России.

Ключевые слова: искусственный интеллект, государственное и муниципальное управление, правовое регулирование.

Для цитирования: Комлев Е.Ю., Бирюков И.А. Правовые основы применения технологий искусственного интеллекта в государственном и муниципальном управлении: современное состояние и перспективы развития // Закон и право. 2024. № 5. С. 81—85. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-5-81-85 ББЫ: https://elibrary.ru/BDFUNT

Original article

Legal aspects of the application of artificial intelligence technologies in state and municipal administration: current state and perspectives

Evgeny Yu. Komlev1, Ivan A. Biryukov2

1 Patrice Lumumba Peoples' Friendship University of Russia; Higher School of Economics, Moscow, Russia

2 Patrice Lumumba Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia

1 komleve@mail.ru

2 vivan.02@mail.ru

Abstract. This article discusses the role of artificial intelligence (AI) in the state and municipal administration of Russia. Recent technological advances and technical solutions in the field of artificial intelligence open up new prospects for more efficient decision-making, optimizing bureaucratic processes and improving the quality of public services to citizens. The article analyses the regulatory and legal basis for the development and application of such technologies in the state and municipal management, current trends, obstacles to implementation, and considers possible prospects for the development of this field in Russia.

Keywords: artificial intelligence, state and municipal administration, legal regulation.

For citation: Komlev E.Yu, Biryukov E.A. Legal aspects of the application of artificial intelligence technologies in state and municipal administration: current state and perspectives // Law and legislation. 2024; (5) :81—85. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-5-81-85 EDN: https://elibrary.ru/BDFUNT

© Комлев Е.Ю., Бирюков И.А. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 05-2024

Искусственный интеллект (далее — ИИ) становится неотъемлемой частью современного общества, включая сферы государственного и муниципального управления. В России, как и во многих других странах, применение технологий ИИ в административных и управленческих процессах может принести значительные преимущества в оптимизации деятельности органов власти и повышении качества государственных и муниципальных услуг. Однако для успешного внедрения технологий искусственного интеллекта в управление публичными процессами необходимо учитывать как практические, так и этические аспекты данного процесса.

Несмотря на различные препятствия, у органов власти имеется возможность постоянно совершенствовать систему управления и обеспечения качественного предоставления социальных и государственных услуг гражданам. В связи с этим большинство государств приступило к повсеместному внедрению технологий искусственного интеллекта в органы публичной власти. При этом важнейшим вопросом для реализации данных действий остается правовое регулирование.

Происходящие изменения и активная пропаганда развития искусственного интеллекта объясняется стремлением руководства государства решить ряд проблем, которые на данный момент встречаются в ходе работы государственных и муниципальных органов, в их числе:

■ необходимость строгого соблюдения сроков выполнения поручений;

■ слабая защищенность информационных баз данных;

■ необходимость противодействия корруп-циогенным факторам в органах власти [11].

Российская Федерация находится в десятке лидеров по показателям активности изучения данной сферы [13]. Несмотря на это, в России постепенно набирает тенденция развития и применения технологий ИИ, создаются различные программы поддержки инициатив, выделяются большие объемы бюджета, а также постепенно складывается нормативная база для регулирования правоотношений с применением искусственного интеллекта.

Так, в 2020 г. в Российской Федерации был подписан Указ Президента Российской Федерации № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (далее — Указ Президента № 474) [3]. Данный документ содержит краткий перечень основных целей развития России, а также их компоненты.

В рамах изучения вопроса технологического развития государственной и муниципальной службы особый интерес вызывает подп. «д» п. 1 Указа Президента № 474, в соответствии с которым одной из целей развития является цифровая трансформация, включающая:

■ повышение уровня цифрового развития экономики, социальной сферы (здравоохранения и образования), а также государственного управления;

■ увеличение числа социальных услуг, оказываемых в электронном виде;

■ распространение возможности подключения доступа к сети Интернет;

■ увеличение инвестиций в отечественные компании, развивающие и внедряющие современные технологии.

Определение понятия искусственный интеллект можно встретить в Федеральном законе «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта...» от 24 апреля 2020 г. № 123-Ф3 [1], где данный термин раскрывается как «комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека».

Согласно данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации основными направлениями развития искусственного интеллекта в России являются:

■ простые и понятные госуслуги;

■ планирование территориального развития (развитие инфраструктуры);

■ упрощение медицинской диагностики и получения медицинских услуг;

■ анализ спутниковых снимков (пресечение правонарушений и развитие промышленного комплекса);

■ алгоритмы в наблюдении за погодой [6].

В 2023 г. Президент Российской Федерации

сделал ряд важных поручений Правительству Российской Федерации в сфере развития искусственного интеллекта. Так, теперь Правительству будет необходимо отчитываться о результатах применения технологий ИИ в экономической и социальной сферах, а также о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в области реализации внедрения современных технологий [4].

По состоянию на 2023 г. мы можем наблюдать, что процент внедрения технологий искусственного интеллекта в отрасли экономики со-

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2024

ставляет 20%, в сфере финансовых услуг — 56,8%, в среде информационно-коммуникационных услуг — 46,6%, высшем образовании — 41,6%.

Несмотря на развитие и активное внедрение технологий во многие сферы социальной жизни государства, один из самых низких процентов использования технологий ИИ остается в сфере здравоохранения и составляет лишь 15,9%. В 2024 г. Правительство РФ запланировало выделить 5,2 млрд руб. на развитие сферы искусственного интеллекта [7].

Осенью 2023 г. в рамках реализации поручений Президента России Правительством было принято решение о создании профильных групп, отвечающих за вопрос внедрения технологий искусственного интеллекта в отдельных отраслях (торговле, здравоохранении, строительстве и транспорте) [9].

Несмотря на достаточно высокие показатели внедрения технологий ИИ в отдельные сферы, 1 февраля 2024 г. на состоявшемся «круглом столе» Совета Федераций, который был посвящен вопросам цифровой трансформации государственного управления, были отмечены основные барьеры в области внедрения и применения технологий ИИ, к которым относят:

■ недостаток финансирования;

■ отсутствие необходимой инфраструктуры;

■ отсутствие высококвалифицированных кадров [10].

Применение современных технологий, таких, как искусственный интеллект и робототехника, в сфере государственного (муниципального) управления имеет потенциал сократить количество повседневных операций для работников государственных и муниципальных органов, снизить издержки ежедневных рутинных задач и ускорить процесс принятия решений. Внедрение указанных технологий в данной сфере следует осуществлять поэтапно, начиная с областей, где нет необходимости в принятии критически важных решений.

Возможность использования и потенциальные перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в работу органов власти подтверждается рядом научных исследований отечественных ученых.

Наиболее подробно данный вопрос рассмотрен в статье И.Н. Мельникова и И.А. Самакова [12]. По мнению ученых, обработка обращений граждан и ответы на них являются одними из самых объемных процессов работы органов публичной власти, что, в свою очередь, сильно вли-

яет на качество оказываемых услуг населению. В таком случаем одним из решений данной проблемы выступают технологии ИИ, благодаря применению которых может значительно ускорится процесс документооборота, сократится время ожидания граждан на получение ответа, а также снизится общая нагрузка как на сами органы власти, так и на их сотрудников.

При всех возможных перспективах применения технологий искусственного интеллекта остается нерешенной проблема правового регулирования, которая относится не только к процессу внедрения технологий ИИ в деятельность органов публичной власти, но и к самой деятельности, в которой данные технологии предлагается использовать, а именно:

■ рассмотрение обращений граждан;

■ предоставление государственных и муниципальных услуг населению;

■ осуществление действий разрешительно -го характера;

■ проведение контрольно-надзорных мероприятий [5].

Для решения существующих в настоящее проблем внедрения и использования технологий искусственного интеллекта органами публичной власти целесообразным является:

■ совершенствование нормативно-правовых основ применения технологий ИИ в работе органов;

■ развитие механизма контроля и проверки действий и решений, которые принимаются системами на базе искусственного интеллекта;

■ совершенствование системы охраны баз данных, которые используются в работе органов публичной власти.

Применительно к муниципальным правоотношениям вопрос об использовании современных технологий здесь встречает дополнительные сложности ввиду почти повсеместных проблем с финансированием. При этом о важности использования современных технологий в местном самоуправлении свидетельствует как правоприменительная практика [8], так и соответствующие нормативные изменения [2]

Подводя итог всему вышесказанному, стоит отметить, что в настоящее время в России имеется отличная база для начала внедрения и применения систем на базе технологий искусственного интеллекта в работе государственных и муниципальных органов. Важно, чтобы данные процессы шли параллельно с развитием правовых основ этой сферы.

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 05-2024

Решение проблем, которые были упомянуты в ходе работы, позволит значительно повысить эффективность работы органов публичной власти. При этом необходимо уделять особое внимание подготовке квалифицированных кадров, а также созданию механизмов контроля за использованием технологий ИИ.

Кроме того, важно активно вовлекать общественность в данные процессы, обеспечивая прозрачность применения ИИ, что позволит населению более качественно реализовывать свои права.

Список источников

1. Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта» от 24.04.2020 № 123-Ф3 // СЗ РФ. 2020. № 17. Ст. 2701.

2. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 02.11.2023 № 517-ФЗ // http:// www.consultant.ru/

3. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2020. № 30. Ст. 4884.

4. Перечень поручений по итогам конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта». Администрация Президента России // URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/ 70418 (Дата обращения: 09.03.2024)

5. Распоряжение Правительства РФ от 19.08.2020 № 2129-р «Об утверждении Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года» // http://www. consultant.ru/

6. Основные направления развития ИИ в сфере госуправления / / Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации // URL: https: //digital. gov.ru/ru/events/45882/ (Дата обращения: 09.03.2024)

7. Мишустин заявил, что в 2024 году на развитие ИИ направят 5,2 млрд рублей. ТАСС // URL: https://tass.ru/ekonomika/18845387 (Дата обращения: 09.03.2024)

8. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27.05.2021 № 27-П // http://www.consultant.ru/

9. Внедрение искусственного интеллекта начнут с федеральных министерств. Ведомости / /

URL: https://www.vedomosti.ru/technology/ar-ticles/2023/10/18/1001134-vnedrenie-iskusst-vennogo-intellekta-nachnut-s-federalnih-ministerstv (Дата обращения: 10.03.2024)

10. К. Долгов провел «круглый стол» по вопросам цифровой трансформации государственного управления и отраслей экономики. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // URL: http://council.gov.ru/events/ news/153071/ (Дата обращения: 10.03.2024)

11. Карапетян Д. В. Перспективы использования искусственного интеллекта в государственном управлении / / Формула менеджмента. 2020. № 1 (12).

12. Мельников И.Н., Самаков И.А. Актуальные вопросы правового регулирования искусственного интеллекта в сфере осуществления государственной и муниципальной службы в Российской Федерации // Вестник КГУ. 2021. № 2.

13. Цифровая двадцатка. Коммерсанть // URL: https://www.kommersant.ru/doc/5774262#: ~:text=В%20лидераx%20%20Китай%2C%20 США% 20и,активности%20в%20сфере%20ис-кусственного%20 (Дата обращения: 09.03.2024)

References

1. Federal Law «On conducting an experiment to establish special regulation in order to create the necessary conditions for the development and implementation of artificial intelligence technologies» dated 24.04.2020 № 123-FZ // Collection of legislation of the Russian Federation. 2020. № 17. Art. 2701.

2. Federal Law «On Amendments to the Federal Law «On General Principles of Organization of Local Self-Government in the Russian Federation» dated 02.11.2023 № 517-FZ // http://www.consultant.ru/

3. Decree of the President of the Russian Federation dated 21.07.2020 № 474 «On National development goals of the Russian Federation for the period up to 2030» // Collection of legislation of the Russian Federation. 2020. № 30. Art. 4884.

4. A list of assignments based on the results of the conference «Journey into the world of artificial intelligence». Administration of the President of Russia // URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/ orders/70418 (Accessed: 09.03.2024)

5. Decree of the Government of the Russian Federation dated 19.08.2020 № 2129-r «On approval of the Concept for the development of regulation of relations in the field of artificial intelligence and robotics technologies until 2024» // http://www. consultant.ru/

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2024

6. The main directions of AI development in the field of public administration // Ministry of Digital Development, Communications and Mass Communications of the Russian Federation // URL: https://digital.gov.ru/ru/events/45882/ (Accessed: 09.03.2024)

7. Mishustin said that 5.2 billion rubles will be allocated for the development of AI in 2024. TASS // URL: https://tass.ru/ekonomika/18845387 (Accessed: 09.03.2024)

8. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation № 27-P dated 27.05.2021 // http://www.consultant.ru/

9. The introduction of artificial intelligence will begin with federal ministries. Vedomosti // URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/ 2023/10/18/1001134-vnedrenie -iskusstvennogo -intellekta-nachnut-s-federalnih-ministerstv (Accessed: 10.03.2024)

10. K. Dolgov held a round table on the digital transformation of public administration and economic sectors. Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation // URL: http:// council.gov.ru/events/news/153071 / (Accessed: 10.03.2024)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Karapetyan D. V. Prospects for the use of artificial intelligence in public administration // Formula of management. 2020. № 1 (12).

12. Melnikov I.N., Simakov I.A. Actual issues of legal regulation of artificial intelligence in the field of state and municipal service in the Russian Federation // Bulletin of KSU. 2021. № 2.

13. The Digital Twenty. Kommersant // URL: https://www.kommersant.ru/doc/5774262 #:~:text=In%220 iders%20%20Kitay%2C%20SH% 20i,activity%20b%20sphere%20 art%20 (Accessed: 09.03.2024)

Информация об авторах

Комлев Е.Ю. — кандидат юридических наук, заместитель директора Юридического института РУДН по научной работе, доцент кафедры муниципального права РУДН, доцент департамента публичного права Высшей школы экономики Бирюков И.А. — студент выпускного курса

Вклад авторов:

Комлев Е.Ю. — научное руководство; концепция исследования; развитие методологии; анализ источников; написание текста; итоговые выводы

Бирюков И.А. — анализ источников; написание текста; итоговые выводы Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 01.03.2024; одобрена после рецензирования 08.04.2024; принята к публикации 14.04.2024.

Information about the authors

Komlev E.Yu. — candidate of law, Deputy Director of the Law Institute of the Peoples' Friendship University of Russia for Research, Associate Professor of the Department of Municipal Law of the Peoples' Friendship University of Russia, Associate Professor of the Department of Public Law of the Higher School of Economics Biryukov I.A. — senior year student

Contribution of the authors:

Komlev E.Yu. — scientific management; research concept; methodology development; source analysis; text writing; final conclusions

Biryukov E.A. — source analysis; text writing; final conclusions The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 01.03.2024; approved after reviewing 08.04.2024; accepted for publication 14.04.2024.

LAW & LEGISLATION • 05-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.