Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ (НА ПРИМЕРЕ ОФОРМЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ)'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ (НА ПРИМЕРЕ ОФОРМЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
39
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ / ЗЕМЛЯ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / INFORMATION TECHNOLOGY / E-GOVERNMENT / STATE REGISTRATION / LAND / ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСЛУГА / СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО / ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА / PUBLIC SERVICE / SUBJECTIVE RIGHT / PROPERTY RIGHTS / SOCIO-ECONOMIC RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шапкина Елена Анатольевна

В данной статье рассматриваются вопросы правового обеспечения оформления земельных участков в собственность посредством электронной государственной услуги. Основной метод исследования заключается в сравнительном анализе законодательства Российской Федерации и судебной практики по исследуемому вопросу, а также в рассмотрении статистических данных и различных точек зрения ученых и теоретиков права касательно данной темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal basis for the provision of public services electronically (on the example of land clearance)

This article discusses the legal enforcement of land in the property through an electronic public service. The main method of the study is a comparative analysis of the legislation of the Russian Federation and jurisprudence on the subject under study, as well as in the consideration of statistics and different points of view of scholars and law theorists concerning the theme.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ (НА ПРИМЕРЕ ОФОРМЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ)»

Информационное право

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ (НА ПРИМЕРЕ ОФОРМЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ)

ШАПКИНА Елена Анатольевна,

кандидат юридических наук, доцент Высшей школы государственного аудита Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ). E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы правового обеспечения оформления земельных участков в собственность посредством электронной государственной услуги. Основной метод исследования заключается в сравнительном анализе законодательства Российской Федерации и судебной практики по исследуемому вопросу, а также в рассмотрении статистических данных и различных точек зрения ученых и теоретиков права касательно данной темы.

Abstract: This article discusses the legal enforcement of land in the property through an electronic public service. The main method of the study is a comparative analysis of the legislation of the Russian Federation and jurisprudence on the subject under study, as well as in the consideration of statistics and different points of view of scholars and law theorists concerning the theme.

Ключевые слова: информационные технологии; электронное правительство; государственная регистрация, государственная услуга, субъективное право, право собственности, социально-экономические права; земля; земельный участок.

Keywords: information technology; E-government; state registration, public service, subjective right, property rights, socioeconomic rights; land.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, земельный участок является недвижимым имуществом, что, в свою очередь, делает его объектом права собственности, как указано в ст. 261 ГК РФ[1]. При этом само право лица на земельный участок может возникнуть по различным основаниям, однако, вне зависимости от них, право собственности на любое недвижимое имущество, в том числе на земельный участок, подлежит обязательной государственной регистрации. Согласно ст. 1 ФЗ № 218 «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством существования и любых изменений прав лица на недвижимое имущество и является единственным законным доказательством существования права лица на данное имущество[2].

С развитием информационных технологий и электронных систем, в стране возникла необходимость перевода государственных и муниципальных услуг в электронную форму, закономерным результатом которой стал Указ Президента № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». В данном документе был обозначен ряд мероприятий по созданию инфраструктуры электронного правительства, который включал в себя в частности создание единой информационной системы и системы справочников, которые бы обеспечивали государственным органам реализацию своих полномочий в электронном пространстве[3].

Согласно статистическим данным, в настоящее время посещение людьми электронных порталов, оказывающих государственные услуги в той или иной сфере, увеличилось более чем на 59% с момента их создания, и составляет приблизительно 10 млн. запросов предоставления различных видов государственных услуг ежемесячно[4]. Го-

воря об электронной регистрации прав на недвижимое имущество, то, согласно данным Росреестра, в 2016 году было подано и обработано более 400 тыс. заявлений о регистрации права на недвижимое имущество[5]. Из них порядком 10% были связаны с регистрацией права собственности лица на земельный участок.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 457 «о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», Росреестр осуществляет функции по оказанию государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе посредством использования электронных площадок[6]. Таким образом, государственная регистрация прав на земельный участок также относится к компетенции Росреестра и может быть произведена в электронной форме.

Электронная форма заполняется на официальном сайте Росреестра и разделена на четыре этапа или «шага», каждый из которых требует от заявителя определенную информацию. Характер требуемой информации в первую очередь зависит от того, чье право подлежит регистрации: физического лица или же юридического, поскольку, согласно п.1 ст.15 Земельного кодекса, земельные участки могут быть собственностью как тех, так и других[7].

Помимо личных данных, которые обрабатываются системой в соответствии с ФЗ № 152 «о персональных дан-ных»[8], или информации о предприятии, заявителю также необходимо представить данные о земельном участке и электронные документы, подтверждающие право лица на регистрацию земельного участка в собственность. Это может быть договор купли-продажи, договор дарения, завещание покойного, подтверждающее переход земельного участка лицу на основании наследования и.т.д. Необходимо отметить, что данные документы, согласно ФЗ № 281, должны

Информационное право

быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью. В соответствии со ст.11 ФЗ № 63 «Об электронной подписи», квалифицированная электронная подпись считается действительной в случае, когда квалифицирующий сертификат создан и выдан специальным управо-моченным центром и является действительным на момент подписания документа[9].

Следует заметить, что электронная регистрация права не раз подвергалась критике некоторыми учеными, как относительно небезопасная процедура, предрасположенная к различным подделкам и махинациям со стороны мошенников[10]. На это есть несколько оснований, которые можно выделить. Во-первых, это связано с подделкой сведений в электронных документах, которая, благодаря разнообразным современным редакторам, не представляет особого труда. В случае, когда заявка на регистрацию права происходит посредством электронного сервера, работник государственного органа не может сравнить документы, содержащие личные данные лица с предоставившим их лицом, и вынужден опираться на электронные сканы, которые, в свою очередь, могут быть получены незаконным путем или же не являться подлинными. То же можно говорить и о квалифицированной электронной подписи, которая находится на определенном носителе (например, на флеш-накопителе), который, в случае утери или намеренного хищения может попасть в руки к злоумышленникам.

Ярким примером мошенничества при электронной регистрации права можно назвать недавний случай с переоформлением квартиры, расположенной в г. Москва, посредством поддельного договора дарения, подписанного электронной подписью потерпевшего[11]. Данный случай демонстрирует все уязвимые стороны электронной регистрации права собственности на недвижимое имущество, о которых говорилось выше, и доказывает, насколько непрактична данная сфера.

Библиография:

В свою очередь, некоторые ученые юристы заявляют о положительных сторонах электронной регистрации и отмечают важность развития электронного правительства и государственных электронных систем для дальнейшего развития информационно-коммуникационных технологий в Рос-сии[12]. Помимо этого, автор отмечает такие положительные стороны электронной регистрации как удобство для заявителя, а также экономия ресурсов на производство услуг, что существенно снижает государственные расходы на их оказание и способствует перераспределению бюджетных средств на другие важные нужды населения.

Таким образом, подводя итог всему сказанному выше, можно заключить, что электронная регистрация права собственности на земельный участок имеет обширную правовую базу, состоящую как из законов, так и из подзаконных нормативно-правовых актов, которые обеспечивают работу государственных органов в электронно-информационном пространстве.

При этом, разумеется, ставится под сомнение вопрос надежности и достоверности предоставляемой заявителем информации в виде электронных документов, однако, данный фактор характерен для всех действий, проводимых посредством сети «Интернет», поэтому, относить это к исключительному недостатку электронной государственной регистрации нельзя.

Говоря о тенденциях развития электронной регистрации права собственности на земельный участок, необходимо отметить, что она будет развиваться наряду с развитием правового регулирования данной сферы, а также с увеличением количества лиц, пользующихся данной государственной услугой. Поскольку с каждым годом появляются все новые и новые технологии, электронная информационная сфера поглощает все большие области общественной жизни, что неуклонно ведет к полной информатизации на всех уровнях государственной и общественной жизни.

1. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301

2. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" // "Российская газета" от 17 июля 2015 г. № 156.

3. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" // "Российская газета" от 9 мая 2012 г. № 102.

4. Бестолкова Г.В. Государственные электронные услуги: виды и особенности // «Государственное управление. Электронный вестник» № 65, 2017 г., С. 23-44.

5. Регистрация прав на недвижимое имущество в электронном виде [Электронный ресурс] https://rosreestr.ru/site/fiz/zaregistrirovat-nedvizhimoe-imushchestvo-/?spu=UF_D_ELEC_FIZ (дата обращения: 04.08.2019)

6. Постановление Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 июня 2009 г. № 25 ст. 3052.

7. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // "Российская газета" от 30 октября 2001 г. № 211-212.

8. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных" // "Парламентская газета" от 3 августа 2006 г. № 126-127.

9. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ "Об электронной подписи" // "Российская газета" от 8 апреля 2011 г. № 75.

10. Атаев З.А. Общественная опасность преступлений в сфере регистрации сделок с недвижимостью и ее юридического оформления // «Вестник Краснодарского университета МВД России» № 4, 2016 г., С.23-26.

11. Мошенники переоформили квартиру в Москве с помощью поддельной электронной подписи [Электронный ресурс] https://habr.com/ru/news/t/452292/ (дата обращения: 04.08.2019)

12. Степанова А.М. Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде: исследование, анализ, направление совершенствования // «Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий» 2014 г., С. 30-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.