УДК 349.24:613.6(470)
Г. Р. ИГБАЕВА, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент (г. Уфа)
G. R. IGBAEVA, assistant professor of the department of civil disciplines of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of law, assistant professor (Ufa)
З. Р. ШАКИРОВА, старший преподаватель кафедры истории и теории государства и права Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)
Z. R. SHAKIROVA, senior lecturer of the department of history and theory of state and law of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of law (Ufa)
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГАРАНТИЙ (КОМПЕНСАЦИЙ) РАБОТНИКАМ, ЗАМЕЩАЮЩИМ ДОЛЖНОСТИ ВО ВРЕДНЫХ УСЛОВИЯХ ТРУДА
THE LEGAL BASIS FOR THE PROVISION OF GUARANTEES (COMPENSATION) EMPLOYEES WORKING IN HAZARDOUS CONDITIONS
Аннотация. Статья содержит анализ действующих норм права, разъяснений, изложенных в письмах Минтруда России, определяющих основания предоставления гарантий (компенсаций) работникам, замещающим должности во вредных условиях труда. С учетом анализа правоприменительной практики определяется критерий отнесения условий труда к вредным.
Ключевые слова: условия труда, вредные условия труда, специальная оценка условий труда, работодатель, рабочее место, работник, охрана труда, гарантии и компенсации.
Annotation. The article contains an analysis of the existing rules of law, the explanations set out in the letters of the Ministry of labor of Russia, determining the basis for the provision of guarantees (compensation) to employees who replace positions in harmful working conditions. Taking into account the analysis of law enforcement practice, the criterion of classifying working conditions as harmful is determined.
Keywords: working conditions, harmful working conditions, special assessment of working conditions, employer, workplace, employee, labor protection, guarantees and compensation.
Трудовое законодательство предусматривает, что одним из последствий специальной оценки условий труда является предоставление гарантий (компенсаций) работникам, замещающим должности во вредных или опасных условиях труда. Представляется необходимым уточнить правовые основы предоставления гарантий (компенсаций) работникам, замещающим должности во вредных условиях труда. На территории России до принятия действующего Трудового кодекса право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливалось в соответствии с принятыми в СССР актами (постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22).
При отсутствии в них должности (профессии) работника применялось постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда», которое утратило силу в связи с действием постановления Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 726.
С 2014 года правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда устанавливаются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (ч. 2 ст. 1) (далее - ФЗ 426).
К числу основных обязанностей работодателя трудовое законодательство относит обязанность обеспечивать безопасные условия и охрану труда (ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ)) с проведе-
нием специальной оценки условий труда в соответствии с ФЗ 426.
Как отмечает В. П. Ющин, «смысл спецоценки заключается в том, что работодатель через приглашенную независимую специализированную организацию проводит анализ состояния условий труда на заранее определенных рабочих местах. Это делается для:
- выявления вредных и (или) опасных производственных факторов;
- оценки уровня воздействия таких факторов на работника;
- определения степени отклонения полученных значений от установленных нормативов;
- оценки эффективности применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников» [1].
Однако многие работодатели до сих пор не провели специальную оценку условий труда. В этой связи очень важно помнить, что в 2018 году заканчивают действие результаты аттестации рабочих мест.
В соответствии со ст. 14 ФЗ 426 условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
Установление условий труда 3 -го класса 2-ой степени означает, что на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет) (п. 2 ч. 4 ст. 14 ФЗ 426).
Как отмечает Ю. А. Доценко, «при изменении условий трудового договора в части условий труда на рабочем месте и исключении из трудового договора гарантий и компенсаций за ра-
боту с вредными и (или) опасными условиями труда усматривается, что необходимо заключение дополнительного соглашения к трудовому договору в письменной форме» [2].
В дополнительных соглашениях необходимо обозначить условия труда на рабочем месте в соответствии с результатом спецоценки условий труда, а также отсутствие гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если они не отнесены к уровню вредности, влекущему право работника на гарантии и компенсации.
Правовым последствием признания условий труда на рабочем месте к 3-му или 4-му классу вредности по результатам специальной оценки относят обязанность работодателя предоставить работникам определенные гарантии (компенсации). К числу основных гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях законодатель относит: соответствующую надбавку за вредность (ст. 147 гл. 21 разд. VI ТК РФ); дополнительный отпуск (ст. 117 гл. 19 разд. V ТК РФ); сокращение рабочего времени (ст. 92 гл. 15 разд. IV ТК РФ); получение молока и других равноценных пищевых продуктов (пп. 264, 514 разд. 1 прил. 3 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2009 г. № 45н); право на досрочное назначение трудовой пенсии (ст. 30 гл. 6 ФЗ от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ); медицинские осмотры (пп. 3.5, 1.2.37 прил. 1, п. 18 прил. 2 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н).
Правовое регулирование гарантий (компенсаций) за работу во вредных условиях осуществляется Трудовым кодексом РФ, а именно ст.ст. 92, 117, 147. Данные статьи являются основными нормами, в соответствии с которыми предоставляются компенсации работникам. Кроме нормативных актов, весомое значение в формировании правоприме-
нительной практики предоставления гарантий и компенсаций за вредные условия имеют разъяснения, изложенные в письмах Министерства труда Российской Федерации от 16 декабря 2015 г. № 15-1/ООГ-6372, от 21 октября 2015 г. № 15-1/В-4549, содержащие разъяснения по вопросу предоставления гарантий (компенсаций) работникам, занятым на работах во вредных (опасных) условиях труда.
В частности, Министерство труда Российской Федерации разъяснило, что в связи с введением специальной оценки условий труда результаты аттестации рабочих мест по условиям труда действительны в течение пяти лет с момента ее завершения, но не более чем до 31 декабря 2018 г. В этой связи часто возникающий вопрос о возможности снижения уровня гарантий и компенсаций, например непредставления дополнительного отпуска, решается в пользу работников. Работникам с вредными условиями труда, выявленными по результатам аттестации рабочих мест, нельзя отменить гарантии и компенсации до проведения спецоценки.
На применение норм в рассматриваемой сфере оказывает влияние и правоприменительная практика, в частности решение Верховного Суда РФ от 14 января 2013 г. № АКПИ12-1570. Данное решение содержит важное разъяснение, касающееся критериев отнесения условий труда к вредным. Верховный Суд РФ решил, что работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, конкретные условия труда которых признаны по результатам специальной оценки рабо-чих мест вредными, по действующему законодательству РФ имеют право на предоставление им гарантий и компенсаций, а невключение про-фессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на соответствующие компенсации, не лишает их такого права [2].
Сложившаяся правоприменительная практика в качестве критерия отнесения условий труда к вредным относит результаты специальной оценки, а не включение должности (профессии) в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на соответствующие компенсации [3].
Вопрос критерия отнесения условий труда к вредным представляется весьма актуальным и имеющим практическую значимость. В условиях, когда
правовое регулирование предоставления отдельных гарантий и компенсаций в определенной степени носит диспо-зитивный характер, например: выплата надбавок за вредность, списки и перечни должностей (профессий), работ с вредными условиями труда четко не регламентированы, все чаще появляются спорные ситуации, когда работник в силу своих субъективных оценочных суждений полагает, что его работа связана с вредными условиями труда, а работодатель убежден в обратном.
***
ЛИТЕРАТУРА
1. Ющин В. П. Как быть, если спецоценка выявила вредные условия труда? // Отдел кадров коммерческой организации. 2017. № 5.
2. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2013. № 10.
3. Игбаева Г. Р., Шакирова З. Р. Правовые основы отнесения служебной деятельности по должности сотрудника органов внутренних дел к вредным условиям с целью предоставления им гарантий и компенсаций // Евразийский юридический журнал. 2017. № 11.
© Игбаева Г. Р.
© Шакирова З. Р.
УДК 339.186
Э. Х. РАХИМОВ, начальник кафедры истории и теории государства и права Уфимского юридического института, кандидат юридических наук, доцент (г. Уфа)
E. KH. RAKHIMOV, head of the department of history and theory of state and law of the Ufa Law Institute of the Ministry of the Internal Affairs of Russia, candidate of law, associate professor (Ufa)
К ВОПРОСУ ОБ ОДОБРЕНИИ СДЕЛОК ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
TO THE QUESTION OF APPROVAL OF TRANSACTIONS IN THE IMPLEMENTATION OF STATE PURCHASES
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, возникающие при необходимости отклонения заявок участников конкурентных процедур закупок, не представивших документы об одобрении крупной сделки, либо участников, чьи решения не соответствуют законодательству.