УДК 351.72
С. А. Живодрова
кандидат исторических наук, доцент кафедра государственного управления и социологии региона Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
Д. О. Малышев магистрант
Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНЕШНЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация. В статье раскрывается понятие, цель, механизм осуществления внешнего финансового контроля Счетной палатой Пензенской области. Финансовый контроль выступает важным инструментом обеспечения законности действий не только всех участников бюджетного процесса, но и получателей бюджетных средств, а также тех, кто связан с бюджетом или государственными небюджетными фондами посредством различных налогов и платежей. Он позволяет решать задачи по повышению эффективности, целесообразности, прозрачности использования финансовых ресурсов государства, а также их целевому использованию. Финансовый контроль, подразделяясь на внешний и внутренний, предполагает собой комплекс мероприятий. В статье раскрывается цель, предмет, объект, основные этапы экспертно-аналитического мероприятия, как инструмента осуществления внешнего финансового контроля.
Ключевые слова: внешний финансовый контроль; Счетная палата; экс-пертно-аналитическое мероприятие; стандарт внешнего государственного контроля.
S. A. Zhivodrova
Candidate of historical Sciences, associate professor Department of Public administration and sociology of the region Penza State University, Penza, the Russian Federation
D. O. Malyshev Master student
Penza State University, Penza, the Russian Federation
LEGAL BASIS OF EXTERNAL FINANCIAL CONTROL IN THE PENZA REGION
Abstract. The article describes the concept, purpose, mechanism of external financial control by the accounts chamber of the Penza region. Financial control is an important tool for ensuring the legality of actions of not only all participants in the budget process, but also of recipients of budgetary funds, as well as those associated with the budget or public non-budgetary funds through various taxes and payments. It allows solving problems of increasing efficiency, expediency, transparency of the use of financial resources of the state, as well as their targeted use. Financial control, divided into external and internal, involves a set of activities. The article reveals the purpose, subject, object and the main stages of the expert-analytical activities as an instrument of external financial control.
Key words: external financial control; accounting chamber; expert-analytical event; standard of external state control.
В настоящее время в Российской Федерации взят курс на формирование эффективной системы государственного управления, предполагающий достижение следующих целей:
- достижение целесообразности, законности, гласности, прозрачности при определении направлений использования бюджетных средств, т.е. бюджета и его исполнения, а также государственных внебюджетных фондов;
- предотвращение противоправных и коррупционных действий в бюджетно-финансовой сфере;
- повышение независимости нашей страны на международном уровне;
- формирование конкурентоспособной экономики страны и обеспечение экономической безопасности;
- повышение уровня благополучия и продолжительности жизни россиян.
Достижение перечисленных целей возможно путем разработки и реализации
действенного механизма финансового контроля, осуществляемого соответствующими государственными и муниципальными органами различных уровней власти при поддержке общественных организаций и населения [5, с. 67]. Именно финансовый контроль, с нашей точки зрения, способен повысить уровень финансовой законопослушности всех участников не только бюджетного процесса, но и получателей бюджетных средств, а также лиц, связанных с государственными бюджетными и внебюджетными фондами, посредством различных видов налогов и платежей.
История формирования финансового контроля в Российской Федерации начинается с принятия Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» в 1995 г.
Руководствуясь федеральным законодательством, 7 апреля 1998 г. Законодательное Собрание Пензенской области принимает закон «О Счетной палате Пензенской области» за № 72-ЗПО [2]. Счетная палата является организационно и функционально независимым, постоянно действующим профессиональным органом государственной власти, осуществляющим внешний финансовый контроль в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами Пензенской области:
- федеральным законом «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» от 07.02.2011 № 6-ФЗ;
- законом Пензенской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Пензенской области» от 07.04.2003 г. № 463-ЗПО;
- решением коллегии Счетной палаты Пензенской области об утверждении стандарта финансового контроля «Проведение экспертно-аналитического мероприятия» от 2 февраля 2018 г., протокол № 2;
- решением Коллегии Счетной палаты Пензенской области об утверждении стандарта внешнего государственного финансового контроля «Контроль реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Счетной палатой Пензенской области» от 02.02.2018 г., протокол № 2.
Счетная палата осуществляет внешний государственный финансовый контроль посредством проведения экспертно-аналитического мероприятия, тем самым обеспечивая реализацию своих задач, функций и полномочий, определенных законодательством.
Целями экспертно-аналитического мероприятия могут являться:
- определение эффективности использования средств бюджета, социально-экономического эффекта от реализации государственных программ Пензенской области;
- определение уровня финансовой обеспеченности проектов государственных программ Пензенской области, иных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы формирования и исполнения бюджета Пензенской области, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования;
- выявление последствий реализации законов и принимаемых в их исполнение нормативных правовых актов для формирования доходов и расходования бюджетных (внебюджетных) средств, а также использования государственной собственности Пензенской области;
- подготовка предложений по устранению выявленных нарушений и недостатков, совершенствованию законодательства, бюджетного процесса, межбюджетных отношений и другим вопросам;
- подготовка предложений по сокращению неэффективных расходов, увеличение налоговых и неналоговых поступлений в бюджет Пензенской области, в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования [4].
Его проведение базируется на принципах объективности, системности и результативности с применением таких методов деятельности Счетной палаты, как анализ, обследование, мониторинг, либо их сочетания в зависимости от предмета и целей экспертно-аналитического мероприятия.
Организация экспертно-аналитического мероприятия включает три этапа: подготовительный, основной и заключительный, каждому из которых свойственно достижение определенных целей.
Так, на подготовительном этапе проводится предварительное изучение предмета и объектов контроля.
В качестве предмета экспертно-аналитического мероприятия могут выступать:
- организация и функционирование бюджетной системы Пензенской области;
- организация бюджетного процесса;
- формирование и использование государственных средств, а также законодательное регулирование и деятельность в сфере экономики и финансов, в том числе влияющие на формирование и исполнение областного бюджета, в рамках реализации полномочий Счетной палаты;
- эффективность предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств бюджета Пензенской области, законность предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечение исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджета Пензенской области и имущества, находящегося в государственной собственности Пензенской области [4].
Объектами экспертно-аналитического мероприятия могут быть:
- органы государственной и муниципальной власти Пензенской области;
- организации, учреждения и иные юридические лица, физические лица и индивидуальные предприниматели, на которых в рамках предмета экспертно-аналитического мероприятия распространяются контрольные полномочия Счетной палаты, установленные нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Пензенской области.
На этом же этапе определяются цели, вопросы и методы проведения мероприятия. По итогам данного этапа утверждается программа проведения эксперт-но-аналитического мероприятия.
На основном этапе соответственно осуществляется сбор и исследование фактических данных и информации по предмету экспертно-аналитического мероприятия в соответствии с его программой. Результаты данного этапа фиксируются в рабочей документации экспертно-аналитического мероприятия.
На заключительном этапе оформляются результаты экспертно-аналитического мероприятия, т.е. составляются отчет или заключение. При необходимости могут подготавливаться информационные письма Счетной палаты [4].
В обязанности Счетной палаты входит осуществление контроля реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, ранее проведенных.
Под реализацией результатов проведенных мероприятий, согласно решению Коллегии Счетной палаты Пензенской области об утверждении стандарта внешнего государственного финансового контроля «Контроль реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Счетной
палатой Пензенской области», понимаются итоги рассмотрения (исполнения) объектами контроля, органами государственной власти Пензенской области, правоохранительными органами, иным органами и организациями следующих документов, направленных Счетной палатой по результатам проведенных мероприятий. Последние представляют собой:
- отчет (заключение) по результатам проведенного контрольного (экспертно -аналитического) мероприятия;
- представление;
- предписание;
- информационное письмо;
- обращение в правоохранительные органы, органы государственного (муниципального) контроля (надзора);
- протоколы об административных правонарушениях, составленные уполномоченными должностными лицами Счетной палаты, в случаях, установленных законодательством;
- уведомления о применении бюджетных мер принуждения [3].
Обеспечению эффективности осуществления внешнего финансового контроля, осуществляемого Счетной палатой, в немалой степени способствует внутренний финансовый контроль, осуществляемый Министерством финансов Пензенской области.
В условиях ограниченности имеющихся бюджетных средств при реализации закрепленных полномочий, основной целью внутреннего финансового контроля является обоснованное и эффективное использование бюджетных средств. Так, Министерство финансов Пензенской области в рамках закрепленных полномочий осуществляет контроль:
- за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ, в том числе отчетности об исполнении государственных заданий [1, с. 91].
Таким образом, реализуемый на территории Пензенской области финансовый контроль опирается на систему разработанных в этой сфере нормативно-правовых актов и представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, осуществляющихся на основе единообразного подхода к его целям, задачам и механизму проведения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Живодрова С.А. Понятие и сущность внутреннего финансового контроля / С.А. Живодрова, Д.О. Малышев // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. IX Междунар. науч.-практ. конф.; отв. ред. Г.Ю. Гуляев. — Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». — 2018. — С. 91-93.
2. О Счетной палате Пензенской области: закон Пензенской области от 12.08.2011 № 2114-ЗПО / Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Кодекс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/ 949114638 (дата обращения: 16.10.2018).
3. Стандарт внешнего государственного финансового контроля «Контроль реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Счетной палатой Пензенской области» (утвержден решением Коллегии Счетной палаты Пензенской области от 02.02.2018 года, протокол № 2) / Официальный сайт Счетной Палаты Пензенской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sp-penza.ru/ upload/iblock/6a0/6a06523912406f4d23ac31940ecc08ad.pdf (дата обращения: 18.10.2018).
4. Стандарт финансового контроля «Проведение экспертно-аналитического мероприятия» (утвержден решением коллегии Счетной палаты Пензенской области от 2 февраля 2018 года, протокол № 2) / Официальный сайт Счетной Палаты Пензенской области
[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sp-penza.ru/upload/iblock/53f/53f7d 75665bab65b469d1415a97dafb8.pdf (дата обращения: 19.10.2018).
5. Теоретические и практические аспекты современного частного права: монография / А.В. Агутин, Г.В. Синцов, Ю.А. Гартина и др.; под общ. ред. Г.В. Синцова. — Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. — 150 с.
REFERENCES
1. Zhivodrova S.A., Malyshev D.O. Poniatie i sushchnost vnutrennego finansovogo kontrolia [Concept and essence of internal financial control] Sovremennaia iurisprudentsiia: ak-tual'nye voprosy, dostizheniia i innovatsii: sb. st. IX Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Modern law: topical issues, achievements and innovations: collection of articles of IX International scientific and practical conference]. Penza, MTsNS «Nauka i Prosveshchenie» Publ., 2018. pp. 91-93.
2. O Schetnoi palate Penzenskoi oblasti: zakon Penzenskoi oblasti ot 12.08.2011 № 2114-ZPO (On Audit Chamber of the Penza region: law of the Penza region from 12.08.2011 no. 2114-ZPO). Available at: http://docs.cntd.ru/document/949114638 (accessed 16.10.2018).
3. Standart vneshnego gosudarstvennogo finansovogo kontrolia «Kontrol' realizatsii rezu-l'tatov kontrol'nykh i ekspertno-analiticheskikh meropriiatii, provedennykh Schetnoi palatoi Penzenskoi oblasti» (utverzhden resheniem Kollegii Schetnoi palaty Penzenskoi ob-lasti ot 02.02.2018 goda, protokol № 2) (The standard of external state financial control "Control of realization of results of the control and expert and analytical events held by Audit Chamber of the Penza region" (is approved by the decision of Board of Audit Chamber of the Penza region from 02.02.2018, protocol no. 2)). Available at: http://sp-penza.ru/upload/iblock/6a0/6a065239 12406f4d23ac31940ecc08ad.pdf (accessed 18.10.2018).
4. Standart finansovogo kontrolia «Provedenie ekspertno-analiticheskogo meropri-iatiia» (utverzhden resheniem kollegii Schetnoi palaty Penzenskoi oblasti ot 2 fevralia 2018 goda, proto-kol № 2) (The standard of financial control "Holding an expert and analytical action" (is approved by the decision of board of Audit Chamber of the Penza region of February 2, 2018, protocol no. 2)). Available at: http://sp-penza.ru/upload/iblock/53f/53f7d (accessed 19.10.2018).
5. Sintsov G.V. (ed.) Agutin A.V., Gartina Iu.A. and other. Teoreticheskie i prakticheskie aspekty sovrem.enn.ogo chastnogo prava: monografiia [Theoretical and practical aspects of modern private law: monograph].Penza, PGU Publ., 2017,150 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Живодрова Светлана Анатольевна — кандидат исторических наук, доцент, кафедра государственного управления и социологии региона, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: jivodrova_s@ mail.ru.
Малышев Дмитрий Олегович — магистрант, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: psch-42tamala@ yandex.ru.
AUTHORS
Zhivodrova Svetlana Anatol'evna — Candidate of historical Sciences, associate professor, department of public administration and sociology of the region, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
Malyshev Dmitriy Olegovich — Master student, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Живодрова С.А. Правовые основы осуществления внешнего финансового контроля в Пензенской области / С.А. Живодрова, Д.О. Малышев // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2018. — Т. 6, № 4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Zhivodrova S. A., Malyshev D. O. Legal basis of external financial control in the Penza region. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2018, vol. 6, no. 4, available at: http: //esj.pnzgu.ru (In Russian).