31. СЗ СССР. 1925. № 57. Ст. 247.
32. СУ РСФСР. 1927. № 28. Ст. 190.
U.V.Pashintseva the competitor, [email protected] (Russia, Moscow, RAM) NEP and labour activity of civil servants not industrial sphere
Legal and historical aspects of payment and stimulation of work of civil servants during NEP are considered.
Keywords: civil war, a policy of military communism, a bonus payment, social privileges to science officers, a material interest, new economic policy, the housing rights of science officers.
УДК 331.2(09)
У.В. Пашинцева, соискатель, [email protected] (Россия, Москва, РАМ им. Гнессиных)
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОПЛАТЫ ТРУДА ГОССЛУЖАЩИХ В ПЕРИОД ЗАРОЖДЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Рассмотрены правовые и исторические аспекты оплаты и стимулирования труда государственных служащих в период зарождения советской государственности.
Ключевые слова: российское общество, государственная служба в России, стимулирование служащего, размеры должностных окладов, денежное содержание.
Объективное исследование правовых основ оплаты труда государственных служащих невозможно без осмысления основных тенденций в сфере формирования новой, советской, государственности, аппарата управления и социальной политики советского государства по вопросам материальной оценки трудового вклада работников.
II Всероссийский Съезд Советов провозгласив переход власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов заложил юридическую основу Советского государства [1]. Пришедшая к власти партия большевиков основывалась на идеях разрушения существующего государственного строя и замены его государством, которое сочетала бы в себе черты государственной и общественной организации. Общетеоретические взгляды на строительство новой государственности, были обоснованы В.И. Лениным[2]. Все это предусматривало ликвидацию государственных институтов Российской империи и создание новых, реализующих цели и функции, отвечающие политическим задачам, выдвигаемым партией большевиков и замену прежних чиновников представителями трудящихся [3].
Исследование правовых актов советского государства, правовой, исторической и монографической литературы, архивных документов и публикаций, позволяют отметить тесную взаимосвязь между процессом построения нового государственного аппарата и тенденциями проявляющимися в социальной по-
литики советского государства в сфере оплаты труда служащих государственных организаций.
Основной стало стремление новой власти немедленно принять управление государственными органами, отстраняя прежнее руководство и назначая представителей военно-революционных комитетов во главе ведомств, департаментов и нижестоящих учреждений.
В этих целях Совет Народных Комиссаров принимает ряд нормативных актов. Так, 12 ноября 1917г. издает декрет "Об уничтожении сословий и гражданских чинов", а 23 ноября специальное постановление «О размерах вознаграждения народных комиссаров, высших служащих и чиновников», действия которых распространялось на служащих всех организаций, независимо от формы собственности.
Наряду, с нормативным закреплением провозглашенных лозунгов о равенстве всех граждан, они содержали и конкретные правовые нормы отстранения сословия чиновников от участия в государственном управлении, в соответствии, с которыми, служащие лишались всех привилегий, связанных с исполнением обязанностей по государственной службе, государственного содержания, пенсионного обеспечения и теряли весьма высокий социальный статус
[4].
В это же время прекращалось финансирование управленческих аппаратов царского и Временного правительств, комитетов и комиссий. Министерством Финансов и комиссариатами началась проводиться работа по сокращению высоких размеров жалования и пенсий, так как одной из задач постановления СНК от 23 ноября 1917 г. явилось «понижение жалованья» высшим служащим и чиновникам, а местные советы, по поручению Совет Народных Комиссаров, обязаны были принять меры к «особому обложению» служащих, имеющих высшие чины[5].
В реорганизуемых органах, в случаях противодействия служащих, осуществлялось массовое увольнение участвующих в саботаже. Повсеместно был введен запрет на выдачу бывшим чиновникам удостоверений о движении по прежней службе.
Эти меры решали двуединую задачу:
- ослабить негативные последствия, ломки госаппарата. Это было достаточно серьезной угрозой, т. к. проводимая реорганизация затронула социальные интересы примерно 2% населения, в числе которых были чиновники различного ранга, земские служащие, служащие торгово-промышленной администрации, железных дорог, почт и телеграфов и т.д.
- практическую реализацию закрепленного в Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа принципа о том, что в составе органов власти и управления "эксплуататорам не может быть места"[6].
Вышеназванными актами было положено начало формирования нормативной базы в сфере оплаты труда, уравниванию в доходах различных слоев населения посредством перераспределения доходов и снижение заработной платы и пенсий у отдельных слоев населения.
Постановление СНК от 23 ноября 1917г. «О размерах вознаграждения народных комиссаров, высших служащих и чиновников» имело еще одну отличительную особенность. Данный нормативный акт является, одним из первых примеров, когда, публично провозглашая уравнительные принципы оплаты труда, на практике власти начинают закладывать элементы будущей системы льгот и привилегий высших должностных и партийных руководителей: определяя народным комиссарам, твердые должностные оклады в размере 500 рублей, правительство вводит доплату в размере 100 рублей на каждого не работающего члена семьи и устанавливает символическое ограничение размера жилплощади - не более 1 комнаты на каждого члена семьи. То есть фактически применяется тот же механизм стимулирования труда высших должностных лиц, который действовал и в дореволюционной России, но применяется он, основываясь на классовом подходе и в интересах пришедшей к власти новой политической силы.
Формирование правовой базы государственных предприятий и учреждений советского государства, в том числе по вопросам оплаты труда, в различных отраслях и сферах деятельности имела свои особенности и проходила в различные сроки[7]. Так, произошло с царской полицией, которая была реорганизована Временным правительством, а после октябрьской революции 1917 года ликвидирована и заменена красногвардейцами, а затем рабочее -крестьянской милицией[8].
В то же время основная часть документов, детализирующих вопросы воинской службы в царской России, продолжала действовать в 1918-1919 годах. Пограничная охрана до мая 1918г. руководствовалась Инструкцией службы чинов Отдельного корпуса пограничной стражи (1912 г.), а Декрет СНК РСФСР от 28 мая 1918 г. об учреждении советской пограничной охраны во многом воспроизводил нормы Правил об Отдельном корпусе пограничной стражи 1910г. и Инструкции службы чинов Отдельного корпуса пограничной стражи 1912г." [9];
Продолжали действовать и нормы Свода военных постановлений 1869г., в части внесения военнослужащим претензий за неполученное довольствие [10]. В этот период нередко принимались специальные решения СНК и ВЦИК РСФСР, которыми продлевалось действие отдельных актов или правовых норм Царского и Временного правительства. Так, декретом СНК РСФСР 9 ноября 1917г. на пострадавших от несчастных случаев распространялись Правила от 2 июня 1903г. и Закона "О страховании рабочих от несчастных случаев от 23 июня 1912г." [11].
Важной тенденцией в начальный период, стала необходимость решать задачи по оплате труда тех категорий работающих, от лояльности которых, зависело существование советского государства.
В первую очередь, это относилось к служащим почт и телеграфов, железнодорожникам, солдатам и матросам, поддержавшим советскую власть и вошедшим в состав Рабочее - Крестьянской Красной Армии.
В течение ноября-декабря 1917 года служащим почт и телеграфов не только была повышена заработная плата, но и проводились единовременные
353
денежные выплаты [12]. В январе 1918г. Народным Комиссариатом почт и телеграфов вводятся новые должностные оклады, и объявляется их перечень для служащих всех предприятий и учреждений [13].
Декретом СНК от 14 декабря 1917г. вводилось деление всех должностей служащих на 14 категорий, а железных дорог на 10 районов. В соответствии с этими двумя критериями определялся размер должностного оклада. Анализ норм данного нормативного акта показывает, что высший размер оклада не мог превышать 510 рублей, а минимальный менее 135 рублей. Этим же постановлением вводились для эвакуированных и командированных железнодорожников дополнительные выплаты [14].
Что касается оплаты труда служащих военного ведомства, то по поручению Совета Народных Комиссаров РСФСР разработку нормативной базы осуществлял Народный комиссариат по военным делам, который со 2 января 1918г. ввел в действие Табель окладов жалований военнослужащих, состоящих в частях войск, управлениях, учреждениях и заведениях военного ведом-ства[15]. В дальнейшем в течение года по ряду должностей вышеназванные ставки были пересмотрены в сторону увеличения.
В январе 1918г., Народный комиссариат по военным делам утвердил новую методику оплаты служащих по вольному найму. Были отменены поденная и сдельная оплаты, и вводилась категориальное деление всех должностей. Так, в 1 группе были оклады в 275 рублей в месяц, а в 4 группе уже 350375 рублей, самые высокооплачиваемые категории получали по 400-450 руб.
Система содержала как оклады для каждой категории, так и понижающие коэффициенты для них, в зависимости от местности, при этом понижение составляло до 30% от базового размера оклада[16].
В последующем аналогичный подход использовался и для определения или повышения окладов и другим специалистам предприятий и организаций военного ведомства[17]. Так, декрет СНК РСФСР констатируя, что в ряды Красной Армии вступают многосемейные рабочие и крестьяне и "принимая во внимание крайне напряженную работу, которую несут красноармейцы на внутреннем и внешнем фронте" увеличил с июля 1918г. оклады для солдат Красной Армии на 100 рублей[18]. В январе 1918г. Народный Комиссариат по военным делам издает приказ «Об окладах жалования для военных служащих» которым не только объявляет обновленный Табель окладов жалованья военнослужащим, состоящим в частях войск, управлениях, учреждениях, но и вводит новый вид оплаты - "боевой оклад"[19].
А спустя месяц (в феврале 1918г.) СНК РСФСР декретом «О социалистическом рабоче-крестьянском флоте» утверждается Положение и правила о службе на судах военного флота и морских частях, который содержал перечень должностей, разрядов и окладов по ним[20].
С декабря 1917г. изменяются правовые основы оплаты труда служащих советских учреждений. Меняется подход в организации нормотворче-ской деятельности высших органов государства. Происходит сокращение законодательных актов и нормативных документов, издаваемых для регулирования вопросов оплаты труда.
И все более проявляется тенденция перехода к регулированию труда работников целых отраслей.
В основе такого подхода к организации работы лежало постановление Высшего Совета Народного Хозяйства «О переименовании Особого совещания по обороне в совещание по финансированию и о функциях этого совещания, о нормировании заработка рабочих и служащих в государственных учреждениях», которое определяло, главенствующее положение ВСНХ.
А проекты распоряжений и предписаний отдельных ведомств по вопросам, имеющим общий характер, обязательно подлежит предварительному обсуждению и согласованию в аппарате ВСНХ[21]. Так, Народный комиссариат труда РСФСР в январе 1918г. утвердил специальное Положение, которым устанавливалась тарифная почасовая оплата на предприятиях металопе-рерабатывающей, металлургической, машиностроительной, судостроительной, механической и электротехнической отраслей промышленности Петрограда. Особенностью нормативного акта явилось то, что категорийное деление специалистов всех профессий и специальностей на 5 групп было проведено не только на основе оценки уровня квалификации, а "исходя из необходимого прожиточного уровня, сложности и точности работ, условий труда и опасности производства"[22].
С принятием в 1918г. Конституции РСФСР, определяются конституционные основы государственного строя, закрепляются принципы государственного строительства, организационные и правовые основы всех без исключения государственных институтов, в том числе формирования и функционирования корпуса государственных служащих.
К концу 1918г. все вопросы материального обеспечения служащих нашли отражение в правовых нормах. В декабре 1918г. ВЦИК РСФСР принял первый советский кодекс законов о труде (КЗоТ). Нормативные акты регулировали систему денежного вознаграждения, страхования в связи с болезнью, пенсионного обеспечения, выдачи различного рода пособий, в том числе по безработице, оплату командировочных расходов. Был издан акт регламентирующий деятельность бирж труда.
Однако наиболее существенной проблемой в 1918г. по-прежнему оставались вопросы оплаты труда[23]. Заработная плата всех категорий служащих в этот период исчислялась по тарифным ставкам в зависимости от категории и разряда в соответствии с занимаемой должностью без выплат премиальных и других надбавок.
Продолжалась работа по централизации в сфере оплаты труда, принимается ряд постановлений, в которых продолжается совершенствование прохождения и согласования нормативных документов по вопросам оплаты труда служащих.
Так, декрет СНК РСФСР от 27 июня 1918 г. «Об оплате труда служащих и рабочих советских учреждений» не только установил, что ставки должностных окладов, не прошедшие процедуру утверждения в Народном Комиссариате Труда являются не законными и подлежат отмене, но и ввел процедуру утверждения новых тарифных ставок, в соответствии с которой все
355
предложения предоставляются в Постоянную комиссию ВЦИК и направляются в Народные Комиссариаты Труда, Государственного контроля и финан-сов[24].
В полном соответствии с выработанной политикой районного и категориального деления был решен вопрос об оплате труда преподавательского и учительского состава. Первоначально, в январе 1918 года, СНК РСФСР принимает решение и повышает до 200 рублей жалование учителям за ноябрь -декабрь 1917г.[25].
30 июля 1918г. декретом «О нормах оплаты учительского труда» СНК РСФСР вводит 24-часовую рабочую неделю, а также с 1 марта 1918г. новый порядок оплаты труда учителей и также новые ставки исходя из деления всех учебных заведений на 2 категории и территориального деления по 5 районам. В результате разница в окладе учителей и преподавателей Петрограда и Москвы и их коллегами, работающими в провинции, могла достигать 200 руб-лей[26].
В течение 1918г. выходит в свет несколько нормативно-правовых актов по вопросам оплаты труда служащих государственных предприятий, целевой установкой которых, являлось конкретизация размеров должностных окладов и формирование единой структуры.
В апреле 1918г. советское правительство издает постановление «О порядке выплаты жалования служащим правительственных учреждений», которое в консолидированном виде объединяло правовые нормы изменяющие содержание заработной платы служащих государственных предприятий и учреждений:
а) отменялось действующее в российской империи деление содержания на жалование, столовые и квартирные деньги и вычеты на пенсии. Всякого вида сборы, направленные на увеличение содержания служащим, содержания лиц ранее нигде не служившим или находившихся в отставке и вновь поступившим на службу и т. д.
б) прекращалась выдача дополнительных выплат «по случаю вздорожания жизни», суточных, процентных прибавок, пособий на воспитание детей, на повышенное путевое довольствие в связи со службой в отдаленных местностях. Доплат за наем квартир.
в) запрещалась выдача наград и пособий за счет остатков денежных средств направленных на содержание учреждения[30].
Логическим продолжением реализации политики ужесточения дисциплины и наведения порядка в организации оплаты труда служащих стали нормы декрета СНК РСФСР от 27 июня 1918г. «Об оплате труда служащих и рабочих советских учреждений»[31]. Устанавливается деление всех должностей служащих по 4 группам и разбивкой внутри каждой на 3 отдельные категории, с фиксированным размером должностного оклада и разницей в 50 рублей между категориями [32].
Наряду с мерами по расчленению заработной платы, упорядочению начисления, советское правительство вводит новое понятие - ежедневная минимальная заработная плата.
В августе 1918г. ВЦИК декретом «О заработной плате рабочих и служащих в советских учреждениях», в качестве базовой устанавливает минимальную заработную плату в размере 15 рублей 60 копеек за рабочий день для г.Москвы. А также новое деление губерний и других территорий по размеру тарифных ставок. При этом в качестве базовой, как 100%, была взята тарифная ставка для г.Москвы. Для всех остальных территорий она снижалась в соответствии со списком, утвержденным ВЦИК. В результате ставка в губернских центрах Западной и Восточной Сибири, Степного края составляла 50% от "московской", а в регионах Сибири и др. минимальная оплата труда составляла 35 % от базовой[33].
И только для служащих государственных предприятий и учреждений Петрограда тарифная ставка была повышена до 120% от базовой (московской).
В исполнении данного решения на НКТ и ВЦСПС возлагалась обязанность пересмотреть все другие ставки в связи, с чем 27 октября 1918г. Народный Комиссариат Труд издал постановление «О руководстве к новым ставкам заработной платы», указанным в декрете «О заработной плате рабочих и служащих в Советских учреждениях» [34] в соответствии с которыми увеличение тарифных ставок являлось прерогативой:
- правления отраслевого профсоюза в отношении рабочих и служащих членов данного профсоюза;
- местного союза в отношении тех отраслей, где отсутствуют всероссийские тарифы.
При этом решения отраслевых профсоюзов подлежали утверждению решениями ВЦСПС и НКТ, а местных советов областным Советом профсоюзов и отделом труда. В учреждениях, непосредственно подчиненных народным комиссариатам, процентные надбавки служащим могли быть начислены после утверждения межведомственной комиссией.
На этом фоне резко диссонирует подход советского правительства к оплате труда руководителей высшего уровня управления советского государства, членов Всероссийского ЦИК, Совета Народных Комиссаров и членов коллегий народных комиссариатов, для которых устанавливаются специальные месячные нормы оплаты труда и месячный оклад в размере 1800-1200 рублей. Основанием для определения индивидуального размера оклада служили семейное положение и наличие иждивенцев. Вследствие этого для узкого круга высших должностных лиц устанавливается заработная плата за рабочий день, превышающая базовую в 3,5 - 6 раз[35].
Так, постановлением Народного Комиссариата просвещения «Об оплате труда школьных работников Единой трудовой школы» было определено, что до выработки основного положения о нормах оплаты труда этой профессиональной группы вводится районное деление, установленное Декретом СНК РСФСР «О заработной плате рабочих и служащих советских учреждений». Работникам школы устанавливается ежемесячный оклад в размере 830 руб-лей[36], осуществляется оплата сверхурочных работ, производятся удержания за пользование квартирой. В соответствии с нормами этого декрета оплачива-
357
ется и труд технических служащих, приглашенных в школу на работу по найму.
Важнейшим вопросом в области оплаты и стимулирования работы служащих стали проблемы оплаты труда лиц из числа буржуазии, имеющих высокий уровень профессионального образования и опыт практической деятельности в дореволюционный период. Организация повседневной деятельности советского государства требовала наличия персонала имеющего определенные навыки управленческой, технической и организационной работы. После победы Октябрьской революции рабочий класс не имел опытных кадров из числа трудящихся масс, способных управлять народным хозяйством, обеспечивать оборону и дальнейшее развитие советского государства. Поэтому В. И. Ленин, обосновывая необходимость использования специалистов царской России, указывал, что вопрос о буржуазных специалистах «стоит в армии[37], в промышленности, в кооперативах, стоит везде» так как «нам нужны в большем, против прежнего, числе инженеры, агрономы, техники, научно-образованные специалисты всякого рода» [38].
Исходя из ленинских указаний, «не только сломить какое бы то ни было сопротивление», но и «заставить работать в новых организационно-государственных рамках»[39] основными методами влияния стали привлечение к работе и использование честных и лояльных новому строю специалистов. "Мы должны - говорил В. И. Ленин, идти путем организационной работы, используя знания и опыт этих специалистов. Это необходимое условие, без которого социализма построить нельзя"[40].
Решение этой важной задачи осложнялось двумя причинами:
- во-первых, тем, что значительная часть буржуазных специалистов либо заняли по отношению к Советской власти выжидательную позицию, либо оказались в стане ее врагов;
-во-вторых, необходимо было преодолеть негативное отношение к самой идее привлечения буржуазных специалистов к социалистическому строительству в самой среде трудящихся. Часть коммунистов, даже находившихся на руководящих постах, не только не разделяли мнение о возможности привлечения буржуазных специалистов, но и вообще исключали возможность такого со-трудничества[41]. Следует отметить, что за опубликование статей такого содержания, авторы которых придерживались подобных взглядов, переодические издания могли быть ликвидированы. Так например произошло с журналами «Красный террор» и «Вестник ВЧК», которые по указанию руководства партии большевиков были закрыты [42].
В. И. Ленин, ставя вопрос о не принудительных мерах[43] и способах вовлечения буржуазных специалистов в строительство социализма, требовал обеспечить их заинтересовать в сотрудничестве, прежде всего путем создания лучших материальных условий. Объясняя такой подход, указывал, что большевикам пришлось прибегнуть к старому, буржуазному средству и согласиться на очень высокую оплату "услуг" крупнейших из буржуазных специалистов. И это было вынужденным компромиссом и отступлением от прин-
ципов, требующих сведения жалования служащего к уровню оплаты среднему рабочему [44].
Примером вышесказанному могут служить меры, принимаемые к оплате работников почт и телеграфов, железнодорожного транспорта, где был весьма высокий уровень технической подготовки, а основная масса служащих продолжительный опыт работы по специальности[45].
Другим примеров юридического закрепления вышесказанных подходов явился, декрет СНК РСФСР от 27 июня 1918г. «Об оплате труда служащих и рабочих советских учреждений», который, вводил высший предел должностного оклада в сумме 800 рублей. Такой же оклад в 800 рублей был установлен для руководителей и членов коллегий Народных комиссариатов, членов Президиума ВЦИК и исполкомов и т. д. Однако оклад специалиста мог достигать 1200 рублей, а для привлеченных к выполнению особо важных работ мог быть установлен и более высокий. И если для первой группы решение о повышение должностного оклада могло быть принято только по распоряжению СНК РСФСР, то для специалистов выполняющих особо важные работы, в роли которых, как правило, выступали дореволюционные специалисты[46].
Повсеместное введение категориального деления, в том числе с учетом опыта профессиональной деятельности позволяло реализовывать задачу высокой оплаты. Так, для служащих советских учреждений г.Москвы разрабатывается специальное категориальное деление. Руководствуясь декретом ВЦИК от 22 сентября 1918г. тариф заработной платы был установлен в размере 885 -1000 рублей для ответственных руководителей (I группа служащих); 720 -830 рублей для служащих II группы; 555 - 665 рублей для служащих III группы и 475 - 525 рублей для служащих выполняющих аналогичные, что и служащие III группы, функции, но имеющие меньший профессиональный стаж.
Таким образом, многие "буржуазные" специалисты попадали во вторую группу оплаты труда с месячным окладом, уступающим в своем размере только ответственным руководителям.
Список литературы
1. Декреты Советской власти // Т. 1. - М., 1957. - С. 8.
2. Ленин В.И. Полн. собр. соч. / В.И. Ленин.- Т. 33. С. 38-39; Т. 34. С. 304-305; Т. 36. С. 52, 196, 481, 500; Т. 37. С. 186; Т. 38. С. 94-95; Т. 42. С. 203-204; Т. 45. С. 107, 123, 413; Т. 48, С. 226-232.
3. Государственная служба в России. Опыт организации и кадрового обеспечения. - Н. Новгород, 1994. - С. 19.
4. Собрание узаконений РСФСР// 1917. -№ 3.- С. 31, 46.
5. Собрание узаконений РСФСР// 1917. -№ 3.- С. 46.
6. Собрание узаконений РСФСР// 1917. -№ 15. -С. 215
7. Фурсов В.А. Правовые и организационные основы государственной службы (1917-1941г.): дисс.... канд. юрид. наук / В.А. Фурсов - М.: Академия управления МВД России, 2002. - С. 13-16.
8. Государственный архив Российской Федерации// Ф. 393.- Оп. 3.- Д.31.- Л. 37,38.
9. Собрание узаконений РСФСР// 1917. - № 9. - С. 295.
10. Собрание узаконений РСФСР// 1917. - № 4. - С. 65.
11. На страже границ Отечества. История пограничной службы/ Краткий очерк. - М., 1988. -С. 310.
12. Собрание узаконений РСФСР// 1917. -№ 6. - С. 97.
13. Собрание узаконений РСФСР// 1917. -№ 18.- С. 262.
14. Собрание узаконений РСФСР// 1917. -№ 8. - С. 116.
15. Собрание узаконений РСФСР. 1917. № 14. - С. 209.
16. Собрание узаконений РСФСР// 1918.- № 17. - С. 255.
17. Собрание узаконений РСФСР// 1918.- № 17. - С. 275.
18. Собрание узаконений РСФСР// 1918. - № 44. - С. 535.
19. Собрание узаконений РСФСР// 1918. -№ 4. - С. 209.
20. Собрание узаконений РСФСР// 1918. - № 23. - С. 325.
21. Собрание узаконений РСФСР//1917. -№ 11. - С. 167.
22. Собрание узаконений РСФСР// 1918.- № 16.- С. 242.
23. Собрание узаконений РСФСР// 1918. -№ 21. - С. 319.
24. Собрание узаконений РСФСР// 1918. - N 87. - С. 567.
25. Собрание узаконений РСФСР// 1918. - № 87. - С. 905.
26. Собрание узаконений РСФСР// 1918. - № 75. - С. 815.
27. Собрание узаконений РСФСР// 1918.- № 75. - С.816.
28. Собрание узаконений РСФСР// 1918. -№ 75. - С. 815.
29. Собрание узаконений РСФСР// 1918.- № 13. - С. 194.
30. Собрание узаконений РСФСР// 1918. -№ 47. - С. 552.
31. Собрание узаконений РСФСР// 1918.- № 37.- С. 489.
32. Собрание узаконений РСФСР// 1918. - № 75. - С. 815.
33. Собрание узаконений РСФСР// 1918. -№ 69. -С. 747.
34. Собрание узаконений РСФСР// 1918.- № 79. - С. 830.
35. Собрание узаконений РСФСР// 1918.- № 71. - С. 778.
36. Ленин В .И. Полн.собр.соч./ В.И.Ленин.- Т.38.- С.165.
37. Ленин В. И. Полн. собр. соч. / В.И.Ленин.- Т. 37. - С. 311.
38. Ленин В. И. Полн. собр. соч. / В.И.Ленин.- Т. 38. -С. 142.
39. Портнов В. П. Правовые основы строительства Красной Армии, 1918— 1920 гг./ В. П. Портнов, М. М. Славин .- М., 1985. - С. 211-212.
40. Декреты Советской власти// Т. 4.- М., 1968. С. 208-209.
41. Ленин В. И. Полн. собр. соч./ В. И. Ленин.- Т. 38. - С. 168.
42. Собрание узаконений РСФСР// 1917. - № 6.- С. 97.
43. Собрание узаконений РСФСР// 1917. - № 6. - С. 98.
44. Собрание узаконений РСФСР // 1919.- № 35. - С. 351.
45. Собрание узаконений РСФСР// 1917.- № 13. - С. 194.
46. Собрание узаконений РСФСР// 1918. - № 75. - С. 815.
360
U.V.Pashintseva the competitor, [email protected] (Russia, Moscow, RAM)
LEGAL BASES of the PAYMENT of STATE EMPLOYEES During ORIGIN of the SOVIET STATEHOOD
Legal and historical aspects of payment and stimulation of work of civil servants of pre-revolutionary Russia are considered.
Key words: the Russian society, public service to Russia, stimulation of the employee, the sizes of official salaries, the monetary contents.