Ревин В. П.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО, ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО, СЕМЕЙНОЕ ПРАВО, МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО
10.1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ревин Валерий Петрович, д.ю.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ. Должность: заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин.
Место работы: Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова
revin_vp@mail.ru
Аннотация: В статье рассматривается и комментируется ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приводится тезаурус закона, приведены его принципы. В самом общем виде закон предполагает создание единого пространство для медицинской помощи и постепенный переход от системы здравоохранения, направленной преимущественно на лечение заболеваний, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового образа жизни, повышение функциональных возможностей организма и профилактике заболеваний.
Ключевые слова: охрана здоровья, качество медицинской помощи, профилактическая медицина
THE LEGAL BASIS OF HEALTH PROTECTION OF CITIZENS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Revin Valery Petrovich, doctor of law, Professor, honored worker of science of the Russian Federation. Position: head of the Department of criminal-law disciplines Work place: Institute of international law and economics of
a.s. Griboyedov
revin_vp@mail.ru
Annotation: this article discusses and comments on art. 13 on the fundamentals of protection of the health of citizens in the Russian Federation, is a thesaurus of the Act, are his principles. In the most general form of the law involves the creation of a common space for medical assistance and the gradual transition from the health care system, aimed mainly at treatment of diseases, to a system of health protection of citizens, based on the priority of healthy lifestyles, improving functionality of the organism and prevent disease.
Keywords: health protection, quality of medical care, preventive medicine
Демографическая ситуация в России, является острой социальной проблемой. Руководство страны принимает меры к улучшению положения. Среди этих мер улучшение медицинского обслуживания населения. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»1 разработан в целях совершенствования охраны здоровья граждан и оказания им медицинской помощи. С момента введения в действие Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 произошли значительные изменения условий функционирования экономики государства, системы исполнительной власти, организационных
1 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323 -ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
основ оказания медицинской помощи. За предшествующий период были определены концептуальные направления реформирования здравоохранения, выработаны подходы к регулированию медицинской деятельности, осуществлено разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и местного самоуправления, разработаны и реализуются долгосрочные целевые программы и национальный проект охраны здоровья населения.
Анализируемый закон направлен на реализацию конституционных прав граждан по охране здоровья и медицинскую помощь, закрепление гарантий и предпосылок формирования правовых механизмов в рамках сложившейся структуры здравоохранения РФ и рыночных отношений. Именно эти положения нашли отражение в предмете регулирования рассматриваемого закона (ст. 1).
Впервые на законодательном уровне закреплены базовые понятия: «здоровье», «охрана здоровья», «пациент», «медицинская помощь», «медицинская услуга», «медицинское вмешательство», «профилактика», «диагностика», «заболевание», «лечение» (ст.2). Также даны определения, уже используемые в медицинской практике - «порядок оказания медицинской помощи» (ст. 37), «стандарт медицинской помощи», «медицинские изделия» (ст. 38), «лечебное питание» (ст. 39), «медицинская реабилитация и санаторнокурортное лечение» (ст. 40) и др. При, безусловно, позитивной роли включения в закон приведенных понятий, представляется, что данный тезаурус, является первым шагом в определении единых терминологических подходов, но в такой сложной деятельности, как оказание медицинской помощи, он явно недостаточен.
В отличие от ранее действовавших Основ охраны здоровья граждан2, в действующем законе закреплены принципы, как основополагающие идеи, определяющие процессы предоставления медицинской помощи на любом её этапе. Приведенные принципы выступают фундаментом регулирования отношений в сфере охраны здоровья граждан, их учет обязателен при уяснении и толковании норм, содержащихся в законе.
Руководствуясь конституционной нормой о высшей ценности человека, на первое место среди принципов охраны здоровья граждан, перечисленных в статье 4 закона, закреплен принцип соблюдения прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий. Этот принцип реализуется:
- в доступности медицинской помощи,
- приоритете интересов пациента при оказании медицинской помощи,
- недопустимости отказа предоставления медицинской помощи,
- информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство и праве отказа от него,
- доступности в предоставлении качественной медицинской помощи,
2 С момента принятия Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 произошли значительные изменения по оказанию медицинской помощи населению.
135
Бизнес в законе
2’2014
- ответственности должностных лиц медицинских организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
Среди перечисленных и вполне понятных направлениях выделяется приоритет профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья граждан. Он характеризует переход от системы здравоохранения, направленной преимущественно на лечение заболеваний, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового образа жизни, повышении функциональных возможностей организма и профилактике заболеваний.
Позитивным аспектом рассматриваемого закона является формирование единого правового пространства системы здравоохранения, этому способствует законодательное оформление предметов ведения Российской Федерации субъектов РФ, полномочий и ответственности между уровнями государственной власти и местными органами по вопросам охраны здоровья граждан, созданию единых подходов к осуществлению здравоохранения в масштабах страны. Разграничение полномочий исполнительных органов в области здравоохранения определяется Конституцией Российской Федерации, но, к сожалению, правовую основу разграничения правомочий в сфере здравоохранения «искажаются» многими подзаконными нормативными актами. Здесь требуется установление элементарного порядка и устранение коллизий, чему должен послужить данный закон.
Важным моментом правового регулирования повышения безопасности в сфере здравоохранения является закрепление за федеральными органами исполнительной власти (без передачи органам власти субъектов Российской Федерации) полномочий по организации и осуществлению контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи и медицинских изделий, донорской крови и ее компонентов, установления стандартов и технических регламентов в рассматриваемой сфере.
Одним из направлений реформирования системы охраны здоровья и оказания медицинской помощи, закрепленных федеральным законом, является возложение обязанностей по организации оказания такой помощи гражданам в соответствии с территориальной программой государственных гарантий и развитию сети медицинских организаций на субъект Российской Федерации, которые должны определяться не по подведомственности, а по территориального принципу.
Вследствие этого ранее возложенные на органы местного самоуправления полномочия по организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи граждан федеральным законом закрепляется за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Что касается органов местного самоуправления, то они наделяются полномочиями по обеспечению организации оказания медицинской помощи в рамках муниципальной системы здравоохранения только в случае делегирования им соответствующих полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, в том числе и по организации оказания медицинской помощи.
Таким образом, законом обеспечивается усиление ответственности органов исполнительной власти за обеспечение охраны здоровья граждан и оказание медицинской помощи и перенос на уровень субъекта Российской Федерации основного объема полномо-
чий, связанных с обеспечением прав граждан на бесплатную медицинскую помощь.
Новациями закона является регламентация прав и обязанностей граждан в сфере охраны здоровья (гл. 4). Например, отказ от только одной вредной привычки -курения или существенное уменьшение курящих, мнению министра здравоохранения России В. Скворцовой, позволит спасти 150-200 тысяч жизней россиян. Определены, также организационные аспекты охраны здоровья (гл. 5), охрана здоровья матери и ребенка, вопросы семьи и репродуктивного здоровья (гл. 6) и др.
Осуществление прав пациента предполагает наличие механизмов их реализации и защиты. Под реализацией прав пациента понимается комплекс мер, направленных на воплощение права в фактической деятельности организаций, государственных органов, должностных лиц и граждан. Законом закрепляется потенциальная возможность реализации права граждан на выбор врача и медицинской организации в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования (ст. 21), как в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не зависимо от вида и формы оказания медицинской помощи, так и в рамках оказания платной медицинской помощи. Установлен также порядок получения информации о медицинской организации, осуществляемой ею медицинской деятельности, ее медицинских работниках, включая сведения об их образовании и квалификации. Однако, в рассматриваемом законе и нормах недавно принятого Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», и принятых в целях их реализации подзаконных нормативных актах конкретного механизма реализации прав пациента не выработано, в связи с этим, до настоящего времени не обеспечивается возможность свободного выбора врача и медицинского учреждения. Это проблема, решение которой следует еще прорабатывать и обеспечить реализацию такого права, что, очевидно, связано с организационным изменением самой системы здравоохранения. Полис ОМС теперь действует на всей территории РФ, вне зависимости от места выдачи. Правда, получить высокотехнологическое лечение в ведущих клиниках, приезжему из других местностей нередко можно только по квоте, а её можно ждать долго.
Еще одной новеллой главы, закрепляющей права граждан в сфере охраны здоровья, является норма (ст. 27), которая направлена на совершенствование системы охраны здоровья граждан. Норма определяет обязанности граждан в сфере здоровья, без соблюдения которых, усилия других субъектов системы здравоохранения Российской Федерации по реализации прав граждан в сфере охраны их здоровья не будут иметь должного эффекта. Правда, данная норма не носит «карательного характера», поскольку не предусматривает санкций в отношении граждан, а закрепляет принцип ответственного отношения граждан к своему здоровью и здоровью своих детей.
Особое внимание в законе обращено на регулирование организации охраны здоровья (ст. 29). Здесь изложены способы и формы организации охраны здоровья (ч.1, 2), правовая характеристика государственной системы здравоохранения (ч.3), муниципальной системы здравоохранения (ч.4), частной системы здравоохранения (ч.5).
136
Ревин В. П.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В законе определены виды медицинской помощи. Детализация медико-санитарной помощи на первичную, специализированную скорую и паллиативную (ч. 2 ст. 32), характеризует ее многогранную направленность и является предпосылкой для выполнения возложенных на тот или иной уровень задач по оказанию медицинской помощи и дальнейшую дифференциацию профессиональной специализации.
Отличительным признаком первичной медикосанитарной помощи является приближенность к месту жительства или работы гражданина, что позволяет отнести этот вид медицинской помощи к первому уровню контакта граждан с системой здравоохранения, служащему опорой для непрерывного поэтапного процесса охраны здоровья и системы оказания медицинской помощи. Это предполагает совершенствование оказание такой помощи в случаях, не терпящих отлагательства, например при чрезвычайных обстоятельствах, при автоавариях и т.п.
Законом вводятся также критерии высокотехнологичной медицинской помощи, позволяющие формировать перечень высокотехнологичных видов медицинской помощи в целях оптимизации системы и расходов на ее оказание (ст. 34). Как отмечалось на коллегии минздрава РФ в мае 2013 г. только в 2012 г. было введено в эксплуатацию 5 новых высокотехнологичных Федеральных центров сердечно-сосудистой хирургии в Калининграде и Перми, нерохирургии в Новосибирске, центры травматологии, ортопедии и эндопротезирования в Барнауле и Смоленске. Но понятно, что это только начало.
Конкретизирована в законе сущность медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, ранее не имевших должного правового регулирования, несмотря на практику широкого использования этих восстановительных медицинских мероприятий и существующие государственные гарантии по их предоставлению отдельным категориям граждан.
Следует отдельно отметить нововведения закона, касающиеся вопросов организации медицинских мероприятий по паллиативной помощи (ст. 36) и редких (орфанных) заболеваний (ст. 44). Необходимость регулирования такой помощи продиктована социальной незащищенностью нуждающихся в паллиативной помощи и больных редкими заболеваниями в силу тяжести течения заболеваний и потребности в дорогостоящем лечении.
В указанной норме дано определение орфанных заболеваний, закреплены гарантии оказания помощи (в том числе паллиативной помощи) в объеме и на условиях, установленных законом. Для обеспечения лиц, страдающих редкими заболеваниями, лекарственными средствами вводится Федеральный регистр таких лиц. Лекарственное обеспечение больных орфанными заболеваниями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований, перечисленных на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом государство оставляет за собой полномочия по обеспечению за счет средств федерального бюджета лекарственными препаратами граждан, страдающих определенной группой заболеваний.
Порядок и содержание медицинской помощи и стандарты такой помощи, включают в себя виды и этапы
оказания медицинской помощи, перечни методов диагностики, лечебных медицинских услуг, лекарственных препаратов, медицинских изделий, они в совокупности являются основополагающими критериями расчета программы обязательного медицинского страхования и оценке качества оказания медицинской помощи. Их исполнение на территории Российской Федерации обязательно для всех государственных, муниципальных и частных медицинских учреждений.
В законе закрепляются базовые положения, касающиеся трансплантации органов и тканей человека (ст. 47), детально которые регламентируются в Законе Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека». Предусмотрено, в частности, то, что граждане могут в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме, заверенной руководителем медицинской организации или нотариально выразить свое волеизъявление о несогласии на изъятие органов или тканей после смерти. В случае отсутствия волеизъявления умершего, а также в случае смерти несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, право на разрешение изъятия органов или тканей умершего имеют супруг, а при его отсутствии один из близких родственников: дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и сестры, внуки, дедушка и бабушка. При этом, согласно положениям закона, изъятие органов или тканей у трупа не допускается, если медицинская организация на момент изъятия поставлена в известность о том, что при жизни данное лицо, либо указанные родственники этого лица, заявили о своем несогласии на изъятие его органов или тканей после смерти для трансплантации реципиенту. Решен также вопрос изъятия органов и тканей у живого лица при наличии его информированного добровольного согласия, условия такого изъятия органов или тканей регламентируются ст. 47. Введен прямой запрет на эвтаназию (ст. 45).
Детально регламентируется роль и деятельность врачебных комиссий и консилиумов врачей (ст.48), на которые возлагается решение вопросов о наиболее сложных и конфликтных случаях при оказании медицинской помощи гражданам, а также при диагностике, лечении, трансплантации органов и тканей человека, медицинской реабилитации, оценке качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий. Определяется также порядок и условия проведения патолого-анатомических вскрытий (ст. 67).
В закон инкорпорированы некоторые положения международных правовых актов, в частности, регламентирующие обращение медицинских изделий. Так, впервые дается определение понятию медицинские изделия, закрепляется порядок их применения на территории Российской Федерации. Сведения о государственной регистрации медицинских изделий, а также о производителях медицинских изделий будут вноситься в государственный реестр. До этого правовое регулирование данного вопроса отсутствовало.
Необходимо также отметить, что законом урегулированы вопросы, связанные с медицинскими отходами (ст.49). До недавнего времени данный вопрос не регулировался на законодательном уровне, так как отношения в области обращения с отходами лечебнопрофилактических учреждений регулировалось только
137
Бизнес в законе
2’2014
санитарными правилами. А это, как известно, приводило к кощунственным поступкам.
Существенным новшеством закона стало весьма детальное регулирование вопросов охраны здоровья матери и ребенка, иные вопросы семьи и репродуктивного здоровья (гл.6) и особенно это касается вспомогательных репродуктивных технологий, достаточно долго остававшихся за гранью внимания законодателя (ст.55). Законом предусматриваются следующие права граждан в области вспомогательных репродуктивных технологий:
- право граждан на применение вспомогательных репродуктивных технологий (в том числе, с использованием донорских или криоконсервированных половых клеток и эмбрионов, а также суррогатного материнства);
- право на криоконсервацию и хранение половых клеток и эмбрионов в случаях риска потери способности к деторождению;
- право на получение информации о данных медицинского, медико-генетического обследования донора, о его расе и национальности.
Законом уточняются процедуры искусственного прерывания беременности (ст.56) и медицинской стерилизации человека (ст.57). Предполагается, что медицинская стерилизация как специальное вмешательство с целью лишения человека способности к воспроизводству потомства или, как метод контрацепции, может быть проведена только по письменному заявлению гражданина не моложе тридцати пяти лет или имеющего не менее двух детей, а, при наличии информированного добровольного согласии гражданина, независимо от возраста и наличия детей. Новеллой, введение которой обусловлено международным опытом, стала норма о том, что медицинская стерилизация совершеннолетнего лица, признанного в установленном порядке недееспособным, возможна по решению суда, принимаемому по заявлению его законного представителя с участием самого недееспособного лица. Аналогичная судебная процедура установлена также для принятия решения о проведении искусственного прерывания беременности у совершеннолетней, признанной в установленном порядке недееспособной.
Регулированию медицинских мер в отношении матери и ребенка, семьи и репродуктивного здоровья посвящается глава 6, определяющая права семьи, несовершеннолетних в сфере охраны здоровья, права беременных женщин и рождение ребенка. Моментом рождения ребенка, что является важным в правовом плане, считается момент отделения плода от организма матери посредством родов (ст.53).
Медицинским мероприятиям, осуществляемым в связи со смертью человека, посвящается глава 8. Вопросы определения момента смерти человека (ст. 66), от подзаконного нормотворчества перешли на уровень федерального закона, которым сегодня непосредственно регулируются указанные отношения. Юристу необходимо знать внесенные законом изменения и критерии определения момента смерти. Важнейшим элементом регулирования, стали нормы, устанавливающие порядок определения момента смерти человека. Диагноз смерть мозга наступает при полном и необратимом прекращении всех его функций, регистрируемом при работающем сердце и искусственной вентиляции легких. Диагностика смерти мозга устанавливается консилиумом врачей в медицинской организации, в которой находился на излечении пациент. В составе консилиума врачей должны присутствовать
анестизиолог-реаниматолог и невролог, имеющие опыт работы в отделении интенсивной терапии и реанимации не менее пяти лет. Не могут быть включены в состав консилиума специалисты, принимающие участие в изъятии и пересадке органов или тканей.
Биологическая смерть человека устанавливается на основании наличия ранних или поздних трупных изменений. Констатация биологической смерти человека умершего дом или других местах, вне медучреждении, осуществляется на выезде врачом или фельдшером.
Регламентация правовых аспектов определения момента смерти человека, заставляет законодателя оптимизировать также вопросы осуществления и прекращения реанимационных мероприятий, которые до принятия закона осуществлялись лишь на основании подзаконных нормативных актов. В законе установлены положения, когда реанимационные мероприятия могут быть прекращены, а именно:
а) при констатации смерти человека на основании смерти головного мозга;
б) при неэффективности реанимационных мероприятий, направленных на восстановление жизненно важных функций, в течение тридцати минут;
в) при отсутствии у новорожденного сердцебиения по истечении десяти минут с начала проведения реанимационных мероприятий (искусственной вентиляции легких, массажа сердца, введения лекарственных средств).
Реанимационные мероприятия не проводятся:
- при состоянии клинической смерти (остановке жизненно важных функций организма - кровообращения и дыхания, носящих потенциально необратимого характера на фоне отсутствия признаков смерти мозга) на фоне прогрессирования достоверно установленных неизлечимых заболеваний или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью;
- при наличии признаков биологической смерти человека.
Порядок определения момента смерти человека,
прекращения реанимационных мероприятий оформляется протоколом.
Законом упорядочен институт медицинской экспертизы, проведена четкая грань между медицинской экспертизой и медицинским освидетельствованием (гл. 7). Введение в закон института медицинской экспертизы направлено на установление состояния здоровья гражданина в целях определения его способности к трудовой или иной деятельности, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина. Установлены следующие виды медицинских экспертиз:
1) Экспертиза временной нетрудоспособности
2) Медико-социальная экспертиза;
3) Военно-врачебная экспертиза;
4) Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы;
5) Экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией;
6) Экспертиза качества медицинской помощи.
Целям и порядку проведения указанных экспертиз
посвящены ст. 59-64.
К видам медицинского освидетельствования закон (ст.65) относит:
- освидетельствование на состояние алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения,
- психиатрическое освидетельствование,
- освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством,
138
Ревин В. П.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием
- освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов профессиональной деятельности.
Существенные изменения вносятся в институт медицинских и фармацевтических работников с точки зрения усиления требований к претендентам на занятие соответственно медицинской и фармацевтической деятельностью.
Законом предусматривается усиление требований и к самим медицинским работникам в целях защиты прав граждан в сфере охраны здоровья. Этому служит клятва врача (ст.71), а также, правила, определяющие обязанности лечащего врача (ст. 70). Согласно требованиям этой статьи лечащий врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат, медицинское изделие будет обязан сообщить ему приблизительные данные о стоимости рекомендуемого, а также информировать о возможности получения соответствующего лекарственного препарата, медицинского изделия безвозмездно для пациента.
Известны случаи, когда медицинский работник, состоит в формализованных или неформальных отношениях с фармацевтической компанией или ее представителем, осуществляет выписку лекарственных средств пациенту с нарушением требований медицинской этики. Такие случаи, становятся достоянием общественности и негативно отражаются на авторитете медицинских учреждений. Это может быть чревато негативными последствиями для здоровья пациентов, отражаться на их финансовом положении, в случаях, когда лекарственное средство, рекомендуется врачом и его приобретение связано с внушительными затратами для пациента. В этой связи, вводятся нормы, устанавливающие ограничения, налагаемые на медицинских и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности.
Так, в частности, согласно положениям закона медицинские работники и руководители медицинских организаций, не вправе принимать подарки, денежные средства, а также принимать участие в развлекательных, торжественных, праздничных мероприятиях, проводимых за счет средств организаций, занимающихся разработкой, производством или реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий и организаций, обладающих правами на использование торгового наименования лекарственного препарата, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, аптечных организаций.
Важным аспектом в реализации права граждан на охрану здоровья является деятельность самих медицинских организаций, которая по существу ранее никак не была регламентирована. Необходимо отметить, что понятийным аппаратом закона под медицинскими организациями понимаются не только организации любой организационно-правовой формы, осуществляющие медицинскую деятельность, но также и индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой.
Закон устанавливает права и обязанности медицинских организаций (ст. 78 и 79). Предусмотренное право медицинских организаций создавать локальные информационные системы, содержащие данные о пациентах, оказываемых им медицинских услугах, государственные и муниципальные медицинские учреждения
могут осуществлять в рамках текущего финансирования. Подготовлен законопроект о страховании от врачебных ошибок. Сейчас ежегодно выявляются до 50 тысяч таких ошибок, правда не во всех случаях потерпевшие получают материальные и моральные компенсации. Законопроектом предполагаются компенсацию от 500 тысяч до 1.5 млн. рублей, его принятие намечено на осень 2013 г.
В целях обеспечения защиты прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, разграничения порядков предоставления платных медицинских услуг и бесплатной медицинской помощи в законе включена ст. 84 - оплата медицинских услуг, в которой конкретизируется порядок оказания платных медицинских услуг гражданам3.
В целях обеспечения защиты прав граждан на бесплатную медицинскую помощь предусмотрено, что не подлежат оплате:
- назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов (в случаях их замены из-за непереносимости, отторжения и т.п.), не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
- размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов по медицинским или эпидемиологическим показаниям;
- пребывание одного из родителей или иного члена семьи по усмотрению родителей в больничном учреждении вместе с ребенком в интересах его лечения, если это обусловлено медицинскими показаниями со стороны ребенка;
- медико-транспортные услуги в целях выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи (обследования и лечения пациента в условиях стационара круглосуточного пребывания) при отсутствии возможности их проведения медицинской и иной организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту;
- транспортировка, хранение в морге поступившего для исследования биологического материала, трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях, утилизация биологического материала;
- оказание медицинской помощи в сроки, установленные лечащим врачом по медицинским показаниям.
Одним из элементов управления качеством и безопасностью деятельности в сфере охраны здоровья граждан будет являться обеспечение контроля в сфере охраны здоровья (гл. 12), введение информационной системы, которая призвана обеспечить учет деятельности медицинских учреждений в сфере охраны здоровья граждан, в том числе персонифицированный учет оказанных услуг. В рамках совершенствования охраны здоровья граждан предполагается повысить уровень подготовки и повышения квалификации медицинского персонала и фармацевтических работников и возмещение причиненного вреда медицинскими учреждениями.
3 С первого января 2013 года Правительством РФ ввело Правила предоставления платных услуг медицинскими учреждениями.
139