сти сельских жителей необходимо отметить, что самосуд не являлся наказанием без присутствия государственных органов, и в частности сельской общинной организации, внешне считавшейся не причастной к данной мере принуждения. Самосуд выступал как расправа «с преступниками, пойманными на месте преступления или разыскиваемыми по горячим следам со стороны лица, пострадавшего от преступления» [2, с. 15; 11, с. 231-232]. Самосудные расправы совершались «сгоряча» при воздействии соответствующего психического состояния потерпевших, под влиянием которого эта мера наказания усугублялась до самых крайних пределов. Основная причина выявляется в чисто экономических мотивах преступлений, последствия от которых, в особенности от поджогов, потравы полей, конокрадства, практически сразу сказывались на хозяйственной состоятельности крестьянских дворов, за которые именно общине необходимо было уплачивать все недоимки. Аналогичным образом объяснялась строгость общины при вынесении наказаний за преступления, посягающие на личную собственность.
Таким образом, изучение данного вопроса способствует наглядному представлению методов регламентации юридических отношений в Марийском крае. Значение обычного права, как права неупорядоченного, неписаного, выражалось при этом в правотворческой функции общины и ее институтов.
Список литературы
1. Александров В.А. Обычное право в России в отечественной науке XIX - начала XX в. // Вопросы истории. 1981. № 11. С. 41-56.
2. Брокгауз Р.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб., 1900. Т. 28а. 496 с.
3. Евсевьев Т.Е. Важнейшие моменты правового быта и обычного права марийского народа // Марий Эл. 1928. № 9-10. С. 91-103.
4. Износков Л.А. Обычаи горных черемис // Памятная книга Казанской губернии на 1868 и 1869 г. Казань, 1868. 33 с.
5. По Волге и Каме // Волжско-Камское слово. 1882. № 12.
6. Русские ведомости. 1870. № 71. 6 с.; МЭЭ 1974 г., инф. В.Я. Рыбаков (Куженерский район).
7. ЦГА РМЭ. Ф. 257. Оп. 1. Д. 29. Л. 44-45, 50, 53, 56-57, 67 и т.д.
8. ЦГА РМЭ. Ф. 257. Оп. 1. Д. 30. Л. 95 (1869 г.).
9. ЦГА РМЭ. Ф. 257. Оп. 1. Д. 38. Л. 22, 24 (1869 г.); МЭЭ 1975 г., инф. П.Д. Мудров (Звени-говский район).
10. Яблонский И. Исторические и этнографические сведения о нагорных черемисах уездов Васильского Нижегородской и Козьмодемьянско-го Казанской губернии // Современный листок. 1865. № 55.
11. Якушкин Е.И. Обычное право: материалы из библиографии обычного права. Вып. 2. Ярославль: Типолитография Губернской земской управы, 1896. 587 с.
ПЕТРЕНКО Николай Иванович — доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
ЕФРЕМОВ Алексей Владимирович - старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права. Межрегиональный открытый социальный институт. Россия. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected].
PETRENKO, Nikolay Ivanovich - Doctor of Legal Sciences, Professor, Head of the Department of Theories and History of State and Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
EFREMOV, Alexey Vladimirovich - Senior Teacher of the Department of Theories and History of State and Law. Interregional Open Social Institute. Russia. Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected].
УДК 342.5
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Н.В. Спиридонова
Исследуются правовые отношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд. Анализируется ряд законодательных нововведений, которые стали действовать
с 1 января 2016 г. в связи с внесением изменений в действующее законодательство Российской Федерации о контрактной системе.
Ключевые слова: федеральный закон; контрактная система; государственные и муниципальные нужды; закупка товаров; работа; услуги; аукцион; конкурс; заказчик; государственный орган; орган местного самоуправления.
N.V. Spiridonova. THE LEGAL BASIS OF THE CONTRACT SYSTEM IN PROCUREMENT OF GOODS, WORKS, SERVICES FOR STATE AND MUNICIPAL NEEDS
The article examines the legal relations connected with ensuring state and municipal needs. It examines a number of legislative innovations, which began to operate in January 1, 2016 in connection with the amendments to the current legislation of the Russian Federation on the contract system.
Keywords: Federal law; the contract system; the state and municipal needs; the procurement of goods; work; services; auction; competition; customer; government body; local authority.
Российская Федерация в целом, ее субъекты и муниципальные образования осуществляют различные функции, направленные на жизнеобеспечение в пределах своих территорий. В связи с этим возникают государственные и муниципальные нужды, под которыми понимаются потребности государства и муниципалитетов в различных товарах, работах, услугах, необходимых для реализации в полном объеме возложенных на них полномочий.
Государственные и муниципальные нужды обеспечиваются за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов, а также за счет внебюджетных источников финансирования. Поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ могут осуществлять различные юридические и физические лица. Главным условием здесь является то, чтобы у поставщиков и у других исполнителей имелись в наличии права на совершение таких действий в соответствии с действующим законодательством.
На сегодняшний день основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд, является Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ [1], вступивший в силу с 1 января 2014 г. В порядке развития и детализации отдельных положений указанного законодательного акта, призванных способствовать эффективному применению контрактной системы в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд, принято множество подзаконных актов. Прежде всего, это постановления Правительства Российской Федерации и нормативные акты Министерства экономического развития России.
Необходимость принятия нового закона была продиктована существенным повышением качества обеспечения государственных (муниципальных) нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению государственных (муници-
пальных) контрактов, обеспечением прозрачности всего цикла закупок от планирования до приемки и анализа контрактных результатов, стремлением предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд. Подготовка нового законодательного акта была вызвана также потребностью кардинального изменения в организации государственных и муниципальных закупок.
Новая федеральная контрактная система была предложена в качестве альтернативы уже устаревшей, потерявшей свою эффективность старой системы. Она нацелена на полный переход от практически переставшего эффективно действовать механизма к регулированию всего цикла государственных и муниципальных закупок.
Трехлетняя с небольшим практика его реализации показывает, что, несмотря на существенное совершенствование правового регулирования механизма обеспечения государственных и муниципальных нужд по сравнению с предыдущим законом, действовавшим с 2005 по 2013 гг., все еще остаются многие проблемные вопросы в этой области. Тому явно свидетельствует тот факт, что с момента вступления в силу указанного нормативного правового акта в порядке внесения в него изменений уже принято около 40 федеральных законов.
Действующее законодательство отличается рядом новелл, касающихся регулирования отношений по обеспечению государственных и муниципальных нужд. Наиболее значимыми из нововведений, на наш взгляд, являются следующие.
Во-первых, существенно изменен и конкретизирован порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): расширен, в частности, перечень способов их определения. Теперь при реализации этой процедуры поставщики (исполнители) устанавливаются путем проведения открытых конкурсов, кон-
курсов с ограниченными участиями, двухэтап-ными конкурсами. Также применяется проведение электронных аукционов, использование запросов котировок, когда сведения о закупаемых товарах, работах или услугах доводятся до неограниченного круга лиц путем размещения их в единой информационной системе (далее -ЕИС) извещения о проведении запроса котировок. Теперь обыденными стали такие способы, как запросы предложений, закрытые конкурсы и аукционы, или же осуществление закупок у единственных поставщиков.
Во-вторых, введены положения, устанавливающие особенности исполнения контрактов, а также уточнены основания и порядок их изменения, расторжения. Например, в законе определено, что исполнение контракта представляет собой комплекс мер, в том числе приемку товаров (работ, услуг), проведение экспертизы, оплату товара (работ, услуг), применение мер ответственности и совершение иных действий в случае нарушения одной из сторон условий контракта (ч. 1 ст. 94). Кроме того, установлен перечень оснований и условий для изменения или расторжения контракта.
В-третьих, предусмотрен аудит в сфере закупок, поскольку они осуществляются за счет бюджетных средств. Его проведение возложено на органы внешнего государственного и муниципального финансового контроля. Таковыми на сегодняшний день являются Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований [3].
Одним из основных направлений в работе контрольно-счетных органов на сегодняшний день является осуществление контроля за деятельностью органов исполнительной власти, других органов, учреждений и организаций, пользующихся государственными и муниципальными финансами, с целью обеспечения эффективного и правомерного использования бюджетных и внебюджетных источников, в том числе и при осуществлении закупок на государственные и муниципальные нужды [4]. К примеру, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации в 2015 г. по результатам проведенных контрольных мероприятий были выявлены нарушения финансового законодательства при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц на общую сумму 21284,888 млн руб. [5].
В-четвертых, изменена система контроля в сфере закупок. Введены такие дополнительные виды контроля, как ведомственный и общественный.
В-пятых, требования о включении в соот-
ветствующий реестр банковских гарантий информации, предусмотренной в ч. 9 ст. 45 Закона № 44-ФЗ, применяются в полном объеме при закупках, сведения о которых составляют государственную тайну. Такой вывод следует из положений ч. 31 ст. 112 Закона. Данные требования распространяются на банковские гарантии, применяемые в виде обеспечительных мер заявок на участие в осуществляемых закрытым способом закупках. Аналогичные правила должны применяться к банковским гарантиям, которые предоставляются в качестве обеспечения исполнения контракта, содержащего сведения, составляющие государственную тайну. При этом действует правило: если гарантия не соответствует указанным требованиям, заказчик отказывается принять ее по основаниям, предусмотренным законом о контрактной системе (п. 1 ч. 6 ст. 45).
С 1 января 2016 г. начали действовать положения указанного закона, регулирующие отдельные сферы деятельности заказчиков и участников закупок (ч. 2 ст. 114). Основными новшествами здесь являются следующие моменты.
1. Введены обязанности по планированию, в том числе составлению и утверждению планов закупок и обоснованию закупок (ст. 16, 17, 18). Теперь заказчики обязаны составлять планы закупок, которые должны содержать в себе обязательные сведения, такие как цель закупки, наименование ее объекта, сроки осуществления закупок, объемы финансирования и др.
В обязанность заказчиков входит обоснование всех плановых закупок. Они должны доказывать соответствие планируемых закупок одной из следующих целей:
- реализации государственных и муниципальных, международных программ;
- исполнению международных обязательств РФ;
- выполнению функций и полномочий заказчиков как государственных и муниципальных органов, так и органов управления внебюджетными фондами.
2. Применение установленных законом требований к содержанию и форме планов-графиков, порядку их формирования, утверждения и изменения. Заказчики обязаны формировать их в соответствии с планами закупок.
3. Сведения о ценах товаров (работ, услуг), складывающихся на товарных рынках, и запросах цен, размещаемых заказчиками при определении начальной (максимальной) цены контракта, должны быть включены в единую информационную систему. Такая информация призвана оказывать содействие заказчикам в
определении и обосновании сумм контрактов с использованием метода сопоставимых рыночных цен.
4. Введение в обязанность государственных и муниципальных органов исполнительной власти принимать решения об осуществлении ими и подведомственными им субъектами полномочий заказчика самостоятельно или с привлечением уполномоченных органов и учреждений. В случае принятия решения об осуществлении закупок с привлечением уполномоченных органов и учреждений им могут быть переданы функции по определению поставщиков либо планирование и осуществление закупок в целом, включая определение поставщиков, заключение и исполнение контрактов.
С началом 2017 г. порядок осуществления закупок также претерпел существенные изменения. В результате теперь запрещается проведение закупок, которые не включены в планы-графики.
Начиная с этого года расширились функции ЕИС. В дополнение к действующим прибавились функции по обеспечению контроля за достоверностью информации о сумме финансового обеспечения, сведениях в извещениях о закупках, данных в протоколах определения поставщиков, условиях проектов контрактов, о контрактах, включенных в реестр контрактов.
Также с января 2017 г. предусматривается проведение общественных обсуждений отдельных видов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В случаях, если их проведение является обязательным, то итоги таких обсуждений могут послужить основаниями для корректировки планов закупок, а также для внесения уточнений в документацию о них. К тому же в зависимости от ситуации закупки могут быть отменены вообще.
С указанной выше даты вступил в силу ряд норм, конкретизирующих полномочия государственных органов и органов местного само-
управления по контролю в сфере осуществления закупок. К таким полномочиям относится контроль за соответствием сведений об объеме финансового обеспечения в соответствии с планами закупок, информации об объеме финансового обеспечения, доведенном до заказчика, информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансирования закупок, представленной в различных документах.
Таким образом, небольшой анализ правового регулирования системы обеспечения государственных и муниципальных нужд показывает, что проблема повышения ее эффективности все еще остается весьма актуальной. Необходимо и дальше совершенствовать правовой механизм ее реализации, при этом нужно максимально учитывать и использовать сложившуюся положительную тенденцию в этой сфере.
Список литературы
1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 28.03.2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 14, ст. 1652.
2. Демидов М.В. Парламентский финансовый контроль в России: правовые аспекты функционирования и проблемы реализации: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. 484 с.
3. Демидов М.В., Казакова Е.В. Контроль законодательных органов субъектов Российской Федерации за расходованием бюджетных средств исполнительными органами власти регионов // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2013. № 3. С. 121-125.
4. Демидов М.В., Казакова Е.В. Парламентский контроль за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации: монография. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2017. 168 с.
5. Демидов М.В. Некоторые правовые аспекты совершенствования и перспективы развития органов парламентского финансового контроля в России // Юридический мир. 2010. № 3. С. 14-19.
СПИРИДОНОВА Наталья Владимировна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
SPIRIDONOVA, Natalya Vladimirovna - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: spiridonova_nv@ mail.ru.