Научная статья на тему 'Правовые основы комплектования Красной армии в 20-е гг. XX В. '

Правовые основы комплектования Красной армии в 20-е гг. XX В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
795
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКАЯ КРАСНАЯ АРМИЯ / ВОЕННАЯ РЕФОРМА / ВОИНСКАЯ ПОВИННОСТЬ / КОМПЛЕКТОВАНИЕ / WORKERS" AND PEASANTS" RED ARMY / MILITARY REFORM / RECRUITMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шагаев Виктор Алексеевич

Приводится анализ эволюции основных нормативно-правовых актов, регулировавших комплектование Вооруженных сил Советского государства в ходе военной реформы 20-х гг. ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The internal and international situation after the Civil War in Russia led to actions of the young Soviet state in the field of military construction, in particular in the recruitment of the Army and Navy. During the reporting period, a number of legal acts, aimed at solving complex problems have been enacted increasing the combat capability and combat readi ness of units, reducing the cost of army maintenance reducing the economic costs of maintaining the armed forces and streamlining the rules regulating the acquisition of the Red Army and military service. On September 22, 1922 a decree "On Compulsory Military Service of Citizens of the RSFSR" was enacted. It formalized the class principle, under which active military service was allowed only for workers. There were postponements of military service provided for health reason and for the completion of education, as well as for family-income class. Volunteers, including foreigners, could be accepted in the Army and Navy. Since 1923, after the publication of the Council of People"s Commissars resolution "On Organization of Territorial Army Units and Military Training of Workers" a massive reformation of infantry and cavalry units to the militia began on the territorial basis. Technical units retained their professional type. Preconscription training of young people and non-military training for those not held on active duty were introduced. In 1924 a series of regulations were issued, in which the terms of service in professional units were standardized, new privileges under the marital status were introduced, the military age was raised, special rules of service for persons with high educational qualification were established. In consequence of these and other activities a new law on compulsory military service was enacted in 1925. It regulated the procedure of acquisition of the Red Army in more details and fixed the modernity that military reform had brought. It concerned three types of performance of active duty  in the variable composition of human and territorial units and non-military manner. The concept of service beyond as a special type of voluntary military service was introduced. Pre-conscription training of young people preceded active service. For persons liable for military service mandatory military trainings were introduced. Terms of postponement of military service were expanded, exemption from military service on religious grounds became possible, and the forms of execution of military duties for leisured persons were concretised. In 1928 the law on compulsory military service was issued in a new edition. All this created quite a coherent and balanced system of manning the armed forces of the Soviet state.

Текст научной работы на тему «Правовые основы комплектования Красной армии в 20-е гг. XX В. »

В.А. Шагаев

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ КРАСНОЙ АРМИИ В 20-е гг. XX в.

Приводится анализ эволюции основных нормативно-правовых актов, регулировавших комплектование Вооруженных сил Советского государства в ходе военной реформы 20-х гг. ХХ в.

Ключевые слова: Рабоче-крестьянская Красная армия; военная реформа; воинская повинность; комплектование.

После окончания Гражданской войны военная политика Советского государства определялась сложным и противоречивым комплексом внутри- и внешнеполитических факторов.

Среди первых ведущее место занимали, с одной стороны, военно-политические последствия победы Советской власти как над внутренними, так и над внешними противниками, а с другой - хозяйственная разруха, усталость народа от многолетней войны, сохранение опасности новых антиправительственных выступлений различных оппозиционных групп.

Международное положение пролетарского государства стабилизировалось и имело тенденцию к укреплению. Шел процесс его признания другими странами не только де-факто, но и де-юре. Опасность масштабного военного противостояния на ближайшие годы утратила свою остроту, так как основные противники были заняты преодолением последствий мировой войны. Вместе с тем угроза новой интервенции не исчезла, а на различных участках границы постоянно возникали вооруженные конфликты малой интенсивности.

Под влиянием этих условий вырабатывались и реализовывались новые подходы к организации комплектования Рабоче-крестьянской Красной армии и прохождению военной службы: классовый принцип и милиционно-территориальная система. В то же время прослеживается определенная преемственность с дореволюционным периодом, в частности при определении системы отсрочек от призыва. Показателем степени внимания руководства страны к данной проблеме является большое число нормативно-правовых актов.

В период, предшествовавший военной реформе, порядок комплектования армии и флота и прохождения службы регулировался декретом «Об обязательной воинской повинности граждан РСФСР» от 28 сентября

1922 г. [1]. Действие этого декрета распространялось на все советские республики.

Обязанности по военной службе возлагались им на всех граждан мужского пола, достигших 20-летнего возраста, однако защита отечества с оружием в руках доверялась только трудящимся. В силу этого нетрудовые и вообще все лишенные политических прав элементы в армию не допускались и отбывали службу в особом порядке, регулируемом специальным законодательством.

Обязательная военная служба слагалась из действительной военной службы в кадровых войсках и состояния в запасе.

Декрет допускал временное освобождение от военной службы граждан тех народностей, которые по своему культурному уровню и бытовым особенностям еще не могли дать вполне годных воинов для Красной армии. Предусмотрены были отсрочки призыва по не-

возмужалости (малый рост или вес призывника), по болезни и для завершения образования.

На действительную военную службу призывались граждане, которым к 1 января года призыва исполнилось 20 лет. Призыв проходил в феврале - марте, а сама действительная служба исчислялась с 1 апреля года призыва. Были установлены следующие сроки действительной военной службы: в пехоте и артиллерии -полтора года; в кавалерии, конной артиллерии и технических войсках - два с половиной года; в воздушном флоте - три с половиной года; в морском флоте - четыре с половиной года; в военно-учебных заведениях -согласно положениям об этих заведениях. Увольнение окончивших действительную военную службу из армии в запас проводилось осенью, по окончании лагерных сборов и морских кампаний.

Декретом предусматривались льготы призываемым в Красную армию по семейно-имущественному положению. Льготы эти заключались в сокращении срока действительной военной службы: льготники поступали в войска в период с 15 августа до 15 сентября, когда уже заканчивались главные уборочные работы на полях, и служили всего шесть месяцев. Срок их службы исчислялся с 1 октября. Необеспеченные семьи призванных в армию, согласно декрету, имели право на получение государственной помощи.

Окончившие действительную военную службу увольнялись в бессрочный отпуск и зачислялись в запас, в котором состояли до 40-летнего возраста. Из запаса они могли призываться только в случае перевода армии на военное положение. С истечением срока пребывания в запасе состоявшие в нем граждане снимались с учета военнообязанных, после чего привлечение их к исполнению воинских обязанностей могло иметь место только в случае крайней необходимости по особому постановлению ВЦИК.

В армию и флот принимались добровольцы, в том числе и иностранцы, удовлетворявшие всем требованиям для поступления на военную службу. Прием добровольцев регулировался особыми правилами.

Воинская обязанность являлась всеобщей, и всякое уклонение от учета и призыва на военную службу преследовалось в уголовном порядке.

В 1923-1924 гг. был издан ряд новых законодательных актов по вопросам комплектования армии и флота и прохождения службы, существенно изменявших и дополнявших закон 1922 г.

Радикальные изменения в порядок комплектования РККА были внесены Постановлением ЦИК и СНК СССР от 8 августа 1923 г. «Об организации территориальных войсковых частей и проведении военной подготовки трудящихся» [2]. Оно предписывало организацию наряду с существовавшими кадровыми частями территориальных войсковых частей, состоящих из не-

большого кадра (15-20%) и переменного состава. В отличие от кадра, комплектуемого экстерриториально и находившегося в частях непрерывно весь установленный срок пребывания в армии, переменный состав комплектовался по территориальному принципу и проходил службу в порядке краткосрочных учебных сборов в течение четырех лет.

Декрет привлекал к обязательному военному обучению и тех граждан призывного возраста, которые по каким-либо причинам не проходили действительную военную службу или военную подготовку. Их обучение проводилось в порядке краткосрочных учебных сборов в течение пяти лет при войсковых частях или вневойсковым порядком.

Вводилась предварительная допризывная военная подготовка молодежи, как составная часть и первая ступень обязательной военной службы. Наконец, было существенно изменено положение граждан, состоявших в запасе армии и флота: теперь они за время пребывания в запасе привлекались в обязательном порядке до трех раз к повторному военному обучению на специальных сборах.

5 марта 1924 г. были утверждены новые правила о льготах по семейному положению для призывников [3]. Согласно этим правилам призывники, имевшие право на льготу по семейному положению, освобождались от действительной военной службы в кадровых войсках и проходили военное обучение вневойсковым порядком по месту жительства. В связи с введением этих правил был отменен сокращенный шестимесячный срок действительной службы в кадрах, применявшийся в виде льготы по семейно-иму-щественному положению по закону 1922 г.

Очень важное значение имели изменение срока действительной военной службы в кадровых войсках и перенесение времени проведения призыва с весны на осень, узаконенные постановлением ЦИК и СНК СССР от 21 марта 1924 г. «О сроках службы в РабочеКрестьянской Красной Армии, Рабоче-Крестьянском Красном Флоте и войсках Объединенного Государственного Политического Управления» [4]. Многообразие сроков действительной военной службы, установленное законом 1922 г., неодновременность проведения призывов и увольнений из армии (призыв проходил в феврале - марте, а увольнение - осенью) вместе с продолжавшейся до 1924 г. демобилизацией и неоднократными сокращениями в войсках по другим причинам держали армию в состоянии непрерывной текучести кадров, что, по словам М.В. Фрунзе, было злом, которое «разъедало весь организм армии, срывая всякую возможность планомерной работы» [5. С. 187]. Вышеуказанным Постановлением утверждались три срока действительной военной службы в кадровых частях: для морского флота и морских частей ОГПУ -4 года; для специалистов воздушного флота, а также для ковочных кузнецов и переписчиков, прошедших специальные курсы, - 3 года; для всех прочих частей, штабов, управлений, учреждений и заведений - 2 года. Призыв должен был проводиться один раз в год - осенью. Декрет повысил возраст для призываемых в армию с 20 до 21 года на 1 июля года призыва (с 9 мая 1925 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР «Об изме-

нении призывного возраста» призывной возраст рассчитывался на 1 января года призыва).

Во изменение и дополнение этого постановления 25 сентября 1924 г. было принято «Временное положение о прохождении действительной военной службы в Рабоче-Крестьянской Красной Армии гражданами, окончившими рабочие факультеты, школы 2 ступени и высшие учебные заведения» [6]. Они подлежали призыву на общих основаниях в год окончания учебного заведения, но не пользовались правами на льготы по семейному положению и не участвовали в общей жеребьевке при призыве на действительную военную службу. Срок состояния на действительной военной службе для указанной категории военнообязанных, за незначительными изъятиями, устанавливался в один год. Все они ввиду низкого образовательного уровня подавляющего большинства призывников предназначались на должности командного состава. По истечении двухмесячного срока пребывания в части войск рядовыми красноармейцами они направлялись в полковые школы младшего комсостава и по окончании шестимесячного курса полковой школы назначались на соответствующие должности. После года службы указанные лица обязаны были пройти экзамен по военным предметам по сокращенной программе для лиц среднего командного состава. Успешно сдавшие его зачислялись в переменный состав территориальных дивизий по месту избранного жительства или службы и дальнейшую службу проходили на общих основаниях с переменным составом среднего командного состава территориальных частей. Не сдавшие экзамен через два месяца могли повторить попытку. В случае повторного провала они должны были дослуживать полный срок, установленный для данной части.

Эти и другие мероприятия по военному строительству после 1922 г. подготовили издание нового закона

об обязательной военной службе, который был утвержден и опубликован 18 сентября 1925 г. [7].

По сравнению с законом 1922 г. он более подробно регламентировал порядок комплектования Красной армии и прохождения военной службы и закреплял то новое в этой области, что внесла военная реформа. Наибольшее значение имели следующие нововведения: установление в связи с Постановлением от 8 августа

1923 г. двух новых видов прохождения действительной военной службы - службы в переменном составе территориальных частей и службы, отбываемой вневойсковым порядком; введение допризывной подготовки молодежи в качестве первой ступени обязательной военной службы и установление в связи с этим призывного возраста не с 20 лет, а с 21 года; максимальное сокращение и частичная унификация сроков пребывании в армии при кадровой службе; введение обязательных поверочных сборов для военнообязанных запаса; расширение льгот и отсрочек по призыву в соответствии с возможностями и хозяйственно-культурными нуждами страны в рассматриваемый период; установление особого вида допризывной подготовки для учащихся высших и средних специальных учебных заведений и особого порядка прохождения действительной службы для окончивших их; введение института сверхсрочной службы в качестве особого вида добровольной

военной службы; освобождение отдельных групп граждан от службы в армии по религиозным убеждениям; установление конкретных форм отправления военных обязанностей нетрудовыми элементами (служба в тыловом ополчении) и др.

В течение последующих трех лет в ходе военной реформы был издан ряд законодательных актов, изменявших и дополнявших отдельные положения закона 1925 г. В связи с этим в 1928 г. закон об обязательной военной службе получил новую редакцию, приведенную в соответствие с указанными дополнениями и изменениями [8]. Отсрочки от призыва были предоставлены учителям школ первой ступени, школ-семилеток и школ крестьянской молодежи, находящихся в сельской местности и в местечках Украинской и Белорусской ССР, -на все время состояния их в данной должности; преподавателям и другим научным работникам высших учебных заведений, Академии наук СССР и Академии наук Украинской ССР - на срок, не превышавший достижения ими 30-летнего возраста. Редакция закона от 1928 г. разрешала народному комиссару по военным и морским делам предоставлять отсрочки по призыву и другим категориям граждан, а также отдельным гражданам по ходатайству соответствующих организаций. В то же время Народный Комиссар по Военным и Морским Делам получил право в необходимых случаях аннулировать отсрочки отдельных граждан или целых категорий граждан и призывать их на действительную службу на общих основаниях.

Из всего вышеизложенного можно сделать ряд выводов. В 20-е гг. прошлого века руководство Советско-

го государства смогло выработать и реализовать достаточно эффективную политику в области военного строительства, обеспечившую поступательный рост боевого потенциала Вооруженных сил в сложных социально-экономических и военно-политических условиях. В эволюции системы комплектования армии и флота и прохождения военной службы можно выделить пять ключевых моментов, связанных с принятием соответствующих нормативно-правовых актов: декрета «Об обязательной воинской повинности граждан РСФСР» от 28 сентября 1922 г.; декрета «Об организации территориальных войсковых частей и проведении военной подготовки трудящихся» от 8 августа 1923 г.; постановлений ЦИК и СНК 1924 г.; закона об обязательной военной службе от 18 сентября 1925 г. и его новой редакции 1928 г.

Они позволили создать достаточно стройную и сбалансированную систему комплектования Вооруженных Сил советского государства. Эта система не только дала возможность поднять боеготовность армии и флота в условиях острого дефицита финансовых и материальных ресурсов, но и способствовала кардинальному изменению отношения к армейской службе в массах трудящегося населения, а также позволяла решать задачи его общего и политического просвещения. Удалось добиться баланса противоречивых принципов, положенных в основу комплектования армии и флота: всеобщая воинская повинность и классовый характер защиты социалистического Отечества; социальная справедливость и учет особых личных условий призывников при предоставлении отсрочек.

ЛИТЕРАТУРА

1. Собрание узаконений РСФСР. 1922. Ст. 786.

2. Собрание узаконений РСФСР. 1923. № 92. Ст. 915.

3. Постановление СТО СССР «О льготах для призываемых для предварительного военного обучения и зачисления в переменный состав тер-

риториальных частей рабочих и служащих, сверстники коих призваны на действительную военную службу» // Собрание законов СССР. 1925. № 48. Ст. 345.

4. Собрание узаконений РСФСР. 1924. № 45. Ст. 423.

5. ФрунзеМ.В. Избранные произведения. М., 1934.

6. Вестник ЦИК, СНК и СТО. 1924. № 4. Ст. 116.

7. Собрание законов СССР. 1925. № 62. Ст. 483.

8. Собрание законов СССР. 1928. № 51. Ст. 449.

Статья представлена научной редакцией «Право» 1 мая 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.