Научная статья на тему 'Правовые основы и механизмы межрегионального управления в Российской Федерации'

Правовые основы и механизмы межрегионального управления в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
579
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERREGIONAL COOPERATION / МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ФОРУМ / AN INTERGOVERNMENTAL FORUM / СИСТЕМА / АССОЦИАЦИЯ / THE SYSTEM ASSOCIATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Джамалудинова Мадина Юнускадивна

Межрегиональное сотрудничество в современных условиях имеет достаточно высокий уровень развития. Все субъекты Российской Федерации и значительная часть муниципальных образовании являются членами или поддерживают деловые отношения с межрегиональными ассоциациями и объединениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL FRAMEWORK AND MECHANISMS INTERREGIONAL MANAGEMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

The interregional cooperation in the modern conditions has a quite high rate development. All subjects of the Russian Federation and the major part of the municipal bodies are the Members or have business relations with interregional associations and unions. Economic, Cultural and other ties were established between them on the basis of bilateral and multilateral agreemends

Текст научной работы на тему «Правовые основы и механизмы межрегионального управления в Российской Федерации»

ДЖАМАЛУДИНОВА М. Ю.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И МЕХАНИЗМЫ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Межрегиональное сотрудничество в современных условиях имеет достаточно высокий уровень развития. Все субъекты Российской Федерации и значительная часть муниципальных образовании являются членами или поддерживают деловые отношения с межрегиональными ассоциациями и объединениями.

DZHAMALUDINOVA ЫХ.

THE LEGAL BASIS AND MECHANISMS OF INTERREGIONAL ADMINISTRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The interregional cooperation in the modern conditions has a quite high rate development. All subjects of the Russian Federation and the major part of the municipal bodies are the Members or have business relations with interregional associations and unions. Economic, Cultural and other ties were established between them on the basis of bilateral and multilateral agreemends

Ключевые слова: межрегиональное сотрудничество, межправительственный форум, система, ассоциация.

Keywords: interregional cooperation, an intergovernmental forum, the system association.

Развитие межрегионального сотрудничества на территории Российской Федерации в современных условиях обеспечено принятием ряда документов, содержащих комплекс правовых, финансовых и организационных мер на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Нормативную базу на федеральном уровне составляют правовые акты, регулирующие общие вопросы межрегионального сотрудничества:

❖ Указ Президента Российской Федерации «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» от 03.06.1996 № 803 в качестве целей и задач региональной политики определяет создание единого экономического пространства, развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики и других).

❖ Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года провозглашает важную роль межрегионального сотрудничества по отдельным направлениям экономической, культурной, молодежной и информационной политики.

Различные аспекты межрегионального сотрудничества регулируются также в ряде федеральных законов:

❖ Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» от 17 декабря 1999 г. № 211-ФЗ регламентирует создание механизмов взаимодействия субъектов Российской Федерации в вопросах социально-экономического развития на основе объединения их материальных, финансовых и интеллектуальных ре -сурсов.

❖ Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ устанавливает полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по содействию развития межрегионального сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства.

Учет интересов нескольких регионов имеет место при разработке и реализации федеральных целевых программ, таких как Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», Федеральная целевая программа «Юг России (2008-2012 годы)». Ряд мероприятий этих программ имеют межрегиональное значение, и их реализация требует взаимодействия регионов.

Осуществление координирующих функций в сфере межрегионального сотрудничества возложено на ряд федеральных органов:

❖ функции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере межрегионального сотрудничества, возложены на Министерство регионального развития Российской Федерации;

❖ координирующую функцию по обеспечению взаимодействия субъектов Российской Федерации при разработке программ социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа на основании Указа Президента Российской Федерации выполняют Полномочные представители Президента Российской Федерации.

На уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований межрегиональное сотрудничество осуществляется в рамках деятельно -сти:

❖ Ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации («Сибирское соглашение», «Центрально-Черноземная» и

др.);

❖ Межпарламентских ассоциаций («Дальний Восток и Забайкалье» и

др.);

❖ объединений муниципальных образований (Союз российских городов, Союз малых городов России, Союз городов Заполярья и Крайнего Севера, Ассоциация сибирских и дальневосточных городов и

др.).

а также в рамках заключаемых между ними договоров и соглашении по торгово-экономическим, научно-техническим, культурным и другим направлениям сотрудничества [1].

Создание ассоциаций началось летом 1991 года. Решение о создании каждой из них принималось распоряжением Председателя Верховного Совета РСФСР, в котором регионам, вступившим в ассоциацию, предоставлялись значительные экономические льготы.

Всего создано 8 ассоциаций, охвативших к началу 1999 года всю территорию России, кроме Чечни (8 регионов входят в две ассоциации сразу). Территории ассоциаций в значительной степени совпали с территориями 11 экономических районов России (в том числе Ассоциация «Северо-Запад» -Северный и Северо-Западный районы; «Большая Волга» - Поволжский и Волго-Вятский; «Сибирское соглашение» - Восточно-Сибирский и ЗападноСибирский).

В некоторых мероприятиях межрегиональных ассоциаций принимает участие в качестве наблюдателя также Союз российских городов. Кроме того, на равный с межрегиональными ассоциациями статус претендовала и Ассоциация автономных образований, созданная в 1992 году.

5 февраля 1993г. руководители 8 ассоциаций подписали Соглашение о сотрудничестве с Правительством РФ, а 14 июля 1994 - с Федеральным Собранием РФ.

Основными направлениями такого сотрудничества являются:

❖ правовое обеспечение сотрудничества (принятие нормативных правовых актов, утверждение стратегий и целевых программ развития, заключение соглашений (меморандумов, протоколов, планов мероприятий) по отдельным направлениям сотрудничества;

❖ создание координирующих органов (комиссий, отделов, комитетов и советов по развитию и координации сотрудничества, операторов межрегиональных связей, дирекций и т.д.);

❖ развитие инфраструктуры межрегионального сотрудничества (строительство межрегиональных выставочно-конгрессных комплексов, культурных центров и т.д.);

❖ информационное обеспечение межрегионального сотрудничества (создание межрегиональных информационно-аналитических систем, маркетинговых центров и т.д.);

❖ продвижение продукции и услуг на рынки других регионов (осуществление выставочно-ярмарочной деятельности, проведение презентационных мероприятий, распространение рекламно-информационной продукции, продвижение региональных брендов и торговых марок товаропроизводителей и т.д.);

❖ осуществление совместных проектов (организация предприятий на основе различных форм кооперации, межрегиональных зон опережающего развития, производственно-территориальных кластеров), создание межрегиональных институтов развития инвестиционной направленности (инвестиционных, страховых, венчурных фондов,

бизнес-альянсов, совместных инжиниринговых центров, межрегиональных банков развития, клиринговых и расчетных центров), научных центров при ВУЗах по разработке ноу-хау и т.д.;

❖ научно-методическое обеспечение межрегионального сотрудничества (проведение научных исследований, разработка методических материалов по развитию межрегиональных связей и т.д.);

❖ налаживание деловых и культурных контактов и связей с другими регионами (участие в межрегиональных форумах, выставках, фестивалях, конкурсах, проведение визитов делегаций с торгово-экономическими и культурными миссиями и т.д.).

Межрегиональное сотрудничество в современных условиях имеет достаточно высокий уровень развития. Все субъекты Российской Федерации и значительная часть муниципальных образовании являются членами или поддерживают деловые отношения с межрегиональными ассоциациями и объединениями. Между ними установлены экономические, культурные и другие связи на основе заключения двусторонних и многосторонних соглашений. При этом регионы отмечают положительный экономический и социальный эффект от реализации этих соглашений: формирование единого экономического пространства, активизация торговых операций и устойчивый рост объёмов межрегионального товарооборота, выравнивание цен и развитие здоровой конкуренции, освоение новых рыночных механизмов, стабилизацию рынка труда ит.д.

В то же время анализ положения в сфере межрегионального сотрудничества показывает наличие ряда проблем, снижающих его эффективность. К ним относятся как проблемы общего характера (неравномерность развития регионов, недоработанность системы стратегического прогнозирования и пространственного планирования, экономический кризис и т.д.), так и недостатки в развитии самого института межрегионального сотрудничества.

Так, на федеральном уровне нет четко сформулированных приоритетов, принципов и задач регионального сотрудничества, в государственных стратегиях социально-экономического развития Российской Федерации не обозначена роль межрегионального сотрудничества как особого направления государственной региональной политики, а федеральные органы государственной власти уделяют недостаточное внимание координации деятельности субъектов Российской Федерации в этой сфере.

Отсутствие единых правовых, организационных, методологических подходов к осуществлению межрегионального сотрудничества, а также общей информационной системы его обеспечения приводит к тому, что регионы развивают взаимодействие методом «проб и ошибок», их совместные действия не всегда достаточно организованы и скоординированы, затруднено распространение положительного опыта сотрудничества. В результате, как отмечают регионы, торгово-экономические и культурные отношения между ними не всегда сопровождаются заключением соглашений о сотрудничестве, не все заключенные межрегиональные соглашения реально реализуются, а

деловые контакты и проекты осуществляются преимущественно между регионами, входящими в один федеральный округ [2].

В целях разработки предложений по дальнейшему развитию межрегионального сотрудничества 19 ноября 2009 года Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике провел круглый стол на тему: «Развитие межрегионального сотрудничества в новых экономических условиях: проблемы и перспективы».

Участники «круглого стола» отметили, что дальнейшее развитие и совершенствование межрегионального сотрудничества требует принятия дополнительных правовых, финансовых и организационных мер, в связи с чем сочли целесообразным рекомендовать [3]:

1. Правительству Российской Федерации:

❖ разработать концептуальные положения государственной политики в сфере межрегионального сотрудничества, обеспечить их учет при разработке и корректировке государственных программ социально-экономического развития Российской Федерации (Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, проекта Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации и т.д.);

❖ обеспечить усиление роли и активизацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, и в первую очередь Минрегио-на России, в качестве координирующих органов в сфере развития межрегионального сотрудничества;

❖ разработать меры по развитию интеграционных процессов и укреплению интеграционных связей внутри крупных регионов России (Сибири, Дальнего Востока, Урала, Поволжья и других), активизировать работу по формированию особых экономических зон, зон опережающего развития, территориально-производственных кластеров, основанных на объединение экономических ресурсов нескольких регионов;

❖ разработать меры по использованию современных инструментов экономической политики (инновационные и инвестиционные механизмы, инструменты кластерной политики, государственно-частного партнерства и т.д.) в рамках осуществления межрегионального сотрудничества;

❖ рассмотреть вопрос о механизмах государственной поддержки деятельности Ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации и объединений муниципальных образований;

❖ создать систему государственной поддержки и стимулирования развития сотрудничества регионов (инвестиционная поддержка межрегиональных проектов, гранты участникам межрегионального сотрудничества, налоговые льготы, учет степени развития межрегиональных связей при оценке деятельности руководителей органов государственной власти и т.д.);

❖ разработать методику оценки эффективности экономической деятельности, осуществляемой в рамках реализации регионами совместных проектов;

❖ рассмотреть вопрос о создании единого государственного информационного портала в сфере межрегионального сотрудничества на основе существующих региональных информационных систем в целях размещения информации создание банка данных о производимых товарах, проводимых тендерах, конкурсах, маркетинговых исследованиях рынка, торгово-экономическом и инвестиционном потенциале регионов, перспективных научно-технических, инновационных разработках и т.д.;

❖ разработать единую методологическую основу осуществления межрегионального сотрудничества, подготовить модельные проекты межрегиональных соглашений;

❖ обеспечить своевременную разработку рекомендаций по организации межрегионального и межмуниципального сотрудничества в сфере реализации расходных полномочий и вопросов местного значения, предусмотренных планом мероприятий по реализации Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1123-р от 08.08.2009 г.);

❖ принять меры по изучению опыта работы межрегиональных органов и организаций зарубежных государств (Конгресса местных и региональных властей Европы, Ассамблеи регионов Европы, Комитета регионов ЕС, интеграционного объединения «Экономическое пространство Южной Баварии: Мюнхен, Аугсбург, Ингольштадт (МАИ) и др.) и его использованию в российской практике межрегионального сотрудничества.

2. ФедералъномуСобраниюРоссийской Федерации:

❖ разработать и принять федеральные законы («О межрегиональном сотрудничестве в Российской Федерации», «Об основах государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации» и т.д.), определяющие цели и задачи региональной политики в области межрегионального сотрудничества, принципы, направления, формы и методы такого сотрудничества, полномочия федеральных, региональных и местных органов, а также вопросы координации их деятельности в сфере межрегионального сотрудничества;

❖ разработать механизмы взаимодействия субъектов Российской Федерации в Федеральном законе «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также включить такие механизмы в проект федерального закона «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

❖ внести изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» в целях повышения эффективности деятельности ассоциаций, более четко определить их функции и правовой статус, механизмы взаимодействия с другими институтами межрегионального сотрудничества;

❖ предусматривать в отраслевых федеральных законах, а также в федеральных законах по вопросам социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований нормы, стимулирующие развитие межрегионального сотрудничества.

3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам муниципальных образований:

❖ при принятии и корректировке стратегий и программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований предусматривать в них меры по развитию межрегиональных связей, обеспечить межрегиональное согласование стратегий и программ, а также крупных инфраструктурных проектов межрегионального значения в процессе их разработки, принятия и актуализации;

❖ расширить практику заключения двусторонних и многосторонних договоров о сотрудничестве с другими регионами, провести мониторинг заключенных соглашений для оценки эффективности их pea -лизации;

❖ оказывать организационную и финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в продвижении их продукции на рынки субъектов Российской Федерации, по развитию кооперационных связей с хозяйствующими субъектами в других регионах;

❖ разработать меры по стимулированию развития межрегиональных связей, контактов и проектов в государственных, муниципальных и предпринимательских структурах;

❖ изучить целесообразность проведения обучающих семинаров по вопросам межрегионального сотрудничества;

❖ разработать направления и механизмы использования межрегиональной кооперации в целях минимизации и устранения последствий экономического кризиса (информационный обмен, межрегиональные программы содействия занятости и т.д.).

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Основой формирования программ межрегионального сотрудничества на уровне региона должно стать исследование потребностей населения конкретного региона и возможностей их удовлетворения за счет собственных ресурсов и инфраструктуры, возможностей внутреннего межрегионального обмена ресурсами и результатами труда, включая культуру, знания и товары интеллектуального и промышленного производства.

2. Развитие межрегионального сотрудничества на территории Российской Федерации в современных условиях обеспечено принятием ряда документов, содержащих комплекс правовых, финансовых и организационных мер на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

3. Анализ положения в сфере межрегионального сотрудничества показывает наличие ряда проблем, снижающих его эффективность. К ним относятся как проблемы общего характера (неравномерность развития регионов, не-доработанность системы стратегического прогнозирования и пространственного планирования, экономический кризис и т.д.), так и недостатки в развитии самого института межрегионального сотрудничества.

4. Основными направлениями такого сотрудничества являются:

❖ правовое обеспечение сотрудничества (принятие нормативных правовых актов, утверждение стратегий и целевых программ развития, заключение соглашений (меморандумов, протоколов, планов мероприятий) по отдельным направлениям сотрудничества;

❖ создание координирующих органов (комиссий, отделов, комитетов и советов по развитию и координации сотрудничества, операторов межрегиональных связей, дирекций и т.д.);

❖ информационное обеспечение межрегионального сотрудничества (создание межрегиональных информационно-аналитических систем, маркетинговых центров и т.д.);

❖ осуществление совместных проектов (организация предприятий на основе различных форм кооперации, межрегиональных зон опережающего развития, производственно-территориальных кластеров), создание межрегиональных институтов развития инвестиционной направленно -сти (инвестиционных, страховых, венчурных фондов, бизнес-альянсов, совместных инжиниринговых центров, межрегиональных банков развития, клиринговых и расчетных центров), научных центров при ВУЗах по разработке ноу-хау и т.д.;

❖ научно-методическое обеспечение межрегионального сотрудничества (проведение научных исследований, разработка методических материалов по развитию межрегиональных связей и т.д.);

❖ налаживание деловых и культурных контактов и связей с другими регионами (участие в межрегиональных форумах, выставках, фестивалях, конкурсах, проведение визитов делегаций с торгово-экономическими и культурными миссиями и т.д.).

_Литература_

1. Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2008 года № 10.

2. Северо-Западный федеральный округ: экономика, инновационная деятельность, научный потенциал, высшая школа. Научно-практическое из-

дание. - М.: Центр исследований и статистики науки (ЦИСН) Минпромнауки РФ и РАН, 2003.

3. Рекомендации «круглого стола» на тему: «Развитие межрегионального сотрудничества в новых экономических условиях: проблемы и перспективы». http://www.komfed.ru/activities/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.