Научная статья на тему 'Правовые основы и гарантии обеспечения безопасности личности при чрезвычайных ситуациях в ведущих иностранных государствах (на примере Германии)'

Правовые основы и гарантии обеспечения безопасности личности при чрезвычайных ситуациях в ведущих иностранных государствах (на примере Германии) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
785
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ГЕРМАНИИ О БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ / SECURITY / PROVIDING PERSONAL SAFETY / THE LEGISLATION OF THE GERMANY CONCERNING HUMAN SAFETY IN EMERGENCY SITUATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Узун О. Л., Бойкова О. Б.

Определено общее и специальное законодательство в сфере обеспечения безопасности личности в чрезвычайной ситуации в Германии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL FRAMEWORK AND GUARANTEE HUMAN SECURITY IN EMERGENCIES IN LEADING FOREIGN COUNTRIES (FOR EXAMPLE GERMANY)

General and specific legislation in the field of human security in emergency situations is defined in Germany.

Текст научной работы на тему «Правовые основы и гарантии обеспечения безопасности личности при чрезвычайных ситуациях в ведущих иностранных государствах (на примере Германии)»

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ГАРАНТИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ В ВЕДУЩИХ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВАХ (НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ)

О. Л. Узун, кандидат юридических наук, доцент; О.Б. Бойкова.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Определено общее и специальное законодательство в сфере обеспечения безопасности личности в чрезвычайной ситуации в Германии.

Ключевые слова: безопасность, обеспечение безопасности личности, законодательство Германии о безопасности личности в чрезвычайной ситуации

LEGAL FRAMEWORK AND GUARANTEE HUMAN SECURITY IN EMERGENCIES IN LEADING FOREIGN COUNTRIES (FOR EXAMPLE GERMANY)

O.L. Uzun; O.B. Boikova.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

General and specific legislation in the field of human security in emergency situations is defined in Germany.

Key words: security, providing personal safety, the legislation of the Germany concerning Human Safety in emergency situations

Вопросы обеспечения безопасности личности являются приоритетным направлением научных исследований современности. Изучением проблем в этой сфере занимались такие ученые, как В.И. Карпов в своем труде «Теоретические основы обеспечения безопасности личности, общества и государства» [1], Э.Р. Мурадян в монографии «Личность и государство в сфере обеспечения безопасности: основы взаимодействия» [2], кроме того, в этой области имеются диссертационные исследования О.В. Вознесенской на тему «Безопасность личности в чрезвычайной ситуации: философско-политологический анализ» [3], Е.С. Калина на тему «Государственно-правовой механизм обеспечения права на безопасность личности в Российской Федерации (теоретическое административно-правовое исследование)» [4], Т.Б. Тюриной на тему «Правовая безопасность личности в современном российском государстве (вопросы теории и практики)» [5], Д.В. Коростелева на тему «Безопасность личности в условиях глобализации: проблема и пути решения» [6] и др.

Изучением вопросов безопасности личности в зарубежных странах занимались такие ученые, как Кейт Крауз, Корнелия Ульберт, Лаурент Гетчел в научных статьях, опубликованных в журнале «Безопасность и мир» (безопасность личности) - («Sichenheit und Frieden» (Human Security) [7].

Высокий интерес к данной проблематике возник в связи с необходимостью совершенствования института обеспечения безопасности личности, вызванной участившимися чрезвычайными ситуациями природного, техногенного и социального характера в мире (к примеру, экологическая катастрофа в г. Крымске в июле 2012 г., ураган «Sandy» в США в октябре 2012 г., угроза терроризма в Израиле (антитеррористические операции «Облачный столб» и «Огненный столб») в ноябре 2012 г., гражданская война в Ливии и др.), итогом которых явилось большое количество человеческих жертв и значительный материальный

ущерб, кроме того, нельзя забывать и о возможности возникновения принципиально новых угроз человечеству, готовность к которым не всегда соответствует предполагаемым последствиям.

Немаловажную роль в процессе формирования эффективных систем, методов и форм обеспечения безопасности личности в чрезвычайных ситуациях играет законодательство, в котором определяются не только полномочия должностных лиц, юридическая ответственность, порядок действий в условиях чрезвычайных ситуаций и другое, но и права и свободы граждан, а также гарантии их реализации и ограничения в условиях чрезвычайной ситуации.

Для того чтобы дать объективную оценку эффективности законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности личности в чрезвычайной ситуации, авторы считают необходимым рассмотреть аналогичную правовую базу развитых государств современности, на примере Германии.

В первую очередь, к основам правового регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности личности общего характера необходимо отнести Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., которая является фундаментальным источником для всех национальных законодательных начал стран - членов ООН. Так, ст. 3 Декларации гласит о том, что каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность [8].

На период 2011-2012 гг. Германия является непостоянным членом Совета Безопасности ООН, кроме того, в соответствии с брошюрой «Германия в Организации Объединенных Наций», изданной Федеральным министерством иностранных дел Федеративной Республики Германия в 2010 г.: «...в течение 20 лет Германия принимает активное участие в миротворческих миссиях Организации Объединенных Наций. Мы принимаем участие в шести из восемнадцати миссий ООН, действующих в настоящее время на трех континентах. Помимо финансового и кадрового участия мы целенаправленно поддерживаем миссии ООН с помощью различных проектов, тем самым реализуя концепцию интегрированного подхода к обеспечению безопасности.» [9].

Следующим международным правовым актом является Конвенция о защите прав человека и основных свобод [10] (Рим, 4 ноября 1950 г.), ратифицированная Федеральным законом от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ [11], ст. 2, которая регламентирует право на жизнь и указывает на то, что право каждого лица на жизнь охраняется законом, никто не может быть умышленно лишен жизни, иначе как во исполнение смертельного приговора, вынесенного судом за совершенные преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание.

Необходимо также отметить, что существенную роль в регулируемых правоотношениях в сфере обеспечения безопасности играют Международный Пакт о гражданских и политических правах [12], Европейская стратегия безопасности «Безопасная Европа в лучшем мире» [13] и др.

К основополагающему нормативно-правовому акту Германии в сфере обеспечения безопасности личности в чрезвычайной ситуации относится Основной закон Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 г. (Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland), в котором говорится о том, что достоинство человека неприкосновенно, уважение и его защита - обязанность всякой государственной власти (п. 1 ст. 1 Закона), кроме того, указывается на то, что немецкий народ считает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека основой всякого человеческого сообщества, мира и справедливости на земле (п. 2 ст. 1 Закона). Также в ст. 2 Закона указывается на то, что каждый имеет право на свободное развитие своей личности (в случае если он не нарушает прав других лиц и не посягает на конституционный порядок или нравственный закон), а также право на жизнь и физическую неприкосновенность, верховенство личности абсолютно. Вмешательство в эти права допускается только на основании закона [14].

Таким образом, указанными статьями Закона на государство официально возлагается ответственность за каждого человека, который находится на его территории, и обязанность защитить жизнь и здоровье каждого, то есть обеспечить его безопасность.

Под безопасностью понимается неприкосновенность объективного (формально-выраженного) закона, прав и законных интересов личности, учреждений и организаций, государства, а также других формирований [15].

Обеспечение безопасности личности в чрезвычайной ситуации регулируется Основным законом Германии, но необходимо выделить такой нормативно-правовой акт, как Семнадцатый закон к дополнению Основного закона от 24 июня 1968 г., («Чрезвычайные законы») (Siebzehntes Gesetz zur Ergänzung des Grundgesetzes vom 24 Juni 1968 («Notstandsgesetze»). Указанный нормативно-правовой акт является дополнением по отношению к Основному закону и содержит в себе статьи, касающиеся прав граждан и их ограничений в особых условиях (войны, стихийного бедствия и т. д.). Так, считаем необходимым обратить внимание на положения п. 8 Семнадцатого закона, где указывается на то, что в условиях стихийного бедствия или в особенно тяжелом несчастном случае страна может требовать себе в помощь полицейские силы других стран, силы учреждений других управлений, а также федеральной пограничной охраны и вооруженных сил. В случае если стихийное бедствие или несчастный случай угрожает области более чем одной страны, то федеральное правительство, если это требуется для эффективной борьбы, может принять решение или обратиться с просьбой о привлечении в помощь полицейских сил других стран для совместных действий, а также единицы федеральной пограничной охраны и вооруженных сил для оказания поддержки полицейским силам [16].

Кроме того, указываются и основания ограничения прав граждан Германии и личности вообще. Так, в соответствии со ст. 10 Закона, такое право, как тайна переписки, а равно почтовой, телеграфной и иной электросвязи неприкосновенна (п. 1 ст. 10). В тоже время могут быть установлены ограничения (только на основании закона), но только в случае, если конкретное ограничение служит защите основ свободного демократического строя или существования федерации или одной из земель, а также обеспечению их безопасности.

Закон может также предусмотреть, что факт ограничения не сообщается заинтересованному лицу, и что вместо судебной защиты осуществляется контроль со стороны специальных и вспомогательных органов, формируемых народным представительством. Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона, все немцы пользуются свободой передвижения на всей территории Федерации, но это право также может ограничиваться лишь законом или на основании закона. В тех случаях, когда конкретное лицо не располагает достаточными средствами для существования, возникает повышенное внимание со стороны общественности: для предотвращения опасности, угрожающей существованию основ свободного демократического строя Федерации или одной из ее земель; для борьбы с эпидемией, стихийными бедствиями, последствиями особо тяжких катастроф; для защиты молодежи от безнадзорности или предотвращения уголовно наказуемых действий (п. 2 ст. 11 Закона).

Еще одним значимым нормативно-правовым актом в сфере обеспечения безопасности личности в Германии является «Стратегия безопасности Германии» (Eine sicherheitsstrategie für deutschland) утвержденная Решением фракции Бундестага от 6 мая 2008 г., целью принятия которой является минимизация возникновения потенциальных угроз безопасности в Германии и возможность быстрого и эффективного реагирования на них, а также установление стабильности и исключение возможности возникновения кризиса.

К наиболее опасным угрозам безопасности Стратегия относит такое явление, как транснациональный терроризм, для борьбы с которым необходимо внедрение новой политики безопасности в государстве, выраженной в международном сотрудничестве и взаимодействии внешней политике. Политика безопасности должна предотвращать террористические операции и защищать одновременно глобальную инфраструктуру. В ходе реализации данной политики подразумевается создание коллективной системы безопасности на территории Европы. Также к одной из сфер немецкой политики безопасности относится ориентирование на воздействия и изменения климата и преодоление защитно-релевантных последствий [17].

Вопросы транснациональной безопасности находят свое отражение в Записке Генерального секретаря Генеральной ассамблеи ООН Кофи Аннана от 2 декабря 2004 г.

№ A/59/565. Так, в гл. 7 Записки говорится о том, что транснациональная организованная преступность представляет собой угрозу для государств и обществ, подрывая безопасность человека и коренное обязательство государств обеспечивать правопорядок. Борьба с организованной преступностью служит двойной цели уменьшения этой прямой угрозы для безопасности государства и человека, а также является необходимым шагом в усилиях по предотвращению и урегулированию внутренних конфликтов, борьбе с распространением оружия и предотвращению терроризма. В записке также рассматриваются и другие аспекты в сфере обеспечения безопасности, такие как коллективная безопасность и применение силы, потенциал принуждения к миру и поддержание мира, защита гражданских лиц и другое [18].

Действия в чрезвычайных ситуациях, возникающие на морских судах, в немецком законодательстве отдельно регламентированы законом «О безопасности на судне» (Schiffssicherheitsgesetz (SchSG). Так, в § 1 Закона определяется необходимость последовательной и эффективной реализации существующих международных морских правил для обеспечения безопасности на море, в том числе деятельности, непосредственно связанной с должным уровнем здоровья и безопасности работника на судах, и обеспечения благоприятной окружающей среды на море.

Кроме того, в § 6 Закона определены дополнительные обязанности, в которых указывается на то, что шкипер (капитан) имеет судовой журнал, в котором в обязательном порядке делает записи о любых инцидентах и происшествиях на борту, которые затрагивают обеспечение безопасности на море, включая охрану окружающей природной среды и безопасности на рабочем месте (имеет особое значение). В случае чрезвычайной ситуации (несчастного случая) на море шкипер обеспечивает всеми возможными способами сохранность регистрационных документов [19].

Законодательство Германии в сфере обеспечения безопасности личности в чрезвычайной ситуации имеет отличительную особенность, выраженную во множестве нормативно-правовых актов, действующих на территории страны.

Так, каждая из Федеральных земель Германии имеет свой закон, тем или иным образом касающийся безопасности в чрезвычайной ситуации. К примеру, закон «О пожарах в Западном Берлине» (Gesetz über die Feuerwehren im Land Berlin (Feuerwehrgesetz - FwG) от 23 сентября 2003 г. [20], Тюрингенский закон «О пожарной безопасности, Генеральной помощи и гражданской защите» (Thüringer Gesetz über den Brandschutz, die Allgemeine Hilfe und den Katastrophenschutz (Thüringer Brand und Katastrophenschutzgesetz (ThürBKG) от 5 февраля 2008 г. [21] и др.

В Федеральной земле Саксония действует «Саксонский закон о пожарной безопасности, аварийно-спасательной службе и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (Sächsisches Gesetzüber den Brandschutz, Rettungsdienst und Katastrophenschutz (SächsBRKG)) от 24 июня 2004 г. Целью Закона, в соответствии с § 1 Закона, является формирование правил противопожарной защиты и эффективного спасения населения от пожаров, аварий, чрезвычайных ситуаций и бедствий. В соответствии с § 58 Закона компетентные лица пожарной охраны, скорой медицинской помощи, а также представители агентства по чрезвычайным ситуациям, главы спасательной операции имеют право входить в зону бедствия (или рабочую зону), запрещать туда вход посторонним лицам, эвакуировать лиц с зоны бедствия в таком объеме, который необходим для борьбы с пожаром, аварией, чрезвычайной ситуацией, стихийным бедствием. Указанные лица могут также предусмотреть срочный аварийный ремонт в зоне бедствия, включая предотвращение дальнейших операций на месте [22].

Таким образом, проанализировав вышеуказанные источники права Германии, можно сделать вывод о том, что правовые основы и гарантии обеспечения безопасности личности (в том числе в чрезвычайных ситуациях) в целом ориентированы на международно-правовое законодательство. Внутренние нормативно-правовые акты Германии, регулирующие эту сферу, весьма разобщены и ориентированы не на специализированный закон, действующий на всей территории страны, а на Основной закон Германии (имеющий общий характер).

С одной стороны, у каждой из Федеральных земель есть возможность разработать свое законодательство, соответствующее территориальному расположению, экономическим и социальным особенностям Земли, с другой, обилие различных законов в сфере обеспечения безопасности в чрезвычайной ситуации может затруднить быстрое и эффективное реагирование на внезапно возникшую чрезвычайную ситуацию на территории всей страны единовременно.

В Российской Федерации, в отличие от Германии, система законодательства в сфере обеспечения безопасности личности выглядит наиболее разработанной и структурированной. Федеральные нормативно-правовые акты Российской Федерации и нормативные акты субъектов практически всегда аналогичны по строению и соответствуют друг другу по содержанию с включением соответствующих особенностей субъекта, в целом в России соблюдается принцип единообразия, за счет которого во многом и обеспечивается эффективная, централизованная политика обеспечения безопасности в нашем государстве.

Литература

1. Карпов В.И. Теоретические основы обеспечения безопасности личности, общества и государства: учеб. пособ. 2-е изд. доп. и перераб. М.: Юр.ин-т (МИИТ), 2010. 236 с.

2. Мурадян Э.Р. Личность и государство в сфере обеспечения безопасности. Основы взаимодействия: монография. Челябинск, 2011. 144 с.

3. Вознесенская О.В. Безопасность личности в чрезвычайной ситуации: философско-политологический анализ: автореферат. М., 2000. 26 с.

4. Калина Е.С. Государственно-правовой механизм обеспечения права на безопасность личности в Российской Федерации (теоретическое административно-правовое исследование): автореферат. Челябинск, 2004. 40 с.

5. Тюрина Т.Б. Правовая безопасность личности в современном российском государстве (вопросы теории и практики):автореферат. Саратов, 2006. 26 с.

6. Коростелев Д.В. Безопасность личности в условиях глобализации: проблема и пути решения: автореферат. М., 2008. 28 с.

7. Безопасность и мир (безопасность личности) («Sichenheit und Frieden» (Human Security). URL: http://www.sicherheit-und frieden.nomos.de/fileadmin/suf/doc/SuF_05_01.pdf (дата обращения: 20.11.2012).

8. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.) // Рос. газ. 1995. 5 апр. № 67.

9. Германия в Организации Объединенных наций // Брошюра. Берлин: Федеральное министерство иностранных дел, 2010. URL: http://www.moskau.diplo.de/contentblob/ 2668516/Daten/740359/VN_Broschuere_ru.pdf (дата обращения: 20.11.2012).

10. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (с изм. и доп. от 21 сент. 1970 г., 20 дек. 1971 г., 1 янв. 1990 г., 6 нояб. 1990 г., 25 марта 1992 г., 13 мая 2004 г.) // СЗ РФ. 2001. 8 янв. № 2. Ст. 163.

11. О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней: Федер. закон Рос. Федерации от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ // СЗ РФ. 1998. 6 апр. № 14. Ст. 1514.

12. Международный Пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

13. Европейская стратегия безопасности «Безопасная Европа в лучшем мире». URL: http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/librairie/PDF/QC7809568RUC.pdf (дата обращения: 20.11.2012).

14. Основной закон Федеративной Республики Германии (Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland) от 23 мая 1949 г. URL: http://www.gesetzesweb.de/GG.html (дата обращения: 26.11.2012).

15. Юридический словарь: пер. с нем. URL: http://www.rechtswoerterbuch.de/ recht/o/oeffentliche-ordnung/ (дата обращения: 15.11.2012).

16. Семнадцатый закон к дополнению основного закона от 24 июня 1968 г., («чрезвычайные законы»): пер. с нем. URL: http://www.hdg.de/lemo/html/ dokumente/KontinuitaetUndWandel_gesetzNotstandsgesetze/index.html (дата обращения 20.11.2012).

17. Стратегия безопасности Германии: решение фракции Бундестага от 6 мая 2008 г.: пер. с нем. URL: http://www.cdu.de/doc/pdfc/080506-beschluss-fraktion-sicherheitsstrategie.pdf (дата обращения: 15.11.2012).

18. Записка Генерального секретаря Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Нации от 2 дек. 2004 г. № A/59/565 URL: http://www.un.org/russian/ secureworld/a59-565.pdf (дата обращения: 15.11.2012).

19. О безопасности на судне: закон (Schiffssicherheitsgesetz (SchSG) от 9 сент. 1998 г. // Бюллетень федеральных законов I.: пер. с нем. URL: http://www.gesetzesweb.de/SchSG.html (дата обращения: 26.11.2012).

20. О пожарах в Западном Берлине: закон (Gesetz über die Feuerwehren im Land Berlin (Feuerwehrgesetz-FwG)) от 23 сент. 2003 г.: пер. с нем. URL: http://www.berlin.de /imperia/md/content/seninn/abteilungiii/vorschriften/fwg.pdf?start&ts=1117091440&file=fwg.pdf (дата обращения: 26.11.2012).

21. О пожарной безопасности, Генеральной помощи и гражданской защите: Тюрингенский закон (Thüringer Gesetz über den Brandschutz, die Allgemeine Hilfe und den Katastrophenschutz (Thüringer Brand und Katastrophenschutzgesetz (ThürBKG) от 5 февр. 2008 г. URL:http://landesrecht.thueringen.de/jportal/?quelle=jlink&query=Brand%2FKatSchG+TH&psml =bsthueprod.psml&max=trueBrand_KatSchGTH2008V2IVZ&doc.part (дата обращения: 26.11.2012).

22. Саксонский закон о пожарной безопасности, аварийно-спасательной службе и ликвидации чрезвычайных ситуаций (Sächsisches Gesetzüber den Brandschutz, Rettungsdienst und Katastrophen schutz (SächsBRKG) от 24 июня 2004 г.: пер. с нем. URL: http://www.sicherheit.sachsen.de/download/SMI/SaechsBRKG_2012.pdf (дата обращения: 26.11.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.