Научная статья на тему 'Правовые основы формирования и развития информационного общества в регионе (на примере Республики Северная Осетия - Алания)'

Правовые основы формирования и развития информационного общества в регионе (на примере Республики Северная Осетия - Алания) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
605
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕГИОН / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATIZATION / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION LAW / E-GOVERNMENT / E-REGION / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Койбаев Борис Георгиевич, Золоева Зарина Тамерлановна

В статье анализируется процесс развития информационного общества в некоторых субъектах Северо-Кавказского федерального округа. Авторы предпринимают попытку анализа действующих политических и нормативно-правовых документов с целью выявления их достоинств и недостатков, а также определения их роли в процессе формирования и развития информационного общества в Российской Федерации. На основе сравнительного анализа авторами были выявлены перспективы и направления совершенствования нормативно-правовой базы РСО Алания в сфере развития информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Койбаев Борис Георгиевич, Золоева Зарина Тамерлановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF INFORMATION SOCIETY IN THE REGION (BY THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF NORTH OSSETIA - ALANIA)

The article analyzes the process of information society development in some regions of the North-Caucasus Federal district. The authors attempt to analyse acting political and legal documents andidentify their advantages and disadvantages, their role in the process of formation and development of information society in the Russian Federation. On the basis of comparative analysis the authors have identiied the prospects and directions of enhancing normative-legal base RNO Alaniya in the sphere of information society development.

Текст научной работы на тему «Правовые основы формирования и развития информационного общества в регионе (на примере Республики Северная Осетия - Алания)»

УДК 34:002

Б. Г. Койбаев, 3. Т. Золоева

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ)

В статье анализируется процесс развития информационного общества в некоторых субъектах Северо-Кавказского федерального округа. Авторы предпринимают попытку анализа действующих политических и нормативно-правовых документов с целью выявления их достоинств и недостатков, а также определения их роли в процессе формирования и развития информационного общества в Российской Федерации. На основе сравнитель-

ного анализа авторами были выявлены перспективы и направления совершенствования нормативно-правовой базы PCO - Алания в сфере развития информационного общества.

Ключевые слова: информатизация, информационное общество, информационное право, электронное правительство, электронный регион, информационные технологии.

В. G. Koybaev, Z. T. Zoloeva

LEGAL BASES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF INFORMATION SOCIETY IN THE REGION (BY THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF NORTH OSSETIA - ALANIA)

The article analyzes the process of information society development in some regions of the North-Caucasus Federal district. The authors attempt to analyse acting political and legal documents andidentify their advantages and disadvantages, their role in the process of formation and development of information society in the Russian Federation. On the basis of

comparative analysis the authors have identified the prospects and directions of enhancing normative-legal base RNO - Alaniya in the sphere of information society development.

Key words: informatization, information society, information law, e-government, e-Region, information technology.

Использование информационных технологий в различных областях жизни современного общества легло в основу для формирования нового этапа развития цивилизации - информационного общества. Развитие сферы информационных технологий вызывает ряд последствий, выражающихся в смене всей модели развития общества и государства. Возрастание значения информации и информационных технологий, проявляемое в новых возможностях граждан и государства, неизбежно влечёт за собой формирование информационного общества.

В условиях мощных информационных потоков государство тоже становится информационным. Государственные органы переходят на оказание услуг в электронной форме, на электронный документооборот, начинается процесс формирования электронного правительства. Все эти процессы непосредственным образом влияет на права человека. Для многих информатизация общественных отношений выступает

как несомненное благо, как дополнительный ресурс во взаимоотношениях личности с государством. Но для значительной части общества, не обладающей достаточным уровнем компьютерной грамотности, информатизация общества создаёт проблемы, затрудняет реализацию прав и защиту законных интересов [4, с. 112].

Процесс формирования информационного общества представляется объективной реальностью, обусловленной всем ходом научно-технического прогресса. Юридическая регламентация отношений, которые складываются в условиях формирования информационного общества, представляет собой сравнительно новую сферу интересов российского государства. Необходимость такой регламентации обусловлена возрастанием роли информации в жизни современного общества [5, с. 63].

Формирование информационного общества в России связано с реализацией ряда политических и правовых документов: Стра-

тегией развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № ПР-212, Государственной программы «Информационное общество (2011-2020 гг.)», Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ и др. [2, с. 141].

Стратегия определяет основные направления государственной информационной политики, касающиеся формирования информационного общества в стране, так как она, как отмечается в документе, «является основой для подготовки и уточнения доктринальных, концептуальных, программных и иных документов, определяющих цели и направления деятельности органов государственной власти, а также принципы и механизмы их взаимодействия с организациями и гражданами в области развития информационного общества в Российской Федерации» [6].

Что касается федеральной программы «Информационное общество (2011-2020 гг.)», то нужно отметить, что она пришла на смену государственной программе «Электронная Россия», которая оказалась неэффективной и так и не достигла поставленных целей. Программа «Информационное общество (2011-2020 гг.)» знаменует переход к новой эпохе - эпохе информационного общества, так как определяет основные ориентиры государственной политики направленной на формирование и развитие информационного общества и предполагает модернизацию федеральных и региональных нормативно-правовых актов.

Значимое место в регулировании вопросов формирования информационного общества занимает ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ, который закрепляет важнейшие позиции в регулировании информационных правоотношений.

На развитие информационного общества в РФ большое влияние оказывают также следующие нормативные акты: ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ; ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ, ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010г. № 210-ФЗ. Перечисленные законодательные акты, по нашему мнению, выступают в качестве необходимых элементов формирования в России ин-

формационного общества, так как регулируют очень важные аспекты, в особенности процесс оказания государственных услуг, а также право на доступ к информации.

Однако формирование информационного общества в РФ непременно сталкивается с проблемой формирования его элементов на уровне регионов. Следует согласиться с мнением И. Л. Бачило, о том что «с учетом того, что у нас очень сильно развивается информационная основа формирования гражданского, демократического и социального общества, и развитие информационного законодательства приобретает наибольшую остроту на уровне законодательства субъектов РФ, нам нужно обратить больше внимания на законодательство субъектов РФ. Не все можно решить через федеральный закон. В области обеспечения доступа к информации и предоставления и получения публичных услуг нам необходимо создать рамочный федеральный закон, который мог бы быть положен в основу разработки законов всех субъектов РФ» [1, с. 31]. Это предложение является рациональным и востребованным, тем более что опыт реализации таких законов имеется в европейских странах, например в Германии [3, с. 282].

Действуя в рамках общегосударственного процесса по формированию информационного общества, регионы так же приступили к формированию политических и правовых основ данного процесса. В рамках данного исследования объектом анализа были выбраны 3 региона Северо-Кавказского федерального округа: Республика Дагестан, Республика Северная Осетия - Алания и Ставропольский край.

Процесс формирования и развития информационного общества в субъектах РФ, характеризуется рядом показателей. Так, одним из показателей выступает степень распространения Интернета в органонах государственной власти. Данные по этому критерию представлены на рис. 1.

Еще одним показателем развития информационного общества является использование портала государственных услуг в регионах России (по числу пользователей). Статистические данные по этому показателю представлены на рис. 2.

В условиях развития информационного общества большое значение приобретает уровень информационной открытости высших органов осударственной власти субъектов РФ. Данные по этому показателю представлены на рис. 3.

Северная Осетин- Ставропольский Алания »фай

Рис 1. Интернет в органах государственной власти и местного самоуправления (от общего числа органов государственной власти, %)1

Республика ДагеСТ№о Алания

Ставропольский край Рис 2. Статистика использования портала госуслуг в регионах России (по числу пользователей ЕСИА)2

60 X

50

40 У У

30 / /

/

20 X /

10 //

0

Уровень информационной открытости органов исполнительной власти

■ Республика Дагестан Ставропольский край

Уровень информационной

открытости органов законодательной власти

■ Республика Северная Осетия-Алания

Рис. 3. Уровень информационной открытости высших органов государственной власти субъектов РФ в 2015 (%)3

1 Интернет в органах государственной власти и местного самоуправления в 2013 г URL: http://minsvyz. ru/ratin/ elektronnoe-pravitelstvo-v-subektah-rossijskoj-federacii/

2 Статистика использования портала госуслуг в регионах России (по числу пользователей ЕСИА) в 2013 г. URL: http:// gosman.ru/electron?news=31546

3 Уровень информационной открытости высших исполнительных органов государственной власти субъектов Северо-Кавказского федерального округа РФ в 2015 (%). URL: http://system.infometer.org/ru/monitoring/313/rating/

Анализируя представленные в графиках данные, можно сделать вывод о том, что по всем направлениям процесс формирования информационного общества наиболее интенсивно проходит в Ставропольском крае, что свидетельствует об эффективности проводимой в регионе политики.

Таблица 1

Основные нормативно-правовые акты субъектов РФ в сфере формирования и развития информационного общества

Для полноты исследования рассматриваемого вопроса видится необходимым анализ нормативно-правовых актов субъектов РФ, результаты которого представлены в табл. 1.

Республика Дагестан PCO - Алания Ставропольский край

Постановления Правительства Республики Дагестан «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан» от 8 апреля 2011 г. № 100, «Об информационной системе поддержки оказания органами исполнительной власти Республики Дагестан и органами местного самоуправления государственных услуг с использованием электронных средств коммуникаций по принципу «одного окна» от 20 июля 2009 г. № 242, Указ Президента Республики Дагестан от 16 апреля 2010 г. № 105 «О Совете при Президенте Республики Дагестан по развитию информационного общества в Республике Дагестан» и др. Указ Главы PCO - Алания от 19.01.2010 г. №10 «О мерах по развитию информационного общества в РСО-Алания», Указ Главы PCO -Алания от 27.08.2010 г. №115 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления PCO - Алания, размещаемой в сети Интернет», Постановление Правительства PCO - Алания от 12 ноября 2010 г. № 309 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов исполнительной власти РСО-Алания» и др. Законы Ставропольского края от 28 июля 2009 г. № 51-кз «О государственных информационных системах Ставропольского края», от 28 июля 2011 г. № 69-кз «О некоторых вопросах организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт»; «О государственных информационных системах Ставропольского края, обеспечивающих предоставление (исполнение) в электронной форме государственных и муниципальных услуг (функций) в Ставропольском крае» и др.

Анализ нормативно-правовых актов субъектов РФ показал, что нормативная база в сфере информатизации и развития информационного общества лучше всего разработана в Ставропольском крае, так как среди выбранных для исследования субъектов только в Ставропольском крае принят базовый закон «О государственных информационных системах Ставропольского края» от 28 июля 2009 г. №51-кз. Закрепление вопросов информатизации на уровне законодательных актов субъектов РФ, по нашему мнению, влияет на эффективность регулирования отношений. Положительный опыт Ставропольского края может быть воспринят и другими регионами, в том числе РСО-Апания.

Характеризуя процесс развития информационного общества в республике Северная Осетия - Алания и его правовую регламентацию, необходимо отметить следующее. В соответствии с Указом Главы Республики Северная Осетия-Алания «О мерах по развитию информационного общества в Республике Северная Осетия - Алания» от 19 января 2010 г. № 10 был учрежден Совет по развитию ин-

формационного общества в РСО-Алания. Республиканским органом, ориентированным на проблемы информатизации, являлся Комитет связи и массовых коммуникаций Республики Северная Осетия - Алания, который в октябре 2016 г. был разделен на два ведомства - Комитет по делам печати и массовых коммуникаций Республики Северная Осетия - Алания и Управление Республики Северная Осетия -Алания по информационным технологиям и связи. Таким образом, те функции, которые ранее были закреплены за Комитетом связи и массовых коммуникаций РСО-Алания, теперь будут реализовываться вышеназванным вторым ведомством.

По нашему мнению данная реорганизация может повлиять на снижение эффективности проводимой в регионе информационной политики и может негативно сказаться на процессе развития информационного общества. В этой связи необходимо отметить: в Республике Дагестан органом исполнительной власти, реализующим полномочия в сфере информационной политики, является Министерство печати

и информации Республики Дагестан, а в Ставропольском Крае - Министерство энергетики, промышленности и связи. По нашему мнению, передача полномочий в сфере информатизации министерствам не случайна и является объективной необходимостью.

В соответствии с федеральным законодательством в PCO - Алания созданы и функционируют официальные сайты Главы Республики Северная Осетия - Алания, Правительства Республики Северная Осетия - Алания, которые направлены на обеспечение реализации права на доступ к информации. Кроме того, все органы исполнительной власти имеют официальные сайты в интернете, многие из которых так же предусматривают возможность онлайн-об-ращения.

В республике реализована программа по развитию информационного общества, рассчитанная на 2014-2016 гг. Программа была принята с целью создания современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для того, чтобы предоставить на ее базе более высокие услуги и обеспечить значительную доступность населения к информационным технологиям.

Программа имеет пять подпрограмм, три из которых регламентируют процесс формирования информационного общества в органах исполнительной власти, а одна рассматривает создание условий для реализации Программы. Однако, по нашему мнению, такой подход является узким, а для повышения эффективности проводимой в регионе информационной политики в будущих программах необходимо предусмотреть информатизацию всех ветвей власти региона. В целом, анализируя текст программы «Развитие информационного общества в Республике Северная Осетия - Алания» на 2014-2016 гг.», можно заключить, что реализация ее положений на практике, несомненно, будет благотворно влиять на формирование в республике информационного общества.

Процесс формирования информационного общества протекает и на муниципальном уровне. Так, все органы местного самоуправления создали официальные сайты, где размещают

информацию о своей деятельности. Кроме того, в двух районах РСО-Алания действовали программы информатизации: Ведомственная целевая программа «Информатизация AMC г. Владикавказа на 2015-2016 гг.»; Муниципальная программа «Информатизация деятельности администрации местного самоуправления муниципального образования -Пригородный район PCO - Алания на 2016 г.». Администрацией г. Владикавказ принимаются муниципальные акты в сфере развития информационного общества, в частности Постановление «О системе мер по развитию информационного общества в г. Владикавказе» г. от 20 августа 2010 г. № 1472.

Резюмируя, можно сделать вывод, что в республике, как и в Российской Федерации в целом, созданы необходимые правовые основы формирования и развития информационного общества. Однако многие их положения не могут быть реализованы на практике в связи с незавершенностью предыдущих этапов.

В качестве направлений совершенствования нормативно-правовой базы PCO - Алания в сфере развития информационного общества можно предложить создание полноценной системы нормативных правовых актов, направленной на обеспечение развития информационных структур в PCO - Алания. Так, видится необходимым законодательное закрепление прав граждан на информацию, а также прав на получение информационных услуг от органов государственной власти и местного самоуправления. Кроме того, будет целесообразным принятие республиканского закона «Об информационных ресурсах», который позволил бы повысить эффективность правового регулирования в обозначенной сфере.

Таким образом, можно заключить, что развитие информационного общества в PCO -Алания характеризуется активным проникновением информационных технологий во все сферы жизни региона. А в будущем развитие процесса информатизации, бесспорно, будет связано с непрерывным совершенствованием нормативно-правовой базы республики.

Литература

1. Бачило И. Л. О проблемах совершенствования информационного законодательства в сфере электронного государства и общества // Получение, хранение и использование информации в электронной среде: публично-правовое и частно-правовое регулирование. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Серия «Электронное законодательство» / науч. ред. К А. Шевелёва. М.: ФГБУ Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина, 2013. С. 31.

2. Золоева 3. Т. Правовые аспекты государственной политики в сфере информатизации регионов // Вестник Севе-ро-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2014. № 1. С. 140-144.

3. Койбаев Б. Г., Золоева 3. Т. Правовые аспекты информатизации регионов: опыт Германии // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1 : Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2015. № 2 (158). С. 283.

4. Николаев А. И. Государственно-правовые аспекты становления информационного общества в Российской Федерации // Российское государствоведение. 2016. № 1. С. 112.

5. Пашенцев Д. А., Чеботарев В. Е., Шкурко H. М. Современные электронные средства информации: правовые и психологические проблемы становления информационного общества в России // Юридический мир. 2015. № 8. С. 63.

6. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 07.02.2008 г. №Пр-212) // Российская газета. 2008. 16 февраля.

References

1. Bachilo I. L. O problemah soversheristvovaniya informatsionnogo zakonodatelstva v sfere elektronnogo gosudarstva i obschestva (On the Problems of Improving the Information Legislation in the Sphere of the Electronic State and Society) // Polucheriie, hranenie i ispolzovanie informatsii v elektronnoy srede: publichno-pravovoe i chastno-pravovoe regulirovanie. Sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Reception, storage and use of information in the electronic environment: public-law and private law regulation. Proceedings of the international scientific and practical conference) I ed by N. A. Shevelyova. Moscow: Presidential Library named after B. N. Yeltsin, 2013. P. 31.

2. Zoloeva Z. T. Pravovyie aspektyi gosudarstvennoy politiki v sfere informatizatsii regionov (Legal aspects of state policy in the field of informatization of regions) // Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Kosta Levanovicha Hetagurova. 2014. No. 1. P. 140-144.

3. Koybaev B. G., Zoloeva Z. T. Pravovyie aspektyi informatizatsii regionov: opyit Germanii (Legal aspects of informatization of regions: the German experience) II Vestnik Adyigeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Series 1: Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sotsiologiya, yurisprudentsiya, politologiya, kulturologiya. 2015. No. 2 (158). P. 283.

4. Nikolaev A. I. Gosudarstvenno-pravovyie aspektyi stanovleniya informatsionnogo obschestva v Rossiyskoy Federatsii (State legal aspects of information society formation in the Russian Federation) // Rossiyskoe gosudarstvovedenie. 2016. No. 1. P. 112.

5. Pashentsev D. A., Chebotarev V. E., Shkurko N. M., Sovremennyie elektronnyie sredstva informatsii: pravovyie i psihologicheskie problemyi stanovleniya informatsionnogo obschestva v Rossii (Modern electronic media: legal and psychological problems of the information society formation in Russia) // Yuridicheskiy mir. 2015. No. 8. P. 63.

6. Strategiya razvitiya informatsionnogo obschestva v Rossiyskoy Federatsii (utverzhdena Prezidentom RF 07.02.2008 g. #Pr-212) (The Strategy of the Information Society Development in the Russian Federation (approved by the President of the Russian Federation of 07.02.2008 No. Pr-212) // Rossiyskaya gazeta. 2008. February 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.