Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИКСАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫМИ ТЕХНИЧЕСКИМИМ СРЕДСТВАМИ, РАБОТАЮЩИМИ В АВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ, ИМЕЮЩИМИ ФУНКЦИИ ФОТО- И КИНОСЪЕМКИ, ВИДЕОЗАПИСИ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИКСАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫМИ ТЕХНИЧЕСКИМИМ СРЕДСТВАМИ, РАБОТАЮЩИМИ В АВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ, ИМЕЮЩИМИ ФУНКЦИИ ФОТО- И КИНОСЪЕМКИ, ВИДЕОЗАПИСИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
276
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИКСАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / СРЕДСТВА ФОТОВИДЕОФИКСАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Панкин С.С.

Рассмотрены правовые основы фиксации административных правонарушений в области дорожного движения специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, на этапах становления указанной правоприменительной деятельности и последующего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Панкин С.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASIS FOR FIXING ADMINISTRATIVE OFFENSES IN THE FIELD OF ROAD TRAFFIC BY SPECIAL TECHNICAL MEANS WORKING IN AUTOMATIC MODE, HAVING THE FUNCTIONS OF PHOTO AND CINEMA SHOOTING, VIDEO RECORDINGS

The legal foundations for fixing administrative offenses in the field of road traffic by special technical means operating in automatic mode, having the functions of photography and filming, video recording of administrative offenses, at the stages of formation of this law enforcement activity and subsequent development, are considered.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИКСАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫМИ ТЕХНИЧЕСКИМИМ СРЕДСТВАМИ, РАБОТАЮЩИМИ В АВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ, ИМЕЮЩИМИ ФУНКЦИИ ФОТО- И КИНОСЪЕМКИ, ВИДЕОЗАПИСИ»

Научная статья

NIION: 2021-0084-1/22-062 MOSURED: 77/27-026-2022-1-261

Безопасность дорожного движения

© Панкин С.С., 2022 УДК 34

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИКСАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫМИ ТЕХНИЧЕСКИМИМ СРЕДСТВАМИ, РАБОТАЮЩИМИ В АВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ, ИМЕЮЩИМИ ФУНКЦИИ ФОТО- И КИНОСЪЕМКИ, ВИДЕОЗАПИСИ

Сергей Сергеевич Панкин

Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации sergeys.pankin@yandex.ru

Аннотация. Рассмотрены правовые основы фиксации административных правонарушений в области дорожного движения специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, на этапах становления указанной правоприменительной деятельности и последующего развития.

Ключевые слова: специальные технические средства, правовые основы фиксации административных правонарушений в области дорожного движения, средства фотовидеофиксации

Для цитирования: Панкин С.С. Правовые основы фиксации административных правонарушений в области дорожного движения специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи // Безопасность дорожного движения. 2022. № 2. С. 44-47.

LEGAL BASIS FOR FIXING ADMINISTRATIVE OFFENSES IN THE FIELD OF ROAD TRAFFIC BY SPECIAL TECHNICAL MEANS WORKING IN AUTOMATIC MODE, HAVING THE FUNCTIONS OF PHOTO AND CINEMA SHOOTING, VIDEO RECORDINGS

Sergey S. Pankin

General Directorate for Road Safety Ministry of the Interior of the Russian Federation sergeys.pankin@yandex.ru

Abstract. The legal foundations for fixing administrative offenses in the field of road traffic by special technical means operating in automatic mode, having the functions of photography and filming, video recording of administrative offenses, at the stages of formation of this law enforcement activity and subsequent development, are considered.

Keywords: special technical means, the legal basis for fixing administrative offenses in the field of traffic, means of photo and video recording For citation: Pankin S.S. Legal basis for fixing administrative offenses in the field of road traffic by special technical means working in automatic mode, having the functions of photo and cinema shooting, video recordings // Road safety. 2022. № 2. P. 44-47.

Применение специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фотосъемки, видеозаписи, для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения (далее - специальные технические средства), является одним из наиболее эффективных методов контроля за соблюдением водителями транспортных средств положений Правил дорожного движения Российской Федерации в целях снижения уровня дорожно-транспортной аварийности.

Использование специальных технических средств способствует реализации принципа неотвратимости наказания, исключает субъективизм при выявлении правонарушений и последующем принятии мер административного воздействия при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Основным нормативным правовым документом, регламентирующим порядок фиксации административных правонарушений в области дорожного движения, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ, или Кодекс).

В Российской Федерации фиксация правонарушений в области дорожного движения специальными техническими средствами осуществляется с 1 июля 2008 г.

Основанием к этому послужил Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Так, например, ст. 1.5 КоАП РФ дополнена примечанием следующего содержания: «Положение части 3 настоящей статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи» [1].

Также Кодекс дополнен ст. 2.6.1, состоящей из двух частей. В соответствии с ч. 1 к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации специальными техническими средствами привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств. Согласно ч. 2 собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе проверки будут подтверждены содержащиеся в его сообщении или заявлении данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его

обладания в результате противоправных действий других лиц [1].

В ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ добавлен пункт о том, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является и фиксация административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, а дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ [1].

Кроме того, в ст. 28.6 КоАП РФ добавлена ч. 3, регламентирующая возможность назначения административного наказания безсо ставления протокола в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, совершенного с использованием транспортного средства, зафиксированного с применением специальных технических средств. Протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 Кодекса. Копии постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением специальных технических средств, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления [1].

Перечисленные новеллы создали правовую основу для рассмотрения дел об административных правонарушениях на основании материалов, зафиксированных специальными техническим средствами, при этом указанный вид административной деятельности выделен в особый (упрощенный) порядок производства.

Следующим этапом развития процесса рассмотрения дел об административных правонарушениях на основании материалов, зафиксированных специальными техническими средствами, можно считать вступление в силу Федерального закона от 23 июля 2010 г. № 175-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», в соответствии с которым в Кодекс добавлены особенности формирования постановления по делу об административном правонарушении (чч. 6 и 7 ст. 29.10):

6. В случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, постановление по делу об административном правонарушении с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, оформляется в форме электронного документа, подписанного должностным лицом, вынесшим постановление, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Копия постановления по делу об административном правонарушении с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, изго-

№ 2/2022 -

тавливается путем перевода электронного документа в документ на бумажном носителе [1].

Указанное дополнение позволило значительно сократить время, затрачиваемое на рассмотрение дел об административных правонарушениях на основании материалов, зафиксированных специальными техническими средствами.

Следующий важный этап в развитии системы автоматической фиксации правонарушений - вступление в силу с 1 сентября 2021г. Федерального закона от 29 декабря 2020 г. № 471-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - Федеральный закон № 471-ФЗ) [1], а также изданного на его основе подзаконного акта1.

Данными нормативными правовыми актами откорректирован порядок уведомления лица, привлеченного к административной ответственности, о вынесенном в отношении него постановлении, предоставлена возможность подачи жалоб на такие постановления в электронном виде, а также получения решений по данным жалобам с помощью Единого портала государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ). С даты вступления в силу Федерального закона № 471-ФЗ с использованием ЕПГУ в МВД России поступило и рассмотрено более 110 тыс. жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях.

Возможность направлять электронные копии постановлений посредством ЕПГУ, предусмотренная Правилами направления экземпляров постановлений, позволила качественно повысить процедурную деятельность по уведомлению лиц о привлечении их к административной ответственности.

С начала текущего года вынесено более чем 60 млн постановлений на основании рассмотрения материалов, сформированных с применением специальных технических средств, из которых в личном кабинете ЕПГУ гражданами получено 20 млн постановлений, при этом только по 7,5 млн имелось согласие адресата на получение постановлений исключительно в личный кабинет, остальные 12,5 млн постановлений считаются доставленными (врученными) в соответствии с п. 10 Постановления Правительства РФ № 947.

Перечень видов фиксируемых правонарушений также постоянно расширяется. В начале применения специальных технических средств и их распространения на территории Российской Федерации единственным выявляемым видом административных правонарушений являлось превышение установленной скорости движения транспортных средств (ст. 12.9 КоАП РФ). В настоящее время к ним добавились следующие правонарушения:

нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов (ст. 12.6);

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2021 г. № 947 «Об утверждении Правил направления экземпляров постановлений и копий решений по жалобам на постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режимеспециальныхтехническихсредств,имеющихфункциифото-и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг» (далее - Правила направления экземпляров постановлений), (далее - Постановление Правительства РФ № 947).

_ 45

Безопасность до]

проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика (ст. 12.12);

нарушение правил проезда перекрестков (ст. 12.13);

нарушение правил маневрирования (ст. 12.14); нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона (ст. 12.15);

несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги (ст. 12.16);

непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами (ст. 12.17);

непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения (ст. 12.18);

нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств (ст. 12.19);

нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки (ст. 12.20);

нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства (ст. 12.21.1);

несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогами общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (ст. 12.21.3);

неисполнение обязанности по внесению платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог (ст. 12.21.4);

нарушение правил пользования телефоном водителем транспортного средства (ст. 12.36.1) [1].

Помимо расширения перечня выявляемых видов административных правонарушений, ежегодно увеличивается общее количество применяемых на автомобильных дорогах и улично-дорожной сети населенных пунктов специальных технических средств, как стационарных, так и передвижных.

В 2020 г. на дорогах Российской Федерации функционировало 15 тыс. стационарных и 3,6 тыс. передвижных специальных технических средств [3], в 2021 г. их суммарное количество превысило 23,6 тыс. [4].

Рекомендации по улучшению условий дорожного движения и повышению безопасности дорожного движения в целях ликвидации и профилактики возникновения мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах, дорогах и улицах городских и сельских поселений содержат Методические рекомендации по проведению мероприятий по улучшению условий дорожного движения и повышению безопасности дорожного движения в целях ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, включающие типовые решения, утвержденные протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Безопасные и качественные дороги» от 31 июля 2019 г. № 5 (далее - методические рекомендации) [2].

В методических рекомендациях сформировано отдельное приложение В «Применение технических средств автоматической фотовидеофиксации при проведении мероприятий по безопасности дорожного

>жного движения -

движения в целях ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий».

Министерством внутренних дел Российской Федерации продолжается работа по внедрению в субъектах Российской Федерации специального программного обеспечения «Паутина» (далее - СПО), предназначенного для контроля за передвижением транспортных средств, а также рассмотрения дел об административных правонарушениях, зафиксированных специальными техническими средствами.

Для использования территориальными подразделениями МВД России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации возможностей СПО при рассмотрении дел об административных правонарушениях, совершенных с использованием транспортных средств, а также в целях предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений заключено 66 соглашений об информационном взаимодействии. По состоянию на июнь 2022 г. СПО внедрено уже в 64 субъектах Российской Федерации. Завершение мероприятий по внедрению СПО планируется до 30 сентября 2022 г.

В целях совершенствования нормативной правовой базы в части осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе с использованием специальных технических средств, Федеральным законом № 471-ФЗ из ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ «Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства» с 11 июня 2022 г. исключены нарушения в части превышения весовых параметров транспортного средства.

Наряду с этим с 1 января 2023 г. предусмотрена передача от МВД России Ространснадзору полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных в целом ст. 12.21.1 Кодекса, в том числе в случаях фиксации таких административных правонарушений специальными техническими средствами.

Таким образом, указанное направление правоприменительной деятельности постоянно совершенствуется. Это обусловлено повышенным вниманием граждан Российской Федерации к применению специальных технических средств, поскольку большинство активного населения использует транспорт (личный либо служебный), а количество специальных технических средств постоянно увеличивается.

Список источников:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 11.06.2022) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.06.2022).

2. Методические рекомендации по проведению мероприятий по улучшению условий дорожного движения и повышению безопасности дорожного движения в целях ликвидации мест концентрации мест дорожно-транспортных происшествий, включающие типовые решения, утвержденные протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Безопасные и качественные дороги» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.06.2022).

3. URL: https://rg.ru/2020/12/02/v-gibdd-nazvali-chislo-kamer-na-rossijskih-dorogah.html (дата обращения: 13.06.2022).

4. URL: https://rg.ru/2021/09/29/kak-budet-sovershenstvovatsia-sistema-videofiksacii-narushenij.html (дата обращения: 13.06.2022).

References:

1. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses dated 30.12.2001 № 195-FZ (as amended on 11.06.2022) // SPS «Consultant Plus» (date of access: 13.06.2022).

2. Guidelines for taking measures to improve traffic conditions and improve road safety in order to eliminate places of concentration of places of road traffic accidents, including standard solutions approved by the minutes of the meeting of the project committee for the national project «Safe and high-quality roads» // SPS «Consultant Plus» (date of access: 13.06.2022).

3. URL: https://rg.ru/2020/12/02/v-gibdd-nazvali-chislo-kamer-na-rossijskih-dorogah.html (date of access: 13.06.2022).

4. URL: https://rg.ru/2021/09/29/kak-budet-sovershenstvovatsia-sistema-videofiksacii-narushenij.html (date of access: 13.06.2022).

Информация об авторе

С.С. Панкин - инспектор по особым поручениям отделения организации работы по исполнению административного законодательства отдела обеспечения правоприменительной деятельности управления дорожно-патрульной службы, специальных мероприятий и правоприменительной деятельности Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации

Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121170 Information about the author

S.S. Pankin - Inspector at large of the departmentfor organizing work on the execution ofadministrative legislation of the departmentfor ensuring law enforcement activities of the department of the traffic patrol service, special events and law enforcement activities General Directorate for Road Safety Ministry of the Interior of the Russian Federation

Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121170

Статья поступила в редакцию 15.06.2022; одобрена после рецензирования 22.06.2022; принята к публикации 04.07.2022. The article was submitted 15.06.2022; approved after reviewing 22.06.2022; accepted for publication 04.07.2022.

№ 2/2022 - 47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.