Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
80
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Review of law sciences
Область наук
Ключевые слова
торговля людьми / жертвы торговли людьми / организованная преступность / реабилитация / межведомственная комиссия. / human trafficking / victims of human trafficking / organized crime / rehabilitation / interdepartmental commission.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Р.Гафуров

в статье проведен анализ усилий и мер, принятых Республикой Узбекистан, в сфере предупреждения и борьбы с торговлей людьми. Освещена правовая и институциональная база по противодействию торговле людьми, а также оказанию помощи и защите жертв торговли людьми. Кроме того, выдвинуты предложения по дальнейшему совершенствованию деятельности Республиканской межведомственной комиссии по противодействию торговле людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL FRAMEWORK OF THE REPUBLICAN INTERDEPARTMENTAL COMMISSION ON COMBATING HUMAN TRAFFICKING

The article analyzes the efforts and measures taken by the Republic of Uzbekistan in the field of preventing and combating human trafficking. It highlights the legal and institutional framework for combating human trafficking, as well as providing assistance and protecting victims of human trafficking. In addition, proposals have been put forward for further improvement of the activities of the Republican interdepartmental commission to combat human trafficking.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ»

LEGAL FRAMEWORK OF THE REPUBLICAN INTERDEPARTMENTAL COMMISSION ON COMBATING HUMAN

TRAFFICKING

R.GAFUROVa

Academy of the General Prosecutor of the Republic of Uzbekistan, Tashkent, 100047, Uzbekistan

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ

ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ

Р.ГАФУРОВа

Академия Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан, Ташкент, 100047, Узбекистан

Аннотация: в статье проведен анализ усилий и мер, принятых Республикой Узбекистан, в сфере предупреждения и борьбы с торговлей людьми. Освещена правовая и институциональная база по противодействию торговле людьми, а также оказанию помощи и защите жертв торговли людьми. Кроме того, выдвинуты предложения по дальнейшему совершенствованию деятельности Республиканской межведомственной комиссии по противодействию торговле людьми.

Ключевые слова: торговля людьми, жертвы торговли людьми, организованная преступность, реабилитация, межведомственная комиссия.

Аннотация:мацолада УзбекистонРеспубликаситомонидан одам

савдосининголдиниолишваунгацаршикурашишсоуасидаамалгаоширилаётганхатти-уаракатларвачора-тадбирлартаулилцилинди. Одам савдосигацаршикурашишуамда одам

савдосицурбонларигаёрдамкурсатишвауимояцилишгадоирууцуцийваинституционаласосларёритилди. Бунданташцари, одам савдосигацаршикурашишбуйича Республика идоралараро комиссия фаолиятиниянадатакомиллаштиришбуйичатаклифларилгарисурилди.

Калит сузлар: одам савдоси, одам савдосицурбонлари, уюшганжиноятчилик, реабилитация, идоралараро комиссия.

Abstract: The article analyzes the efforts and measures taken by the Republic of Uzbekistan in the field of preventing and combating human trafficking. It highlights the legal and institutional framework for combating human trafficking, as well as providing assistance and protecting victims of human trafficking. In addition, proposals have been put forward for further improvement of the activities of the Republican interdepartmental commission to combat human trafficking.

Key words: human trafficking, victims of human trafficking, organized crime, rehabilitation, interdepartmental commission.

Торговля людьми является актуальной проблемой, диктующей необходимость принятия широких мер в целях консолидации усилий государственных органов и неправительственных организаций в рамках осуществления эффективного взаимодействия в сфере предупреждения и борьбы с торговлей людьми. Дальнейшее совершенствование системы противодействия торговле людьми в Республике Узбекистан является одной из первостепенных задач, реализация которой будет способствовать сокращению этого явления.

Республика Узбекистан принимает важные шаги по осуществлению правовых, политических и институциональных мер, направленных на предотвращение и борьбу с торговлей людьми.

Так, Узбекистан присоединился ко всем основным международным документам, направленным на противодействие торговле людьми, защиту жертв, подвергшихся насилию и наказание лиц виновных в совершении противоправных действий.

Среди данных документов можно выделить такие нормативно-правовые акты, как Постановление ОлийМажлиса Республики Узбекистан №576-И от 12.12.2003г. «О присоединении к Конвенции о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами и заключительному протоколу» (вступило в силу с 08.01.2004г.), Постановление ОлийМажлиса Республики Узбекистан № 536-И от 30.08.2003 г. «О ратификации Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности» (вступило в силу с 08.01.2004г.) [1], Закон Республики Узбекистан от 08.07.2008г. «О ратификации Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказания за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности» (вступил в силу с 09.07.2008 г.), а также Закон Республики Узбекистан от 11.12.2008 г. «О присоединении Республики Узбекистан к Факультативному протоколу к Конвенции ООН о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии» (вступил в силу с 18.01.2008 г.) и др.

В Узбекистане создана прочная нормативно-правовая база, направленная на профилактику и борьбу с торговлей людьми. Необходимо отметить, что национальная правовая основа в данной сфере развивалась исходя из принятых на себя страной международных обязательств.

В частности, 17 апреля 2008 года был принят Закон Республики Узбекистан «О противодействии торговли людьми» и внесены соответствующие поправки в Уголовный кодекс Республики Узбекистан, за которыми последовали подзаконные акты, определяющие задачи и полномочия государственных органов и негосударственных организаций в данной сфере, механизмы организации их эффективного взаимодействия, систему оказания правовой, медицинской, психологической и другой помощи жертвам торговли людьми.

Одним из важнейших документов в данном направлении стало Постановление Президента Республики Узбекистан от 8 июля 2008 года №1111-911 «О мерах по повышению эффективности борьбы с торговлей людьми» [2], в соответствии с которым была образована Республиканская Межведомственная комиссия по противодействию торговле людьми, утвержден ее состав, определены задачи, полномочия и порядок организации деятельности данной комиссии.

Одновременно с укреплением нормативно-правовой базы организации деятельности в данной сфере, развивалась также и институциональная основа противодействия торговле людьми.

Так, Законом «О противодействии торговле людьми» определены государственные органы, непосредственно осуществляющие деятельность по противодействию торговле людьми, установлены их полномочия.

Помимо этого, указанным законом установлено, что органы государственного управления, органы государственной власти на местах, органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации, предприятия, учреждения и организации, должностные лица, а также граждане оказывают содействие и необходимую помощь государственным органам, осуществляющим деятельность по противодействию торговле людьми.

Также, данный Закон устанавливает нормативно-правовые основы деятельности межведомственных комиссий по противодействию торговле людьми.

В частности, Закон закрепляет, что для координации деятельности государственных органов, осуществляющих противодействие торговле людьми, создается Республиканская Межведомственная комиссия по противодействию торговле людьми, порядок формирования и деятельности которой определяется Президентом Республики Узбекистан.

В целях поддержки жертв торговли людьми Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 05.11.2008 г. №240 «Об образовании Республиканского реабилитационного центра по оказанию помощи и защите жертвам торговли людьми» [3] при Министерстве здравоохранения был создан Республиканский реабилитационный центр по оказанию помощи и защите жертвам торговли людьми, а также определены основные задачи и функции центра.

Необходимо отметить, что помимо перечисленных выше нормативно-правовых актов, непосредственно регулирующих сферу противодействия торговле людьми, в Республике

Узбекистан имеется ряд законодательных актов, также затрагивающих данную сферу и направленных на осуществление мер по профилактике и предупреждению правонарушений, связанных с торговлей людьми, защиту жертв торговли людьми.

Таким образом, правовая и институциональная база по противодействию торговле людьми, оказанию помощи и защите жертв торговли людьми, созданная в республике, дала возможность эффективной реализации государственной политики в этой области.

Вместе с тем, осуществляемые в стране преобразования и широкомасштабные реформы, переход к инновационным формам осуществления профилактики правонарушений и борьбы с преступностью обусловили необходимость дальнейшего совершенствования институциональной системы противодействия торговле людьми.

В связи с этим, а также в целях создания действенной системы координации деятельности по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью, внедрения современных организационно-правовых механизмов предупреждения и пресечения нарушения законов принято Постановление Президента Республики Узбекистан от 14.03.2017 г. №1II1-2833 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы профилактики правонарушений и борьбы с преступностью».

Данным постановлением утверждено новое Положение о Республиканской межведомственной комиссии по противодействию торговле людьми (далее - Комиссия), которым значительно расширены задачи и полномочия данной комиссии.

В частности, помимо имеющихся задач, на Комиссию возложены:

организация разработки и реализации государственных и иных программ в области противодействия торговле людьми, а также контроля за их исполнением;

оценка, мониторинг и повышение эффективности принимаемых мер по противодействию торговле людьми;

изучение практики выявления, расследования, предупреждения и пресечения преступлений, связанных с торговлей людьми;

выявление, анализ и устранение причин и условий системных недостатков путем совершенствования правоприменительной практики и законодательства;

разработка и реализация мер по улучшению взаимодействия государственных органов и организаций в противодействии торговле людьми;

сбор, хранение, обработка, анализ информации по противодействию торговли людьми, а также ее использование в целях повышения эффективности деятельности соответствующих государственных органов и организаций.

Вместе с тем, расширены и полномочия Комиссии. Теперь Комиссия имеет право вносить предложения в соответствующие органы государственной власти и управления, другие организации о привлечении к ответственности их должностных лиц за неисполнение законодательства и решений Комиссии по вопросам противодействия торговле людьми, приглашать на координационные совещания должностных лиц органов государственной власти и управления, общественных объединений и иных организаций, не являющихся членами Комиссии, инициировать поощрение лиц, активно участвующих в противодействии торговле людьми.

Необходимо отметить, что ранее территориальные межведомственные комиссии по противодействию торговле людьми возглавлялись соответственно Председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей и города Ташкента, а перечень лиц, включаемых в их состав на законодательном уровне отсутствовал.

Новое Положение о Комиссии возлагает функции председателя территориальных комиссий на руководителя органа внутренних дел, а также устанавливает, что в состав территориальных комиссий включаются, как правило, руководители правоохранительных органов, а также органов по труду, государственного управления образованием, управления государственной системой здравоохранения, иных органов государственного управления и представители негосударственных некоммерческих организаций.

Также в новом Положении определяются полномочия председателя Комиссии, которые не были закреплены ранее, среди которых руководство деятельностью Комиссии, право созывать и председательствовать на заседаниях Комиссии, утверждать повестку дня заседаний Комиссии и планы работы Комиссии.

Вместе с тем, расширены функции рабочего органа Комиссии, которые дополнены организацией подготовки материалов по вопросам, включаемым в повестку дня заседаний

Комиссии, подготовкой проектов решений и иных документов по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии, а также взаимодействием со средствами массовой информации.

Следует особо подчеркнуть, что новым Положением о Комиссии на государственные органы, осуществляющие противодействие торговле людьми, возлагаются конкретные обязательства по представлению ежеквартально, в пределах своей компетенции, отчетов о состоянии противодействия торговле людьми и предложений по устранению причин и условий совершения преступлений, связанных с торговлей людьми.

Данная норма устранила необходимость направления Комиссией запросов в данные органы для проведения обобщения и анализа деятельности в данной сфере.

Одновременно с этим, новым Положением установлена ответственность руководителей государственных органов, осуществляющих противодействие торговле людьми, а также заинтересованных органов государственной власти и управления, иных организаций за своевременное и полное исполнение решений Комиссии направляются.

Также, новое Положение предусматривает норму, в соответствии с которой планы работ Комиссии, составляются на каждое полугодие на основании предложений, поступивших от членов Комиссии, рассматриваются на заседании Комиссии и утверждаются ее председателем.

Необходимо отметить, что внесение на основании Постановления Президента Республики Узбекистан от 14.03.2017 г. .№1II1-2833 указанных выше нововведений, позволило устранить ряд пробелов законодательства, связанных с осуществлением деятельности Комиссии.

Вместе с тем, в целях повышения эффективности деятельности Комиссии, организации качественной системы повышения квалификации и обучения работников правоохранительных органов и других ответственных ведомств, осуществления на системной основе анализа и обобщения практики рассмотрения обращений граждан представляется целесообразным наделить Комиссию дополнительными полномочиями.

В частности, необходимо возложить на Комиссию задачи по организации на системной основе обучения и повышения квалификации работников правоохранительных органов по вопросам противодействия торговле людьми, организации систематизации, анализа и обобщения заявлений и обращений физических и юридических лиц по вопросам, связанным с торговлей людьми.

Кроме того, ввиду того, что директор Центра изучения общественного мнения «Ижтимоийфикр» является членом Комиссии, а также в целях увеличения экспертных исследований и анализа в сфере противодействия торговле людьми, целесообразно образовать в структуре ННО «Ижтимоийфикр» специальную экспертную группу, основной задачей которой будет являться анализ и изучение состояния влияния законодательства на практику борьбы с торговлей людьми в целом по республике и в отдельных регионах.

При этом ввиду отсутствия специального финансирования необходимо предусмотреть ежегодное выделение Министерству внутренних дел (рабочему органу Комиссии) бюджетных средств для осуществления финансирования заказов о проведении социологических опросов, анализов и изучений, которые будут проводиться указанной выше группой, а также для привлечения независимых экспертных учреждений, в том числе международных для проведения специальных изучений в данном направлении.

Помимо этого, не вызывает сомнений факт, что в целях профилактики фактов торговли людьми необходимо уделять особое внимание применению профилактических мер, направленных на снижение у граждан риска стать жертвой данного вида преступления.

Однако до настоящего времени в Узбекистане отсутствует база данных жертв торговли людьми, что не дает возможности проводить глубокий анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений данной категории.

В связи с этим, представляется необходимым возложить на рабочий орган Комиссии задачи по формированию и системному обновлению единой электронной базы данных о жертвах торговли людьми, а также периодической передаче сведений о жертвах торговли людьми в соответствующие научные учреждения и правоохранительные органы в целях проведения виктимологического анализа.

В заключение хотелось бы отметить, что дальнейшее укрепление координирующей роли Комиссии, расширение ее полномочий в вопросах защиты прав жертв торговли людьми, широкое использование потенциала институтов гражданского общества позволит и в дальнейшем осуществлять эффективное противодействие торговле людьми в Республике Узбекистан.

References:

1. Sobraniye zakonodatelstva Respubliki Uzbekistan. - 2003 - № 9-10.- s. 150.

2. Sobraniye zakonodatelstva Respubliki Uzbekistan. - 2008 - № 28.- s. 268; - 2017. - № 21.- s.388.

3. Sobraniye zakonodatelstva Respubliki Uzbekistan. 2008. - № 44-45. - s. 445; - 2014. - № 52.- s. 624; - 2017. - № 15. - s. 249;- № 37. - s. 990; Natsionalnaya baza dannbix zakonodatelstva, 23.01.2018 g., №09/18/39/0608.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.