Научная статья на тему 'Правовые основы деятельности корпораций в США'

Правовые основы деятельности корпораций в США Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3931
527
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАЦИЯ / АКЦИОНЕРНОЕ ПРАВО / ИНКОРПОРАЦИЯ / ФОРМЫ ИНКОРПОРАЦИИ / CORPORATION / COMPANY LAW / INCORPORATION / FORM OF INCORPORATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Этнюков В. Е.

В статье обосновывается отсутствие в законодательстве США единообразных норм в отношении корпораций. По мнению автора это объясняется тем, что в области акционерного права крупные корпорации не заинтересованы в создании унифицированных норм, напротив разнообразие правовых норм, существующее в штатах, для крупных корпораций более предпочтительно, нежели единообразие. Это связано с тем, что штаты конкурируют между собой, стараясь создать наиболее выгодные и удобные для предпринимателей нормы права, и тем самым привлечь в свой штат наибольшее число корпораций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASIS FOR THE ACTIVITIES OF CORPORATIONS IN THE U.S

The article explains the absence in U.S. legislation uniform rules on corporations. According to the author it is because of large corporations who not interested in establishing uniform rules on the contrary a variety of legal norms existing in states, large corporations, more preferably, rather than uniformity. This is due to the fact that the states compete with each other, trying to create the most advantageous and convenient for business law, and thus attract the greatest number of its staff of corporations

Текст научной работы на тему «Правовые основы деятельности корпораций в США»

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАЦИЙ В США

В.Е. ЭТНЮКОВ,

адъюнкт кафедры гражданского права и процесса, представитель МВД России в США,

советник Посольства России и США, полковник милиции Научная специальность: 12.00.03. — гражданское право, предпринимательское право,

семейное право, международное частное право E-mail: etnyukov@rambler.ru Научный руководитель — кандидат юридических наук, профессор П.В. Алексий

Аннотация. В статье обосновывается отсутствие в законодательстве США единообразных норм в отношении корпораций. По мнению автора это объясняется тем, что в области акционерного права крупные корпорации не заинтересованы в создании унифицированных норм, напротив — разнообразие правовых норм, существующее в штатах, для крупных корпораций более предпочтительно, нежели единообразие. Это связано с тем, что штаты конкурируют между собой, стараясь создать наиболее выгодные и удобные для предпринимателей нормы права, и тем самым привлечь в свой штат наибольшее число корпораций.

Ключевые слова: корпорация, акционерное право, инкорпорация, формы инкорпорации.

LEGAL BASIS FOR THE ACTIVITIES OF CORPORATIONS IN THE U.S.

V.E. ETNYUKOV,

the competitor of a scientific degree at the department of Civil Law and Procedure, a representative of the Russian Interior Ministry in the U.S., Counselor of the Embassy of Russia and the United States, the police colonel

Scientific supervisor — candidate of law sciences, professor, P. V. Alexiy

Annotation. The article explains the absence in U.S. legislation uniform rules on corporations. According to the author it is because of large corporations who not interested in establishing uniform rules on the contrary — a variety of legal norms existing in states, large corporations, more preferably, rather than uniformity. This is due to the fact that the states compete with each other, trying to create the most advantageous and convenient for business law, and thus attract the greatest number of its staff of corporations.

Keywords: corporation, company law, incorporation, form of incorporation.

Современная ситуация, когда штаты целиком регулируют процесс создания корпораций, а федеральная власть не вмешивается в этот процесс, оформилась сразу после обретения США независимости. В колониальный период право образования корпораций принадлежало суверену — королю Англии. В процессе развития североамериканских колоний это право было делегировано колониальным ассамблеям, которые даровали корпоративные хартии от имени короля. Теоретически, они были исполнителями воли монарха, на практике же хартии даровались без всякой оглядки на монаршую волю, исходя лишь из соображений местных законодателей. После обретения колониями независимости, легислатуры штатов сохранили за собой все права бывших колониальных ассамблей. Несмотря на очень значительные изменения, произошедшие как с самими корпорациями, так и с компетенцией законо-

дательных властей штатов па протяжении Х1Х—ХХ вв., процесс создания корпораций так и остался в правовом поле штатов. Идея федеральной инкорпорации присутствовала на протяжении всей американской истории, но так и не была реализована.

Из основных преимуществ, предопределивших популярность корпоративной формы для ведения предпринимательской деятельности в XIX в., необходимо отметить разрозненность корпорации с учредителями, т.е. ее существование независимо от продолжительности жизни владельцев, ограниченная ответственность (акционеры отвечали по обязательствам корпорации лишь в рамках своих вкладов), возможность привлечения большого количества капитала путем выпуска акций, которые впоследствии могут переходить из рук в руки, меняя структуру собственности в компании.

Основные черты американского корпоративного права, как любой другой отрасли права США, почерпнуты из английской юридической традиции. Самыми первыми корпорациями в США были английские колонизационные акционерные общества, действова-шие по хартии контроля. Предпринимательские корпорации появились в США лишь в начале XIX в., т.е. уже после обретения североамериканскими штатами независимости.

На протяжении всего XIX в. в США существовали две основные формы инкорпорации — «специальная» и «общая». При «специальной» инкорпорации каждая корпорация создавалась отдельным актом законодательной власти штата — для учреждения корпорации требовалась ратификация ее хартии в легислатуре штата. Эта ситуация существовала на протяжении всего колониального периода США и первой половины XIX в. Начало «общей» инкорпорации обычно знаменовалось принятием легислатурой штата общего закона об инкорпорации, в соответствии с которым утверждение каждой корпоративной хартии законодателями уже не требовалось. «Общая» инкорпорация — прообраз современной системы регистрации, когда заявитель должен представить необходимые документы, подтверждающие статус новой корпорации, в соответствующий административный орган штата, и тот регистрирует корпорацию, внося ее в реестр и утверждая учредительные документы.

Первыми американскими корпорациями стали учреждения некоммерческого характера — муниципалитеты, религиозные, образовательные, благотворительные учреждения. В XVIII в. предпринимательская деятельность, из-за небольших масштабов, еще не требовала корпоративной формы. В начале XIX в. преимущества корпорации впервые оказались востребованными бизнесом — появление крупных банковских и транспортных компаний предопределило «приспособление» корпоративной формы под нужды бизнеса. Вслед за банковским и транспортным бизнесом, удобство корпоративной формы осознали и другие субъекты предпринимательской деятельности. В середине XIX в. число корпораций, созданных для нужд «традиционного» бизнеса — производственного и торгового — увеличивалось с каждым годом. Корпоративная форма быстро стала основной. Если в конце XVIII в. существовало чуть более 300 предпринимательских корпораций, то к

концу XIX в. их число превысило полмиллиона. Сегодня корпорации в США выступают главными субъектами предпринимательской деятельности.

Начало XX в. ознаменовалось в США повсеместным смягчением штатами законов об инкорпорации. Прежде всего, были убраны ограничения на размер уставного капитала и компетенцию корпораций. Далее последовало снижение уровня ответственности топ менеджеров перед акционерами, ограничение прав вкладчиков в области доступа к информации о деятельности компании, сужение функций надзора и контроля со стороны государственных органов.

Постепенное упразднение «специальной» инкорпорации и замена ее новым «общим» порядком было обусловлено несколькими причинами. «Специальная» инкорпорация со временем стала обузой для законодателей, особенно когда получили распространение предпринимательские корпорации и легислатурам приходилось ратифицировать множество стандартных хартий, тратя драгоценное время. Кроме того, «специальную» инкорпорацию обвинили в создании неравенства и экономической неэффективности. Все это привело к широкому распространению процесса «общей» инкорпорации. Многими штатами был также принят конституционный запрет на создание корпораций специальными актами. Сегодня все предпринимательские корпорации в США создаются в регистрационном порядке в соответствии с законами штатов.

На протяжении всего существования американского государства процесс создания корпораций отражал основные политические и экономические тенденции развития страны. В колониальный период корпорации могли быть учреждены лишь колониальными ассамблеями от имени короля Англии. С обретением независимости североамериканскими колониями полномочия в этой сфере сохранили за собой легислатуры штатов. Бурное развитие экономики США XIX в. предопределило распространение корпоративной формы в разных сферах предпринимательской деятельности. В середине XIX в. банки, железные дороги, крупные производственные предприятия и торговые компании организовывались объединением акционерного капитала в независимый от учредителей субъект хозяйственной деятельности — корпорацию. Влияние демократических идеалов во многом стало причиной процедуры создания корпо-

раций — прежняя «специальная» инкорпорация сменилась более доступной и справедливой «общей» инкорпорацией.

По своему содержанию правоспособность предпринимательских корпораций в США является общей правоспособностью. Обращаясь к нормативно-правовой базе США, следует констатировать, что источниками акционерного права США служат законы, судебная практика, административные акты.

Нормативно-правовое положение корпораций, в первую очередь, определяется законами отдельных штатов, это связано с тем, что регулирование данного института, в частности, и всех институтов торгового права в целом, относится к законодательной компетенции и нормативно-правовой базе отдельного штата.

Предписания, относящиеся к корпорациям, содержатся в конституциях большинства штатов. Такие предписания, содержащиеся в законе одного штата, по своему содержанию отличаются от аналогичных предписаний законов других штатов. В некоторых штатах, например, Нью-Йорк, Висконсин, Делавэр, Вашингтон, Невада, Нью-Мексико и др., эти предписания — иногда более, иногда менее подробные — носят общий характер и относятся ко всем видам корпораций. Так, конституция штата Нью-Йорк устанавливает, в принципе, нормативно-явочный порядок образования корпораций (Ст. X, § 1) и запрещает властям штата или местным органам власти предоставлять какой-либо частной корпорации какие бы-то ни было исключительные привилегии или иммунитеты (Ст. III, § 17)'.

Конституция штата Невада, помимо предписания о нормативно-явочном порядке, содержит норму, представляющую корпорации право выступать в качестве истца или ответчика (ст. 5), а также норму, исключающую ответственность членов корпораций по обязательствам корпорации (ст. 3)2.

В конституциях Калифорнии, Техаса, Алабамы и др. нет норм общего характера, а есть лишь предписания, относящиеся к организации и деятельности отдельных видов корпораций, таких как банковские, страховые, транспортные и др.

Помимо конституций в каждом штате есть свой закон о корпорациях, содержащий общие нормы, применяемые ко всем корпорациям, независимо от вида их деятельности (т.н. General Corporation Law). Кроме того, некоторые виды корпораций, в первую очередь

банковские, подчиняются специальным законам, регулирующим именно данную отрасль предпринимательской деятельности. Среди законов отдельных штатов наибольший интерес представляют законы штатов Делавэр и Нью-Йорк, так как именно они в наибольшей степени приспособлены к интересам крупных капиталистических предприятий и оказывают влияние не только на законодательство других штатов, но и других государств. В этих штатах зарегистрирована большая часть крупных корпораций.

При характеристике законов о корпорациях, прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что по данному вопросу в противоположность многим другим институтам торгового права, в том числе и таким, как полное или коммандитное товарищество, не существует Единообразного закона, т.е. отсутствует какая-либо официальная рекомендация штатам относительно конкретного содержания закона о корпорации. Таким образом, в сфере правового регулирования корпораций штаты как бы сохраняют еще большую самостоятельность и независимость, чем при формировании ряда других институтов торгового права.

Имеется лишь Примерный закон о предпринимательских корпорациях (Model Business Corporation Act, в дальнейшем МВСА), разработанный Ассоциацией Американских юристов и не имеющий никакого официального значения3. Правда, авторитет его достаточно велик и в настоящее время ему следуют, примерно 35 штатов4, причем многие из них приблизили свое акционерное законодательство к МВСА только после 1973 г., что значительно превышает распространенность многих единообразных законов.

МВСА регулярно пересматривается, в него вносятся изменения и дополнения, с целью в максимальной степени удовлетворить все новые интересы и потребности корпорации, в максимальной степени уловить и отразить в предписаниях этого акта все новые тенденции, изменения в судебной практике отдельных штатов и т.п. Первостепенное значение для деятельности американских предпринимательских корпораций имеет и Единообразный торговый кодекс.

1 См.: Конституция штата Нью-Йорк, Ст. 10, §1, Ст. 3, §17.

2 См.: Конституция штата Невада, Ст. 3, §5.

3 См.: Model Business Corporation Act.

4 См.: R. Hamilton. Statutory Supplement to Cases Materials on Corporations. 1976. P. 35.

Ряд вопросов, связанных с деятельностью корпораций, регулируется федеральными законами. Помимо антитрестовских законов, в этой связи, необходимо назвать законы, аналогичные законам «голубого неба», которые устанавливают контроль со стороны федерации за оборотом ценных бумаг, принятые вскоре после кризиса 1929г. Это, во-первых, закон «О ценных бумагах» 1933г. (Securities Aci 15 U.S.C. §§ 77а-77аа)5 и, во-вторых, Закон «Об обращении ценных бумаг» 1934г. (Securities Exchange Act, 1934, 15 TJ.S.C.g§ 78a-78hh)6; последним был создан специальный государственный орган — Комиссия по делам ценных бумаг и Фондовых операций (Securities and Exchange Commission , а дальнейшем SEC), которая получила право издавать административные распоряжения во исполнение названных законов.

В оба закона за время, прошедшее с момента их принятия, было внесено и вносится большое число изменений и дополнений.

Первый из названных законов ставит своей целью контролировать выпуск и продажу ценных бумаг американскими корпорациями в момент их первого выпуска.

Закон 1934 г. контролирует последующий оборот с ценными бумагами, котирующимися, в первую очередь, на Нью-Йорской и Американской фондовых биржах.

Кроме этого, акционерное право федерации включает законы: Public Utility Holding Company Act 19357, Trust Indenture Act J9398, Investment Company Act 19409, Investments Advisers Act 194010, a также законодательство о несостоятельности и банкротствах.

В области акционерного права крупные корпорации не только не заинтересованы в созданий унифицированных норм, но, более того, разнообразие правовых норм, существующее в штатах, оказывается даже, с определенной точки зрения, более предпочтительным, нежели единообразие. Это связано с тем, что штаты конкурируют между собой, стараясь создать наиболее выгодные и удобные нормы для предпринимателей, и тем самым привлечь в свой штат наибольшее число корпораций.

5 Cm.: Securities Aci 15 U.S.C. §§77a—77aa.

6 Cm.: Securities Exchange Act, 1934, 15 TJ.S.C.g §78a—78hh.

7 Cm.: Public Utility Holding Company Act, 1935.

8 Cm.: Trust Indenture Act J939.

9 Cm.: Investment Company Act 1940.

10 Cm.: Investments Advisers Act 1940.

I Право I интеллектуальной собственности

ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ СОБСТВЕННОСТИ

Учебное пособие / Под ред. Н.М. Коршунова, Н.Д. Эриашвили. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 327 с.

В краткой и доступной форме дается представление о праве интеллектуальной собственности, его основных понятиях и категориях. Раскрываются основы и особенности правового регулирования правоотношений в сфере интеллектуальной собственности. Дается подробная характеристика основных объектов интеллектуальной собственности, обязательств по передаче исключительного права, форм и способов защиты интеллектуальной собственности и др. Отдельно рассматриваются такие специфические вопросы, как аудит и оценка интеллектуальной собственности, а также интеллектуальная собственность в сети Интернет.

Для студентов, аспирантов (адъюнктов) и преподавателей юридических вузов и факультетов, юристов-практиков, а также всех интересующихся вопросами права интеллектуальной собственности.

^(¡¡^ ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА» ~ Генеральный директор В.Н. Закаидзе

Адрес редакции: 123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1. ЮНИТИ Тел./факс: 8-499-740-60-14, 8-499-740-60-15 UNITY E-mail: unity@unity-dana.ru, www.unity-dana.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.