Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
322
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шошин Денис Олегович

Муниципальная власть - это особый публично-правовой феномен, который реализует общие цели и осуществляет единую политику в сфере правовых отношений. Как институт публичной власти, органы местного самоуправления принимают активное участие во взаимодействии с институтами гражданского общества. Согласно ч. 2 ст. 3 Конституции РФ народ может осуществлять власть, в том числе через органы местного самоуправления, которые избираются непосредственно населением и (или) собираются представительным органом муниципального образования. Не являясь непосредственно органами государственной власти, они, тем не менее, законно считаются органами власти. Особое место в структуре органов местного самоуправления занимает глава муниципального образования. Несмотря на неоднократное реформирование, Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на современном этапе своего функционирования регулирует лишь общие основы организации и функционирования органов местного самоуправления, которые нуждаются в дальнейшей конкретизации в правовых актах субъектов Российской Федерации и уставах муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Шошин Денис Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

УДК 34

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Д. О. Шошин

Пензенский государственный университет, Пенза, Россия dshoshirn0@yandex.ru

Аннотация. Муниципальная власть - это особый публично-правовой феномен, который реализует общие цели и осуществляет единую политику в сфере правовых отношений. Как институт публичной власти, органы местного самоуправления принимают активное участие во взаимодействии с институтами гражданского общества. Согласно ч. 2 ст. 3 Конституции РФ народ может осуществлять власть, в том числе через органы местного самоуправления, которые избираются непосредственно населением и (или) собираются представительным органом муниципального образования. Не являясь непосредственно органами государственной власти, они, тем не менее, законно считаются органами власти. Особое место в структуре органов местного самоуправления занимает глава муниципального образования. Несмотря на неоднократное реформирование, Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на современном этапе своего функционирования регулирует лишь общие основы организации и функционирования органов местного самоуправления, которые нуждаются в дальнейшей конкретизации в правовых актах субъектов Российской Федерации и уставах муниципальных образований.

Ключевые слова: глава муниципального образования, муниципальная власть, органы местного самоуправления

Для цитирования: Шошин Д. О. Правовые основы деятельности и ответственности главы муниципального образования: современное состояние, проблемы и перспективы совершенствования // Вестник Пензенского государственного университета. 2021. № 1. С. 42-45.

Глава местного самоуправления является должностным лицом, которое несет бремя ответственности в полном объеме.

Глава муниципального образования может быть привлечен к административной, уголовной, дисциплинарной, гражданско-правовой и материальной видам ответственности.

Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ, а именно: ст. 72-74 установлена ответственность главы органа местного самоуправления и иных должностных лиц за издание незаконных нормативно-правовых актов, а также ненадлежащее осуществление делегированных государством полномочий. Более подробно в настоящем исследовании представляется необходимым рассмотреть ответственность органов и должностных лиц, конкретизированную в ст. 72-74.1 Федерального закона № 131-ФЗ [1].

Федеральным законом № 131-ФЗ установлено также следующее основание ответственности - ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления установленных обязанностей. Данные поправки функционирующего закона обладают, несомненно, положительным характером, так как на данный момент число передаваемых

© Шошин Д. О., 2021

государственных полномочий растет, введение вышеописанного основания ответственности помогает органам государственной власти контролировать работу органов местного самоуправления [2, с. 32].

Так, ответственность органов и должностных лиц муниципального образования перед государством нужно рассматривать широко в виде совокупности отраслевых видов юридической ответственности, в которых субъектом, инициирующим ответственность, является государство, и в узком смысле в виде ответственности, урегулированной Федеральным законом № 131-ФЗ, за издание незаконных актов и ненадлежащее исполнение переданных государственных полномочий.

Эффективность взаимных отношений органов местного самоуправления и государства в настоящих реалиях развития государственности имеет большое значение.

Управление на местах является самостоятельным институтом муниципального права. В него входят нормы права, регулирующие организацию местного самоуправления, управление территориями, построение взаимных отношений между органами власти и местного самоуправления.

Реформа местного самоуправления выявляет модели взаимных отношений государственной власти и местного самоуправления. Реформы в федеральном законодательстве о местном самоуправлении оказывают влияние на развитие модели взаимных отношений органов местного самоуправления и государства.

Местное самоуправление выступает институтом муниципального права, включающего систему норм права, которые регулируют организацию местного самоуправления.

Несмотря на определенное преобразование законодателем указанного вида ответственности, подходы разделения порядка привлечения к ответственности представительного органа муниципального образования и отдельных должностных лиц остаются неизменными. Кроме того, действующее законодательство приведено в соответствии с Европейской хартией местного самоуправления путем закрепления такого основания ответственности, как ненадлежащее исполнение переданных государственных полномочий [3, с. 87].

Представительный орган местного самоуправления привлекается к ответственности перед государственной властью в виде роспуска в случае подтверждения в судебном порядке факта издания противоречащего законодательству нормативно-правового акта. Процедура привлечения к ответственности должна быть закончена изданием закона субъекта о роспуске представительного органа муниципального образования. Многие исследователи критически относятся к форме данного акта. Однако Конституционным судом РФ поддерживается позиция законодателя, так как данный институт не может быть упрощен, поэтому итог данной процедуры должен быть облечен в форму закона ввиду сложной процедуры его принятия.

Законодателем впервые рассмотрена возможность отрешения от должности главы муниципального образования и главы местной администрации, т.е. лица, которое назначено на должность по контракту. Однако в данном случае данная норма вступает в противоречие с нормами, регулирующими муниципальную службу, они не рассматривают такой тип увольнения, как отрешение от должности, что необходимо устранить на законодательном уровне.

В процедуре привлечения к ответственности за несоответствующее исполнение обязанностей важным является закрепление гарантии от необоснованного привлечения к ответственности. Ответственность органов муниципального образования может наступить лишь в пределах их обеспечения определенными органами средствами и финансовыми ресурсами.

Важным условием успешной деятельности органов местного самоуправления являются наличие квалифицированных кадров и профессионально организованное руко-

водство. Вместе с тем сегодня в действующем законодательстве не закреплены ни квалификационные требования (например, наличие высшего образования по специальности «Государственное и муниципальное управление») к претендентам на должность главы муниципального образования, ни обязанность прохождения главой профессиональной подготовки или переподготовки после избрания на должность [4, с. 112].

Для того, чтобы эффективно руководить органами местного самоуправления, гарантировать разрешение всех вопросов местного значения на должном уровне, качественно управлять изменениями в различных областях общественной жизни, главы муниципальных образований должны иметь специальный уровень профессиональной подготовки. В этой связи предлагается на базе Поволжского института управления имени П. А. Столыпина - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации сформировать все время функционирующую систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации глав муниципальных образований «Школа Главы муниципального образования».

Программа семинаров повышения квалификации для глав муниципальных образований может содержать следующие разделы:

Раздел 1. Теоретические основы местного самоуправления (будут изучены такие вопросы, как понятие, принципы, функции местного самоуправления и ход муниципальной реформы в Российской Федерации).

Раздел 2. Правовые основы местного самоуправления. Будет включать в себя следующие темы:

2.1. Федеральные нормативные акты о местном самоуправлении.

2.2. Контроль за местным самоуправлением.

2.3. Система муниципальных актов права. Муниципальное нормотворчество. Юридическая техника. Коррупционные факторы в муниципальных актах права.

Раздел 3. Территориальные основы местного самоуправления. Будет состоять из следующих тем:

3.1. Понятие, виды, признаки муниципальных образований.

3.2. Преобразование муниципальных образований, изменение их границ.

Раздел 4. Организационные основы местного самоуправления. Данный раздел мог бы включать такие темы, как:

4.1. Формы осуществления населением местного самоуправления.

4.2. Органы местного самоуправления: понятие, виды, структура и функции.

4.3. Организация предоставления муниципальных услуг.

Раздел 5. Финансово-экономические основы местного самоуправления. Раздельное рассмотрение как экономического, так и финансового базиса местного самоуправления:

5.1. Муниципальная собственность: определение, классификация, основы управления.

5.2. Местный бюджет в качестве финансовой базы местного самоуправления. Процессы в бюджетной системе муниципального образования.

Раздел 6. Проблемы и перспективы развития местного самоуправления.

Целью данной программы подготовки глав муниципального образования выступает освоение новых знаний, умений и навыков. По окончании обучения будет выдаваться свидетельство о повышении квалификации.

Наиболее эффективным является блочно-модульный способ изучения. Блочно-модульный принцип помогает понять определенный метод изучения, при помощи него можно добиться гибкости системы высшего образования. Кроме того, для глав муниципальных образований может быть предусмотрена дистанционная форма обучения.

Для программы обучения глав муниципальных образований также необходима разработка активных форм обучения, таких как: тесты, кейс-стадии, разбор проблемных ситуации и решение практических задач, а также организационно-деловые игры.

Основной целью программы профессионального обучения, повышения квалификации и профессиональной подготовки глав муниципальных образований остаются рост профессионального уровня, создание управленческих кадров, которые бы владели не только нужными знаниями, но и навыками, умениями, так необходимыми для разработки стратегии, миссии, разбирались в особенностях экономики, аспектах государственного и муниципального, финансового управления, а также управления человеческими ресурсами.

Для того, чтобы программа обучения стала известной, нужно привлечь к ней внимание общества и обеспечить активизацию участия граждан в ее работе, т.е. необходимо провести PR-кампанию (совместные усилия глав муниципальных образований и общества на протяжении какого-то времени для достижения поставленных целей, выявленных по результатам исследований, методом реализации социально-коммуникативных стратегий и оценивания) [1, с. 36].

Для решения проблемы повышения квалификации глав муниципальных образований необходимы не только экономическая поддержка, предусматривающая выделение бюджетных денежных средств на организацию и проведение обучения, но и мотивация глав муниципальных образований для прохождения обучения. Главы муниципальных образований начнут работать более эффективно, так как будут обладать необходимыми профессиональными знаниями.

Список литературы

1. Артюхов Ю. С. Ответственность главы муниципального образования (конституционно-правовой аспект) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 8.

2. Киселева Н. В. Глава муниципального образования: к вопросу о привлечении к ответственности. М. : Юрист, 2017. 435 с.

3. Селютина Е. Н. Глава муниципального образования в системе органов местного самоуправления: современные тенденции развития // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2019. № 1. С. 15 -18.

4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

Информация об авторах Денис Олегович Шошин, аспирант, Пензенский государственный университет.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.