И.Л. ЯНЧЕНКО,
*
адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин (Академия управления МВД России)
126
Правовые основы деятельности государственных органов по борьбе с нищенством в России (середина XVI - первая четверть XVIII вв.)
В статье анализируется деятельность государственных органов и должностных лиц по предупреждению нищенства в дореволюционной России, рассматривается процесс организационно-правовых методов борьбы с нищенством и реализация этих мер полицией.
Российская империя, полиция, нищенство, смирительные дома.
Понятие «нищие» определяет людей, не имеющих средств к существованию и лишенных по каким-либо объективным причинам возможности зарабатывать себе на жизнь или же имеющих такую возможность, но не желающих работать, или же превративших нищенство в источник доходов. Под последними известный историк XIX в. И. Снегирев понимал тунеядцев-попрошаек, «которые не нищенствуют, но нередко нищаются, составляя противоположность с истинными нищими, которые некогда назывались церковными людьми, красою церковною, богомольцами за мир, их кормилец» [14, с. 5-6].
В условиях частых хозяйственных кризисов, военных действий и внутренних смут Российского государства нищенство развивалось в прогрессирующих масштабах. Церковь и монастыри являлись первыми органами помощи бедным. Но, оказывая помощь неимущим, больным и убогим, монастыри не делали различия между лицами, действительно нуждающимися в помощи, и праздношатающимися тунеядцами. Лояльное отношение общества к нищим определялось господствующей православной моралью, что способствовало существованию определенного социального слоя нищих-тунеядцев. К середине XVI в. нищенство стало значимым негативным социальным явлением, с которым государство должно было бороться для обеспечения общественного порядка.
Собранный Иваном Грозным в 1551 г. Стоглавый Собор более четко определил отношение
* Ранее — заместитель начальника отдела — начальник отделения воспитательной и социальной работы отдела по работе с личным составом УВД по г. Липецку.
государства и Церкви к нищим. Собор и царь повелели «всех прокаженных и престаревшихся» по всем городам переписать, устроить мужские и женские богадельни, дать им пищу и одежду. Что касается «здравых» нищих, неспособных к труду по слабости сил или по роду постигшего их несчастья, например временно нищенствующих на погорелое и т. п., то они должны были питаться по дворам, «здравые» же, способные к работе, — подлежать «страды» [13, с. 8]. Таким образом, наметилась некоторая система борьбы с нищенством, выражающаяся не только в призрении в богадельнях, раздаче пособий (собирание милостыни по домам), но и предоставлении добровольных или даже принудительных работ.
Идею необходимости привлечения здоровых нищих к труду продолжил царь Федор Алексеевич, по велению которого Земской собор 1681 г. постановил нищих «разобрать и странных и больных держать в особом месте, со всяким довольством от Государевой казны», Патриарху Московскому и всея Руси «приказать и во градах учинить пристанище нищим, чтоб нищие не скитались без призирания и ленивые, имеющие здравие телесное, пристали к работе» [13, с. 9]. В 1682 г. своим указом царь Федор Алексеевич подтвердил необходимость помогать нетрудоспособным нищим и обеспечивать работой молодых и здоровых. Контроль за всеми прибывающими в Москву из других местностей был возложен на караульных стрельцов, исполнявших полицейские функции. Нищих они обязаны были приводить в Аптекарский приказ, там их осматривали и действительно неспособных к труду отсылали в госпиталь. Тех нищих, которые «не будучи больными, нарочно уродуют некоторые члены своего тела, дабы чрез сие подвергнуть к состраданию», похищают детей, воруют, «пришло время искоренять». Тем же указом учреждались воспитательные дома, в которые принимать детей нищих, побиравшихся на улицах милостыней, обучать их необходимым для государства ремеслам. Власть надеялась, что «посредством учреждения таких училищ многие иностранцы, коих выписывали с трудом и кои проживали обыкновенно самое короткое время в Отечестве нашем, сделаются ненужными; и напротив, множество природных русских, с малыми толь-
ко издержками, доставят Отечеству всеобщую значительную пользу» [15, с. 130—137]. Смерть царя Федора Алексеевича, последовавшая в том же 1682 г., помешала тому, чтобы указ этот был применен на практике. Однако идеи этого указа развил Петр I, и карательные меры против нищенства в его царствование получили широкое распространение.
Еще при регентстве Софьи (до 1689 г.) именным указом от 30 ноября 1691 г. было повелено нищих, второй раз появившихся в Москве в «том же нищенском образе», бить кнутом и ссылать в дальние сибирские города [1]; указ от 14 марта 1694 г. не только полностью повторил данное положение, но и возложил на Стрелецкий приказ «по расспросным речам ссылать посадских людей в те же города в посад, из которых пришли, а дворцовых крестьян в дворцовые волости, а помещиковых и вотчинников крестьян отдавать помещикам и вотчинникам» [2].
Принимались меры не только против нищих-тунеядцев, но и против лиц, подававших милостыню (большой денежный штраф). Лицам, склонным к доброте и милосердию, было рекомендовано передавать пожертвования непосредственно в богадельни.
«Вестернизируя» страну и общество, Петр I ввел в практику деятельности административно-полицейских учреждений преследование нищих и бродяг, издав множество указов о борьбе с ними. Во всех них в той или иной мере содержалось требование, наиболее ясно выраженное в «пунктах, данных Санкт-Петербургскому Генерал-Полицмейстеру» — «ловить и определять в работу». За образец берется отношение к нищим и бродягам в западноевропейских странах. Под влиянием развития рыночных отношений, этики протестантизма положение нищих и бродяг в Западной Европе заметно ухудшилось. Если в начале XVII в. нищих кормили, прежде чем выгнать, то к концу XVII в. они просто ссылались на каторжные работы, что рассматривалось западноевропейцами как наказание, соответствующее нарушению [10, с. 9].
Петр I создавал «регулярное» государство, в котором все подданные должны нести определенную государственную повинность. Способные работать, служить, но уклоняющиеся от этого и занимающиеся нищенством, рассматривались как преступники. Указом 1712 г. Петр I повелел «смотреть накрепко, буде где по улицам и мостам для прошения милостыни нищие являться, тех ловить и приводить в Монастырский приказ; а в Монастырском приказе чиня наказание, отсылать в богадельни и в монастыри; а которые по миру будут ходить, а в богадельнях они нигде не записаны, и тех ловя, потому же в Монастырском приказе учиня жестокое наказание, отсылать в прежние места,
откуда пришел» [3]. Однако в России преследуемые с петровских времен нищие и бродяги часто находили активную поддержку у населения. Горожане часто даже отбивали нищих у задерживающих их солдат и полицейских [11, с. 147].
Петр I своими указами определил должностных лиц, ответственных за предупреждение и пресечение нищенства. Генерал-полицмейстеру была вменена обязанность «всех гулящих и слоняющихся людей хватать и допрашивать» [4]. Воеводам по инструкции 1719 г. поручалось, «чтоб в его провинции никакие гулящие люди не обретались, а увечных высылать в службу, или в работу, куда будет требоваться, отсылать, та-кож гулящих людей без проезжих писем не про-пущать», не допускать прошение милостыни, а также надзирать над прядильными и сиротскими домами «чтоб доходы не убавлялись, но всегда б по возможности прибавлялись» [5]. Губернатор и воевода были обязаны немедленно сообщать земским фискалам о пойманных беглых, гулящих, подозрительных и других подобных им бездельных людях, потому что «такие люди всякие злодейства татьбою, разбоем и воровством могут чинить» [6].
Таким образом, карательно-предупредительные меры против нищенства осуществлялись государством и прежде всего — полицией.
В то же время Петр I указывает, что полиция, принуждая каждого к трудам и к честному промыслу, «призирает нищих, бедных, больных, увечных и прочих неимущих, защищает вдовиц, сирых и чужестранных, по заповедям Божьим». Важным направлением в борьбе с нищенством становится создание учреждений, в которых они могли быть обеспечены работой. В гл. XX Регламента, или Устава Главного Магистрата, говорится о смирительных домах и «гошпиталях», причем смирительные дома предназначались не только для людей, ведущих непотребную и невоздержанную жизнь, но и для ленивых, здоровых нищих и гуляк, которые, не хотят трудиться. Сажали в смирительные дома тех, «кто на какое время по злым его поступкам будет достоин, и посылать их на работу, чем бы они могли пропитание свое заработать, чтоб никогда праздны не были». А для «непотребного ж и неистового женского пола» предназначались прядильные дома [7].
Петр I велел «стараться, чтобы дети не только зажиточных, но и бедных людей обучались чтению, писанию и арифметике» и «чтоб каждый к надлежащему от его рукоделия или других потребных способов к чему кто склонен к пропитанию был определен, дабы от таких впредь могла быть граду польза и вспоможение» [8]. Несмотря на то, что такая возможность учиться предоставлялась ограниченному числу бедных, эту меру,
127
безусловно, можно отнести к предупреждению нищенства.
Реформы, проводимые Петром I, коснулись и Церкви, которая, по его мнению, должна выполнять социальные функции под непосредственным контролем государства. В регламенте Духовной Коллегии от 25 января 1721 г. установлено, что деятельность Церкви не удовлетворяет высокому ее назначению, и требуется, чтобы Синод занялся улучшением этой деятельности. «Ленивых прошаков» Петр I считает людьми вредными для государства, а подателей милостыни — их пособниками. Регламент запрещает подачу милостыни, велит обращать ее в монастырское управление и отсылать туда всех нищих [9].
Указом 1724 г. Петр I повелевает губернаторам и воеводам переписать всех нищих для того, чтобы потом расписать их по монастырям [12, с. 70].
Веками складывающееся «нищелюбие», основанное на религиозных традициях, Петр I рассчитывал искоренить, в основном запретительными мерами, что, конечно же, не могло решить данную проблему. И Церковь, и народ продолжали подавать милостыню просящим, что подтверждает череда повторяющихся указов Петра (в Полном собрании законов Российской империи их более 20).
Создавая новую систему государственных органов, Петр I строго регламентировал их деятельность, в частности, и по вопросам борьбы с нищенством системой норм полицейского контроля и надзора над благотворительностью, которые выполняли социальные и карательно-правоохранительные функции, с преобладанием последних. Государство считало важным направлением в борьбе с нищими обеспечение их работой, включая и принуждение. Несмотря на целую серию карательных мероприятий, проводимых государством против нищенства, проблема борьбы с этим социальным злом не могла быть решена в условиях разлагающегося феодального общества, порождающего массовую пауперизацию населения.
Список литературы
1. Указ именной о забирании нищих, притворяю-
щихся увечными, о пересылке оных на прежние жительства, и о наказании их, когда пойманы будут в нищенстве во второй раз // ПСЗ РИ. Собр. 1. Том III. СПб., 1830. № 1424.
2. Указ именной о задержании нищенствующих безместных попов и других людей духовного и мирского чина и о рассылке оных из Стрелецкого приказа по принадлежности в их ведомства // ПСЗ РИ. Собр. 1. Том III. СПб., 1830. № 1489.
3. Указ именной, объявленный из Сената О воспрещении нищенства в Москве, о распределении нищих по монастырям и богадельням и о рассылке не приписанных ни к каким богоугодным заведениям на прежние их жительства с наказанием // ПСЗ РИ. Собр. 1. Том IV. СПб., 1830. № 2470.
4. Пункты, данные С.Петербургскому Генерал-Полицмейстеру 25 мая 1718 г. // ПСЗ РИ. Собр. 1. Том V. СПб., 1830. № 3203.
5. Инструкция или наказ Воеводам. // ПСЗ РИ. Собр. 1. Том V. СПб., 1830. № 3294.
6. Инструкция или наказ Земским Фискалам в губерниях и провинциях. //ПСЗ РИ. Собр. 1. Том V. СПб., 1830. № 3479.
7. Регламент, или Устав Главного Магистрата // ПСЗ РИ. Собр. 1. Том VI. СПб., 1830. № 3708.
8. Инструкция Магистратам // ПСЗ РИ. Собр. 1. Том VII. СПб., 1830. № 4624.
9. Регламент, или Устав Духовной Коллегии. // ПСЗ РИ. Собр. 1. Том VI. СПб., 1830. № 3718.
10. Бродель Ф. Структуры повседневности — возможное и невозможное. М., 1986.
11. Власов П. Обитель милосердия. М., 1991.
12. Дерюжинский В.Ф. Заметки об общественном призрении. М., 1897.
13. Дмитриев М.Н. Дома трудолюбия. СПб., 1900.
14. Снегирев И. Московские нищие в XVII столетии. М., 1852.
15. Учреждение больницы и план к основанию большого Госпиталя, и дома призрения для бедных и недостаточных людей в Москве 1652 года // Вестник Европы. № 10. 1819. 31 мая.
E-mail: [email protected]
128