Научная статья на тему 'Правовые основы деятельности государственных органов по борьбе с нищенством в России (середина XVI- первая четверть XVIII вв. )'

Правовые основы деятельности государственных органов по борьбе с нищенством в России (середина XVI- первая четверть XVIII вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
358
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / RUSSIAN EMPIRE / ПОЛИЦИЯ / POLICE / НИЩЕНСТВО / СМИРИТЕЛЬНЫЕ ДОМА / BEGGARISM / STRAIT HOUSES (JAIL)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — И Л. Янченко

В статье анализируется деятельность государственных органов и должностных лиц по предупреждению нищенства в дореволюционной России, рассматривается процесс организационно-правовых методов борьбы с нищенством и реализация этих мер полицией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal bases of the activity of public bodies fighting with the beggarism in Russia (middle XVI- first quarter of XVIII centuries)

The activity of public bodies and officials to prevent beggarism in the pre-revolutionary Russia is analyzed; the process of the organizational and legal methods of fight with the beggarism and the realization of these measures by the police are examined.

Текст научной работы на тему «Правовые основы деятельности государственных органов по борьбе с нищенством в России (середина XVI- первая четверть XVIII вв. )»

И.Л. ЯНЧЕНКО,

*

адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин (Академия управления МВД России)

126

Правовые основы деятельности государственных органов по борьбе с нищенством в России (середина XVI - первая четверть XVIII вв.)

В статье анализируется деятельность государственных органов и должностных лиц по предупреждению нищенства в дореволюционной России, рассматривается процесс организационно-правовых методов борьбы с нищенством и реализация этих мер полицией.

Российская империя, полиция, нищенство, смирительные дома.

Понятие «нищие» определяет людей, не имеющих средств к существованию и лишенных по каким-либо объективным причинам возможности зарабатывать себе на жизнь или же имеющих такую возможность, но не желающих работать, или же превративших нищенство в источник доходов. Под последними известный историк XIX в. И. Снегирев понимал тунеядцев-попрошаек, «которые не нищенствуют, но нередко нищаются, составляя противоположность с истинными нищими, которые некогда назывались церковными людьми, красою церковною, богомольцами за мир, их кормилец» [14, с. 5-6].

В условиях частых хозяйственных кризисов, военных действий и внутренних смут Российского государства нищенство развивалось в прогрессирующих масштабах. Церковь и монастыри являлись первыми органами помощи бедным. Но, оказывая помощь неимущим, больным и убогим, монастыри не делали различия между лицами, действительно нуждающимися в помощи, и праздношатающимися тунеядцами. Лояльное отношение общества к нищим определялось господствующей православной моралью, что способствовало существованию определенного социального слоя нищих-тунеядцев. К середине XVI в. нищенство стало значимым негативным социальным явлением, с которым государство должно было бороться для обеспечения общественного порядка.

Собранный Иваном Грозным в 1551 г. Стоглавый Собор более четко определил отношение

* Ранее — заместитель начальника отдела — начальник отделения воспитательной и социальной работы отдела по работе с личным составом УВД по г. Липецку.

государства и Церкви к нищим. Собор и царь повелели «всех прокаженных и престаревшихся» по всем городам переписать, устроить мужские и женские богадельни, дать им пищу и одежду. Что касается «здравых» нищих, неспособных к труду по слабости сил или по роду постигшего их несчастья, например временно нищенствующих на погорелое и т. п., то они должны были питаться по дворам, «здравые» же, способные к работе, — подлежать «страды» [13, с. 8]. Таким образом, наметилась некоторая система борьбы с нищенством, выражающаяся не только в призрении в богадельнях, раздаче пособий (собирание милостыни по домам), но и предоставлении добровольных или даже принудительных работ.

Идею необходимости привлечения здоровых нищих к труду продолжил царь Федор Алексеевич, по велению которого Земской собор 1681 г. постановил нищих «разобрать и странных и больных держать в особом месте, со всяким довольством от Государевой казны», Патриарху Московскому и всея Руси «приказать и во градах учинить пристанище нищим, чтоб нищие не скитались без призирания и ленивые, имеющие здравие телесное, пристали к работе» [13, с. 9]. В 1682 г. своим указом царь Федор Алексеевич подтвердил необходимость помогать нетрудоспособным нищим и обеспечивать работой молодых и здоровых. Контроль за всеми прибывающими в Москву из других местностей был возложен на караульных стрельцов, исполнявших полицейские функции. Нищих они обязаны были приводить в Аптекарский приказ, там их осматривали и действительно неспособных к труду отсылали в госпиталь. Тех нищих, которые «не будучи больными, нарочно уродуют некоторые члены своего тела, дабы чрез сие подвергнуть к состраданию», похищают детей, воруют, «пришло время искоренять». Тем же указом учреждались воспитательные дома, в которые принимать детей нищих, побиравшихся на улицах милостыней, обучать их необходимым для государства ремеслам. Власть надеялась, что «посредством учреждения таких училищ многие иностранцы, коих выписывали с трудом и кои проживали обыкновенно самое короткое время в Отечестве нашем, сделаются ненужными; и напротив, множество природных русских, с малыми толь-

ко издержками, доставят Отечеству всеобщую значительную пользу» [15, с. 130—137]. Смерть царя Федора Алексеевича, последовавшая в том же 1682 г., помешала тому, чтобы указ этот был применен на практике. Однако идеи этого указа развил Петр I, и карательные меры против нищенства в его царствование получили широкое распространение.

Еще при регентстве Софьи (до 1689 г.) именным указом от 30 ноября 1691 г. было повелено нищих, второй раз появившихся в Москве в «том же нищенском образе», бить кнутом и ссылать в дальние сибирские города [1]; указ от 14 марта 1694 г. не только полностью повторил данное положение, но и возложил на Стрелецкий приказ «по расспросным речам ссылать посадских людей в те же города в посад, из которых пришли, а дворцовых крестьян в дворцовые волости, а помещиковых и вотчинников крестьян отдавать помещикам и вотчинникам» [2].

Принимались меры не только против нищих-тунеядцев, но и против лиц, подававших милостыню (большой денежный штраф). Лицам, склонным к доброте и милосердию, было рекомендовано передавать пожертвования непосредственно в богадельни.

«Вестернизируя» страну и общество, Петр I ввел в практику деятельности административно-полицейских учреждений преследование нищих и бродяг, издав множество указов о борьбе с ними. Во всех них в той или иной мере содержалось требование, наиболее ясно выраженное в «пунктах, данных Санкт-Петербургскому Генерал-Полицмейстеру» — «ловить и определять в работу». За образец берется отношение к нищим и бродягам в западноевропейских странах. Под влиянием развития рыночных отношений, этики протестантизма положение нищих и бродяг в Западной Европе заметно ухудшилось. Если в начале XVII в. нищих кормили, прежде чем выгнать, то к концу XVII в. они просто ссылались на каторжные работы, что рассматривалось западноевропейцами как наказание, соответствующее нарушению [10, с. 9].

Петр I создавал «регулярное» государство, в котором все подданные должны нести определенную государственную повинность. Способные работать, служить, но уклоняющиеся от этого и занимающиеся нищенством, рассматривались как преступники. Указом 1712 г. Петр I повелел «смотреть накрепко, буде где по улицам и мостам для прошения милостыни нищие являться, тех ловить и приводить в Монастырский приказ; а в Монастырском приказе чиня наказание, отсылать в богадельни и в монастыри; а которые по миру будут ходить, а в богадельнях они нигде не записаны, и тех ловя, потому же в Монастырском приказе учиня жестокое наказание, отсылать в прежние места,

откуда пришел» [3]. Однако в России преследуемые с петровских времен нищие и бродяги часто находили активную поддержку у населения. Горожане часто даже отбивали нищих у задерживающих их солдат и полицейских [11, с. 147].

Петр I своими указами определил должностных лиц, ответственных за предупреждение и пресечение нищенства. Генерал-полицмейстеру была вменена обязанность «всех гулящих и слоняющихся людей хватать и допрашивать» [4]. Воеводам по инструкции 1719 г. поручалось, «чтоб в его провинции никакие гулящие люди не обретались, а увечных высылать в службу, или в работу, куда будет требоваться, отсылать, та-кож гулящих людей без проезжих писем не про-пущать», не допускать прошение милостыни, а также надзирать над прядильными и сиротскими домами «чтоб доходы не убавлялись, но всегда б по возможности прибавлялись» [5]. Губернатор и воевода были обязаны немедленно сообщать земским фискалам о пойманных беглых, гулящих, подозрительных и других подобных им бездельных людях, потому что «такие люди всякие злодейства татьбою, разбоем и воровством могут чинить» [6].

Таким образом, карательно-предупредительные меры против нищенства осуществлялись государством и прежде всего — полицией.

В то же время Петр I указывает, что полиция, принуждая каждого к трудам и к честному промыслу, «призирает нищих, бедных, больных, увечных и прочих неимущих, защищает вдовиц, сирых и чужестранных, по заповедям Божьим». Важным направлением в борьбе с нищенством становится создание учреждений, в которых они могли быть обеспечены работой. В гл. XX Регламента, или Устава Главного Магистрата, говорится о смирительных домах и «гошпиталях», причем смирительные дома предназначались не только для людей, ведущих непотребную и невоздержанную жизнь, но и для ленивых, здоровых нищих и гуляк, которые, не хотят трудиться. Сажали в смирительные дома тех, «кто на какое время по злым его поступкам будет достоин, и посылать их на работу, чем бы они могли пропитание свое заработать, чтоб никогда праздны не были». А для «непотребного ж и неистового женского пола» предназначались прядильные дома [7].

Петр I велел «стараться, чтобы дети не только зажиточных, но и бедных людей обучались чтению, писанию и арифметике» и «чтоб каждый к надлежащему от его рукоделия или других потребных способов к чему кто склонен к пропитанию был определен, дабы от таких впредь могла быть граду польза и вспоможение» [8]. Несмотря на то, что такая возможность учиться предоставлялась ограниченному числу бедных, эту меру,

127

безусловно, можно отнести к предупреждению нищенства.

Реформы, проводимые Петром I, коснулись и Церкви, которая, по его мнению, должна выполнять социальные функции под непосредственным контролем государства. В регламенте Духовной Коллегии от 25 января 1721 г. установлено, что деятельность Церкви не удовлетворяет высокому ее назначению, и требуется, чтобы Синод занялся улучшением этой деятельности. «Ленивых прошаков» Петр I считает людьми вредными для государства, а подателей милостыни — их пособниками. Регламент запрещает подачу милостыни, велит обращать ее в монастырское управление и отсылать туда всех нищих [9].

Указом 1724 г. Петр I повелевает губернаторам и воеводам переписать всех нищих для того, чтобы потом расписать их по монастырям [12, с. 70].

Веками складывающееся «нищелюбие», основанное на религиозных традициях, Петр I рассчитывал искоренить, в основном запретительными мерами, что, конечно же, не могло решить данную проблему. И Церковь, и народ продолжали подавать милостыню просящим, что подтверждает череда повторяющихся указов Петра (в Полном собрании законов Российской империи их более 20).

Создавая новую систему государственных органов, Петр I строго регламентировал их деятельность, в частности, и по вопросам борьбы с нищенством системой норм полицейского контроля и надзора над благотворительностью, которые выполняли социальные и карательно-правоохранительные функции, с преобладанием последних. Государство считало важным направлением в борьбе с нищими обеспечение их работой, включая и принуждение. Несмотря на целую серию карательных мероприятий, проводимых государством против нищенства, проблема борьбы с этим социальным злом не могла быть решена в условиях разлагающегося феодального общества, порождающего массовую пауперизацию населения.

Список литературы

1. Указ именной о забирании нищих, притворяю-

щихся увечными, о пересылке оных на прежние жительства, и о наказании их, когда пойманы будут в нищенстве во второй раз // ПСЗ РИ. Собр. 1. Том III. СПб., 1830. № 1424.

2. Указ именной о задержании нищенствующих безместных попов и других людей духовного и мирского чина и о рассылке оных из Стрелецкого приказа по принадлежности в их ведомства // ПСЗ РИ. Собр. 1. Том III. СПб., 1830. № 1489.

3. Указ именной, объявленный из Сената О воспрещении нищенства в Москве, о распределении нищих по монастырям и богадельням и о рассылке не приписанных ни к каким богоугодным заведениям на прежние их жительства с наказанием // ПСЗ РИ. Собр. 1. Том IV. СПб., 1830. № 2470.

4. Пункты, данные С.Петербургскому Генерал-Полицмейстеру 25 мая 1718 г. // ПСЗ РИ. Собр. 1. Том V. СПб., 1830. № 3203.

5. Инструкция или наказ Воеводам. // ПСЗ РИ. Собр. 1. Том V. СПб., 1830. № 3294.

6. Инструкция или наказ Земским Фискалам в губерниях и провинциях. //ПСЗ РИ. Собр. 1. Том V. СПб., 1830. № 3479.

7. Регламент, или Устав Главного Магистрата // ПСЗ РИ. Собр. 1. Том VI. СПб., 1830. № 3708.

8. Инструкция Магистратам // ПСЗ РИ. Собр. 1. Том VII. СПб., 1830. № 4624.

9. Регламент, или Устав Духовной Коллегии. // ПСЗ РИ. Собр. 1. Том VI. СПб., 1830. № 3718.

10. Бродель Ф. Структуры повседневности — возможное и невозможное. М., 1986.

11. Власов П. Обитель милосердия. М., 1991.

12. Дерюжинский В.Ф. Заметки об общественном призрении. М., 1897.

13. Дмитриев М.Н. Дома трудолюбия. СПб., 1900.

14. Снегирев И. Московские нищие в XVII столетии. М., 1852.

15. Учреждение больницы и план к основанию большого Госпиталя, и дома призрения для бедных и недостаточных людей в Москве 1652 года // Вестник Европы. № 10. 1819. 31 мая.

E-mail: [email protected]

128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.