Научная статья на тему 'Правовые основы банковских операций с драгоценными металлами'

Правовые основы банковских операций с драгоценными металлами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2850
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ В СФЕРЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ / БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ДРАГОЦЕННЫМИ МЕТАЛЛАМИ / ОБЕЗЛИЧЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ / МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ СЧЕТА / БИРЖИ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ / THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE AREA OF BANKING / PRECIOUS METALS / BANKING OPERATIONS WITH PRECIOUS METALS / IMPERSONAL METALS / METAL ACCOUNTS / EXCHANGE OF PRECIOUS METALS AND PRECIOUS STONES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Масалов А. А.

В статье приведены результаты анализа генезиса правовых основ деятельности коммерческих банков России с драгоценными металлами на внутренних и международных рынках, показано детерминирующее положение государственно-правовых актов и нормативных документов Центрального банка РФ в нормативно-правовой системе, регламентирующей банковские операции с драгметаллами с использованием лицензий и других разрешительных документов; охарактеризованы правовые нормы, регламентирующие некоторые наиболее распространенные в практике операции и услуги банков, предоставляемые клиентам с использованием драгоценных металлов, в физических металлах, обезличенных металлах, металлических счетах, а также правовые нормы, регулирующие порядок определения цен на драгоценные металлы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal basis of banking transactions precious metals

The results of the analysis of the genesis of the legal foundations of the activities of the commercial banks in Russia with precious metals on of internal and international markets, show-ing the position of the deterministic state-legal acts and regulations of the Central Bank of the Russian Federation in the regulatory system governing banking operations with precious metals using licenses and other permits; characterized the legal rules governing some of the most common practice in operations and banking services provided to clients with the use of precious metals in physical metals, impersonal metals bullion accounts, and the legal rules governing the procedure for the determination of prices for precious banks metals.

Текст научной работы на тему «Правовые основы банковских операций с драгоценными металлами»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 2

142 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПРАВА

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ С ДРАГОЦЕННЫМИ МЕТАЛЛАМИ

МАСАЛОВ А.А.,

аспирант, Северо-Кавказский гуманитарно-технический институт, e-mail: [email protected]

В статье приведены результаты анализа генезиса правовых основ деятельности коммерческих банков России с драгоценными металлами на внутренних и международных рынках, показано детерминирующее положение государственно-правовых актов и нормативных документов Центрального банка РФ в нормативно-правовой системе, регламентирующей банковские операции с драгметаллами с использованием лицензий и других разрешительных документов; охарактеризованы правовые нормы, регламентирующие некоторые наиболее распространенные в практике операции и услуги банков, предоставляемые клиентам с использованием драгоценных металлов, в физических металлах, обезличенных металлах, металлических счетах, а также правовые нормы, регулирующие порядок определения цен на драгоценные металлы.

Ключевые слова: законодательство РФ в сфере банковской деятельности; драгоценные металлы; банковские операции с драгоценными металлами; обезличенные металлы; металлические счета; биржи драгоценных металлов и драгоценных камней.

LEGAL BASIS OF BANKING TRANSACTIONS PRECIOUS METALS

MASALOV A.A.,

graduate student, North Caucasus Humanitarian and Technical Institute, e-mail: [email protected]

The results of the analysis of the genesis of the legal foundations of the activities of the commercial banks in Russia with precious metals on of internal and international markets, show-ing the position of the deterministic state-legal acts and regulations of the Central Bank of the Russian Federation in the regulatory system governing banking operations with precious metals using licenses and other permits; characterized the legal rules governing some of the most common practice in operations and banking services provided to clients with the use of precious metals in physical metals, impersonal metals bullion accounts, and the legal rules governing the procedure for the determination of prices for precious banks metals.

Keywords: the legislation of the Russian Federation in the area of banking; precious metals; banking operations with precious metals; impersonal metals; metal accounts; exchange of precious metals and precious stones.

JEL classification: G21, G24, K22.

Переход экономики России в 1990-х гг. на принципы рыночного регулирования сопровождался развитием сети коммерческих банков, их интероризацией во все сферы общественной жизни, вследствие чего значение коммерческих банков возросло и что потребовало создания политико-правовых механизмов государственного контроля за их деятельностью. Предпосылки их формирования создает Конституция РФ, в ст. 71 которой указано, что в ведении Российской Федерации находятся установление основ федеральной политики и правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; внешнеэкономические отношения и др.

© А.А. Масалов, 2013

Большое влияние на финансово-экономическую систему страны и международную экономику государства, особенно в условиях глобального кризиса и спада доверия к мировым валютам, оказывают золото и другие драгоценные металлы. Согласно Федеральному закону от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» драгоценными металлами признаны золото, серебро, платина, металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений, осмий) в любом виде, за исключением ювелирных и бытовых изделий, лома из них. Признавая драгоценные металлы высоколиквидным финансово-экономическим ресурсом и важным инструментом денежнокредитной политики, государство уделяет особое внимание регламентированию банковских операций с драгоценными металлами, затрагивающими интересы широкого круга юридических и физических лиц. В комплексном правовом регулировании отношений участников сделок, осуществляемых с использованием драгоценных металлов, используются российское законодательство, нормативные документы Банка России, корпоративные нормы коммерческих банков. В этой правовой системе доминируют государственно-правовые акты.

При формировании правовых основ банковских операций законодатели учитывают международные принципы и традиции рынка драгметаллов, согласно которым для нормальной работы банков необходимо предоставление государством прав юридическим и физическим лицам на свободное участие в операциях с драгметаллами на внутреннем и мировом рынках; развитие системы бирж и банков, предоставляющих клиентам услуги с использованием драгоценных металлов для свободного формирования цены на них в зависимости от спроса и предложения; государственное лицензирование участников рынка и государственный пробирный надзор за качеством драгметаллов.

Политико-правовые предпосылки организации в РФ рынка драгоценных металлов в начале 1990-х гг. создавали Указ Президента России от 15 ноября 1991 г. № 214 «О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории РСФСР» и постановление Правительства РФ от 4 января 1992 г. № 10 «О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории РФ и усилении государственного контроля за их производством и потреблением». В постановление Правительства РФ ставился вопрос о создании биржи драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, а Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» определял принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц по владению, пользованию и распоряжению валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства, а также гарантировал гражданам и юридическим лицам возможность иметь в собственности валютные ценности. Но фактически сохранялась государственная монополия на закупку и реализацию добытых на территории России драгметаллов. Факторы, препятствовавшие становлению российского рынка драгметаллов, преодолевались Указом Президента России от 16 декабря 1993 г. № 2148 «О развитии рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации», который регулировал процесс создания бирж драгоценных металлов и драгоценных камней, предоставлял коммерческим банкам права на совершение сделок с драгметаллами. С тех пор коммерческие банки России занимаются операциями с драгметаллами на внутреннем и международных рынках. Основными маркетмейкерами российского рынка драгметаллов являлись 10 банков: Сбербанк России, Внешторгбанк, Газпромбанк, банк «Уралсиб», Росбанк, Банк Москвы, Уральский банк реконструкции и развития, Номос-Банк, Барс-Банк, Экспобанк. Бесспорное лидерство в таком секторе банковской деятельности принадлежит Сбербанку, что обусловлено наиболее развитой сетью его филиалов, предоставляющих клиентам многочисленные услуги на розничном и корпоративном сегментах рынка драгметаллов. Объемы ресурсов, активов и пассивов Сбербанка в драгметаллах превышают аналогичные показатели других банков более чем в три раза. Российские банки сотрудничают с мировыми центрами торговли драгметаллами. В настоящее время действуют более 50 мировых центров торговли золотом, в том числе в Западной Европе - 11, в Азии - 14, в Америке - 14, в Африке - 8. Среди них лидирует Лондонский рынок «спот», представляющий собой наличный рынок с поставкой товара на второй банковский день после заключения сделки (Метод валютного кредитования..., 1994).

Единый порядок определения цен на драгметаллы в России регламентирован Указанием Банка России от 28.05.2003 № 1283-У «О порядке установления Банком России учетных цен на аффинированные драгоценные металлы», согласно которому учетные цены на драгоценные металлы рассчитываются исходя из действующих на момент расчета цен, зафиксированных на Лондонской бирже при стандартных процедурах установления цен рынка, уменьшенных на дисконт, равный среднему значению расходов на их поставку на международный рынок. Так, при определении цены золота Банк России принимает в расчет вечернюю цену одной тройской унции золота на торгах Лондонской биржи в предшествующий день, так как из-за различия временных поясов информация об утреннем фиксинге «спот» поступает в Москву во второй половине рабочего дня и ее использование для определения котировок в России неприемлемо.

Становление российского рынка драгметаллов связано с организацией специализированной биржи драгоценных металлов и драгоценных камней, а также с развитием банковских операций и услуг по физическому перемещению слитковых драгоценных металлов, их учету, хранению и реализации. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1994 г. № 756 утверждено Положение о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации (прекратило действие в связи с постановлением Правительства РФ от 16 марта 2013 г. № 214), определившее порядок банковских операций со слитковым золотом и монетами, а во исполнение Указа Президента России от 5 сентября 1995 г. № 899 «О выпуске государственных облигаций, обеспеченных золотом» начат выпуск государственных облигаций, обеспеченных золотом, и разрешен их свободный обмен на драгоценные металлы.

Согласно Положению Банка России «О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории РФ и порядке проведения банковских операций», Банк России определяет лимиты открытой

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 2

144

А.А. МАСАЛОВ

позиции операций с драгметаллами, а также котировки цен на них, покупает у банков драгметаллы по заранее установленным ценам.

Банки используют драгметаллы для получения прибыли от спекулятивных операций и предоставляемых клиентам услуг по покупке-продаже драгметаллов за свой счет и за счет клиентов по договорам комиссии и поручения; купле-продаже драгметаллов с их поставкой в физической форме или с отражением на счетах; спекулятивные сделки (опционы, фьючерсы, свопы).

Для совершения всех разрешенных законодательством операций с драгметаллами банк должен иметь лицензию Банка России в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности», Письмом Банка России от 03.12.1996 № 367 «О порядке выдачи лицензии на осуществление операций с драгоценными металлами» и Инструкцией Банка России от 02.04.2010 № 135-и «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».

Биржевые сделки проводятся с реальными драгметаллами и с ценными бумагами, обеспеченными драгметаллами, в виде торговли драгметаллами и ценными бумагами; хеджирования; фьючерсных контрактов.

В Российской Федерации действуют биржи драгоценных металлов и драгоценных камней, предоставляющие юридическим и физическим лицам услуги по совершению сделок по обращению стандартных и мерных слитков аффинированных драгметаллов, необработанных драгоценных камней, прошедших сортировку, и обработанных сертифицированных драгоценных камней; самородков драгметаллов; изделий из драгметаллов и драгоценных камней, за исключением ювелирных и бытовых изделий; полуфабрикатов, содержащих драгметаллы; монет, изготовленных из драгоценных металлов.

Операции с драгметаллами на бирже регламентирует Правительство РФ на основании Закона РФ от 26 марта 1994 г. № 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", Закона РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле", а с 1 января 2014 г. эти отношения будут регулировать нормы Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 327-ФЗ "О регулировании деятельности по проведению организованных торгов".

Порядок импорта-экспорта золота определен Положением о порядке ввоза в РФ и вывоза из РФ драгоценных металлов и камней, которое утверждено Указом Президента РФ от 21 июня 2001 г. № 742. Оно устанавливает, что юридические и физические лица могут ввозить драгметаллы на территорию России без ограничений, а вывоз осуществлять на основании лицензий, выдаваемых Минэкономразвития РФ; недропользователи и производители экспортируют драгметаллы после выполнения договора их поставки в Госфонд РФ.

В России сложились некоторые особенности лицензирования операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Так, банк может получать разные разрешительные документы на осуществление операций с драгметаллами. Первый из них - дополнение к валютной лицензии, называемое "Разрешение на совершение операций с драгоценными металлами", которое Банк России выдавал по согласованию с Минфином РФ с 20 мая 1994 г. С учетом изменений российского законодательства Банк России обновил порядок лицензирования операций с драгметаллами, согласно которому имеющий устойчивое финансовое положение банк может указанное Разрешение заменить на лицензию.

Для получения лицензии, коммерческий банк, функционирующий не менее года, должен обратиться в Банк России с заявкой на получение лицензии на операции в иностранной валюте и представить необходимые документы.

Выдаваемые Банком России лицензии имеют несколько видов: разовые (разрешают конкретные операции в иностранной валюте); внутренние (позволяют открывать счета в иностранной валюте и корреспондентские счета для резидентов российских банков в России); расширенные (предоставляют право открывать корреспондентские счета в иностранной валюте с ограниченным числом зарубежных банков и обслуживать нерезидентов); генеральные (разрешают все банковские операции в иностранной валюте в России и за рубежом).

Банк, получивший лицензию, именуется уполномоченным банком и выполняет функции валютного контроля за операциями своих клиентов.

Имеющие лицензию банки могут привлекать вклады (депозиты) и предоставлять кредиты заемщикам; осуществлять расчеты по поручению клиентов банков-корреспондентов и их кассовое обслуживание; открывать и вести счета клиентов и банков-корреспондентов; финансировать капитальные вложения по поручению владельцев или распорядителей инвестируемых средств и за счет собственных средств банка; выпускать, покупать, продавать и хранить платежные документы и ценные бумаги (чеки, аккредитивы, векселя, акции, облигации и др. документы), осуществлять иные операции с ними; выдавать поручительства, гарантии и иные обязательства за третьих лиц, предусматривающие их исполнение в денежной форме; приобретать права требования по поставке товаров и инкассировать их (форфейтинг), а также выполнять эти операции с дополнительным контролем за движением товаров (факторинг); покупать у российских и иностранных клиентов и продавать им наличную иностранную валюту и валюту, находящуюся на счетах и во вкладах; покупать и продавать в РФ и за ее пределами драгоценные металлы, камни, изделия из них; привлекать и размещать драгметаллы во вклады, осуществлять иные операции с ценностями согласно международной банковской практике; привлекать и размещать средства и управлять ценными бумагами по поручению клиентов (доверительные трастовые операции); оказывать брокерские и консультационные услуги, осуществлять лизинговые операции; производить другие операции и сделки по разрешению Банка России, выдаваемому в пределах его компетенции.

Действующий банк получает лицензию на привлечение драгметаллов во вклады при наличии или одновременно с лицензией на операции в рублях и валюте, а новый банк может получить лицензию на операции с драгме-

таллами одновременно с лицензией на осуществление операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады средств физических лиц). При этом банк предоставляет Банку России документы, предусмотренные Инструкцией Банка России № 135-И и Письмом № 367.

Банк готовит специалистов для операций с драгметаллами, а единоличный исполнительный орган банка (управляющий) несет персональную ответственность за соответствие кадров квалификационным требованиям.

Уполномоченные банки могут осуществлять операции по купле-продаже драгметаллов, мерных слитков и монет из них, экспортировать из РФ аффинированное золото и серебро, совершать другие сделки.

Письмо Банка России от 29.09.1997 г. № 524 устанавливает порядок получения кредитными организациями лицензии либо разрешения Банка России на совершение операций купли-продажи монет из драгметаллов и для совершения сделок купли-продажи мерных слитков драгметаллов.

Лицензирование экспорта аффинированного золота и серебра предопределено Указом Президента РФ от 23 июля 1997 г. № 767 "О некоторых мерах по либерализации экспорта из Российской Федерации аффинированного золота и серебра", который также расширил полномочия банков в операциях с драгметаллами, предоставил им право при наличии лицензии на операции с драгметаллами осуществлять экспорт слитков золота и серебра.

Банки, не имеющие лицензий, совершают с драгметаллами только залоговые операции, а предметы залога реализуют через уполномоченные банки.

Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" требует постановки на учет в государственной инспекции пробирного надзора юридических лиц, совершающих операции с драгметаллами.

Коммерческий банк, уполномоченный Банком России на совершение операций с драгметаллами, получает статус уполномоченного банка.

К банку, нарушившему установленные требования, Банк России применяет меры, предусмотренные ст. 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)": отзывает лицензии (разрешения) на операции с драгметаллами. Лицензия банка аннулируется и в случаях обнаружения недостоверных сведений, на основании которых выдавалась лицензия; предоставления банком недостоверных отчетных данных; нарушений банком требований антимонопольного законодательства России; признания банка неплатежеспособным. Отзыву лицензии должны предшествовать предупредительные меры, обеспечивающие устранение указанных нарушений.

Таким образом, операции банков в России регламентированы федеральным законодательством, нормативными документами Банка России. При наличии лицензии на совершение операций с драгоценными металлами банкам предоставлено право привлекать драгметаллы во вклады (до востребования и на определенный срок) от физических и юридических лиц; размещать драгоценные металлы от своего имени и за свой счет на депозитные счета, открытые в других банках; предоставлять и получать займы в драгметаллах либо под их залог; осуществлять различные виды сделок как за свой счет, так и за счет клиента; проводить экспортно-импортные операции.

Независимо от наличия лицензии банки вправе принимать драгоценные металлы в качестве обеспечения обязательств юридических и физических лиц, предоставлять услуги хранения и транспортировки драгметаллов.

Банки, нарушающие установленный государством порядок, лишаются лицензии, а за нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм, незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней и жемчуга, правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней согласно ст. 181, 191, 192 Уголовного Кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность.

ЛИТЕРАТУРА

Метод валютного кредитования и финансирование отношений (1994) / Под ред. Л.Н. Красавиной. М.: Финансы и статистика, С. 401.

REFERENCES

The method currency crediting and financing relationships (1994). Ed. L.N. Krasavina. Moscow: Finance and Statistics, Pp. 401. (In Russian).

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.