Научная статья на тему 'Правовые основы административной ответственности должностных лиц в Монголии'

Правовые основы административной ответственности должностных лиц в Монголии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1166
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
административная ответственность / административное правонарушение / должностные лица / юридическое лицо / юрисдикция / наказание / administrative responsibility / administrative offence / officials / legal person / jurisdiction / punishment

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пурэв Эрдэнэбаатар Пурэв Эрдэнэбаатар

В статье рассматриваются некоторые аспекты правовых основ административной ответственности должностных лиц в современной Монголии. Раскрыты основные положения Закона «О должностных лицах в Монголии». Проведен анализ Закона Монголии «Об административной ответственности» и изложены полученные основные выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of the legal grounds of officials" administrative responsibility in modern Mongolia are considered in the paper. Substantive provisions of the law on officials in Mongolia are described. The analysis of the law of Mongolia on administrative responsibility is carried out, and the obtained basic conclusions are stated.

Текст научной работы на тему «Правовые основы административной ответственности должностных лиц в Монголии»

Пурэв Эрдэнэбаатар

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В МОНГОЛИИ

Работа представлена кафедрой административного права Санкт-Петербургского университета МВД России.

Научный руководитель - доктор юридических наук, профессор В. И. Кайнов

В статье рассматриваются некоторые аспекты правовых основ административной ответственности должностных лиц в современной Монголии. Раскрыты основные положения Закона «О должностных лицах в Монголии». Проведен анализ Закона Монголии «Об административной ответственности» и изложены полученные основные выводы.

Ключевые слова: административная ответственность, административное правонарушение, должностные лица, юридическое лицо, юрисдикция, наказание.

Purev Erdenebaatar

LEGAL GROUNDS OF OFFICIALS' ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

IN MONGOLIA

Some aspects of the legal grounds of officials' administrative responsibility in modern Mongolia are considered in the paper. Substantive provisions of the law on officials in Mongolia are described. The analysis of the law of Mongolia on administrative responsibility is carried out, and the obtained basic conclusions are stated.

Key words: administrative responsibility, administrative offence, officials, legal person, jurisdiction, punishment.

В юридической литературе Монголии отмечается, что для наступления административной ответственности должностных лиц необходимо наличие достаточных оснований [2, с. 20].

В этой связи мы согласны с теми авторами, которые в качестве таковых выделяют: • Нормативное основание - систему норм права, регулирующих административную ответственность;

• Фактическое основание - деяние конкретного субъекта, нарушающее предписания, защищаемые административно-правовыми санкциями;

• Процессуальное основание - акт компетентного субъекта административной юрисдикции о наложении административного наказания за конкретное административное правонарушение.

Административная ответственность должностных лиц является разновидностью и составной частью института административной ответственности, в силу чего ей присущи признаки последней:

1. Административная ответственность должностных лиц является сложным, многоплановым явлением, сущность которого определена социальным характером его происхождения и раскрывается через взаимоотношения личности и общества.

Отсюда, в общесоциальном плане административная ответственность должностных лиц представляет собой связь между двумя субъектами, где одна сторона (ответственная) - должностное лицо - обязывается в силу своего правового статуса строить свое поведение в процессе осуществления служебной деятельности в соответствии с ожидаемой моделью, содержащейся в нормах права, охраняемых административными санкциями, а другая сторона - орган административной юрисдикции - контролирует, оценивает такое поведение и его результаты, и в случае их отрицательной оценки и наличия вины вправе применить соответствующее административное наказание, предусмотренное нормами административного права.

При этом одной из основных функций административной ответственности должностных лиц в Монголии, показывающих ее социальную ценность как средства обеспечивающего соблюдение дисциплины и законности должностными лицами при осуществлении своей служебной деятельности, является стимулирующая. С этой позиции административная ответственность должностных лиц представляет собой систему мер морального, материального и психического воздействия уполномоченных на то государствен-

ных органов (субъектов административной юрисдикции) на сознание, волю должностного лица в целях достижения в соответствии с требованиями, закрепленными в нормах административного права, должностного поведения, соответствующего интересам общества,

2. Признаками, составляющими содержание административной ответственности должностных лиц в Монголии и отражающими ее специфику как вида института административной ответственности, являются:

• субъект - должностное лицо, характеризующееся, наличием специального правового статуса;

• основание - должностное административное правонарушение;

• обособленная совокупность правовых норм, регулирующих административную ответственность должностных лиц;

• ограниченный перечень мер административной ответственности, применяемых к должностным лицам.

Как институт отрасли административного права Монголии административная ответственность должностного лица представляет собой урегулированные нормами административного права общественные отношения, возникающие по поводу применения субъектами административной юрисдикции в установленном процессуальном порядке административных наказаний к должностному лицу, совершившему административное правонарушение в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

3. Юридическим основанием административной ответственности должностных лиц является должностное административное правонарушение - противоправное, виновное действие или бездействие должностного лица, совершенное им в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, отличающееся от других административных правонарушений физических лиц повышенной общественной опасностью, возникающей в силу обладания должностным лицом специальным правовым статусом (положением), и за которое законами субъектов об административных право-

нарушениях установлена административная ответственность.

4. Одним из содержательных признаков административной ответственности должностных лиц является наличие совокупности правовых норм, определяющих ее специфику, которая выступает составной частью нормативно-правовой базы института административной ответственности.

Для реализации данных положений, по мнению автора, необходима разработка и принятие соответствующего законодательного акта, которым должен стать Закон «О должностных лицах в Монголии».

5. Важным моментом, необходимым для привлечения должностного лица к административной ответственности, является определение юридического состава совершенного должностного административного правонарушения.

Понимание данного вопроса способствует:

1) выявлению наиболее существенных признаков административных правонарушений, позволяющих производить их специализацию и группировку;

2) правильной квалификации административного правонарушения правоприменительными органами;

3) установлению и определению соответствующего вида административного наказания;

4) отграничению административного правонарушения от смежных с ними преступлений.

В этой связи автор акцентирует внимание на некоторых проблемах в области правового регулирования административной ответственности в Монголии, в частности административной ответственности должностных лиц, требующих более подробного рассмотрения и имеющих важное значение для исследуемой нами темы.

Условно их можно подразделить на две группы. Первая группа проблем носит общий организационно-правовой характер, так как они обусловлены государственным устройством и организацией государственной власти в Монголии, что, в свою очередь, влияет

на форму и порядок законодательного установления административной ответственности в целом и административной ответственности должностных лиц в частности, другая -обусловлена недостатками, существующими в самой системе административно-правовых норм, регулирующих административную ответственность должностных лиц.

Создание нового законодательства об административной ответственности должностных лиц, невозможно без уяснения новых реалий Монгольского государства, его устройства, объединяющего в принципе разнопорядковых субъектов, а также без надлежащего разрешения проблем распределения полномочий между организацией и ее субъектами [7, с. 199].

Историко-правовой опыт показывает, что развитие правовых институтов Монголии на определенном этапе времени напрямую связано с происходящим в стране политическими, социально-экономическими и другими конструктивными процессами. Поэтому мы считаем, что эффективный поиск новых правовых решений законодательного установления административной ответственности должностных лиц в современных условиях возможен лишь на основе осознания концептуальных идей новой организации государственной власти в Монголии.

Основным актом, устанавливающим административную ответственность должностных лиц, является Закон Монголии «Об административной ответственности» [3, с. 17]. Данный закон состоит из общей части и особенной части. В общей части дано понятие административного правонарушения; круг субъектов административной ответственности; перечень взысканий; правила наложения взысканий. Особенная часть состоит из перечня административных правонарушений.

Данный нормативный акт также устанавливает следующие особенности административной ответственности должностных лиц в Монголии.

К ним следует отнести:

• должностное лицо привлекается к административной ответственности за вред,

причиненный им при исполнении своих служебных обязанностей;

• право требования граждан и юридических лиц по возмещению ущерба и вреда, причиненных должностным лицом при исполнении своих должностных обязанностей, закреплено в п. 13 ст. 16 Конституции Монголии, где указано, что «граждане имеют право требовать возместить убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению государством, соответствующим субъектом или муниципальным образованием». Это положение содержится в п. 7 ч. 2 ст. 4 Закона Монголии «О государственной службе», где указано, что «государство отвечает за ущерб, причиненный служебной деятельностью должностных лиц» [4, с. 6].

Вместе с тем автор делает вывод о том, что при этом возникают особые обязательства, связанные с причинением ущерба из-за незаконной деятельности и административных актов должностных лиц, а именно:

1. В ч. 2 ст. 498 Гражданского кодекса Монголии предусмотрено, что если должностные лица своей служебной деятельностью причинили ущерб и нанесли вред, то государство либо юридическое лицо, отвечает за устранение вреда и нанесенный ущерб [6, с. 199].

2. В соответствии со ст. 505 (возмещение ущерба, причиненного гражданам, не достигшим возраста 16 лет), 506 (возмещение ущерба, причиненного гражданам из-за смерти жертвы преступления), 508 (возмещение нематериального ущерба, причиненного гражданам) Гражданского кодекса Монголии ущерб, который был нанесен должностными лицами при исполнении своих слу-

жебных обязанностей, возмещается пострадавшей стороне государством [5, с. 54].

3. Формы и виды ответственности государства перед своими гражданами, особенности возмещения ущерба имеют следующие специфические особенности:

• возмещение ущерба, причиненного гражданам в связи с незаконной деятельностью государственных органов и их должностных лиц;

• государственные органы и их должностные лица не должны причинять реальный ущерб правам граждан и юридических лиц даже при действиях, разрешенных законом для пресечения правонарушения.

Например, в соответствии с п. 1.5. 39 Закона о земле одним из обоснований прекращения права владения землей является отчуждение данного права для специальных нужд государства. При этом государство обязано предоставлять денежную компенсацию за такое отчуждение права на землю [1, с. 346].

• государство несет ответственность перед гражданами. Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению государством.

Например, возмещение компенсации, денежной выплаты пострадавшим от политических репрессий, в том числе их детям и членам семьи.

Административная ответственность должностного лица в Монголии представляет собой урегулированные нормами административного права общественные отношения, возникающие по поводу применения субъектами административной юрисдикции в установленном процессуальном порядке административных наказаний к должностному лицу, совершившему административное правонарушение в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский кодекс Монголии. Улан-Батор, 2002.

2. Долгорсурэн Ж. Административная ответственность: монография (монг. яз.). Улан-Батор, 1998.

3. Закон Монголии «Об административной ответственности» от 15 декабря 1992 года. Улан-Батор, 1992.

4. Закон Монголии «О государственной службе» от 28 июня 2002 года. Улан-Батор, 2002.

5. Закон Монголии «О земле» от 01 января 2003 года. Улан-Батор, 2003.

6. Мунхжаргал Т. Гражданское право Монголии (монг. яз.). Улан-Батор, 1998.

7. Одгэрэл П. Административное право Монголии. Общая часть. (монг. яз.). Улан-Батор, 2004.

REFERENCES

1. Grazhdanskiy kodeks Mongolii. Ulan-Bator, 2002.

2. Dolgorsuren Zh. Administrativnaya otvetstvennost': monografiya (mong. yaz.). Ulan-Bator, 1998.

3. Zakon Mongolii «Ob administrativnoy otvetstvennosti» ot 15 dekabrya 1992 goda. Ulan-Bator, 1992.

4. Zakon Mongolii «O gosudarstvennoy sluzhbe» ot 28 iyunya 2002 goda. Ulan-Bator, 2002.

5. Zakon Mongolii «O zemle» ot 01 yanvarya 2003 goda. Ulan-Bator, 2003.

6. Munkhzhargal T. Grazhdanskoye pravo Mongolii (mong. yaz.). Ulan-Bator, 1998.

7. Odgerel P. Administrativnoye pravo Mongolii. Obshchaya chast'. (mong. yaz.). Ulan-Bator, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.