Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ И ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ'

ПРАВОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ И ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
социальное партнерство / основополагающие принципы и права в сфере труда / трудовое законодательство / безопасная и здоровая производственная среда / опасные биологические факторы / профилактика и защита / social partnership / fundamental principles and rights in the field of labor / labor legislation / safe and healthy production environment / biological hazard

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Константин Давыдович Крылов, Дмитрий Александрович Чуйков

В статье освещены вопросы разработки и содержания новых международных норм, направленных на развитие социального партнерства в сфере труда по предотвращению биологических опасных факторов. Показаны правовые истоки, цели и задачи разрабатываемых норм, указано российское и международное определение биологических опасных факторов, отражены правовые ориентиры трехстороннего сотрудничества государства, работодателей и профсоюзов по предотвращению данных факторов. Обоснована целесообразность использования этих ориентиров для совершенствования законодательства и развития социального партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Guidelines of Social Partnership for the Prevention of Biological Risks and Dangerous Factors

The article highlights the issues of the development and content of new international standards aimed at the development of social partnership in the field of labor for the prevention of biological hazards. The legal origins, goals and objectives of the developed norms are shown; the Russian and international definition of biological hazards is indicated; the legal guidelines of trilateral cooperation between the state, employers and trade unions to prevent these factors are reflected. The expediency of using these guidelines for the improvement of legislation and the development of social partnership is substantiated.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ И ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ»

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

УДК 342.9 DOI: 10.17277/pravo.2023.04.pp.415-422

В статье освещены вопросы разработки и содержания новых международных норм, направленных на развитие социального партнерства в сфере труда по предотвращению биологических опасных факторов. Показаны правовые истоки, цели и задачи разрабатываемых норм, указано российское и международное определение биологических опасных факторов, отражены правовые ориентиры трехстороннего сотрудничества государства, работодателей и профсоюзов по предотвращению данных факторов. Обоснована целесообразность использования этих ориентиров для совершенствования законодательства и развития социального партнерства.

Ключевые слова: социальное партнерство; основополагающие принципы и права в сфере труда; трудовое законодательство; безопасная и здоровая производственная среда; опасные биологические факторы; профилактика и защита.

Константин Давыдович Крылов, д-р юрид. наук, руководитель Центра научных исследований Международного союза юристов, Москва, Россия;

kodakr@list.ru

Дмитрий Александрович Чуйков, секретарь Федерации независимых

профсоюзов России - представитель ФНПР в Южном федеральном округе, аспирант ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений»,

Москва, Россия; astprofkultura@mail.ru

ПРАВОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ И ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ

Введение

В современной истории развития управления социальными процессами широко стали проявляться теория и практика социального партнерства, получившего в Российской Федерации конституционное закрепление1 и обширную нормативную регламентацию в трудовом законодательстве на федеральном и региональном уровнях2. Среди различных аспектов социально-экономической политики, занятости, труда и социальной защиты

1 См.: ст. 75.1 и ст. 114 Конституции Российской Федерации.

2 См., например: часть II Трудового кодекса Российской Федерации; Закон города Москвы «О социальном партнерстве в городе Москве», Закон Санкт-Петербурга «О социальном партнерстве в сфере труда в Санкт-Петербурге»; Закон Тамбовской области «Об организации социального партнерства в Тамбовской области» и др.

существенное значение в правовых актах социального партнерства имеют нормативные и конкретные обязательственные положения, касающиеся обеспечения безопасности, гигиены и охраны труда3.

За последнее десятилетие российское законодательство об охране труда значительно модернизировалось, ориентируясь на происходящие изменения в организации и условиях труда, технологические нововведения, современные вызовы глобального характера, отечественный и зарубежный опыт, международные акты в сфере труда [5].

В 2022 году в состав основополагающих международных принципов и прав в сфере труда включен принцип безопасной и здоровой производственной среды4 и обозначены основополагающие конвенции в области охраны труда5. Одновременно подготовлены и представлены для обсуждения новые международные нормы, ориентирующие государства и социальных партнеров на предотвращение опасных биологических факторов в производственной среде.

Обсуждение

В настоящее время в Российской Федерации приняты и реализуются правовые меры, направленные на обеспечение биологической безопасно-сти6. Законом закреплены понятия «биологическая безопасность», «опасный биологический фактор», «биологический риск», «биологическая угроза (опасность)», «биологическая защита» и др.7

3 См., например, раздел V «Условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность» Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2021 - 2023 годы»

4 См.: Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда (1998 г.) с поправками 2022 года; Резолюция МОТ о включении безопасной и здоровой производственной среды в свод основополагающих принципов и прав в сфере труда (2022 г.); Конвенция МОТ № 191 2023 г., касающаяся последующих поправок к нормам после признания безопасной и здоровой производственной среды в качестве основополагающего принципа; Рекомендация № 207 2023 года о безопасной и здоровой производственной среде (последующие поправки); Резолюция МОТ, касающаяся скорейшей ратификации Конвенции 2023 года о безопасной и здоровой производственной среде (последующие поправки) (191) (2023 г.)

5 См.: Конвенция № 155 1981 года о безопасности и гигиене труда и Конвенция № 187 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда. В Российской Федерации данные конвенции ратифицированы.

6 См., например: Федеральный закон «О биологической безопасности в Российской Федерации» от 30 декабря 2020 г. № 492-ФЗ, Указ Президента Российской Федерации «Об основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» от 11 марта 2019 г. № 97; Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении плана мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» от 28.08.2019 № 1906-р и др.

7 Например, в ст. 1 Федерального закона «О биологической безопасности в Российской Федерации» определяется, что опасный биологический фактор - это «событие, условие, свойство, эпидемический, эпизоотический, эпифитотический процессы или их комбинация, являющиеся причиной возможного воздействия патогенных биологических агентов (патогенов), паразитических организмов и содержащих их объектов, которые способны

При реализации законодательства учитываются принятые международные нормы и формирующиеся новые правовые ориентиры. Несмотря на то что в Международной организации труда (МОТ) с момента ее основания в 1919 году принят обширный свод международных актов и руководств, направленных на обеспечение безопасности и гигиены труда [5, 6], в последние годы обозначился правовой пробел в международном регулировании мировых угроз биологического характера8. Возникла потребность создания специальных международных норм по предотвращению биологических опасных факторов в производственной среде, принятие которых включено в повестку дня Международной конференции труда 112-й (2024 г.) и 113-й (2025 г.) сессий9.

Как известно, пандемия коронавирусной инфекции проявила потенциально разрушительные последствия распространения биологических опасных факторов, воздействию которых могут подвергаться работники на различных рабочих местах. Глобальная мобильность, перемещение товаров и людей, в том числе в туристической отрасли и во время деловых поездок, усугубляют проблему распространения вирусов и болезней, воздействие которых усиливается климатическими изменениями. Поэтому признано необходимым, чтобы социальные партнеры на различных уровнях предприняли согласованные действия для сохранения стабильности в экономике и обществе [1, 4].

Необходимость разработки и принятия специальных международных норм, касающихся предотвращения биологических опасных рисков, обусловила совместное участие представителей и специалистов государств и социальных партнеров в рассмотрении вопросов, касающихся целей и задач будущих актов, сферы их применения, единого международного определения, структуры и содержания ориентиров для трехстороннего сотрудничества государства, работодателей и профсоюзов по предотвращению таких рисков. Происходит обобщение ранее принятых правовых актов по общим и смежным вопросам в области охраны труда на глобальном, региональном и страновом уровнях, что становится предметом внимания и в российской правовой науке, правотворчестве и практике социального партнерства [2, 3, 10].

Разрабатываемый ныне новый правовой акт МОТ призван стать первым международным актом, направленным на создание всеобъемлющей и перспективной правовой базы в целях обеспечения соблюдения, поощрения и осуществления права на безопасную и здоровую производствен-

нанести вред здоровью человека, животным и(или) растениям, продукции животного и(или) растительного происхождения и(или) окружающей среде», а биологический риск -это «вероятность причинения вреда (с учетом его тяжести) здоровью человека, животным, растениям и(или) окружающей среде в результате воздействия опасных биологических факторов».

8 В определенной мере с противодействием отдельным биологическим факторам были связаны лишь такие акты МОТ, как Рекомендация № 3 1919 года о профилактике сибирской язвы, Рекомендация № 4 1919 года о сатурнизме у женщин и детей, Рекомендация № 200 2010 года о ВИЧ/СПИДе.

9 См.: Повестка дня будущих сессий Международной конференции труда (ОВ.349/Ш8/2) // Повестка дня 349-й сессии Административного совета МБТ 30 октября -9 ноября 2023 г. (ОВ.349Л^епаа(Кеу.1)). Женева: МОТ, 2023.

ную среду в отношении биологических опасных факторов. В данном акте предлагается закрепить универсальное определение термина «биологический опасный фактор», понимаемого как «любой микроорганизм, клетка и иной органический материал растительного, животного или антропогенного происхождения, в том числе генетически модифицированный, способный причинить ущерб здоровью человека» [1].

Рекомендуется в предмет социального диалога государства с наиболее представительными организациями работодателей и работников включить разработку, внедрение и периодический пересмотр национальной политики в области профилактики и защиты от биологических опасных факторов в производственной среде.

В новый акт предлагается включить меры профилактики и защиты, которые могут помочь государствам и социальным партнерам разработать руководства и процедуры, касающиеся противодействия биологическим опасным факторам.

В государствах совместно с социальными партнерами должны быть разработаны предупредительные меры, и должна предоставляться информация о мерах профилактики и защиты, которые должны быть приняты в отношении действия биологических опасных факторов. Государство должно предоставлять необходимую поддержку работодателям, работникам и их представителям в целях реализации мер в области здравоохранения и гигиены труда, особенно в случае возникновения вспышек эпидемий и пандемий, вызванных биологическими агентами.

Для отдельных секторов и групп работников предлагается разработать конкретные меры и руководства в отношении определенных отраслей, профессий и форм организации труда, в которых наиболее проявляются опасные факторы. Дифференцированный подход должен быть к работникам гуманитарных организаций, цифровых платформ, временным работникам, работникам неформальной экономики, трудовым мигрантам. Отдельные руководства рекомендуется предусматривать для уязвимых работников (беременные женщины, работники старшего возраста, работники с ограниченными возможностями здоровья и др.). В этой связи становится очевидной целесообразность охвата профсоюзным представительством и включение в сферу социального партнерства различных категорий занятого населения, а не только лиц, работающих по трудовому договору. Чтобы никто не был забыт, необходимо обеспечение всеобъемлющей защиты работников в меняющейся сфере труда [8]. С учетом трансформации политики в сфере занятости населения и существенного увеличения числа самозанятых новые механизмы правового регулирования должны стать важным элементом всей системы защиты трудовых прав граждан [7, с. 44].

Глобальный характер биологических рисков обусловливает принимать во внимание действующие, согласованные на международном уровне технические и практические руководства в области управления биологическими опасными факторами.

Особое внимание предложено уделять вопросам гигиены труда и развитию служб гигиены труда, порядку сбора и учета данных о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, а также по-

рядку уведомления о них. Рекомендуется ввести обязательность открытой публикации информации о мерах, принимаемых в отношении действия биологических опасных факторов.

Необходимо включить профессиональные заболевания, вызываемые действием биологических опасных факторов, в национальный перечень профессиональных заболеваний, а также обеспечить право работников на получение специальных пособий или компенсаций за производственные травмы, болезни или заболевания в результате действия данных факторов.

В каждом государстве предлагается установить и применять адекватные санкции за нарушение правовых норм, касающихся предотвращения таких рисков и факторов, а соответствующие должностные лица должны регулярно для этого проходить специальное обучение.

Работодатели должны принимать разумные и практически осуществимые меры по устранению или, если это невозможно, контролю и минимизации воздействия биологических опасных факторов. Для работников должно осуществляться тематическое обучение и бесплатное предоставление надлежащих средств индивидуальной защиты. Они должны быть проинформированы о биологических рисках, существующих в сфере их труда, и о мерах, которые необходимо принять для предотвращения угрозы их здоровью, до того, как они приступят к любой работе, связанной с такими рисками.

При разработке новых международных актов особое внимание уделено правам и обязанностям работников и их представителей. Предлагается нормативно закрепить следующие их права: 1) на получение информации о биологической опасности в производственной среде, о соответствующих профилактических и защитных мерах, порядке их применения; 2) на получение консультаций от работодателя и компетентного органа по вопросам выявления биологических опасных факторов, оценки рисков биологической опасности, необходимых мер для регулирования биологических опасных факторов в производственной среде; 3) на участие в реализации профилактических и защитных мер по защите себя и других работников от биологических опасных факторов в производстве, в расследованиях несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и опасных происшествий; 4) на получение документов о проведенном медицинском осмотре или обследовании, в том числе с учетом биологических опасных факторов, при условии соблюдения конфиденциальности персональных и медицинских данных; 5) на обращение в компетентный орган, если они считают, что принятые и используемые меры не отвечают цели обеспечения безопасной и здоровой производственной среды; 6) на отказ от работы без каких-либо неправомерных последствий, если у них есть разумные основания полагать, что существует неминуемая и серьезная опасность для их безопасности и здоровья вследствие действия биологических опасных факторов, и они должны без промедления сообщить об этом своему непосредственному руководителю и представителю работников; 7) на требование проведения полного расследования и принятия мер по исправлению положения до того, как работники начнут или продолжат свою работу, если у них есть разумные основания полагать, что производственная среда представляет непосредственную

и серьезную угрозу для их жизни или здоровья вследствие действия биологических опасных факторов; 8) перевод на альтернативное место работы, если дальнейшее трудоустройство на определенном месте работы противопоказано по состоянию здоровья из-за действия биологических опасных факторов или по рекомендации служб гигиены труда, в случае если такое место работы доступно и если работники имеют соответствующую квалификацию или могут быть полноценно обучены для выполнения такой альтернативной работы; 9) прохождение реабилитации в случае травмы, болезни или заболевания, вызванных, усиленных или усугубленных действием биологических опасных факторов [1, с. 54-55, с. 71-72].

Для представителей работников предлагается закрепить право запрашивать информацию у работодателя и консультироваться с ним по вопросам, касающимся биологических опасных факторов, получать адекватную информацию о мерах, принимаемых работодателем, и пройти соответствующее обучение по данным вопросам.

В порядке обсуждения поставлены вопросы, касающиеся ответственности работников: 1) за соблюдение предписанных мер безопасности и гигиены труда по предотвращению воздействия биологических опасных факторов и защите от них, в том числе посредством соблюдения надлежащего ухода и использования защитной одежды, средств и оборудования, предоставленных им для этой цели, в соответствии с их обучением, инструкциями и средствами, предоставленными их работодателем; 2) незамедлительное уведомление своего непосредственного руководителя или представителя по безопасности и гигиене труда обо всех условиях труда, которые могут представлять биологическую опасность или риск для их безопасности или здоровья или безопасности и здоровья других лиц; 3) сотрудничество с работодателем и другими работниками для определения и реализации мер безопасности и гигиены труда, направленных на борьбу с биологическими опасными факторами, в соответствии с системным подходом к управлению [1, с. 73].

Заключение

Поскольку реализация правовых мер в сфере охраны труда обеспечивается в том числе и социально-партнерскими соглашениями, рекомендациями, коллективными договорами и локальными нормативными актами, использование предлагаемых новых международных норм могло бы быть начато в разрабатываемых новых правовых актах социального партнерства, а затем продолжиться в законодательстве и иных нормативных правовых актах при их совершенствовании и принятии дополнительных актов.

Указанные правовые ориентиры по предотвращению биологических рисков и биологических опасных факторов расширяют сферу и механизм социального партнерства. Их реализации могли бы способствовать соответствующие научные исследования и тематические нововведения в образовательном процессе [9]. Правовые инициативы по развитию современной культуры охраны труда могут и должны проявляться на различных уровнях социального партнерства во взаимодействии с научными и образовательными организациями.

Список литературы

1. Биологические опасные факторы в производственной среде. Женева, Международное бюро труда, 2022. 77 с.

2. Благодир А. Л. Правовые вызовы в сфере труда // Образование и право. 2022. № 7. С. 330 - 334. doi: 10.24412/2076-1503-2022-7-330-334

3. Выпханова Г. В. Актуальные направления совершенствования законодательства в сфере биологических и генетических технологий // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2021. № 8(84). С. 33 - 43. doi: 10.17803/23115998.2021.84.8.033-043

4. Глобальная стратегия по безопасности и гигиене труда на 2024 -2030 годы и план действий по ее осуществлению (GB.349/INS/8) (одобрена 349-й сессией Административного совета МОТ 3.11.1023. Женева: Международная организация труда, 2023. 26 с.

5. Крылов К. Д. Российское законодательство об охране труда и международные нормы // Законы России: опыт, анализ, практика. 2022. № 2. С. 7 - 13

6. Крылов К. Д. Фундаментализация безопасных и здоровых условий труда в международном трудовом праве // Право и управление. XXI век. 2022. Т. 18, № 2(63). С. 3 - 13. doi: 10.24833/2073-8420-2022-2-63-3-13

7. Орлова Е. Е. Актуальные направления трансформации государственной политики в сфере занятости населения // Право: история и современность. 2023. Т. 7, № 1. С. 40 - 46. doi: 10.17277/pravo.2023.01.pp.040-046

8. Чтобы никто не был забыт: обеспечение всеобъемлющей защиты работников в меняющейся сфере труда // Междунар. конф. труда, 111-я сессия, 2023 г. Доклад V. Женева: Международное бюро труда, 2023.

9. Челнокова Г. Б. К формированию правовых основ политики защиты от биологических опасных факторов в производственной среде // Образование и право. 2023. № 9. С. 32 - 36. doi: 10.24412/2076-1503-2023-9-32-36

10. Чуйков Д. А. Опыт работы профсоюзных объединений Южного федерального округа в условиях ограничений, вызванных распространением корона-вирусной инфекции // Актуальные направления развития системы высшего образования: дистанционное образование - проблемы и преимущества: матер. Междунар. науч.-практ. конф. (Ростов-на-Дону, 16-17 июня 2020 г.). Ростов н/Д; Таганрог, 2020. С. 287 - 290.

References

1. Biologicheskiye opasnyye faktory v proizvodstvennoy srede [Biological hazards in the production environment], Zheneva, Mezhdunarodnoye byuro truda, 2022, 77 p. (In Russ.)

2. Blagodir A.L. [Legal challenges in the sphere of labor], Obrazovaniye i pravo [Education and law], 2022, no. 7, pp. 330-334. doi: 10.24412/2076-1503-2022-7-330334 (In Russ., abstract in Eng.)

3. Vypkhanova G.V. [Current directions of improving legislation in the field of biological and genetic technologies], Vestnik Universiteta imeni O.Ye. Kutafina (MGYUA) [Bulletin of the O.E. Kutafin University (MGUA)], 2021, no. 8(84), pp. 3343. doi: 10.17803/2311-5998.2021.84.8.033-043 (In Russ., abstract in Eng.)

4. Global'naya strategiya po bezopasnosti i gigiyene truda na 2024-2030 gody i plan deystviy po yeye osushchestvleniyu (GB.349/INS/8) (odobrena 349-y sessiyey Administrativnogo soveta MOT 3.11.1023 [Global Strategy on Occupational Safety and Health 2024-2030 and Action Plan for its Implementation (GB.349/INS/8) (endorsed 349th session of the Governing Body of the ILO 3.11.1023.], Zheneva: Mezhdunarodnaya organizatsiya truda, 2023, 26 p. (In Russ.)

5. Krylov K.D. [Russian legislation on labor protection and international norms], Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika [Laws of Russia: experience, analysis, practice], 2022, no. 2, pp. 7-13. (In Russ., abstract in Eng.)

6. Krylov K.D. [Fundamentalization of safe and healthy working conditions in international labor law], Pravo i upravleniye. XXI vek [Law and management. XXI century], 2022, vol. 18, no. 2(63), pp. 3-13. doi: 10.24833/2073-8420-2022-2-633-13 (In Russ., abstract in Eng.)

7. Orlova E.E. [Actual directions of transformation of the state policy in the field of employment of the population], Pravo: istoriya i sovremennost' [Law: History and Modernity], vol. 7, no. 1, 2023, pp. 40-46. doi: 10.17277/pravo.2023.01.pp.040-046 (In Russ., abstract in Eng.)

8. Mezhdunar. konf. truda, 111-ya sessiya, 2023 g. Doklad V [International Labour Conference, 111th session, 2023 Report V], Zheneva: Mezhdunarodnoye byuro truda, 2023. (In Russ.)

9. Chelnokova G.B. [Towards the formation of the legal basis of the policy of protection against biological hazards in the production environment], Obrazovaniye i pravo [Education and law], 2023, no. 9, pp. 32-36. doi: 10.24412/2076-1503-2023-932-36 (In Russ., abstract in Eng.)

10. Chuykov D.A. Aktual'nyye napravleniya razvitiya sistemy vysshego obrazovaniya: distantsionnoye obrazovaniye - problemy i preimushchestva: mater. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf [Current directions of development of the higher education system: distance education - problems and advantages: material. International scientific and practical conf.], 16-17 June 2020 Rostov-on-Don; Taganrog, 2020. pp. 287-290. (In Russ.)

Legal Guidelines of Social Partnership for the Prevention of Biological Risks and Dangerous Factors

K. D. Krylov, D. Sci. (Law), Head of the Center for Scientific Research, International Union of Lawyers, Moscow, Russia;

kodakr@list.ru

D. A. Chuikov, Secretary of the Federation of Independent Trade Unions of Russia - Representative of the Federation of Independent Trade Unions in the Southern Federal District, Postgraduate Student, Academy of Labor and Social Relations,

Moscow, Russia; astprofkultura@mail.ru

The article highlights the issues of the development and content of new international standards aimed at the development of social partnership in the field of labor for the prevention of biological hazards. The legal origins, goals and objectives of the developed norms are shown; the Russian and international definition of biological hazards is indicated; the legal guidelines of trilateral cooperation between the state, employers and trade unions to prevent these factors are reflected. The expediency of using these guidelines for the improvement of legislation and the development of social partnership is substantiated.

Keywords: social partnership; fundamental principles and rights in the field of labor; labor legislation; safe and healthy production environment; biological hazard.

© К. Д. Крылов, 2023

© Д. А. Чуйков, 2023

Статья поступила в редакцию 06.11.2023

При цитировании использовать:

Крылов К. Д., Чуйков Д. А. Правовые ориентиры социального партнерства для предотвращения биологических рисков и опасных факторов // Право: история и современность. 2023. Т. 7, № 4. С. 415 - 422. doi: 10.17277/pravo.2023.04. pp.415-422

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.