Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ МЕРЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ КОНКУРЕНЦИИ'

ПРАВОВЫЕ МЕРЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ КОНКУРЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / КОНКУРСНЫЕ СПОСОБ / СТИМУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ / НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Отцель Л.Р.

В Российской Федерации на сегодняшний день происходит активное стимулирование конкуренции, что вызвано объективной необходимостью и стремлением государства в активизации экономического роста. Принимаются специальные нормативные акты для защиты и стимулирования конкуренции. Однако, к сожалению, до сих пор существует нерешенных проблем, сдерживающих конкуренцию. При этом, принимаемые нормативные акты не содержат конкретных мер стимулирования конкуренции, что также вызывает много вопросов как в научных кругах, так и среди хозяйствующих субъектов. Помимо этого, государство мало внимания уделяет стимулированию конкуренции в системе конкурентных закупок, что актуализирует необходимость исследования выбранной проблематики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL MEASURES TO STIMULATE AND SUPPORT COMPETITION

In the Russian Federation today there is an active promotion of competition, which is caused by the objective necessity and the desire of the state to activate economic growth. Special regulations are being adopted to protect and stimulate competition. However, unfortunately, there are still unresolved problems holding back competition. At the same time, the adopted regulations do not contain specific measures to stimulate competition, which also raises many questions both in scientific circles and among economic entities. In addition, the state pays little attention to stimulating competition in the competitive procurement system, which actualizes the need to study the selected issues.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ МЕРЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ КОНКУРЕНЦИИ»

Отцель Л. Р. студент 3 курса заочная форма обучения направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция Ростовский институт (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России) Научный руководитель: Цечоев В.К., доктор юридических наук

профессор

кафедра теории и истории государства и права

ПРАВОВЫЕ МЕРЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ

КОНКУРЕНЦИИ

Аннотация: В Российской Федерации на сегодняшний день происходит активное стимулирование конкуренции, что вызвано объективной необходимостью и стремлением государства в активизации экономического роста. Принимаются специальные нормативные акты для защиты и стимулирования конкуренции. Однако, к сожалению, до сих пор существует нерешенных проблем, сдерживающих конкуренцию. При этом, принимаемые нормативные акты не содержат конкретных мер стимулирования конкуренции, что также вызывает много вопросов как в научных кругах, так и среди хозяйствующих субъектов. Помимо этого, государство мало внимания уделяет стимулированию конкуренции в системе конкурентных закупок, что актуализирует необходимость исследования выбранной проблематики.

Ключевые слова: конкуренция, государственные закупки, конкурсные способ, стимулирование конкуренции, нормативные акты.

Ottsel L.R.

3rd year student correspondence education the field of training 40.03.01 Jurisprudence Rostov Institute (branch) DUE (RPA of the Ministry of Justice of Russia) Scientific supervisor: Tsechoev V.K., doctor of law

professor

Department of Theory and History of State and Law LEGAL MEASURES TO STIMULATE AND SUPPORT COMPETITION

In the Russian Federation today there is an active promotion of competition, which is caused by the objective necessity and the desire of the state to activate economic growth. Special regulations are being adopted to

protect and stimulate competition. However, unfortunately, there are still unresolved problems holding back competition. At the same time, the adopted regulations do not contain specific measures to stimulate competition, which also raises many questions both in scientific circles and among economic entities. In addition, the state pays little attention to stimulating competition in the competitive procurement system, which actualizes the need to study the selected issues.

Keywords: competition, public procurement, competitive method, promotion of competition, regulations.

Развитие и стимулирование конкуренцииважнейшая задача любого государства, поэтому, законодатель принимает конкретные меры, направленные на ее стимулирование.

Конкурентная государственная политика - это основной инструмент развития конкуренции, ее стимулирования и поддержки. Конкурентная политика обеспечивает ускорение социально -экономического развития территорий, что в свою очередь повышает уровень и качество жизни населения.

На территории Российской Федерации действует «Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации», который представляет собой ряд мер, направленных на повышение конкурентоспособности экономики страны, т.е. на создание такой конкурентной среды, которая будет оказывать положительное влияние на развитие конкуренции и хозяйственную деятельность [1]. В стандарт входят такие меры, как:

- совершенствование антимонопольной политики;

- повышение эффективности защиты конкуренции;

- повышение эффективности защиты прав потребителей и другие.

Внедрение стандарта развития конкуренции, включающего в себя

различные меры стимулирования и развития конкуренции, является закономерной необходимостью и ответом на вызовы времени. Российские предприятия функционировали в жестких конкурентных условиях, которые создавали зарубежные предприятия, поэтому государством были приняты меры, направленные на создание равных условий ведения бизнеса.

Стандарт создан на основе следующих принципов: ориентация на потребителя, системный подход при анализе состояния рынка товаров и услуг, ориентация на потребительские предпочтения и ожидания.

В 2021 году был принят также ряд дополнительных мер, направленных на стимулирование конкуренции. 2 сентября 2021 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 2424-р утвержден. Национальный план «дорожная карта» развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 годы (Далеенациональный план) [2]..

Данный национальный план определяется целями обеспечения экономического роста, а также необходимостью преодоления барьеров, которые сдерживают развитие российской экономики.

Данный план включает в себя следующие направления развитияА

- развитие добросовестной конкуренции на рынках;

- снижение барьеров для входа на рынки;

- снижение барьеров для поставщиков товаров и услуг;

- обеспечение эффективного и прозрачного управления государственной и муниципальной собственностью;

- обеспечение равных условий деятельности на конкурентных рынках для компаний с государственным участием и организаций частной формы собственности;

- развитие малого и среднего предпринимательства;

- унификация и систематизация государственных и муниципальных преференций хозяйствующим субъектам и другие.

Примечательно, что, а принятых документах, несмотря на всю их значимость для развития конкуренции на территории России, отсутствуют конкретные меры стимулирования, а также отсутствуют рекомендации по развитию системы закупок, и в частности контрактных способов заключения договор. В Национальном плане рекомендовано Верховному Суду РФ продолжить изучать практику применения законодательства, регулирующего закупки товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц (ФЗ № 223), при этом, не рекомендовано проводить анализ практики применения ФЗ № 44.

На наш взгляд, такое игнорирование института конкурсных закупок по ФЗ № 44, а также конкурсных способов заключения договоров, противоречит самой концепции развития конкуренции [3]. Поэтому, следует принять отдельный план по развитию конкурсной системы закупок, предполагающей реализацию следующих мер, которые будут нацелены на стимулирование конкуренции, а именно:

- систематический анализ судебной практики по вопросам конкурсных способов закупки и заключения договоров;

- анализ зарубежной практики по реализации конкурсных способов закупки или их аналогов;

- разработка и внедрение предложений по совершенствованию конкурсных способов закупки;

- разработка мер, уравнивающих условия участия в конкурсных закупках для юридических лиц;

- разработка и совершенствование мер выявления недобросовестных участников конкурсных закупок;

- совершенствование способов заключения договоров по результатам конкурсных закупок и т.д.

Данный программный документ должен быть создан по примеру Национального плана развития конкуренции на 2021 -2025 годы.

Далее, следует отметить, что сегодня государством все больше допускаются организации в систему конкурсных закупок на базе социального предпринимательства. Концепция социального предпринимательства преследует цели повышения доступности и качества оказываемых потребителям услуг за счет развития конкуренции между организациями государственного и частного секторов.

Социальное предпринимательство позволяет организациями участвовать в закупках, проводимых ЖКХ, школами, детскими садами, и другими сферами. Это способствует повышению конкуренции.

Однако, до сих пор в России не разработаны методики оценки результативности реализуемой политики в области поддержки конкуренции. Поэтому, на наш взгляд, требуется создание методики сбора и оценки информации о развитии конкуренции на уровне регионов, для формирования комплексного представления о развитии конкуренции.

На наш взгляд, методика оценки должна включать в себя показатели, которые позволят провести комплексную оценку уровня развития конкуренции по ряду стратегически важных направлений, а именно:

- уровень развития конкуренции в социальной сфере;

- уровень развития конкуренции на рынке потребительских товаров и услуг;

- уровень развития конкуренции на рынке промышленных товаров и

услуг;

- уровень развития конкуренции на рынке медицинских услуг.

В дальнейшем данные направления могут быть расширены, однако, для этого необходима комплексная разработка методики оценки и ее апробация на практике.

Подводя итоги можно сделать следующий вывод. Основными мерами развития и стимулирования конкуренции являются антимонопольные меры, меры по развитию законодательства в части защиты конкуренции и создания условий для ее развития, а также меры по стимулированию конкуренции в различных направлениях, в частности в направлении социальной конкуренции и т.д.

Анализ основных нормативных актов по стимулированию конкуренции показал, что к сожалению законодатель не уделяет достаточно внимания стимулированию конкуренции в сфере государственных закупок, а также конкурсных закупок. В принятых нормативных документах отсутствуют меры по развития конкурсных способов заключения договоров, что в свою очередь не оказывает влияния на конкуренцию. Поэтому, в работе предложен проект по развитию конкурсной системы закупок до 2027 года и конкретные направления, реализация которых будет стимулировать конкуренцию в сфере

заключения договоров по результатам конкурсов. Также, по результатам исследования был получен вывод о том, что в России отсутствует система оценки уровня развития конкуренция. Поэтому, автором предложено создание методики оценки уровня развития конкуренции, и первичные направления оценки, которые могут быть расширены по результатам разработки и апробации методики.

Использованные источники:

1. Распоряжение Правительства РФ от 17.04.2019 N 768-р «Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 29.04.2019, N 17, ст. 2145

2. Национальный план развития конкуренции на 2021-2025 годы -https://econ.admin-smolensk.ru/standart-razvitiya-konkurencii/ukaz-prezidenta-rossijskoj-federatii-ob-osnovnyh-napravlemyah-gosudarstvennoj-poHtiki-po-razvitiyu-konkurencii/

3. Колиба, К. М. Проблемы правового регулирования торгов в рамках контрактной системы и возможные направления их решения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 9-2. - С. 142-145

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.