ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ
Научная статья УДК 346.2
00! 10.35231/18136230_2022_3_51
ОРЕМ ^ АС
Правовые механизмы стимулирования инновационной активности субъектов малого предпринимательства в целях достижения технологического суверенитета России
И. В. Бородушко
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация
Во введении раскрыта актуальность темы исследования и показана значимость правовых механизмов в регулировании сферы малого предпринимательства. Обоснована необходимость вовлечения малого бизнеса в процесс формирования технологического суверенитета России. В основной части статьи исследуется вопрос о роли малого бизнеса в решении актуальной задачи обеспечения технологического суверенитета России. Активность малого бизнеса в данной области рассматривается через феномен его инновационной активности. Проведенный анализ показал крайне слабую ориентацию отечественного малого бизнеса на инновационную деятельность. Это подтверждается материалами официальной государственной статистики. Незначительным также остается использование правовых механизмов в целях стимулирования инновационно-технологической активности малого бизнеса.
В заключении дана общая оценка ситуации по исследуемой проблеме. Показаны слабая вовлеченность малого бизнеса в инновационно-технологическую деятельность и отсутствие правовых механизмов по ее стимулированию. В таких условиях потребуются особые меры для формирования сквозного технологического суверенитета с участием субъектов малого предпринимательства.
Ключевые слова: малое предпринимательство, инновации, технологический суверенитет, правовые механизмы, цифро-визация, законодательство, государственная политика, национальные проекты.
Для цитирования: Бородушко И. В. Правовые механизмы стимулирования инновационной активности субъектов малого предпринимательства в целях достижения технологического суверенитета России // Ленинградский юридический журнал. - 2022. - № 3 (69). - С. 51-64. DOI 10.35231/18136230_2022_3_51
© Бородушко И. В., 2022
PRIVATE (CIVIL) LAW SCIENCES
Original article UDC 346.2
DOI 10.35231/18136230_2022_3_51
Legal mechanisms to stimulate innovative activity of small business entities to achieve the technological sovereignty of Russia
Irina V. Borodushko
Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation
In the course of identifying the relevance of research and identifying the discovery of legal mechanisms in the regulation of small businesses. The completion of the work of small business in the process of forming the technological sovereignty of Russia is substantiated.
The main part of the article examines the issue of the role of small business in solving the urgent task of ensuring the technological sovereignty of Russia. The activity of small business in this area is considered through the phenomenon of its innovative activity. The analysis carried out showed an extremely weak orientation of domestic small businesses towards innovative activities. This is confirmed by the materials of official state statistics. The use of legal mechanisms to stimulate the innovation and technological activity of small businesses also remains insignificant.
In conclusion, a general assessment of the situation on the problem under study is given. Showing the weak involvement of small businesses in innovation and technology activities and the lack of legal mechanisms to stimulate it. Under such conditions, special measures will be required to form end-to-end technological sovereignty with the participation of small businesses. Key words: small business, innovation, technological sovereignty, legal mechanisms, digitalization, legislation, public policy, national projects.
For citation: Borodushko, I. V. (2022) Pravovy'e mexanizmy' stimulirovaniya innovacionnoj aktivnosti sub^'ektov malogo predprinimaterstva v celyax dostizheniya texnologicheskogo suvereniteta Rossii [Legal mechanisms to stimulate innovative activity of small business entities to achieve the technological sovereignty of Russia]. Leningradskij yuridicheskij zhu-rnal - Leningrad Legal Journal. No 3 (69). pp. 51-64. (In Russian). DOI 10.35231/18136230_2022_3_51
Введение
Общепризнанным является положение о том, что малое предпринимательство - неотъемлемая часть экономической системы государства, от количественных и качественных характеристик которой в немалой степени зависит успешность в деле достижения текущих задач и стратегических целей социально-экономического развития страны. Это требует от институтов власти целенаправленных действий по стимулированию развития малого бизнеса, соответственно направленности государственной экономической политики и национальных проектов России. В структуре механизмов регулирования сферы малого предпринимательства первоочередная роль принадлежит правовым инструментам, которые пока не в полной мере соответствуют реальным потребностям.
Для определения путей смягчения указанной проблемы в сфере малого предпринимательства в статье рассматриваются следующие вопросы:
■ уровень инновационной активности субъектов малого предпринимательства как предпосылки их участия в решении такой актуальнейшей в современных условиях задачи, как формирование сквозного технологического суверенитета;
■ действующие механизмы правового регулирования сферы малого предпринимательства и его инновационной активности в том числе;
■ состояние нормативной правовой базы, направленной на стимулирование процессов, обеспечивающих сквозной технологический суверенитет, включая сферу малого бизнеса.
Уровень инновационной активности субъектов малого предпринимательства
Инновационная активность является решающей предпосылкой расширения масштабов и углубления содержания деятельности субъектов малого предпринимательства в области развития отечественного технологического потенциала и преодоления зависимости экономики от импорта критически значимых для национальной экономики высокотехнологичных продуктов.
В рамках официального статистического мониторинга Рос-стат публикует следующие показателя инновационной активности малого бизнеса в промышленности (без учета микропредприятий) [7, с. 82-85]:
■ процент малых предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, в общем числе малых предприятий по видам экономической деятельности;
■ процент инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг малых предприятий по видам экономической деятельности;
■ объем отгруженных инновационных товаров, работ, услуг малых предприятий (в млн р.) по видам экономической деятельности;
■ затраты на инновационную деятельность малых предприятий по источникам финансирования (млн р.);
■ затраты на инновационную деятельность малых предприятий по видам инновационной деятельности (млн р.).
В табл. 1 и 2 представлены отдельные показатели в динамике за последние годы до наступления «пандемийного» периода и до начала специальной военной операции на Украине. Из данных табл. 1 следует, что уровень инновационной активности малых промышленных предприятий был и остается в России в целом крайне низким. Позитивным моментом является обусловленное процессом цифровизиции участие малого бизнеса в производстве электроники, компьютеров и иных высокотехнологичных продуктов, где инновационная активность существенно выше, чем в иных видах промышленного производства.
Данные табл. 2 позволяют оценить направленность инновационной деятельности малых промышленных предприятий. Примерно на 60% инновационная деятельность представлена созданием нового продукта и приобретением основных средств, связанных с инновационными проектами предприятия. К сожалению, за четыре года произошел резкий спад деятельности по созданию малыми промышленными предприятиями новых продуктов.
Таблица 1
Уровень инновационной активности малых промышленных предприятий в Российской Федерации за 2015 и 2019 гг.1)
Виды деятельности Доля предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, % Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг, %
2015 2019 2015 2019
Добыча полезных ископаемых 2,8 2,7 0,7 0,9
Обрабатывающие производства, в том числе: 4,8 6,5 1,7 2,6
металлургия 5,0 3,5 2,0 0,9
производство компьютеров, электроники, оптики 0,0 18,1 0,0 5,9
Обеспечение электроэнергией, газом, паром 2,2 1,9 1,3 0,7
Водоснабжение, сбор и утилизация отходов 2,9 0,9
Таблица 2
Структура затрат малых промышленных предприятий на инновационную деятельность в 2015 и 2019 гг., в процентах2.
2015 2019
Всего затрат 100 100
Исследование и разработка новых продуктов, новых производственных процессов 34,1 21,6
Приобретение основных средств, связанных с инновационной деятельностью 30,4 37,6
1 [7, с. 82].
2 [7, с. 85].
Продолжение таблицы 2
Маркетинг и создание бренда 1,5 2,4
Обучение персонала, связанное с инновационной деятельностью 1,0 0,1
Дизайн 2,4 1,2
Инжиниринг 5,0 3,9
Разработка и приобретение ПО и баз данных, связанных с инновационной деятельностью 6,6 1,0
Приобретение прав на патенты, лицензии и т.п. 0,7 2,5
Разработка и внедрение новых методов ведения бизнеса 0,0 0,1
Прочие затраты, связанные с инновационной деятельностью 18,3 29,6
Следует учитывать, что выше рассматривались данные не по всей сфере малого предпринимательства, а только по малым промышленным предприятиям. В основном же малый бизнес представлен в розничной торговле, пассажироперевоз-ках, в области операций по финансированию и страхованию, услугах населению, где инновационная активность крайне ограничена.
Из представленных выше данных следует, что на период, предшествовавший резкому обострению ситуации во всех сферах общественной жизни в России, инновационная активность малого предпринимательства оставалась крайне ограниченной. При таком стартовом состоянии малого бизнеса особенно сложным будет решение задачи по его вовлечению с процесс обеспечения сквозного технологического суверенитета. Содействовать ему должно создание в первоочередном порядке соответствующей нормативной правовой базs. Однако, как будет показано далее, массированная государственная поддержка малого предпринимательства не содержит мер, направленных на совершенствование технологической базы малых предприятий, что, в частности, должно проявляться в повышении инновационной активности.
Ситуация усугубляется тем, что низкая инновационная активность малого бизнеса сложилась на фоне общего отставания
российской экономики от международных стандартов в области инновационной деятельности. Действительно, в России имеет место негативный тренд, при котором снижается эффективность в сфере инноваций - сокращается выпуск инновационной продукции в расчете на единицу вложенных в инновации ресурсов. По Глобальному инновационному индексу Россия в 2020 г. занимала лишь 46-е место среди 129 участвовавших в рейтинге стран. Следовательно, повышение инновационной активности малого предпринимательства - сложная задача, требующая комплексного подхода, осознанных целенаправленных согласованных действий бизнеса, институтов власти, законодателей, образовательных систем.
Основные механизмы правового регулирования сферы малого предпринимательства в современных условиях.
Вопросам совершенствования правового поля, в котором функционирует малый бизнес, неизменно уделялось и уделяется в России существенное внимание, что, однако, еще не означает достижения адекватных позитивных сдвигов в реальных процессах. Текущая ситуация в экономике России такова, что требуется принятие экстренных и эффективных мер по адаптации к новым сложным условиям ведения бизнеса, особенно малого, с его повышенной уязвимостью.
Государством принят ряд антикризисных пакетов нормативных правовых актов, направленных на поддержку малого бизнеса в условиях санкций. В целях обеспечения финансовой устойчивости малых предприятий предусматриваются механизмы поддержки, которые по своей природе подразделяются на следующие группы:
■ в области кредитования (инвестиционная и оборотная программы льготного кредитования; кредитные каникулы; отсрочка по выплате займа; программа льготного кредитования для импортеров приоритетной продукции; льготные кредиты для ИТ-компаний и др.);
■ в налогообложении в соответствии с положениями Федерального закона № 67-ФЗ от 26.03,2022 г. и др.;
■ в области субсидирования предприятий (основные программы: по сохранению рабочих мест, на открытие бизнеса и др.);
■ гранты для малых предприятий (безвозмездно и на условиях софинансирования).
Кроме механизмов финансового характера, действуют также иные меры поддержки малого бизнеса. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 336 от 19.03.2022 отменены некоторые неналоговые проверки (трудовые, пожарные). Федеральным законом № 67-ФЗ от 25.03.2022 г. смягчены условия в отношении контролируемых сделок. Введен до 1.10.2022 мораторий на банкротство. Постановлением Правительства № 353 от 12.03.2022 продлены сроки действия лицензий. Предусмотрено льготное продление аренды (Федеральный закон от 14.3.2022 г.). Созданы сервис «Биржа импортозамещения», центр поддержки «Мой бизнес», цифровая платформа МСП.
Из приведенной выше информации следует, что интересующая нас направленность на стимулирование инновационной активности малого бизнеса в целях наращивания технологического суверенитета почти отсутствует, за исключением являются инвестиционной программы кредитования и льготных кредитов для малых ИТ-компаний.
Другой способ поиска ответа на вопрос об использовании правовых механизмов стимулирования инновационной активности малого бизнеса в целях роста технологического суверенитета экономики - рассмотреть правовые акты, относящиеся к бизнесу в целом и, следовательно, распространяющиеся также на малый бизнес.
Правовые механизмы стимулирования процессов в области формирования технологического суверенитета
Обеспечение глобальной технологической независимости -задача исключительной важности для современной России. Ее решение позволит выйти на режим опережающего развития, развития комплексного, в котором наиболее приоритетными являются такие направления, как цифровизация, микроэлектроника, фармацевтика, малотоннажная химия, вооружение, ядерные и атомные технологии. Одновременно ведется работа
и по всем иным направлениям, поскольку в стране реализуется принцип сквозного технологического суверенитета.
Стратегия опережающего развития, основанная на принципе технологического суверенитета, должна обеспечиваться соответствующими изменениями в федеральном и региональном законодательстве. Российские законодатели в тесном контакте с учеными и практиками стремятся заблаговременно подготовить необходимое правовое обеспечение для разработки и внедрения инновационных проектов в области высоких технологий.
Например, 13.07.2022 г. Государственная дума провела круглый стол на тему «Обеспечение технологического суверенитета России в АПК». В ходе обсуждения были выявлены наиболее острые законодательные проблемы отрасли: не обеспечено эффективное правовое регулирование запуска в производство инновационной продукции; отсутствует законодательное регулирование в области применения беспилотной сельхозтехники; требуется корректировка законодательства о лизинговых схемах в агропромышленном секторе.
Вполне очевидно, что в числе сторон указанных правоотношений нередко представлены предприятия малого бизнеса в качестве как самостоятельных субъектов хозяйственной деятельности, так и участников кооперации малого и крупного бизнеса. При этом не исключено, что потребуется учесть в соответствующих правовых нормах специфику малого бизнеса.
Правительством РФ разработана дорожная карта достижения технологического суверенитета. Будет сформирована Концепция технологического развития до 2030 года (Постановление Правительства от 16.0572022 г. № 885.). Применительно к новым условиям правительство скорректировало порядок реализации Национальной технологической инициативы. Издан указ Президента РФ от 14.04.2022 г. № 203 о создании Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по вопросам обеспечения технологического суверенитета. В названных документах определяются общие подходы к вопросу о технологическом суверенитете. Сугубо частная проблема роли малого бизнеса в достижении технологического суверенитета в них не затрагивается.
Данная тема могла бы стать предметом актуальных научных изысканий. В научных публикациях существенное внимание уделяется проблеме инновационной деятельности в сфере малого предпринимательства. Однако она рассматривается вне связи с процессом технологического суверенитета и состоянием правовой базы. Так, ряд авторов ограничиваются рассмотрением проблемы в общем виде. Например, В. И. Королев отмечает повышенную уязвимость малых предприятий и предлагает совмещать меры поддержки инновационной деятельности малого бизнеса на макро- и микроуровнях, использовать опыт зарубежных компаний, применять наиболее эффективные инструменты в целях реализации инновационного потенциала малых предприятий, при организации инновационных кластеров интегрировать в них крупный и малый бизнес [5].
На стремление государства поддержать инновационную деятельность малого предпринимательства указывает Н. Л. Удаль-цова. Но трудно согласиться с ее мнением о том, что «законодательно должно быть закреплено право российских ученых на «безбарьерное сотрудничество» с зарубежными коллегами по исследованиям общественных тем» [11]. Препятствия к безбарьерному международному сотрудничеству возникли вследствие гибридной войны коллективного Запада против России, но отнюдь не по причине пробелов в российском законодательстве.
По вопросу о механизмах стимулирования инновационной активности малых предприятий заслуживают внимания суждения А. А. Шупуса, Е. О. Павлова и Д. Ю. Воробьева о том, что важны кооперационные интеграционные связи малого и крупного бизнеса. Основные направления их взаимодействия - проектное, интеллектуальное, венчурное [13].
Другие исследователи акцентируют внимание на отраслевой или территориальной специфике развития малого инновационного предпринимательства. В статье Е. В. Булановой, Н. С. Соменковой, Н. А. Ягуновой акцентируется внимание на инновационной деятельности малых промышленных предприятий. Для малого промышленного предприятия наиболее актуальны вопросы разработки и реализации стратегии инновационного развития, которая по своей направленности может быть дивер-
сификационной, дифференциальной, либо ориентированной на минимизацию издержек [2].
Механизмы стимулирования инновационной активности малого бизнеса в пределах зон инновационной мезоэкономи-ки с особым статусом предложены Э. А. Гасановым, Т. С. Бойко и Н. С. Фроловым [4]. Малое венчурное предпринимательство перспективно, по их мнению, в зонах с льготным налоговым режимом. Для их развития необходимо совершенствование нормативно-правовой базы венчурных фондов. Примеры успешного решения подобных задач имеются в США, Великобритании, где таким способом создаются принципиально новые модели организации производственно-технологической сферы.
Идею вовлечения малого инновационного бизнеса в процесс развития технологических инноваций в промышленности развивают С. В. Теребова и В. Н. Борисов [9]. Предлагается использовать прямые и косвенные пути создания малых инновационных предприятий, для чего в России создается соответствующая законодательная и методологическая база. Достигнуты определенные практические результаты - уже к 2017 г. в стране функционировало 1437 малых инновационно-технологических предприятий с общей численностью работников 70,75 тыс. чел. [8].
В отдельных работах характеризуются факторы, влияющие на развитие малого предпринимательства [6; 12]. В трудах других исследователей прослеживаются тенденции цифровиза-ции малого предпринимательства, вопросы государственной инвестиционной политики и соответствующей правовой базы [1; 3; 14]. Но отсутствуют исследования вопросов о правовых механизмах воздействия на активизацию инновационно-технологической направленности развития малого бизнеса в России. Анализ данного процесса был бы актуален, поскольку на долю малого бизнеса приходится около 10-15 % экономического потенциала страны.
Заключение
Проведенный анализ состояния правовых механизмов регулирования инновационно-технологической активности малого бизнеса показал, что в современной России малый бизнес слабоориентирован на инновационную активность и, соответствен-
но, крайне ограничены перспективы его участия в процессах обеспечения технологического суверенитета страны.
В новых условиях, когда принят курс на достижение технологического суверенитета России, в действующих правовых механизмах крайне слабо обозначена роль малого бизнеса в данном процессе. Не ведутся также научные исследования данной проблемы.
Список литературы
1. Бордушко И. В., Кокорин И. С. Эволюция нормативно-правовой базы прямых иностранных инвестиций в Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. - 2018. - № 1(51). - С. 190-200.
2. Буланова Е. В., Соменкова Н. С., Ягунова Н. А. Формирование стратегии развития малого инновационного предприятия промышленного комплекса // Вопросы инновационной экономики. - 2019. - Т. 9. - № 4. - С. 449-466.
3. Виноградов О. В., Кокорин И. С., Янковская Е. С. Цифровизация малых
и средних предприятий в Российской Федерации: правовое регулирование, тенденции, факторы, механизмы // Ленинградский юридический журнал. - 2022. -№ 2(68). - С. 75-97.
4. Гасанов Э. А., Бойко Т. С., Фролова Н. С. Развитие малых инновационных фирм на территориях опережающего социально-экономического развития социально-экономического развития инновационной мезоэкономики // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. - 2018. - №3. -С. 17-24.
5. Королев В. И. Тенденции развития инновационной деятельности в российском малом бизнесе // Вестник МФЮА. - 2018. - № 2. - С. 76-86.
6. Плеслов А. А. Факторы и возможности развития малого предпринимательства // Российское предпринимательство. - 2018. - Т. 19. - № 2. - С. 507-518.
7. Промышленное производство в России. Статистический сборник. Росстат. 2021. 305 с.
8. Статистика науки и образования. Вып. 4. Инновационная деятельность в Российской Федерации. Инф. стат. мат. М. ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ. 2018. 88 с.
9. Теребова С. В., Борисов В. Н. Развитие малого инновационного бизнеса
в промышленном и научно-образовательном секторе России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2019. - Т. 127 3 3. - С. 55-76.
10. Технологический суверенитет в АПК. Эксперты определили направления развития. Аргументы и факты // URL: https://aif.ru/money/economy/tehnologicheskiy_ suverenitet_v_apk_eksperty_opredelili_napravleniya_razvitiya (дата обращения: 01.09.2022).
11. Удальцова Н. Л. Инновационное предпринимательство и стратегия иннва-ционных компаний // Вопросы инновационной экономики. - Т. 12. - 2022. - № 1. -С. 259-276.
12. Шкодинский С. В., Грасмик К. И. Влияние экономического кризиса на инновационную деятельность малых предприятий // Вестник Академии права и управления. - 2018. - № 1 (50). - С. 126-130.
13. Шупус А. А., Павлов Е. О., Воробьев Д. Ю. Проблемы и перспективы малых инновационных предприятий в современной России // Креативная экономика. -Т. 14. - № 9. - 2020. - С. 1951-1966.
14. Янковская Е. С. Управление международным инвестиционным сотрудничеством в России на этапе перехода к цифровой экономике // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. - 2020. - Т. 19. - № 4. - С. 73-81.
References
1. Bordushko, I. V., Kokorin, I. S. (2018) Evolyuciya normativno-pravovoi bazi pryamih inostrannih investicii v Rossiiskoi Federacii [Evolution of the regulatory framework
for foreign direct investment in the Russian Federation] // Leningradskii yuridicheskii zhurnal. No 1(51) рр. 190-200. (In Russian).
2. Bulanova, E. V., Somenkova, N. S., YAgunova, N. A. (2019) Formirovanie strategii razvitiya malogo innovacionnogo predpriyatiya promishlennogo kompleksa [Formation of a strategy for the development of a small innovative enterprise of the industrial complex] // Voprosi innovacionnoi ekonomiki. Vol. 9. No 4. рр. 449-466. (In Russian).
3. Vinogradov, O. V., Kokorin, I. S., YAnkovskaya, E. S. (2022) Cifrovizaciya malih i srednih predpriyatii v Rossiiskoi Federacii: pravovoe regulirovanie, tendencii, faktori, mehanizmi [Digitalization of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation: legal regulation, trends, factors, mechanisms] // Leningradskii yuridicheskii zhurnal. No 2(68). рр. 75-97. (In Russian).
4. Gasanov, E. A., Boiko, T. S., Frolova, N. S. (2018) Razvitie malih innovacionnih firm na territoriyah operezhayush'ego socialno-ekonomicheskogo razvitiya socialno-ekonomicheskogo razvitiya innovacionnoi mezoekonomiki [Development of small innovative firms in the territories of advanced socio-economic development of socioeconomic development of innovative mesoeconomics] // Vestnik Habarovskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i prava. No 3. рр. 17-24. (In Russian).
5. Korolev, V. I. (2018) Tendencii razvitiya innovacionnoi deyatelnosti v rossiiskom malom biznese [Trends in the development of innovation activity in Russian small business] // Vestnik MFYUA. No 2. рр. 76-86. (In Russian).
6. Pleslov, A. A. (2018) Faktori i vozmozhnosti razvitiya malogo predprinimatelstva [Factors and opportunities for small business development] // Rossiiskoe predprinimatelstvo. Vol. 19. No 2. рр. 507-518. (In Russian).
7. Promishlennoe proizvodstvo v Rossii. Statisticheskii sbornik. (2021) [Industrial production in Russia] // Rosstat. 305 p. (In Russian).
8. Statistika nauki i obrazovaniya (2018) [Science and education statistics] // Vipusk 4. Innovacionnaya deyatelnost v Rossiiskoi Federacii. Inf. stat. mat. M. FGBNU NII RINKCE. 88 p. (In Russian).
9. Terebova, S. V., Borisov, V. N. (2019) Razvitie malogo innovacionnogo biznesa v promishlennom i nauchno-obrazovatelnom sektore Rossii [Development of small innovative business in the industrial, scientific and educational sector of Russia] // Ekonomicheskie i socialnie peremeni: fakti, tendencii, prognoz. Vol. 127 3 3 рр. 55-76. (In Russian).
10. Tehnologicheskii suverenitet v APK. Eksperti opredelili napravleniya razvitiya. Argumenti i fakti // URL: https://aif.ru/money/economy/tehnologicheskiy_suverenitet_v_ apk_eksperty_opredelili_napravleniya_razvitiya (data obrash'eniya 01.09.2022).
(In Russian).
11. Udalcova, N. L. (2022) Innovacionnoe predprinimatelstvo i strategiya innvacionnih kompanii [Innovative entrepreneurship and the strategy of innovative companies] // Voprosi innovacionnoi ekonomiki. Vol. 12. No 1. рр. 259-276. (In Russian).
12. Shkodinskii, S. V., Grasmik, K. I. (2018) Vliyanie ekonomicheskogo krizisa na innovacionnuyu deyatelnost malih predpriyatii [The impact of the economic crisis
on the innovative activity of small enterprises] // Vestnik akademii prava i upravleniya. No 1 (50). рр. 126-130. (In Russian).
13. Shupus, A. A., Pavlov, E. O., Vorobev, D. YU. (2020) Problemi i perspektivi malih innovacionnih predpriyatii v sovremennoi Rossii [Problems and prospects of small innovative enterprises in modern Russia] // Kreativnaya ekonomika. Vol. 14. No 9. рр. 1951-1966. (In Russian).
14. Yankovskaya, E. S. (2020) Upravlenie mezhdunarodnim investicionnim sotrudnichestvom v Rossii na etape perehoda k cifrovoi ekonomike [Management
of international investment cooperation in Russia at the stage of transition to the digital economy] // Uchenie zapiski Rossiiskoi Akademii predprinimatelstva. Vol. 19. No 4. рр. 73-81. (In Russian).
Об авторе
Бородушко Ирина Васильевна, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры гражданского и международного частного права, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
About the author
Irina V. Borodushko, Dr. Sci. (Econ.), Associate Professor, Professor of the Department of Civil and International Private Law, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Поступила в редакцию: 10.07.2022 Received: 10 July 2022
Принята к публикации: 17.08.2022 Accepted: 17 August 2022
Опубликована: 30.09.2022 Published: 30 Sept. 2022