Научная статья на тему 'Правовые механизмы распределения земли в условиях формирования индустриального сельского хозяйства в СССР'

Правовые механизмы распределения земли в условиях формирования индустриального сельского хозяйства в СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
197
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА / СОВЕТСКОЕ ПРАВО / ЗЕМЕЛЬНО-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИНДУСТРИАЛЬНОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЗЕМЛИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петровская Татьяна Сергеевна

В статье анализируется опыт проведения политики социализации сельскохозяйственных земель в советском государстве с целью выявления особенностей земельно-распределительной политики в условиях государственно-партийного социализма. Данная проблема непосредственно связана с формированием в России института частной собственности на землю и его юридическим обеспечением. Результаты исследования имеют значение для осуществления правового регулирования земельно-распределительной политики современного российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal mechanisms of land distribution in conditions of formation of industrial agriculture in the USSR

The article analyzes the experience of socialization policy of agricultural land in the Soviet Union in order to identify features of the land-distribution policies in the context of state-socialist party. This problem is directly related to the formation of Russia private ownership of land and its legal support. The study of a wide range of legal sources using methods of social reconstruction, analysis, modeling, led the author to the conclusion about the impossibility of sustainable agriculture in a policy controlling the distribution of land and human resources, the use of discretionary administrative reforms methods. The findings have implications for the implementation of the legal regulation of the land and the distribution policy of the modern Russian state.

Текст научной работы на тему «Правовые механизмы распределения земли в условиях формирования индустриального сельского хозяйства в СССР»

2.33. ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗЕМЛИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В СССР

Петровская Татьяна Сергеевна, соискатель. Место учебы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Филиал: Южно-Российский институт управления. E-mail: pla20088@yandex.ru

Аннотация: В статье анализируется опыт проведения политики социализации сельскохозяйственных земель в советском государстве с целью выявления особенностей земельно-распределительной политики в условиях государственно-партийного социализма. Данная проблема непосредственно связана с формированием в России института частной собственности на землю и его юридическим обеспечением. Результаты исследования имеют значение для осуществления правового регулирования земельно-распределительной политики современного российского государства.

Ключевые слова: административная реформа, советское право, земельно-распределительные отношения, индустриальное сельское хозяйство, социализация земли

LEGAL MECHANISMS OF LAND DISTRIBUTION IN CONDITIONS OF FORMATION OF INDUSTRIAL AGRICULTURE IN THE USSR

Petrovskaya Tatyana Sergeevna, competitor. Place of study: Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of Russian Federation. Branch: South-Russian Institute of Management. E-mail: pla20088@yandex.ru

Annotation: The article analyzes the experience of socialization policy of agricultural land in the Soviet Union in order to identify features of the land-distribution policies in the context of state-socialist party. This problem is directly related to the formation of Russia private ownership of land and its legal support. The study of a wide range of legal sources using methods of social reconstruction, analysis, modeling, led the author to the conclusion about the impossibility of sustainable agriculture in a policy controlling the distribution of land and human resources, the use of discretionary administrative reforms methods. The findings have implications for the implementation of the legal regulation of the land and the distribution policy of the modern Russian state.

Keywords: administrative reform, the Soviet law of land-distribution relationships, industrial agriculture, socialization of the land.

Проблема юридического обеспечения земельно-распределительных отношений в период проведения административных реформ и преобразований сельскохозяйственного производства непосредственно связана с государственной политикой упрощения, оптимизации, переустройства общественной системы для её лучшего обозрения властью и рационализации управляющего воздействия.

Опыт модернизации сельского переустройства в СССР в 1950-1980-е годы является одним из примеров рационализации распределения земли, социального

порядка и планирования человеческого расселения и производства. Указанная реформа была нацелена на преобразование сельского хозяйства и деревни по образу крупного промышленного производства. Для этого предполагалось решить несколько задач: во-первых разработать инструкции, схемы, проекты сселения для реализации районных планировок как обеспечения властного торжества государства над социальным самоопределением людей; во-вторых, осуществить укрупнение колхозов путём сселения мелких деревень; в-третьих, определить перспективные и неперспективные деревни для установления населённых пунктов, подлежащих развитию и застройке, и поселений, планируемых к ликвидации; в-четвертых, обеспечить проведение землеустроительных работ для реализации проектов укрупнения и формирования объединений в сельском хозяйстве; в-пятых, реконструировать систему обязательного государственного учёта и распределения земли по угодьям и землепользователям, а также формирование единой общесоюзной системы государственной регистрации всех землепользовании [3].

Трансформация исторически сложившегося сельского расселения, характеризовавшегося наличием большого количества мелких деревень, со своим жизненным и хозяйственным укладом, была изначально деформирована и затянута. Причиной тому стали волюнтаристские методы проведения реформы, отсутствие необходимых финансовых ресурсов, идеологическая направленность преобразования и низкий уровень их юридического обеспечения.

Укрупнение деревень происходило не на основании продуманных и научно-обоснованных планов, а путём создания невыносимых условий жизни в неперспективных населённых пунктах. Так, в этих местностях закрывали школы, больницы, учреждения обслуживания населения, отменяли автобусные маршруты и т.п.

Вследствие этого крестьяне либо самостоятельно переезжали в другие районы, либо реанимировали традиционные крестьянские практики выживания в форме отказа от трудовой деятельности в колхозе и концентрации усилий на личном подсобном хозяйстве. В партийных директивах вновь появляются слова о мелкобуржуазной сущности российского крестьянства и необходимости их трансформации в сельский пролетариат.

Таким образом, обозначилась ещё одна цель переселения, а именно дезориентация населения, видевшего невозможность сохранения традиционного жизненного уклада и оказывавшегося в ситуации необходимости переезда с насиженных мест, и затем последующая переориентация сельского населения на новый образ жизни путём насильственного переселения.

Первые негативные последствия политики сселения, проявившиеся в виде резкого сокращения численности крестьян, увеличения среднего возраста жителя деревни, недостатка трудовых кадров в сельском хозяйстве, не остановили советских реформаторов, а, напротив, предпринимаются попытки сконцентрировать остатки сельского населения в небольшом количестве населённых пунктов как центров внутрихозяйственных систем расселения. Только в 1980 г. под давлением общественного мнения, деление деревень на перспективные и неперспективные в официальных актах было упразднено. Однако идея концентрации и специализации сельскохозяйственного производства и его перевод на индустриальную основу становится генеральной линией советского правительства в 70-80-е годы.

ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗЕМЛИ

Петровская Т.С.

Исходя из этого сельские населённые пункты были разделены на перспективные и сохраняемые вследствие территориальных особенностей, в том числе, разобщённости земельных массивов.

Приоритетной организационно-правовой формой сельскохозяйственного производства становятся объединения. Колхозы, кооперативные организации, межхозяйственные предприятия (организации) входили во всесоюзное или республиканское объединение в сельском хозяйстве только в составе производственных, научно-производственных и аграрно-промышленных объединений.

Объединения создавались для решения целого ряда задач, в том числе: развитие и совершенствование производства соответствующих видов сельскохозяйственной продукции и наиболее полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в этой продукции; осуществление мероприятий по рациональному и эффективному использованию земли, основных фондов и трудовых ресурсов, по повышению производительности труда и эффективности производства, рациональному распределению материальных и финансовых ресурсов, улучшению качества и снижению себестоимости продукции и повышению рентабельности производства; широкое внедрение промышленных методов в сельскохозяйственное производство и переработку сельскохозяйственной продукции в объединениях, на предприятиях и в организациях, входящих в состав всесоюзного или республиканского объединения [8, с. 576].

На пути строительства коммунизма политика укрупнения сельских населённых пунктов должна была решить проблему существовавших различий между уровнем жизни в городе и деревне. Данная цель не была достигнута, согласно статистическим данным, уровень доходности сельских жителей в 1989 г. составил 87 % уровня доходности рабочих в промышленном секторе. Сытая жизнь обошлась крестьянам ценой уничтожения их традиционного образа жизни и хозяйствования, ликвидации деревень, социальной апатией к сельскохозяйственному труду.

Кроме того, в нормативных документах советского правительства отмечалась тенденция бесхозяйственного использования в колхозах сельскохозяйственных земель, а именно: перевод пашенных земель в залежи, нерациональное использование орошаемых и осушенных земель и их выведение из сельскохозяйственного оборота. Правительство вынуждено было ужесточить юридическую ответственность за неправильное использование предоставляемых колхозам земель, установить жёсткий контроль за внедрением в колхозах и совхозах высокоинтенсивной системы земледелия, а также за отводом земельных участков для несельскохозяйственных целей [7].

Таким образом, стратегия социализации земли, реализуемая советской властью с 1918 г. оказалась эффективной только для решения политических задач, а именно формирование системы директивного управления сельским хозяйством, раскрестьянивание сельскохозяйственных производителей и их трансформация в сельский пролетариат. Социально-экономические задачи повышения благосостояния сельских жителей и обеспечения страны продовольствием оказались нерешёнными.

Для решения продовольственной проблемы государство вынуждено было расширить фонд приусадебных участков для ведения личного подсобного хозяйства. Так, в 1953 г. дополнительно выделялись земли под

огороды для рабочих и служащих (не более 0,15 га на семью) [5].

Фактически к концу 80-х годов советская власть успешно завершила политику полного огосударствления сельскохозяйственных земель, которая прошла три основных этапа. На первом (1917-1928 г.г.) были ликвидированы все формы частного землевладения и осуществлено обобществление земельного фонда. На втором этапе (1928-1953 г.г.) условно формируются два сектора сельскохозяйственных земель: государственно-совхозный и колхозный. Хотя мы, осознаем виртуальный характер кооперативной собственности колхозов и отсутствие у них статуса земельных собственников, но, по замыслу советского руководства, в частности, И.В. Сталина, колхозы являлись крупными коммерческими сельскохозяйственными объединениями, производящими товарную продукцию [9, с. 313-320].

Для сравнения, образованные в 1928 г. первые 33 тыс. сельскохозяйственных артелей включали 2 % крестьянских дворов, владевших на условиях вечного пользования 169,2 млн. га сельскохозяйственных угодий, в том числе 91,9 млн. га пашни [4, С. 251-252]. В 1987 г. в СССР насчитывалось 26,6 тыс. колхозов, объединявших 12,2 млн. чел.

На третьем этапе (1954-1989 гг.) проводится политика укрупнения колхозов и их преобразования в совхозы, т.е. государственные предприятия, основанные на государственной собственности и использовании труда наёмных работников. Совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия составляли 23,3 тыс. хозяйств с численностью населения 12 млн. чел., земельным фондом 364,5 млн. га, в т.ч. 110,1 млн. га пашни.

Юридическое обеспечение последнего этапа политики огосударствления сельскохозяйственного земельного фонда было осуществлено принятием Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 13 декабря 1968 г. [2, ст. 485] и Земельного кодекса РСФСР от 22 октября 1970 г. [1, ст. 581]. Квинтэссенцией основных положений данных актов в сфере земельно-распределительных отношений считаем следующее:

- основой всех земельных правоотношений, возникавших в СССР, устанавливалась государственная собственность на землю, служившая материально-технической базой коммунизма и содействующая ликвидации различий между городом и деревней;

- вся земля в СССР объединялась в единый земельный фонд, включавший 3 категории земель, в том числе, земли сельскохозяйственного назначения, предоставляемые на условиях пользования колхозам, совхозам и другим землепользователям исключительно для сельскохозяйственных целей (ст. 4);

- распоряжение землёй, в том числе, её распределение отнесено в ведение Союза ССР;

- распределение сельскохозяйственных земель в пределах республики осуществляли республиканские органы;

- круг субъектов землепользования определяется в ст. 7, к ним, в частности, относились сельскохозяйственные государственные, кооперативные, общественные предприятия, организации и учреждения, а также граждане СССР;

- земля предоставлялась землепользователям в бесплатное бессрочное или временное (краткосрочное до трёх лет и долгосрочное от трёх до десяти лет);

- земля предоставлялась в пользование в порядке отвода на основании постановления или решения соответствующего органа власти;

- сельскохозяйственные земли распределялись на общественные и приусадебные и предоставлялись только при условии целевого использования;

- запрещалось использование земли до проведения землеустроительных работ и выдачи государственного акта на право пользования участком;

- использование земли для извлечения нетрудовых доходов запрещалось;

- предоставление приусадебных участков рабочим, служащим и другим специалистам, проживающим в сельской местности, осуществлялось по решению администрации совхоза, предприятия, организации, учреждения или по решению администрации совхоза, предприятия, организации, учреждения или по решению общего собрания колхоза по установленным в ст. 66 ЗК РСФСР 1970 г. нормам в пределах от 0,075 до 0,50 гектара.

Для обеспечения рационального распределения земельных ресурсов предусматривалось введение единого в СССР государственного земельного кадастра, содержащего достоверные необходимые сведения о природном хозяйственном, правовом положении земель и данные регистрации землепользователей [6].

Землеустроительные работы осуществлялись только государством и за его счёт. Землеустройство подразделялось и включало следующие действия: образование, упорядочение и организация территорий землепользования, выявление новых сельскохозяйственных земель, отвод и изъятие участков.

За совершение сделок в явной или скрытой форме нарушающих государственную собственность на землю, самозахват, уничтожение межевых знаков, бесхозяйственное нецелевое или с целью извлечение нетрудовых доходов использование сельскохозяйственных земель влекло уголовную и административную ответственность.

Таким образом, основной целью системной реформы 1950-1980-х гг., именуемой в научной литературе как сселение, стало завершение национализации земли и огосударствление сельского хозяйства, окончательное изъятие земель сельскохозяйственного назначения из гражданского оборота и переход к административному порядку распределения земли между субъектами права. Укрупнение колхозов не привело к модернизации сельскохозяйственного производства, напротив, введена система императивно-командных методов перераспределения (редистрибуции) земли и продукции, созданной фактически бесплатным крестьянским трудом.

Список литературы:

1. Ведомости ВС РСФСР. 1970 г. № 28. Ст. 581.

2. Ведомости ВС СССР. 1968 г. № 51. Ст. 485.

3. Зиновьев В. Революция массового потребления в СССР в 1960-1980-х г.г. // Экономическая история Сибири ХХ века. Материалы Всероссийской научной конференции. Барнаул, 2006.

4. Народное хозяйство СССР в 1987 году. Статистический ежегодник. М., 1988. С. 251-252.

5. Постановление СМ СССР от 08.04.1953 г. № 979 // СПС «Консультант».

6. Постановление Совета Министров СССР от 10 июня 1977 г. № 501 «О порядке ведения государственного земельного кадастра» // Свод законов СССР, т. 4, с. 101, 1990.

7. Постановление Совета Министров СССР от 12 июля 1962 г. № 730 «Об улучшении государственного учёта земель и использования их в сельскохозяйственном производстве» // СПС «Консультант».

8. Скотт Дж. Благими намерениями государства. Почему и как проваливались проекты улучшения условий человеческой жизни. М.: Университетская книга, 2005. - 576 с.

9. Сталин И.В. О задачах партии в деревне. Речь на Пленуме ЦК РКП(б). 26 октября 1924 г. // Сталин И.В. Соч., Т. 6. М., 1952. С. 313-320.

10. Шатковская Т.В., Петровская Т.С. Правовое обеспечение раздела земель в период формирования Российской империи // Северо-Кавказский юридический вестник. 2015. № 4. С.30-35.

11. Шатковская Т.В., Петровская Т.С. Земельно-распределительные правовые отношения: понятие, сущность и значение // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017. № 4 (83). С.55-58.

Материал выверен, цифры, факты, цитаты сверены с первоисточником. Материал не содержит сведений ограниченного распространения. Статья проверена в системе «Антиплагиат»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.