Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
119
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
информация / цифровизация / государственная поддержка / проектная деятельность / цифровая экономика / искусственный интеллект / грант.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хайруллина Р. М., Селецкий Б. Э.

Актуальность исследования вызвана современными экономическими тенденциями к развитию цифровой экономики сквозь призму правового регулирования. Цель: раскрыть настоящее правовое регулирование мер государственной поддержки проектной деятельности в сфере цифровизации. В результате анализа нормативных правовых актов, действующих в сфере регулирования цифровой экономики , сформулирован ряд выводов: во-первых, создать единый нормативно-правовой акт, где будет дана терминология всех областей применения цифровизации, будет раскрыт их правовой режим, возможности и ограничения проектной деятельности в данной отрасли, то в итоге это создаст понятные правовые механизмы для развития цифрового сектора. Во-вторых, на уровне правовых механизмов финансового контроля и методологии, в результате правового анализа паспорта национального проекта Цифровая экономика следует выделить, что в целевых показателях национального проекта Цифровая экономика , наряду с метрикой об увеличении доли цифровой экономики в структуре внутреннего валового продукта, следует включить методологию сбора и расчета внутренних затрат на развитие цифровой экономики. Авторы приходят к выводу, что, несмотря на то что на сегодняшний день созданы все предпосылки для проектной деятельности в сфере цифровизации, имеются институты и субъекты, инфраструктура, законодательная база и национальный проект Цифровая экономика , отмечается, что недостаточный уровень правового регулирования данной сферы и отсутствие правовых механизмов финансового контроля и методологии проектной деятельности в сфере цифровизации не позволяют данной отрасли развиваться экономически и наращивать долю в структуре внутреннего валового продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

gs4 инновации ^d

DOI: 10.24412/2076-1503-2021-12-172-176 ХАЙРУЛЛИНА Регина Марселевна,

NIION: 2018-0076-12/21-399 кандидат юридических наук,

MOSURED: 77/27-023-2021-12-598 старший преподаватель кафедры

государственно-правовых дисциплин Казанского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия», е-mail: regina.marselevna@yahoo.com SPIN-код: 5110-4637

СЕЛЕЦКИЙ Борис Эдуардович,

директор Автономной некоммерческой организации «Региональный институт территориального и отраслевого развития», ассистент кафедры экологического, финансового и трудового права

Учреждения высшего образования «Университет управления «ТИСБИ»», e-mail: b.e.s94@list.ru

ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Аннотация. Актуальность исследования вызвана современными экономическими тенденциями к развитию цифровой экономики сквозь призму правового регулирования. Цель: раскрыть настоящее правовое регулирование мер государственной поддержки проектной деятельности в сфере цифровизации. В результате анализа нормативных правовых актов, действующих в сфере регулирования «цифровой экономики», сформулирован ряд выводов: во-первых, создать единый нормативно-правовой акт, где будет дана терминология всех областей применения цифровизации, будет раскрыт их правовой режим, возможности и ограничения проектной деятельности в данной отрасли, то в итоге это создаст понятные правовые механизмы для развития цифрового сектора. Во-вторых, на уровне правовых механизмов финансового контроля и методологии, в результате правового анализа паспорта национального проекта «Цифровая экономика» следует выделить, что в целевых показателях национального проекта «Цифровая экономика», наряду с метрикой об увеличении доли цифровой экономики в структуре внутреннего валового продукта, следует включить методологию сбора и расчета внутренних затрат на развитие цифровой экономики.

Авторы приходят к выводу, что, несмотря на то что на сегодняшний день созданы все предпосылки для проектной деятельности в сфере цифровизации, имеются институты и субъекты, инфраструктура, законодательная база и национальный проект «Цифровая экономика», отмечается, что недостаточный уровень правового регулирования данной сферы и отсутствие правовых механизмов финансового контроля и методологии проектной деятельности в сфере цифровизации не позволяют данной отрасли развиваться экономически и наращивать долю в структуре внутреннего валового продукта.

Ключевые слова: информация, цифровизация, государственная поддержка, проектная деятельность, цифровая экономика, искусственный интеллект, грант.

KHAIRULLINA Regina Marselevna,

PhD in Law, Senior Lecturer of the Department of State and Legal Disciplines of the Kazan Branch of the Russian State University of Justice

SELETSKY Boris Eduardovich,

Director of the Autonomous Non-Profit Organization "Regional Institute of Territorial and Sectoral Development", assistant of the Department of Environmental, Financial and Labor Law of the Higher Education Institution "University of Management "TISBI"

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021

LEGAL MECHANISMS FOR STATE SUPPORT OF PROJECT ACTIVITIES

IN THE FIELD OF DIGITALIZATION

Annotation. The relevance of the study is caused by modern economic trends towards the development of the digital economy through the prism of legal regulation. Purpose: to reveal the current legal regulation of measures of state support for project activities in the field of digitalization. As a result of the analysis of regulatory legal acts in force in the field of regulation of the "digital economy", a number of conclusions were formulated: Firstly, to create a single legal act, where the terminology of all areas of application of digitalization will be given, their legal regime, opportunities and limitations of project activities in this industry will be disclosed, then in the end this will create understandable legal mechanisms for the development of the digital sector. Secondly, at the level of legal mechanisms of financial control and methodology, as a result of the legal analysis of the passport of the national project "Digital Economy", it should be noted that in the targets of the national project "Digital Economy", along with the metric of increasing the share of the digital economy in the structure of the gross domestic product a methodology for collecting and calculating internal costs for the development of the digital economy should be included.

The authors come to the conclusion that despite the fact that today all the prerequisites for project activities in the field of digitalization have been created: there are institutions and entities, infrastructure, a legislative framework and the national project "Digital Economy", there is an insufficient level of legal regulation of this area and the absence legal mechanisms of financial control and methodology of project activities in the field of digitalization do not allow this industry to develop economically and increase its share in the structure of the gross domestic product.

Key words: information, digitalization, government support, project activities, digital economy, artificial intelligence, grant.

Цифровизация экономики стала одной из основных задач современной экономической системы страны. Она коснулась практически каждой сферы нашей жизни, став полноценным участником многих видов правоотношений. Сегодня каждый в той или иной мере связан с продуктом «цифровизации» и активно использует ее плоды в своей повседневной жизни. «Цифровизация» уже стала условием полноценной жизни человека.

В научной доктрине довольно часто встречаются понятия цифровизации. Под цифровизацией понимается способ передачи информации. Отмечается, что цифровизация как стратегия развития и неотъемлемая часть развития общества в дальнейшем получит свое развитие и породит ряд понятий, процессов и явлений,связанных с ней, с информацией, информационными технологиями [1].

Классические объекты гражданских прав приобретают новую форму выражения, право терпит изменения ввиду динамичной цифровизации общественных отношений. Целью является - обеспечить защиту новым способам удовлетворения субъективных интересов в процессе цифровиза-ции.

Несмотря на популярность термина «цифровизация», определение данного понятия все еще не находит свое место в законодательстве Российской Федерации. В свою очередь, в методических рекомендациях, а именно в приказе Министерства цифрового развития, дается следующее

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021

понятие цифровизации. Цифровизация (Цифровое развитие) - процесс организации выполнения в цифровой среде функций и деятельностей (бизнес-процессов), ранее выполнявшихся людьми и организациями без использования цифровых продуктов. Цифровизация предполагает внедрение в каждый отдельный аспект деятельности информационных технологий [2].

Авторами под цифровизацией предлагается понимать новый способ связи, при котором передача данных осуществляется с помощью цифровых устройств.

Основным субъектом государственной поддержки проектной деятельности в сфере цифро-визации являются институты развития, правовые механизмы деятельности которых регулируют комплекс нормативно-правовых актов.

Основной закон в данной области ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предусматривает финансовую (ст. 17), имущественную (ст. 18), информационную (ст. 19) и консультационную (ст. 20) поддержку, которая осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Нормы данного Закона применимы и к субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим проектную деятельность в сфере цифрови-зации.

Так, Российский фонд развития информационных технологий, созданный в 2017 г., является основным институтом развития, обеспечивающим реализацию национального проекта «Цифровая экономика» и финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере цифровизации в части финансовой поддержки (реализация программ финансовой поддержки «Грант на разработку отечественных ИТ-решений» [3] и «Грант на цифровую трансформацию компаний» [4]), информационной поддержки (формирование системы «цифровых атташе» [5]) и консультационной поддержки (независимая экспертиза высокотехнологичных проектов в сфере «сквозных» цифровых технологий и информационной безопасности и т.д.). В целом, наличие отдельного института развития, отвечающего за цифровизацию, позитивно отразилось на отрасли: так, в 2021 г. было профинансировано 62 проекта по разработке и внедрению ИТ-решений на общую сумму 4.5 млрд руб., что отвечает параметрам национального проекта «Цифровая экономика». Важно отметить, что фондом предусмотрены правовые механизмы для финансового контроля реализации проектов: финансовая отчетность по форме фонда и отчет о внедрении, основанный на техническом задании по ГОСТ 19.201-78 (принят Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 18 декабря 1978 г. № 3351 [6]).

Другим уровнем поддержки проектной деятельности в сфере цифровизации являются особые экономические зоны. Так, особая экономическая зона «Иннополис», помимо имущественной поддержки (предоставления помещений) и содействия в привлечении инвестиций в рамках Университета Иннополиса, также является оператором подготовки новых кадров в рамках нацпроекта «Цифровая экономика» [7]. Технопарки, создание которых предусмотрено в паспорте государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» [8], имеют в своей классификации отдельную структурную единицу под наименованием «ИТ-парк». У «ИТ-парка» нет определения в нормативно-правовой базе, однако по факту это технопарк в сфере информационных технологий, подобные технопарки уже функционируют в Москве, Казани, Челябинске, Омске, Самаре и ряде других городов. Помимо имущественной поддержки в виде предоставления офисных помещений, они имеют также собственные дата-центры (специализированное здание для размещения (хостинга) серверного и сетевого оборудования и подключения абонентов к каналам сети Интернет), которые также предоставляют в аренду, что облегчает проектную деятельность в сфере цифровизации.

На региональном уровне предусмотрены правовые механизмы не поддержки проектной деятельности в сфере цифровизации субъектов малого и среднего предпринимательства, а непосредственно проектной деятельности самих региональных органов исполнительной власти по цифровой трансформации региональных процессов и государственного управления. Так, заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко еще в декабре 2020 г. отчитался о том, что «во всех регионах страны созданы ЦУРы [центры управления регионами] и назначены руководители цифровой трансформации» [9].

Таким образом, рассмотрев реальное и законодательное понятие терминов «цифровиза-ция» и «проектная деятельность», мировую практику по цифровой трансформации, паспорт национального проекта «Цифровая экономика» как основного драйвера для отечественной цифровизации, иную законодательную базу, а также основные институты развития и субъекты по государственной поддержки проектной деятельности в сфере цифровизации, выделим основные проблемы, которые на данный момент препятствуют как реализации национального проекта «Цифровая экономика», так и развитию правовых механизмов и законодательного регулирования данной отрасли.

Во-первых, на уровне правового регулирования данной сферы важно отметить, что как такового единого нормативно-правового акта в области цифровизации нет. Например, определение искусственного интеллекта есть в Федеральном законе от 24.04.2020 г. № 123-Ф3 «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте РФ - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных»» - «искусственный интеллект - комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые как минимум с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру (в т.ч. информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, иные технические средства обработки информации), программное обеспечение (в т.ч., в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений». Однако правовой режим внедрения и использова-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021

ния искусственного интеллекта не раскрыт. Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» вместо понятия «блокчейн» использует «распределенный реестр», данные термины не обобщены. В ФЗ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О персональных данных» нет части, касающейся Big Date. То есть, законодательная база по регулированию цифровых технологий на сегодняшний день разобщена, децентрализована и не полна, не выстроен правовой режим регулирования целых сфер. Из-за отсутствия правовых механизмов у инвесторов и предпринимателей создаются риски правовых барьеров для проектной деятельности в сфере цифровизации - есть вероятность, что отрасль начнут регулировать и не в пользу для участников рынка. Если создать единый нормативно-правовой акт (условный «Цифровой кодекс»), где будет дана терминология всех областей применения цифровизации, будет раскрыт их правовой режим, возможности и ограничения проектной деятельности в данной отрасли, то, в итоге, это создаст понятные правовые механизмы для развития цифрового сектора.

Во-вторых, на уровне правовых механизмов финансового контроля и методологии, в результате правового анализа паспорта национального проекта «Цифровая экономика» можно выделить, что в целевых показателях национального проекта «Цифровая экономика» присутствует метрика об увеличении доли цифровой экономики в структуре внутреннего валового продукта, при этом изначально отсутствовала сама методология сбора и расчета внутренних затрат на развитие цифровой экономики. В 2019 г. вышло исследование Высшей школы экономики, посвященное результатам пилотного расчета показателя внутренних затрат на развитие цифровой экономики, однако законодательного закрепления и дальнейшего развития это направления не получило. В совокупности это влияет на то, что проектная деятельность в сфере цифровизации и цифровой трансформации (а национальный проект «Цифровая экономика» является основным источником государственного финансирования данной отрасли), направлена не на экономическое развитие отрасли в целом, а на достижение параметров, связанных с государственным управлением цифровыми технологиями: доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет, средний срок простоя государственных информационных систем в результате компьютерных атак и т.д. - всего девять показателей. Однако основной из них, влияющий на макроуровне на степень цифровизации всей экономики и доли

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021

цифровых технологий в структуре внутреннего валового продукта, при отсутствии методологического подхода. Это влияет и на качество реализации национального проекта - по данным Минфина, на начало августа 2021 г. исполнение расходов федерального бюджета на реализацию нацпроекта «Цифровая экономика» составило 16.7% [10], что является одним из наихудших результатов. Похожая ситуация повторяется из года в год - в 2019 г. Минкомсвязь не смогла потратить четверть из выделенных ей на развитие цифровой экономики средств, указала Счетная палата - вместо реализации планов в течение прошлого года их несколько раз переписывали [11].

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день созданы все предпосылки для проектной деятельности в сфере цифровиза-ции: имеются институты и субъекты, инфраструктура, законодательная база и национальный проект «Цифровая экономика». Однако недостаточный уровень правового регулирования данной сферы и отсутствие правовых механизмов финансового контроля и методологии проектной деятельности в сфере цифровизации не позволяют данной отрасли развиваться экономически и наращивать долю в структуре внутреннего валового продукта.

Список литературы:

[1] Козлов В.Д., Гирина Т.С. Правовое регулирование информации на конституционном уровне в России // Юрист. - 2020. - № 2. - С. 51-54.

[2] Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 1 августа 2019 г. № 428 «Об утверждении Разъяснений (методических рекомендаций) по разработке региональных проектов в рамках федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»».

[3] Российский фонд развития информационных технологий. Грант на разработку программного обеспечения. URL: https://рфрит.рф/grant-promyshlennym-predpriiatiiam-na-vnedrenie-skvoznykh-tsifrovykh-tekhnologii.

[4] Российский фонд развития информационных технологий. Грант на цифровую трансформацию компаний. URL: https://рфрит.рф/grant-promyshlennym-predpriiatiiam-na-vnedrenie-skvoznykh-tsifrovykh-tekhnologii_1

[5] Российский фонд развития информационных технологий. Минцифры, Минпромторг и РФРИТ подписали соглашение о создании службы «цифровых атташе». URL: https://рфрит.рф/news/ mintsifry-minpromtorg-i-rfrit-podpisali-soglashenie-o-sozdanii-sluzhby-tsifrovykh-attashe/

[6] Межгосударственный стандарт ГОСТ 19.202-78 «Единая система программной документации. Спецификация. Требования к содержанию и оформлению» (введен постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 18 декабря 1978 г. № 3351) // Издательство стандартов. - 1978. (с изм. на январь 2010 г.)

[7] Дмитрий Чернышенко: Создан консорциум учебных заведений по подготовке кадров для цифровой экономики. URL: http://government. ru/news/42146/

[8] Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"» // СЗ РФ. - 5 мая 2014 г. - № 18 (ч. II). - Ст. 2162. (с изм. от 25 декабря 2021 г. № 2489).

[9] Дмитрий Чернышенко: Во всех регионах страны созданы ЦУРы и назначены руководители цифровой трансформации. URL: http://government. ru/news/41003/

[10] Исполнение расходов федерального бюджета на реализацию национальных проектов. URL: https://m.minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=37578-ispolnenie_raskhodov_ federalnogo_byudzheta_na_ryealizatsiyu_ natsionalnykh_proektov/

[11] Счетная палата объяснила плохое выполнение бюджета «Цифровой экономики». Тормозят программу непостоянная доработка и быстрое развитие технологий. URL: https://www. rbc.ru/technology_and_media/27/07/2020/5f1c0f2a9 a7947d98ca023d5

Spisok literatury:

[1] Kozlov V.D., Girina T.S. Pravovoe reg-ulirovanie informacii na konstitucionnom urovne v Rossii // Yurist. - 2020. - № 2. - S. 51-54.

[2] Prikaz Ministerstva cifrovogo razvitiya, svy-azi i massovyh kommunikacij RF ot 1 avgusta 2019 g. № 428 «Ob utverzhdenii Raz"yasnenij (metodich-eskih rekomendacij) po razrabotke regional'nyh proektov v ramkah federal'nyh proektov nacional'noj programmy "Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Feder-acii"».

[3] Rossijskij fond razvitiya informacionnyh tekhnologij. Grant na razrabotku programmnogo obe-

specheniya. URL: https://rfrit.rf/grant-promyshlen-nym-predpriiatiiam-na-vnedrenie-skvoznykh-tsifrovy-kh-tekhnologii.

[4] Rossijskij fond razvitiya informacionnyh tekhnologij. Grant na cifrovuyu transformaciyu kom-panij. URL: https://rfrit.rf/grant-promyshlennym-pred-priiatiiam-na-vnedrenie-skvoznykh-tsifrovykh-tekh-nologii_1

[5] Rossijskij fond razvitiya informacionnyh tekhnologij. Mincifry, Minpromtorg i RFRIT podpisali soglashenie o sozdanii sluzhby «cifrovyh attashe». URL: https://rfrit.rf/news/mintsifry-minprom-torg-i-rfrit-podpisali-soglashenie-o-sozdanii-sluzh-by-tsifrovykh-attashe/

[6] Mezhgosudarstvennyj standart GOST 19.202-78 «Edinaya sistema programmnoj doku-mentacii. Specifikaciya. Trebovaniya k soderzhaniyu i oformleniyu» (vveden postanovleniem Gosudarst-vennogo komiteta SSSR po standartam ot 18 deka-brya 1978 g. № 3351) // Izdatel'stvo standartov. -1978. (s izm. na yanvar' 2010 g.)

[7] Dmitrij Chernyshenko: Sozdan konsorcium uchebnyh zavedenij po podgotovke kadrov dlya cifrovoj ekonomiki. URL: http://government.ru/ news/42146/

[8] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 aprelya 2014 g. № 316 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii "Ekonomicheskoe razvitie i innovacionnaya ekonomika"» // SZ RF. - 5 maya 2014 g. - № 18 (ch. II). - St. 2162. (s izm. ot 25 dekabrya 2021 g. № 2489).

[9] Dmitrij Chernyshenko: Vo vsekh regionah strany sozdany CURy i naznacheny rukovoditeli cifrovoj transformacii. URL: http://government.ru/ news/41003/

[10] Ispolnenie raskhodov federal'nogo byudzheta na realizaciyu nacional'nyh proektov. URL: https://rn.minfin.gov.ru/ru/ press-center/?id_4=37578-ispolnenie_raskhodov_ federalnogo_byudzheta_na_ryealizatsiyu_natsional-nykh_proektov/

[11] Schetnaya palata ob"yasnila plohoe vypol-nenie byudzheta «Cifrovoj ekonomiki». Tormozyat programmu nepostoyannaya dorabotka i bystroe razvitie tekhnologij. URL: https://www.rbc.ru/technol-ogy_and_media/27/07/2020/5f1c0f2a9a7947d-98ca023d5

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.