Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ И ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ПРАВОВЫЕ И ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОТВЕТСТВЕННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / САНКЦИИ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / Keywords: CONSUMER BEHAVIOR / RESPONSIBLE CONSUMPTION / CONSUMER SATISFACTION / DIGITALIZATION / SANCTIONS / CONSUMER CHOICE / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Захаренко Ирина Кимовна

Цель работы выявить наиболее значимые правовые и трансформационные аспекты формирования и развития ответственного / рационального поведения российских потребителей на промышленных и потребительских рынках. Использовались методы системного анализа, кабинетных исследований, метод изучения документов, метод включенного наблюдения, структурно-функциональный метод и другие методы познания. В статье исследованы нормативно-правовые документы, относящиеся к концепции устойчивого развития как основы формирования рационального поведения потребителей в РФ. Выделены факторы, препятствующие и способствующие развитию ответственного поведения в РФ. Эффективность разработанных предложений определяется выявленной возможностью применения рекомендаций в области теории ответственного потребительского поведения в условиях влияния санкционного давления, рекомендаций в области практического применения результатов исследования для органов государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Захаренко Ирина Кимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND TRANSFORMATIONAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF RESPONSIBLE CONSUMPTION IN MODERN CONDITIONS

The purpose of the work is to identify the most significant legal and transformational aspects of the formation and development of responsible / rational behavior of Russian consumers in industrial and consumer markets. The methods of system analysis, desk research, the method of studying documents, the method of included observation, the structural and functional method and other methods of cognition were used. The article examines the regulatory documents related to the development of the concept of sustainable development as the basis for the formation of rational consumer behavior in the Russian Federation. The factors hindering and contributing to the development of responsible behavior in the Russian Federation are highlighted. The effectiveness of the developed proposals is determined by the identified possibility of applying recommendations in the field of the theory of responsible consumer behavior under the influence of digitalization and sanctions pressure, a recommendation in the field of practical application of the research results for public administration.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ И ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Евразийская адвокатура. 2023. № 4 (63). С. 113. Eurasian advocacy. 2023;(4(63)):113.

Политика и экономика Евразии

Научная статья УДК 338.121

doi 10.52068/2304-9839_2023_63_4_113

ПРАВОВЫЕ И ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

ЗАХАРЕНКО Ирина Кимовна

Кандидат экономических наук, доцент департамента стратегического и инновационного развития, научный сотрудник НИСП «Институт управленческих исследований и консалтинга» факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации 127083, г. Москва, ул. Верхняя Масловка, д. 15, оф. 207, Российская Федерация

Аннотация: Цель работы - выявить наиболее значимые правовые и трансформационные аспекты формирования и развития ответственного / рационального поведения российских потребителей на промышленных и потребительских рынках. Использовались методы системного анализа, кабинетных исследований, метод изучения документов, метод включенного наблюдения, структурно-функциональный метод и другие методы познания. В статье исследованы нормативно-правовые документы, относящиеся к концепции устойчивого развития как основы формирования рационального поведения потребителей в РФ. Выделены факторы, препятствующие и способствующие развитию ответственного поведения в РФ. Эффективность разработанных предложений определяется выявленной возможностью применения рекомендаций в области теории ответственного потребительского поведения в условиях влияния санкционного давления, рекомендаций в области практического применения результатов исследования для органов государственного управления.

Ключевые слова: потребительское поведение, ответственное потребление, потребительская удовлетворенность, цифровизация, санкции, потребительский выбор, устойчивое развитие

Для цитирования: Захаренко И.К. Правовые и трансформационные аспекты развития ответственного потребления в современных условиях // Евразийская адвокатура. 2023. № 4(63). С. 113. https:// doi. org/10.52068/2304-9839_2023_63_4_113

Policy and economy of Eurasia

Original article

LEGAL AND TRANSFORMATIONAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF RESPONSIBLE CONSUMPTION IN MODERN CONDITIONS

ZAKHARENKO Irina Kimovna

PhD, Associate Professor of the Department of Strategic and Innovative Development, Researcher at the Institute of Management Research and Consulting, Faculty of Higher School of Management, Financial University under the Government of the Russian Federation

127083, Moscow, Verkhnyaya Maslovka str., 15, office 207, Russian Federation

Abstract: The purpose of the work is to identify the most significant legal and transformational aspects of the formation and development of responsible / rational behavior of Russian consumers in industrial and consumer markets. The methods of system analysis, desk research, the method of studying documents, the method of included observation, the structural and functional method and other methods of cognition were used. The article examines the regulatory documents related to the development of the concept of sustainable development as the basis for the formation of rational consumer behavior in the Russian Federation. The factors hindering and contributing to the development of responsible behavior in the Russian Federation are highlighted. The effectiveness of the developed proposals is determined by the identified possibility of applying recommendations in the field of the theory of responsible consumer behavior under the influence of digitalization and sanctions pressure, a recommendation in the field of practical application of the research results for public administration.

Keywords: consumer behavior, responsible consumption, consumer satisfaction, digitalization, sanctions, consumer choice, sustainable development

© Захаренко И.К., 2023 Распространяется по лицензии Creative Commons Attribution Noncommercial License 4.0 (CC BY-NC).

For citation: Zakharenko I.K. Legal and transformational aspects of the development of responsible consumption in modern conditions = Eurasian advocacy. 2023;4(63):113. (In Russ.). https://doi.org/10.52068/2304-9839 2023 63 4 113

В современных социально-экономических условиях важной основой устойчивого развития нашей страны является концепция осознанного потребления, которая базируется на экономических, психологических, философских и социологических принципах. Основополагающей целью концепции осознанного потребления выступает качественное удовлетворение потребительских желаний с учётом минимизации возникновения экологических угроз. Необходимость обеспечения устойчивого развития экономики повышает актуальность решения задач активного изменения потребительского поведения в части формирования ответственного потребления.

В Российской Федерации ответственная модель поведения не является общепризнанной, мотивация к рациональному использованию ресурсов, экономии воды и электроэнергии, раздельному сбору мусора продиктована в большей степени экономией финансовых ресурсов, а не ответственностью за будущие поколения и заботой об окружающей среде. Реализация принципов ответственного потребления перераспределяется на три категории объектов: промышленные компании и бизнес-сообщества, органы государственной власти и общество.

Выделим факторы, препятствующие развитию в России ответственного / рационального поведения:

- несовершенная нормативно-правовая база, регулирующая ответственное поведение, в том числе экологическую ответственность, ресурсосбережение, рациональное потребление конечных потребителей;

- отсутствие просветительских и образовательных программ, направленных на формирование ответственного потребления на промышленных и потребительских рынках;

- отсутствие программ продвижения, направленных на формирование ценностей устойчивого развития РФ как основы ответственного поведения.

Приведем основные нормативно-правовые документы, направленные на формирование ответственного поведения в РФ.

1. Национальный проект «Экология», принятый в 2019 году, должен быть реализован до 2024 года. Проект направлен на улучшение здоровья населения РФ и экологии страны. Состоит из девяти проектов: инфраструктура для обраще-114

ния с отходами, сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма, чистая страна, сохранение уникальных водных объектов, сохранение озера Байкал, оздоровление Волги, сохранение лесов, комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами, чистый воздух, чистая вода, внедрение наилучших доступных технологий.

2. Федеральный закон от 31.12.2017 № 503-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Регулирует обращение с отходами производства и потребления с целью предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

3. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (последняя редакция). Рассматривает социально-экономические вопросы регулирования экологической безопасности, сохранения природных ресурсов.

4. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Направлен на мотивацию населения и бизнеса РФ к энергосбережению и повышение энергетической эффективности.

5. Распоряжение Правительства РФ от 14 июля 2021 г. № 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития РФ», постановление Правительства РФ от 21 сентября 2021 г. № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации», распоряжение Правительства РФ от 18 ноября 2020 г. № 3024-р «О развитии инвестиционной деятельности и привлечении внебюджетных средств в проекты». В документах сформулированы направления государственной политики Российской Федерации по устойчивому развитию.

6. Стратегия государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года. Направлена на развитие прав потребителей, безопасность,

EURASIAN ADVOCACY

4 (63) 2023

образование, гармонизацию покупок онлайн и офлайн, права на личную информацию при сохранении свободы на глобальный обмен информацией.

Как мы видим, приведенные документы в большей степени рассматривают проблемы устойчивого развития и ответственное поведение через призму экологии и в меньшей степени через социальные и экономические аспекты развития общества.

В государственном сегменте и сегменте бизнеса важное значение имеет формулирование функций и полномочий органов власти и бизнес-сообществ по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений прав всех участников потребительского рынка и разрешению возникающих в связи с этим споров.

В потребительском сегменте необходимо направлять усилия на формирование культуры потребления, снижение разрыва в уровне жизни населения. Формирование ответственного потребления в потребительском сегменте связано в первую очередь с морально-нравственными принципами отдельной семьи, где закладываются принципы жизнедеятельности общества, облик национальной экономики.

Рыночная трансформация РФ внесла существенные коррективы в систему не только общественного производства, но и потребления. Сформировано общество потребления как совокупность общественных ценностей, отражающая потребительское отношение индивидов к окружающему миру (обществу в целом, государству, природной среде, предпринимательскому сектору) и характеризующаяся следующими признаками:

- рост потребительских предпочтений на товары, имеющие некое символическое значение (вещи-знаки), подменяющие собой реальные потребительские ценности и принципы жизни общества;

- активизация конкуренции между потребителями за товары, выступающие средством самовыражения и показателем социального статуса человека;

- развитие шопинга как самостоятельного вида досуга и туризма;

- ускорение морального износа товаров по сравнению с физическим износом;

- более быстрый рост цен на товары - средства самовыражения, высокого социального статуса, не подкрепленный реальным изменением их стоимости производства;

- неумение и нежелание ограничивать потребности со стороны отдельных групп потреби-

телей, приводящее к расколу общества на бедных и богатых.

В контексте поставленной нами задачи выделим основные трансформационные аспекты поведения потребителей на промышленных и потребительских рынках, влияющих на формирование и развитие ответственного поведения в РФ.

Трансформация поведения потребителей на промышленных рынках направлена в сторону формирования ответственного поведения, включающего ресурсосбережение, технологизацию, образование и подготовку кадров, ответственное производственное инвестирование, повышение социальной ответственности бизнеса перед окружающей средой и населением.

Трансформация поведения конечных потребителей, способная стать катализатором для развития принципов осознанного / ответственного потребления в РФ, направлена на:

1) выбор экологических, социально-ориентированных, отечественных, в том числе локальных, товаров и услуг;

2) гармонизацию онлайн и оффлайн-поку-пок, позволяющую более осознанно совершать покупки;

3) заботу о себе, своем здоровье и благополучии. Потребители уделяют все больше внимания вопросам экологии, устойчивого развития, подталкивая правительство, производителей и продавцов к трансформации моделей поведения, к действиям, связанным с благополучием и здоровьем людей и окружающей среды;

4) переориентацию с социального потребления (этических и жизненно важных ценностей) на выражение своей гражданской позиции через покупательские предпочтения, осознанный выбор отечественных локальных товаров и услуг;

5) переориентацию потребителей на экологические товары, сделанные из натурального сырья, из переработанного сырья, готовность платить за них большую цену, участие в благотворительных акциях по защите окружающей среды.

Таким образом, выделенные нами направления трансформации потребительского поведения в современных условиях способствуют формированию двух типов ответственного поведения в РФ: «слабого» (weak) и «сильного» (strong). «Слабое» ответственное потребление рассматривает экономию ресурсов и энергии, спрос на потребление «зеленых» товаров, технологии формирования мотивации бизнеса к выведению с рынка «неэкологических» товаров. «Сильное» (strong) ответственное потребление основано на принципах доступности и справедливости распределения ре-

сурсов, направлено на трансформацию потребления, предложений на рынке, количества, качества и дематериализацию благ.

Можно выделить три основных аспекта, на которые направлены принципы ответственного потребления: экологический, социальный и этический. Ответственное потребление способно повысить качество жизни населения, снизить негативные тенденции в экономике, связанные с введением санкций. При этом необходимы совместные усилия со стороны государства, производителей и потребителей, направленные на формирование ответственного потребления в РФ.

Список источников

1. Халина Е.В. Развитие концепции устойчивого развития в российской экономике и маркетинге // Проблемы современной экономики. 2016. № 4(60). С. 116-120.

2. Нестерова Е.В., Соловьева Ю.Н. Сегментация российских потребителей по их отношению к ценностям устойчивого развития экономики // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2015. № 6. С. 426-434.

3. Ивановский Б.Г. Перспективы достижения устойчивого потребления: концепции и инструменты // Социальные новации и социальные науки. 2020. № 2. С. 64-82 [Электронный ресурс]. URL: http:// sns-journal.ru/ru/archive/2-2020/prostranstvo-diskursa-teoriia-i-istoriia/perspektivy-dostizheniia-ustoichivogo-potrebleniia-kontceptcii-i-instrumenty.

4. Дремов В.В. Импортозамещение как фактор развития промышленного производства в условиях санкций // Финансовые рынки и банки. 2023. № 1. С. 100102.

5. Панасенко С.В., Сурай Н.М., Удовик Е.Э. Анализ ключевых трендов потребления населением России продуктов «Made in Russia» // Инновации и инвестиции. 2023. № 2. С. 96-102.

6. Исследование P&G: ответственное потребление все чаще определяет выбор покупателей в России [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ press-relizy/7401689?utm_source=yandex.ru&utm_ medium=organic &utm_campaign=yandex.ru&utm_ referrer=yandex.ru.

7. Ратнер С.В. Европейский опыт развития циркулярной экономики // Экономический анализ: теория и практика. 2020. Т. 18. № 4(499). С. 598-614.

8. Астахова А.С., Кирсанов А.А. Ответственное потребление студенческой молодёжи в условиях пандемии: методы и практики // Социальный нарратив 2021: общество в контексте вызовов: риски и возможности: Материалы ХХ Всероссийской конференции студентов и аспирантов. М., 2021. С. 335-340.

9. Сагинова О.В., Завьялов Д.В, Завьялова Н.Б. Формирование паттернов ответственного потребления // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие.). 2023. Т. 14. № 1. С. 146-160.

References

1. Xalina E.V. Razvitie koncepcii ustojchivogo raz-vitiya v rossijskoj e"konomike i marketinge // Problemy" sovremennoj e"konomiki. 2016. № 4(60). S. 116-120.

2. Nesterova E.V., Solov"eva Yu.N. Segmentaciya rossi-jskix potrebitelej po ix otnosheniyu k cennostyam ustojchivogo razvitiya e"konomiki // Marketing i marketingovy"e issledovaniya. 2015. № 6. S. 426-434.

3. Ivanovskij B.G. Perspektivy" dostizheniya ustojchivogo potrebleniya: koncepcii i instrumenty" // Sodal"ny"e novacii i sodal"ny"e nauki. 2020. № 2. S. 6482 [E"lektronny"j resurs]. URL: http://sns-journal.ru/ru/ archive/2-2020/prostranstvo-diskursa-teoriia-i-istoriia/ perspektivy-dostizheniia-ustoichivogo-potrebleniia-kont-ceptcii-i-instrumenty.

4. Dremov V.V. Importozameshhenie kak faktor razvitiya promy"shlennogo proizvodstva v usloviyax sank-cij // Finansovy"e ry"nki i banki. 2023. № 1. S. 100-102.

5. Panasenko S.V., Suraj N.M., Udovik E.E". Analiz klyuchevy"x trendov potrebleniya naseleniem Rossii produktov «Made in Russia» // Innovacii i investicii. 2023. № 2. S. 96-102.

6. IssledovanieP&G: otvetstvennoe potreblenievse chash-he opredelyaet vy"bor pokupatelej v Rossii [E"lektronny"j resurs]. URL: https://tass.ru/press-relizy/74016897utm_ source=yandex.ru&utm_medium=organic &utm_ campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru.

7. Ratner S.V. Evropejskij opy"t razvitiya cirkulyarnoj e"konomiki // E"konomicheskij analiz: teoriya i praktika. 2020. T. 18. № 4(499). S. 598-614.

8. Astaxova A.S., Kirsanov A.A. Otvetstvennoe potre-blenie studencheskoj molodyozhi v usloviyax pandemii: metody" i praktiki // Social"ny"j narrativ 2021: obshhestvo v kontekste vy"zovov: riski i vozmozhnosti: Materialy" XX Vserossijskoj konferencii studentov i aspirantov. M., 2021. S. 335-340.

9. Saginova O.V., Zav"yalov D.V, Zav"yalova N.B. Formirovanie patternov otvetstvennogo potrebleniya // MIR (Modernizaciya. Innovacii. Razvitie.). 2023. T. 14. № 1. S. 146-160.

Статья поступила в редакцию 15.07.2023; одобрена после рецензирования 20.07.2023; принята к публикации 20.07.2023.

The article was submitted 15.07.2023; approved after reviewing 20.07.2023; accepted for publication 20.07.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.