Научная статья на тему 'Правовые и организационные аспекты перехода медицинской службы УИС на новую модель'

Правовые и организационные аспекты перехода медицинской службы УИС на новую модель Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
93
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые и организационные аспекты перехода медицинской службы УИС на новую модель»

Полковник внутренней службы Т. А. ЗИНОВЬЕВА, заместитель начальника отдела контрольно-аналитической и организационно-методической работы УОМСО ФСИН России

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕХОДА МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ УИС НА НОВУЮ МОДЕЛЬ

Создание медико-санитарных частей ФСИН России направлено на реализацию поручения Президента Российской Федерации от 11.08.2010 № Пр-2358 о формировании условий для независимости медицинского персонала в принятии профессиональных решений. При этом необходимо учитывать, что основным фактором, обеспечивающим соблюдение международных стандартов в сфере медико-санитарного обеспечения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, является четкое разграничение полномочий, обязанностей и ответственности между администрацией (персоналом) исправительных учреждений, следственных изоляторов и администрацией (персоналом) медико-санитарных частей [1].

Поручение Президента Российской Федерации содержит перечень мероприятий, которые необходимо осуществить в целях совершенствования оказания медицинской помощи осужденным, лицам, заключенным под стражу, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы:

разработать необходимые нормативные правовые акты в целях совершенствования оказания медицинской помощи осужденным и лицам, заключенным под стражу;

пересмотреть организационно-штатное построение медицинской службы уголовно-исполнительной системы, создав необходимые гарантии независимости медицинского персонала уголовно-исполнительной системы, а также личной ответственности за результаты деятельности;

укрепить диагностическую и лечебную базы медицинской службы уголовно-исполнительной системы;

улучшить лекарственное обеспечение;

улучшить оснащение лечебно-профилактических подразделений современным медицинским оборудованием.

В целях пересмотра организационно-штатного построения медицинской службы с учетом первого этапа реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года предусмотрено формирование новой организационной модели медицинской службы [2].

Новая структура по своей организационно-правовой форме приближена к общественному

здравоохранению и будет способствовать повышению уровня медицинского обслуживания подведомственных контин-гентов за счет концентрации внимания на профессиональной ответственности медицинского персонала, независимости в принятии врачебных решений, повышению результативности бюджетных расходов за счет перехода к целевому одно-канальному принципу финансирования медико-санитарного обеспечения.

В настоящее время в УИС осуществляется последовательный перевод медицинской службы на новую организационную модель. Ее основным звеном является медико-санитарная часть - медицинская организация, осуществляющая функции ФСИН России по медико-санитарному обеспечению осужденных, лиц, содержащихся под стражей, работников УИС и прикрепленного населения. Непосредственное подчинение медико-санитарной части ФСИН России создает условия для независимости ее персонала в принятии профессиональных решений, что приближает пенитенциарное здравоохранение к международным стандартам.

Первые медико-санитарные части (ФКУЗ МСЧ-69 г. Тверь и ФКУЗ МСЧ-78 г. Санкт-Петербург) были созданы в 2010 году как экспериментальные и доказали свою эффективность и соответствие стоящим перед ними задачам. В конце декабря 2012 года создано еще семь медико-санитарных частей: ФКУЗ МСЧ № 13, осуществляющая медико-санитарное обеспечение УИС в Республике Мордовия, ФКУЗ МСЧ № 21 в Республике Чувашия, ФКУЗ МСЧ № 23, объединившая медицинские службы УИС Краснодарского края и Республики Адыгея, ФКУЗ МСЧ № 25 в Приморском крае, ФКУЗ МСЧ № 37 в Ивановской области, ФКУЗ МСЧ № 38 в Иркутской области. Директором ФСИН России 15 апреля 2013 года согласован полный список медико-санитар-

ных частей, а 19 августа принято решение о завершении реформирования пенитенциарного здравоохранения до конца 2013 года. Формирование 55 медико-санитарных частей будет осуществляться в соответствии с планом-графиком, утвержденным директором ФСИН России 7 октября 2013 года.

В соответствии с приказом ФСИН России от 29.05.2013 № 276 «О мероприятиях по обеспечению деятельности медико-санитарных частей ФСИН России или их филиалов и организации их взаимодействия с учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, территориальными органами ФСИН России» медико-санитарным частям переданы функции:

медицинского обеспечения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, надзора за исполнением санитарного законодательства Российской Федерации, а также применения к осужденным принудительных мер медицинского характера и обязательного лечения;

медицинского и санаторно-курортного обеспечения сотрудников, пенсионеров УИС и членов их семей;

оказания медицинской помощи прикрепленным гражданам;

проведения военно-врачебной экспертизы и психофизиологического обследования.

Пунктом 2 приказа ФСИН России от 29.05.2013 № 276 предусмотрено заключение соглашения между территориальным органом ФСИН России (учреждением, непосредственно подчиненным ФСИН России, которое обслуживает медико-санитарная часть) и медико-санитарной частью ФСИН России, которое должно содержать следующие положения.

I. Общие вопросы:

планирование и реализация совместных мероприятий; участие в реализации федеральных и региональных целевых программ;

обмен информацией, необходимой для реализации Соглашения, проведение совместных совещаний, консультаций и т.п. по вопросам, относящимся к предмету Соглашения;

выполнение конкретных задач, связанных с реализацией комплекса мероприятий, направленных на медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также сотрудников уголовно-исполнительной системы.

II. Обязанности медико-санитарной части:

своевременное направление заявок в целях обеспечения доставки больного в медицинские организации государственного или муниципального здравоохранения, а также подразделения медико-санитарной части;

информирование в установленном порядке администрации территориального органа (учреждения) о выявленных фактах смерти, травматизма осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений при обнаружении достаточных оснований полагать, что вред здоровью причинен в результате противоправных действий;

представление медицинского заключения по требованию органов дознания, территориального органа при проведении ими проверки в порядке и сроках, установленных законодательством Российской Федерации;

предоставление сведений (медицинских заключений) о состоянии здоровья осужденного к лишению свободы при решении вопроса о его переводе в другое исправительное учреждение и иных вопросов, связанных с исполнением наказания в виде лишения свободы;

обеспечение регулярного контроля за условиями содержания, питания, бытового, санитарно-гигиенического обеспе-

чения осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

проведение регулярного анализа состояния здоровья прикрепленного контингента с целью определения общих тенденций и факторов, влияющих на состояние здоровья лиц, отбывающих наказание и содержащихся под стражей, а также представление начальнику территориального органа (учреждения) предложений, направленных на снижение заболеваемости, временной нетрудоспособности и рекомендаций по проведению мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни;

осуществление контроля за обеспечением территориальными органами (учреждениями) безопасных, благоприятных условий труда;

своевременное информирование администрации учреждения о необходимости оказания осужденному (подозреваемому, обвиняемому) медицинской помощи в амбулаторных (стационарных) условиях;

определение графика работы медицинских работников медико-санитарной части в филиалах, действующих непосредственно при учреждениях, исполняющих наказание, и следственных изоляторах;

обеспечение обязательного наличия (прибытия) медицинского работника в учреждении в нерабочее время, выходные и праздничные дни для оказания экстренной медицинской помощи больному и, при необходимости, для сопровождения в медицинскую организацию государственной или муниципальной системы здравоохранения для оказания медицинской помощи;

организация ежедневного получения лекарственных препаратов подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в соответствии с врачебными назначениями;

медицинское сопровождение специальных мероприятий в порядке, установ-

ленном нормативными правовыми актами Российской Федерации;

обеспечение сохранности помещений, находящихся в безвозмездном пользовании медико-санитарной части (ее филиалов), санитарно-технического, коммунально-бытового имущества, инженерно-технических средств охраны и надзора в них, персональной вычислительной техники и периферийных устройств, средств коммуникации и связи, своевременное информирование администрации территориального органа (учреждения) об их неисправности (необходимости ремонта, замены);

предоставление необходимой статистической и аналитической информации;

регулярное проведение анализа состояния здоровья сотрудников территориального органа (учреждения), направление начальнику территориального органа (учреждения) предложений по снижению заболеваемости, случаев временной нетрудоспособности среди личного состава, рекомендаций по проведению мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни.

III. Обязанности территориального органа ФСИН России (учреждения):

осуществление необходимых коммунальных и иных эксплуатационных расходов на содержание зданий, сооружений и помещений, используемых подразделениями медико-санитарной части, своевременное проведение текущего и капитального ремонта;

обеспечение бесперебойной и качественной связи согласно потребности медико-санитарной части;

согласование вопросов передачи информации во ФСИН России по медицинским аспектам;

обеспечение рабочих мест работников медико-санитарной части необходимой оргтехникой и периферийными устройствами

согласно потребности, а также осуществление их технического обслуживания;

оборудование помещений, занимаемых медико-санитарной частью, санитар-но-техническим, коммунально-бытовым имуществом, средствами охранной, пожарной сигнализации, системами видеонаблюдения, контроля доступа и иными техническими средствами согласно потребности и их эксплуатации в соответствии с требованиями обязательных норм и правил;

обеспечение поддержания санитарного состояния в жилых и производственных помещениях, а также прилегающих территориях в соответствии с требованиями санитарного законодательства и рекомендаций медицинских работников;

обеспечение подразделений медико-санитарной части материальными, моющими и дезинфицирующими средствами, уборочным инвентарем;

предоставление автомобильного транспорта территориального органа (учреждения) для доставки медикаментов, изделий медицинского назначения из аптечных учреждений, а при отсутствии попутных маршрутов, выделение подразделениям медико-санитарной части соответствующих транспортных средств;

предоставление помещений и создание необходимых условий для проведения медико-санитарной частью сборов, совещаний (в том числе селекторных), учений, видеоконференций и др.;

организация питания подозреваемых, обвиняемых и осужденных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, их материально-бытовое обеспечение;

обеспечение доступа на территорию исправительного учреждения и следственного изолятора лиц, осуществляющих установку, обслуживание и ремонт медицинской техники и оборудования, обеспечение их безопасности;

обеспечение по заявке медицинского работника (незамедлительно, при наличии медицинских показаний) эвакуации осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в учреждения государственного и муниципального здравоохранения, а также в подразделения медико-санитарной части, оказывающие соответствующие виды медицинской помощи;

обеспечение своевременного вызова и доставки персонала медико-санитарной части в случае обращений подозреваемых, обвиняемых и осужденных за медицинской помощью;

вызов «скорой помощи» к осужденному, подозреваемому и обвиняемому, нуждающемуся в получении неотложной медицинской помощи, при отсутствии в учреждении персонала медико-санитарной части;

обеспечение доступа медицинских работников иных медицинских организаций, приглашаемых на территорию исправительного учреждения (следственного изолятора) для проведения медицинского обследования, консультаций и оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным;

обеспечение безопасности медицинских работников при оказании медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным;

ведение журнала записи на прием к медицинским специалистам;

обеспечение своевременной явки подозреваемых, обвиняемых и осужденных на прием к медицинским работникам;

подготовка и направление в суд документов, включая заключение врачебной комиссии, по результатам медицинского освидетельствования осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

предоставление по запросу результатов психологического обследования и направление психологов учреждений,

исполняющих наказание и следственных изоляторов, к совместной работе с врачами психиатрами-наркологами по специальным программам, а также выделения дополнительных помещений для организации работы с лицами, страдающими психическими и наркологическими расстройствами при осуществлении данной работы;

учет рекомендаций медико-санитарной части при рассмотрении на административной комиссии учреждения материалов для постановки на профилактический учет или снятия с данного учета;

осуществление взаимодействия с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации для определения осужденных, завершающих отбывание наказания, а также детей старше трех лет, содержащихся в домах ребенка, в учреждения социального обслуживания с учетом медицинских рекомендаций и приложением необходимых справок и заключений медико-санитарной части;

подготовка документов для оформления пенсии по инвалидности и направление в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации с учетом медицинских рекомендаций и приложением необходимых справок и заключений;

предоставление медико-санитарной части перечня лиц, застрахованных в системе обязательного медицинского страхования, организация работы и содействие в получении осужденными и лицами, заключаемыми под стражу, полисов обязательного медицинского страхования;

организация финансирования и осуществления мероприятий программ производственного контроля в соответствии с требованиями санитарного законодательства;

организация финансирования и осуществления мероприятий при выполнении предписаний и предложений, направленных в ходе осуществления текущего

санитарного надзора, в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, в том числе касающихся косметического и капитального ремонта помещений медицинских частей, монтажа оборудования, систем водоснабжения, канализации и вентиляции.

Соглашение также может содержать другие направления взаимодействия с учетом обстоятельств, условий, территориального расположения учреждений территориального органа ФСИН России и иных особенностей, определяющих эффективность взаимодействия с медико-санитарной частью. Отдельные вопросы могут быть детализированы в соглашениях между филиалом медико-санитарной части и обслуживаемым учреждением.

При разработке Соглашения рекомендуется проводить обсуждение его проекта с участием представителей институтов гражданского общества.

Предусмотренные Соглашением обязанности персонала медико-санитарной части и территориального органа (учреждения) реализуются на уровне должностных инструкций (регламентов).

Контроль за соблюдением сторонами Соглашения его положений осуществляется в рамках проверок деятельности ме-

дико-санитарных частей и территориальных органов (учреждений).

Результаты работы ФСИН России по формированию новой организационной модели медицинской службы одобрены Генеральной Прокуратурой Российской Федерации и доложены Президенту Российской Федерации, поручение которого в этой части признано исполненным. При этом Президентом Российской Федерации 1 сентября 2013 года дано поручение Правительству Российской Федерации о принятии мер по финансовому и кадровому обеспечению пенитенциарного здравоохранения [3]. Ф

1. См.: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (пп. 21-26). URL: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ prison.shtml (дата обращения: 12.09.2013); Европейские пенитенциарные правила (часть III)/ Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. - М.: СПАРК, 1998. - С. 209-263.

2. См.: Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (Раздел V), утв. распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р // СЗ РФ. 25.10.2010. № 43. Ст. 5544.

3. См.: Поручение Президента РФ № 2040 от 01.09.2013. - URL: http://www.kremlin.ru/ assignments/19150 (дата обращения: 16.10.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.