УДК: 346:364.075.2 ГРНТИ 04.51.21
ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ ТУРИСТОВ — ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
А.С. Матвеева, В.Ю. Новикова
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет имени Петра Великого
Россия, 195251, г. Санкт-Петербург, Политехническая., 29
Статья посвящена вопросам соответствия фактической ситуации в сфере инклюзивного туризма нормам, прописанным в законодательных актах Российской Федерации. Обозначена проблема недобросовестного исполнения существующего законодательства в сфере инклюзивности. Приведены примеры нарушения прав людей с ограниченными возможностями здоровья. Указаны проблемные аспекты современного инклюзивного туризма и изложены предложения по их устранению.
Ключевые слова: инклюзивный туризм, люди с ограниченными возможностями здоровья, сфера туризма, транспортная сфера, государство, законодательство, норма.
LEGAL GUARANTEES OF OBSERVANCE OF THE RIGHTS OF TOURISTS WITH DISABILITIES: THEORY AND PRACTICE
A.S. Matveeva, V.Yu. Novikova Peter the Great Saint Petersburg State Polytechnic University Russia, 195251, St. Petersburg
The article is devoted to the issues of compliance of the actual situation in the field of inclusive tourism with the norms prescribed in the legislative acts of the Russian Federation. The article identifies the problem of unfair enforcement of existing legislation in the field of inclusivity. Examples of violations of the rights of people with disabilities are given. The problematic aspects of modern inclusive tourism are indicated and proposals for their elimination are outlined.
Keywords: inclusive tourism, people with disabilities, tourism, transport, state, legislation, norm.
В соответствии с официальной информацией Социального фонда России на 1 января 2022 г. общее число инвалидов в России насчитывало 11 330 574 человек, что составляло 7,8 % от всего населения России [1]. Среди них в возрасте от 18 до 70 лет потенциальных потребителей туристических, гостиничных и транспортных услуг насчитывалось около 6 665 010 человек, что составляло 4,5 % от всего населения нашего государства. Из приведённой статистики видно, что достаточно большая часть населения Российской Федерации нуждается в разработке, принятии и исполнении законодательных норм в сфере инклюзивного туризма. Благоприятный ре© Матвеева А.С., Новикова В.Ю., 2023
зультат добросовестного исполнения подобных предписаний включает интеграцию инвалидов в общество, расширение спектра их возможностей, а также общее развитие социальной сферы и системы человеческих отношений.
Ст. 7 Конституции РФ провозглашает Россию социальным государством, которое стремится обеспечить создание и поддержание условий достойной жизни и беспрепятственного развития человека [2]. Кроме того, ст. 27 Конституции РФ утверждает свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства каждого человека, находящегося на территории России на законных основаниях.
Однако приведённые в конституции права и свободы не всегда выполняются в отношении граждан с ограниченными возможностями здоровья, что, по своей сути, является проявлением дискриминации, с которым инвалиды сталкиваются в своей жизни постоянно. Хотя в соответствии со ст. 5.62 КоАП ущемление прав и свобод граждан Российской Федерации по любому признаку недопустимо [3], на практике почти каждый гражданин с ограниченными возможностями здоровья (далее — с ОВЗ) имеет дело с подобного рода нарушениями.
С одной стороны, такое пренебрежительное отношение к людям с ОВЗ является следствием отсутствия нравственного воспитания населения России, в частности, работников туристической и транспортной сфер. Более того, наблюдается и отсутствие положительного восприятия инвалидов и иных маломобильных групп населения, что крайне негативно сказывается на моральном состоянии каждого конкретного человека с ОВЗ. С другой стороны, данное ущемление прав связано с халатным отношением к исполнению норм, принятых для защиты прав людей с ОВЗ транспортными компаниями и коллективными средствами размещения (далее — КСР), представители которых зачастую не заботятся о соблюдении требований, необходимых для обеспечения доступа инвалидов к средствам передвижения или местам временного проживания.
Законодательная база предписывает множество мер и распоряжений, направленных на обслуживание туристической отраслью инклюзивных гостей, однако лишь единицы компаний вводят их на своих предприятиях. Фактически примеров исполнения законодательства для инвалидов в гостиничной и транспортной сферах значительно меньше желаемого, что является неоспоримой проблемой современного Российского государства. Древнегреческий философ Квинт Гораций Флакк утверждал: «Хорошее правительство распознаётся благодаря тому, как оно относится к детям, старикам, больным и нуждающимся», данная мысль чётко прослеживается в современной реальности. Созвучно его словам, целью любого государства должно являться повышение уровня жизни людей с ограниченными возможностями здоровья, расширение возможностей и недопущение дискриминации инвалидов и иных маломобильных групп населения.
В современном мире сфера туризма составляет неотъемлемую часть жизни каждого человека. Вне зависимости от цели и вида поездки граждане всех стран рассматривают туризм как потенциальную возможность снятия психологического напряжения, смены обстановки и собственного развития. Согласно данным Ростуризма, количество людей, осуществивших туристские поездки, в первой половине 2022 г. составило в среднем 23 млн человек [4], что подтверждает тезис о высоком спросе на туристские услуги в России. С целью повышения качества работы сферы туризма правительство РФ постоянно вводит меры, направленные на поддержание возможности путешествий людей с ограниченными физическими возможностями, так как они, безусловно, также заинтересованы в полноценной жизни и отсутствии препятствий, ограничивающих их в получении благ общества, доступных широкой массе населения, в том числе и возможности путешествовать и посещать социально-значимые объекты. Как разъясняет прокурор Ярославской области, «обеспечение для инвалидов доступа к объектам социальной инфраструктуры означает возможность посещать жилые, общественные и производственные здания, строения и помещения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-досуговые и другие учреждения, а также возможность пользоваться железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта» [5].
Важными аспектами, требующими внимания при выборе и планировании путешествия, являются гостиничная и транспортная сферы, которые непосредственно включены в процесс оказания туристской услуги. Существует большое количество норм, предписывающих работу предприятий упомянутых сфер для повышения качества их функционирования. Помимо обеспечения общих прав и свобод человека и гражданина, провозглашённых Конституцией РФ, и базовых положений туризма России, установленных ФЗ «Об основах туристской деятельности» [6], специальными нормативными актами рассмотрены возможности граждан с ОВЗ, а также установлены нормы, указания и рекомендации по обустройству предприятий для инвалидов различных категорий. Сферы гостиничных предприятий и транспорта располагают
несколькими подобными юридическими документами. Примерами являются ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ГОСТ 32613-2014 «Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования», ГОСТ Р 51090-2017 «Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов».
Аналогично Конституции РФ ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает недопустимость отсутствия реализации всех гарантированных прав и свобод человека или гражданина для инвалидов в любой сфере жизни [7]. Подобного рода правонарушения приравниваются к дискриминации по признаку инвалидности и в соответствии со статьёй 15.1 № 181-ФЗ влекут административную ответственность [7].
Обеспечение беспрепятственного доступа людей с ограниченными возможностями здоровья к объектам социальной, туристической и транспортной инфраструктур — это важная обязанность государства и частных предпринимателей. В современном мире ограничение передвижения или права путешествовать и самостоятельно выбирать место пребывания человека, имеющего статус инвалида, недопустимо. Каждый гражданин обладает неотчуждаемым правом и возможностью остановиться в любом выбранном коллективном средстве размещения и не испытывать значительных неудобств ввиду своих физических ограничений.
Для обеспечения данного права в соответствии с ГОСТ 32613-2014 администрация гостиниц и отелей обязана соблюдать требования, позволяющие людям с ограниченными возможностями беспрепятственно находиться на территории организаций и пользоваться их услугами, не испытывая стеснения. К таким требованиям относятся:
— дополнительная подготовка и инструктаж персонала коллективных средств размещения по работе с инклюзивными гостями для обеспечения необходимой помощи в размещении и проживании в гостинице;
— соответствующее оборудование общих зон гостиницы (в том числе: доступность информации о гостинице в альтернативных форматах (шрифт Брайля и т. д.), наличие пандусов и поручней на ступенях и иных сложных
участках пути, использование нескользящего контрастного покрытия на внутренних и внешних ступенях гостиницы, тактильные предупредительные вставки на верхних площадках лестничных проёмов, оборудование главных входов дверями с механическим приводом или легко открываемыми дверями с доводчиками и у-образными ручками и т. д.);
— соответствующее нормам оборудование номеров (в том числе: использование дверей шириной не менее 800 мм; наличие внутри комнаты минимум одного широкого участка для разворота (размер 1200х1200 мм); использование высоты сиденья унитаза, равной 500 мм, и размещение рядом поручней; наличие трости для установки или снятия вешалок в шкафах; предоставление подходящего размера душевой кабины и расположенного в ней стула со спинкой; наличие поручней, облегчающих переход в ванну и на сиденье унитаза и т. д.);
— надлежащее проектирование и оборудование прилегающей к средству размещения территории (в том числе: предоставление подходящей ширины пешеходных дорожек; отсутствие сильного наклона пешеходных зон; наличие тактильных индикаторов поверхности, определяющих направление движения; обеспечение соответствующего расположения скамеек на территории; предоставление простого прохода от входа в КСР до парковки и т. д.);
— применение вспомогательных мер для повышения качества обслуживания в КСР (в том числе: наличие в ресторанах гостиниц меню, напечатанных шрифтом Брайля или особо крупным шрифтом; наличие персонального портативного подъёмника для пересадки гостей в кровать; установка телефонов с функциями TTY и возможностью регулирования громкости; использование устройств с вибросигналами или функцией речевого оповещения для будильников, дверных или телефонных звонков и т. д.) [8].
Помимо государственного координирования гостиничной сферы значительную роль играет правовое регулирование доступности транспорта. Транспорт необходим для выполнения различных задач, путешествий, а также ежедневного использования в целях передвижения внутри населённых пунктов или между ними. Люди с ограниченными физическими возможностями особенно нуждаются в общественном транспорте, в значительной степени облегчающем необходимые передви-
жения, которые достаточно затруднены вследствие физических ограничений инвалидов. Соответственно, отрицать необходимость в тщательно продуманных нормах и их добросовестном исполнении для поддержания инклюзивной части населения невозможно.
В различных нормативных документах содержатся наиболее значимые условия и требования к транспортным единицам, введённые для обеспечения успешного пользования ими людьми с ОВЗ. Так, ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гласит, что для инвалидов и других маломобильных групп населения должны быть гарантированы необходимые условия пользования любыми транспортными средствами, включая воздушные, морские и железнодорожные суда, причём данные условия включают как способность передвигаться на выбранной единице транспорта, так и возможность самостоятельной посадки и высадки из транспорта [7]. Помимо утверждения общего права существуют конкретные технические требования к оборудованию транспорта для обеспечения комфортных условий проезда инвалидов с различного рода заболеваниями и отклонениями. В соответствии с ГОСТ Р 51090-2017 «Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов» существуют такие меры.
— Обеспечение наличия не менее одной, обозначенной специальными обозначениями, двери с определёнными размерами (ширина не менее 800 мм и высота не менее 1700 мм), через которую осуществляется вход в транспортное средство.
— Выделение специальных зон размещения инвалидов в общем транспорте. Например, площадок установленного размера, находящихся рядом с сиденьями и туалетом, к которому обеспечен беспрепятственный проход. Сиденья, предназначенные для граждан с ОВЗ, должны быть оснащены соответствующим обозначением, выполненным рельефно. Сидячие места должны иметь определённый размер, находиться на расстоянии не менее 700 мм друг от друга и иметь рядом вспомогательные крепления для ходьбы. Для железнодорожного и морского транспорта — специально габаритные каюты или купе, имеющие подходящую входную зону, достаточное для манёвра в коляске внутреннее пространство и месторасположение недалеко от туалета.
— Обустройство туалета общего пользования транспортного средства таким образом, чтобы инвалид, в том числе колясочник, имел возможность воспользоваться им. Для этого площадь свободного пола не должна быть меньше, чем 900 мм в ширину и 1500 мм в длину; унитаз должен находиться на высоте 510 мм; всё санитарное оборудование (раковины, мыльницы и т.п.) следует располагать на высоте от 700 до 1100 мм. Дверь туалета должна иметь соответствующее рельефно-графическое обозначение.
— Соблюдение общих требований к ориентирующим устройствам, облегчающих инвалидам поиск необходимых зон внутри транспортного средства. В качестве подобных устройств могут выступать звуковые, световые, тактильные и другие, однако они должны соответствовать нормам эргономики и гигиены, а использованные материалы не должны негативно воздействовать на человека посредством визуального или психофизического раздражения [9].
Приведённый список не отражает полного перечня мер, а только подчёркивает те, что должны быть реализованы в каждой встречающейся единице транспорта.
Несоответствие фактической ситуации по реализации предписанных мер на предприятиях — это упущение, которое должно быть минимизировано любыми способами. Проблема предоставления равного доступа ко всем благам сложна, вследствие чего многие из принятых норм с трудом могут быть реализованы на практике. Таким образом, недостаточная проработка юридических норм и сложность человеческого поведения являются причинами замедления введения указанных норм в оборот на предприятиях.
Согласно МИЦ «Известия» путешествующие люди с ОВЗ, останавливающиеся в коллективных средствах размещения, часто сталкиваются с недоработками или неправильным выполнением мер обеспечения комфортных условий для проживания инвалидов. Отсутствие адаптированных сайтов; некачественно сделанные таблички Брайля с нечитаемой информацией; проблемы с недостаточным расстоянием у унитаза в ванных комнатах; непродуманно высокое расположение в душевой кабине лейки, до которой невозможно дотянуться, сидя на стуле; чересчур высокое расположение зеркала в ванной; телефон, располагающийся на отдалённом от
кровати столе, путь до которого требует дополнительных усилий [10], — это конкретные примеры некачественного выполнения требований нормативных документов, предписывающих оснащение гостиниц и иных КСР специальными средствами, расширяющими функциональные возможности граждан с ОВЗ. Права инвалидов и людей с различными проблемами здоровья в значительной степени нарушаются подобной халатностью владельцев гостиниц и иных средств размещения, что негативно влияет как на отдельного человека с ограничениями по здоровью, так и на всё общество в целом.
Несоблюдение прав инвалидов и их ограничение можно наблюдать не только в сфере гостеприимства. На практике встречается множество примеров, иллюстрирующих подобные нарушения со стороны транспортных перевозчиков, авиакомпаний и железнодорожных операторов. Например, показательным является случай с Иваном Вершком, инвалидом-колясочником с детства. В аэропорту «Шереметьево» мужчину отказались пропустить на рейс из Москвы в Челябинск, билет на который был приобретён им заблаговременно. В осуществлении его законного права было отказано в связи с заявлением сотрудника авиакомпании о том, что в коляске инвалида находился литий-ионный аккумулятор, ёмкость которого была больше дозволенной правилами авиаперевозчика [11]. Подобное обстоятельство ставит уязвимую сторону, а именно инвалида-колясочника, интересы которого охраняются законом, в крайне неудобное положение. Несмотря на то, что авиакомпании в своей деятельности руководствуются правилами перевозки пассажиров и действующим законодательством, а также устанавливают определённый перечень предметов и объектов, запрещённых на борту самолета, в данном случае затрагивается этическая сторона вопроса. Со своей стороны, авиакомпании следовало полностью исключить вероятность такого события посредством предоставления информации о запрещённых к провозу объектах заблаговременно (до покупки билета) или дополнительного, подходящего по всем параметрам оборудования для передвижения инвалида. Более того, изначальная угроза возможного вреда литий-ионного аккумулятора и иных составляющих коляски должна быть оговорена и по необходимости устранена до фактического отказа в обслужи-
вании. Яркая демонстрация нарушения права инвалида на свободное передвижение подчёркивается также неуважением со стороны работающих в сфере туризма и неудобствами, вызванными пренебрежительным отношением к инвалиду.
Нарушение нравственных, этических и правовых норм в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья встречаются, помимо прочего, в рутинных жизненных ситуациях, в том числе связанных с передвижением внутри определённого муниципального объекта. Наглядным примером является ситуация, произошедшая с инвалидом по зрению Анастасией Блиновой в Краснодарском крае. Сотрудник транспортной компании ООО «Рустрансавто» не допустил девушку со специально обученной собакой-поводырём к проезду на автобусе. Водитель городского маршрута № 103 отказал девушке-инвалиду в обслуживании в связи с отсутствием у собаки-поводыря намордника, ссылаясь на региональный закон и не взяв во внимание предоставленные девушкой документы по инвалидности и паспорт на животное-помощника. Девушка направила жалобу в прокуратуру с иском на транспортную компанию, притеснившую её законные права и ставшую причиной её нравственных страданий, поскольку со стороны инвалида нарушение законодательства отсутствовало (согласно действующей на тот момент редакции ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 N 259-ФЗ) [12]. Подобное попустительское отношение к инвалидам, наблюдаемое у многих работников транспортной сферы, встречается повсеместно.
В подтверждение приведённого тезиса о невыполнении или недобросовестном выполнении правовых норм стоит отдельно рассмотреть выступление членов Экспертного совета по труду, социальной политике и делам ветеранов, обсуждавших тему развития социального и инклюзивного туризма в России. Участники расширенного заседания в Государственной Думе РФ от 6 января 2023 г. пришли к выводу о недостаточном и ненадлежащем исполнении мер поддержки людей с ОВЗ в туристской и других отраслях. Вместе с тем были рассмотрены и причины, влекущие существующую ситуацию. Участниками собрания было выдвинуто предположение о плохой осведомлённости в данной теме проектировщиков и заказчиков КСР, следствием чего является
«фиктивная адаптация», то есть исполнение требований только на бумаге. Членами Совета дополнительно упоминалась насущная проблема толерантности: многие граждане России часто избегают заселения в оборудованные для инвалидов номера, поэтому для уменьшения убытков гостиницы отказываются от применения в интерьере и экстерьере здания необходимых дополнительных элементов. В дополнение к вышеизложенному было выдвинуто предположение о неблагоприятном и нелицеприятном отношении общественности к людям с ОВЗ, из чего вытекает проблема нарушения их прав со стороны работников различных сфер [13].
Действительно, приведённые причины чётко прослеживаются во всех сферах общественной жизни. Современное общество не способно в полной мере осознавать желание инвалидов вести полноценную жизнь, чувствовать свою причастность к общественным процессам и в связи с этим не видит необходимости в исполнении и поддержании мер, направленных на устранение дискриминации граждан с ОВЗ. Причина заключается в недостаточном нравственном воспитании и осознанности граждан.
Для повышения эффективности государственных мер поддержки людей с ограниченными физическими возможностями могут быть предложены следующие мероприятия:
— наделение государственных органов дополнительными компетенциями по надзору за соблюдением оснащения КСР и транспортных единиц дополнительным инвентарём для организации передвижения и отдыха граждан с инвалидностью;
— предоставление дополнительной государственной поддержки в виде налоговых преференций для владельцев коллективных средств размещения и транспортных средств в случае обеспечения людей с ОВЗ всеми необходимыми условиями проживания и передвижения;
— организация молодёжных конкурсов в сфере развития инфраструктуры для людей с ОВЗ, в которых молодым умам предоставится возможность разработки проектов, лучшие из которых будут обеспечены финансированием государственными или частными учреждениями;
— создание государственной программы по повышению квалификации представи-
телей туристической и транспортной сфер в связи с необходимостью овладения дополнительными компетенциями для коммунициро-вания с гражданами, имеющими ОВЗ;
— внесение изменений в образовательные стандарты общеобразовательных школ и высших учебных заведений (введение новых дисциплин или корректировка учебных программ уже существующих предметов, таких как: основы светской этики, основы духовно-нравственной культуры народов России и пр.) с целью нравственного воспитания граждан в духе уважительного отношения к людям с ОВЗ.
Таким образом, сфера инклюзивного туризма, а именно такие её составляющие, как транспортные единицы и коллективные средства размещения, нуждается во введении большего количества специальных мер, направленных на подготовку предприятия к принятию потребителей с инвалидностью. Для осуществления подобных мероприятий необходимо повышение уровня нравственного воспитания, влекущего увеличение количества неравнодушных к проблеме инвалидности граждан и осознание необходимости и желания содействия им. Важно также убедиться в ознакомлении представителей упомянутых сфер с законодательными актами, регламентирующими права и свободы людей с ОВЗ.
Решение изложенных в статье базовых этических и профессиональных проблем приведёт к повышению гражданской осведомлённости о проблеме и увеличит количество физических и юридических лиц, желающих внести свой вклад в развитие инклюзивных сфер. Тем самым будут усовершенствованы и гостиничная и транспортная сферы, которые нуждаются в заинтересованных и неравнодушных работниках. Благодаря данным мерам социальный разрыв будет нивелирован, что активизирует сплочение общества, обеспечит инвалидам и другим маломобильным группам населения спокойную, комфортную и полноценную жизнь.
Граждане, имеющие значительные отклонения по здоровью, больше, чем кто-либо, хотят чувствовать поддержку окружающих, ощущать добро и заботу, а не сталкиваться с ограничениями, равнодушием и брезгливостью. Они, сталкиваясь с неимоверными трудностями в повседневной жизни, всё так же стремятся к получению всех жизненных благ, ощущений и эмоций. Эти люди не желают,
чтобы жизнь проходила мимо, поэтому общество как единый механизм, располагающий значительной силой и энергией, обязано помочь людям с ОВЗ в возвращении к полноценной жизни.
Для обеспечения более полного спектра услуг для людей с инвалидностью в гостиничной и транспортной сферах необходимы государственная поддержка и контроль. Органам государственного и муниципального управления, выступающим в качестве главных ответственных за граждан России лиц, следует уделять большее внимание разработке мер по
обеспечению и оборудованию предприятий туристской области необходимыми инвалидам агрегатами, увеличению и равномерному распределению государственных денежных средств на реализацию законодательно установленных мер, а также их координацию и проверку. Только объединив усилия государства и неравнодушных членов общества, можно избавиться от дискриминации и предубеждений в отношении людей, нуждающихся в особых условиях в связи с особенностями здоровья, и представить им право стать полноценной частью общественной жизни.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Социальный фонд России : официальный сайт. 2008. URL: https://sfr.gov.ru/ (дата обращения: 16.04.2023). Текст : электронный.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) / Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34 661/ (дата обращения 16.04.2023).
4. Федеральное агентство по туризму : официальный сайт. Москва, 2009. URL: https://tourism.gov.ru/ (дата обращения: 16.04.2023). Текст : электронный.
5. Прокурор разъясняет. О доступности инвалидов к объектам инфраструктуры. Текст : электронный // Прокуратура Ярославской области : официальный сайт. Ярославль, 2020. URL: https://clck.ru/34Da4p (дата обращения: 17.04.2023).
6. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации : Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ (последняя редакция) [Электронный источник] / https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_12462/ (дата обращения: 18.04.2023).
7. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ с изм. от 28.12.2022 № 569-ФЗ [Электронный источник] / https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения: 16.04.2023).
8. ГОСТ 32613-2014. Туристические услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования: межгосударственный стандарт: дата введения 2016-01-01 / подготовлен Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский инсти-
REFERENCES
1. SociaVny*j fond Rossii : oficial ny j sajt. 2008. URL: https://sfr.gov.ru/ (data obrashheniya: 16.04.2023). Tekst : e'lektronny'j.
2. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodny'm golosovaniem 12.12.1993) (s uchyotom popravok, vnesyonny'x Zakonami RF o popravkax k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) / Sobranie zakonodatel'stva RF, 04.08.2014, № 31, st. 4398.
3. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administra-tivny'x pravonarusheniyax ot 30.12.2001 № 195-FZ (red. ot 05.12.2022) // [E'lektronny'j resurs]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3 4661/ (data obrashheniya 16.04.2023).
4. FederaVnoe agentstvo po turizmu : ofi-cial'ny'j sajt. Moskva, 2009. URL: https://tourism.gov.ru/ (data obrashheniya: 16.04.2023). Tekst : e'lektronny'j.
5. Prokuror raz''yasnyaet. O dostupnosti invali-dov k ob''ektam infrastruktury'. Tekst : e'lektronny'j // Prokuratura Yaroslavskoj oblasti : oficial'ny'j sajt. Yaroslavl', 2020. URL: https://clck.ru/34Da4p (data obrashheniya: 17.04.2023).
6. Ob osnovax turistskoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii : Federal'ny'j zakon ot 24 noyabrya 1996 g. № 132-FZ (poslednyaya redakciya) [E'lektronny'j istochnik] / https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_12462/ (data obrashheniya: 18.04.2023).
7. O sociaFnoj zashhite invalidov v Rossijskoj Federacii : Federal'ny'j zakon ot 24.11.1995 № 181-FZ s izm. ot 28.12.2022 № 569-FZ [E'lektronny'j istochnik] / https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_8559/ (data obrashheniya: 16.04.2023).
8. GOST 32613-2014. Turisticheskie uslugi. Uslugi turizma dlya lyudej s ogranichenny'mi fizi-cheskimi vozmozhnostyami. Obshhie trebovaniya: mezhgosudarstvenny'j standart: data vvedeniya 2016-01-01 / podgotovlen Otkry'ty'm akcionerny'm obshhestvom «Vserossijskij nauchno-issledovatel'skij
тут сертификации». Изд. официальное. Текст : электронный.
9. ГОСТ Р 51090-2017. Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов: национальный стандарт Российской Федерации: дата введения 2018-01-01 / разработан Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский и испытательный институт медицинской техники» Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения. Изд. официальное. Текст : электронный.
10. Рубникович М. Среда ожидания: что мешает инвалидам в России путешествовать. Текст : электронный // МИЦ «Известия» : [сайт]. 2020. 15 февр. URL: https://iz.ru/920542/ (дата обращения: 17.04.2023).
11. Рязов И. Чем авиакомпании грозит отказ пустить на борт инвалида из-за электроколяски — ответ Жорина. Текст : электронный // СМИ сетевое издание 5-tv.ru : [сайт]. 2023. 14 мар. URL: https://www.5-tv.ru/news/423955/ (дата обращения: 17.04.2023).
12. На Кубани девушку-инвалида с собакой-поводырём не пустили в автобус. Текст : электронный // СМИ сетевое издание «NTV.RU» : официальный сайт. 2019. URL: https://www.ntv.ru/ novosti/2148841/ (дата обращения: 18.04.2023).
13. Развитие инклюзивного туризма в России. Текст : электронный // Благотворительный Фонд Екатерины Иноземцевой : [сайт]. 2023. 28 янв. URL: https://bfmozemtseva.ru/20230128-2/ (дата обращения: 18.04.2023).
institut sertifikacii». Izd. oficial'noe. Tekst : e' lektronny'j.
9. GOST R 51090-2017. Sredstva obshhestven-nogo passazhirskogo transporta. Obshhie texnicheskie trebovaniya dostupnosti i bezopasnosti dlya invalidov: nacional'ny'j standart Rossijskoj Federacii: data vvedeniya 2018-01-01 / razrabotan Federal'ny'm gosu-darstvenny'm byudzhetny'm uchrezhdeniem «Vse-rossijskij nauchno-issledovatel'skij i ispy'tatel'ny'j institut medicinskoj texniki» Federal'noj sluzhby' po nadzoru v sfere zdravooxraneniya. Izd. oficial'noe. Tekst : e'lektronny'j.
10. Rubnikovich M. Sreda ozhidaniya: chto meshaet invalidam v Rossii puteshestvovat'. Tekst : e'lektronny'j // MICz «Izvestiya» : [sajt]. 2020. 15 fevr. URL: https://iz.ru/920542/ (data obrashheniya: 17.04.2023).
11. Ryazov I. Chem aviakompanii grozit otkaz pustit' na bort invalida iz-za e'lektrokolyaski — otvet Zhorina. Tekst : e'lektronny'j // SMI setevoe izdanie 5-tv.ru : [sajt]. 2023. 14 mar. URL: https://www.5-tv.ru/news/423955/ (data obrashheniya: 17.04.2023).
12. Na Kubani devushku-invalida s sobakoj-povody'ryom ne pustili v avtobus. Tekst : e'lektronny'j // SMI setevoe izdanie «NTV.RU» : oficial'ny'j sajt. 2019. URL: https://www.ntv.ru/Novosti/2148841/ (data obrashheniya: 18.04.2023).
13. Razvitie inklyuzivnogo turizma v Rossii. Tekst : e'lektronny'j // Blagotvoritel'ny'j Fond Eka-teriny' Inozemcevoj : [sajt]. 2023. 28 yanv. URL: https://bfinozemtseva.ru/20230128-2/ (data obrashheniya: 18.04.2023).
Анастасия Сергеевна Матвеева, Валерия Юрьевна Новикова — студенты СпбГПУ.
Anastasia Sergeevna Matveeva, Valeria Yurievna Novikova — Students of SpbGU.
Научный руководитель: Марина Леонидовна Макаревич, кандидат исторических наук, доцент СЗИУ РАНХиГС, уч. секретарь исторического отделения ПАНИ, академик ПАНИ (e-mail: makarevichm@mail.ru).
Supervisor. Marina Leonidovna Makarevich, Cand. Sc. {History}, Associate Professor of NWIM RANEPA, Secretary of the Historical Department at PANI, Academician of PANI (e-mail: makarevichm@mail.ru).
Статья поступила в редакцию 03.05.2023 г.