Научная статья на тему 'Правовые гарантии реализации конституционного права граждан на равный доступ к службе в органах внутренних дел'

Правовые гарантии реализации конституционного права граждан на равный доступ к службе в органах внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1419
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ / РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА РАВНЫЙ ДОСТУП К СЛУЖБЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / LEGAL GUARANTEES / ENFORCEMENT OF CONSTITUTIONAL RIGHTS OF PEOPLE ON EQUAL ACCESS TO SERVICE IN INTERNAL AFFAIRS BODIES / PUBLIC SERVICE IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трифонов Виталий Анатольевич

В настоящей статье автор раскрывает понятие правовых гарантий реализации конституционного права граждан на равный доступ к службе в органах внутренних дел, а также механизм конституционного гарантирования исследуемого конституционного права

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Трифонов Виталий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal guarantees of constitutional rights of people on equal access to service in internal affairs bodies

In this article the author articulates the concept of legal guarantees that enforce constitutional rights of people on equal access to service in internal affairs bodies, as well as the principle of constitutional guarantees for the constitutional rights in question

Текст научной работы на тему «Правовые гарантии реализации конституционного права граждан на равный доступ к службе в органах внутренних дел»

УДК 342.722 В.А. Трифонов*

Правовые гарантии реализации конституционного права граждан на равный доступ к службе в органах внутренних дел

В настоящей статье автор раскрывает понятие правовых гарантий реализации конституционного права граждан на равный доступ к службе в органах внутренних дел, а также механизм конституционного гарантирования исследуемого конституционного права.

Ключевые слова: правовые гарантии, реализация конституционного права граждан на равный доступ к службе в органах внутренних дел, государственная служба в органах внутренних дел.

V.A. Trifonov*. Legal guarantees of constitutional rights of people on equal access to service in internal affairs bodies. In this article the author articulates the concept of legal guarantees that enforce constitutional rights of people on equal access to service in internal affairs bodies, as well as the principle of constitutional guarantees for the constitutional rights in question.

Keywords: legal guarantees, enforcement of constitutional rights of people on equal access to service in internal affairs bodies, public service in the internal affairs bodies.

Особое место в современном правовом регулировании отводится задачам обеспечения и защиты прав и свобод личности. Конституция Российской Федерации провозглашает их высшей ценностью и определяет фундаментальные основы правового статуса личности. Вместе с тем, по оценкам многих отечественных и зарубежных ученых-юристов, права человека и гражданина нередко не имеют необходимого механизма защиты. Поэтому для их эффективной реализации необходим действенный, реально функционирующий механизм. В связи с этим положения Конституции Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов должны соответствовать реальности и отвечать потребностям человека и общества в целом, т.к. нет пользы от закона, который не имеет под собой никакой реальной почвы и состоит только из прекрасных лозунгов и положений.

Вопрос о гарантиях прав и свобод человека и гражданина в советской научной литературе ставился ещё в середине 1940-х гг. Так, в 1945 г. профессор А. Денисов писал: «Основные права граждан СССР являются реальными и гарантированными... Советское государство не ограничивает свою роль формальным провозглашением основных прав. Оно переносит центр тяжести в своей деятельности на обеспечение, на гарантию прав граждан» [1, c. 15—16]. Однако множество фактов свидетельствует о том, что подобные лозунги, провозглашавшиеся властью, в условиях тоталитарного режима не находили реального воплощения.

Последовательная реализация прав граждан возможна лишь в условиях правового государства. Как отмечает А.В. Стремоухов, «правовая защита является одной из основных целей деятельности государства, условием осуществления свободы и прав человека, гарантом его правовой защищенности, «заставляет» власть придавать правовому статусу человека юридическую защищенность» [2, c. 12]. Однако переход от тоталитарной идеологии к ценностям демократического, правового и социального государства не дал ожидаемых быстрых результатов в вопросах обеспечения правового статуса личности. В этих условиях обеспеченность прав и свобод человека представляет особую важность.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации, «государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется» [3]. Конституционное положение определяет, что государство возлагает на себя обязанность осуществлять защиту прав и свобод всей системой органов государственной власти. Эффективность гарантирования прав и свобод может быть обеспечена лишь стабильной практикой работы органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также активностью самих граждан в вопросах реализации их прав и свобод.

Для более глубокого и всестороннего изучения правовых гарантий реализации исследуемого права представляется необходимым рассмотреть понятие, виды и назначения гарантий прав и свобод человека и гражданина. Известно, что права и свободы реализуются при наличии определенных юридических фактов. Юридические факты — это факты реальной действительности, с которыми закон, действующие правовые нормы связывают наступление юридических последствий, прежде всего различных правовых отношений [4, с. 75]. Однако, несмотря на утверждения некоторых ученых [5, с. 146], юридические факты не являются гарантией этих прав. Гарантией прав, свобод и обязанностей граждан выступает лишь такая деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, которая осуществляется в строгом соответствии с законом.

Л.Д. Воеводин следующим образом обозначает суть назначения гарантий: они призваны обеспечить такую возможно более благоприятную обстановку, в атмосфере которой записанные в

* Трифонов, Виталий Анатольевич, адъюнкт кафедры конституционного и международного права. Санкт-Петербургский университет МВД России. Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: vtr_28.88@mail.ru.

* Trifonov, Vitaliy Anatolievich, associate professor of the Chair for Constitutional and International Right. St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs. Russia, 198206, St. Petersburg, ulitsa Letchika Pilutova, 1. E-mail: vtr_28.88@mail.ru.

© Трифонов В.А., 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012

Конституционное право, административное право, муниципальное право

конституциях и законах юридический статус личности и особенно ее права и свободы становились бы фактическим положением каждого отдельного человека и гражданина. Более того, ученый считает, что гарантии нужны не только для реализации прав и свобод, но и обязанностей [6]. В широком смысле понятием «гарантии», по мнению Л.Д. Воеводина, охватывается вся совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на подлинную, фактическую реализацию прав, свобод и обязанностей граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного или ненадлежащего осуществления и защиту прав от нарушений. Данные факторы по отношению к реализации прав, свобод и обязанностей являются условиями, средствами, способами, приемами и методами его осуществления.

Под гарантиями понимают условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод всех и каждого [7, с. 48]. Тем самым можно говорить о том, что гарантии выступают в качестве средства защиты прав и свобод человека и гражданина в случаи возникновения угрозы их нарушения.

Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля определяет слово «гарантия» (франц. garantie, от garantir — обеспечивать, охранять) как «ручательство, обеспечение, заверение и безопасенье» [8, с. 283]. Авторы Большого юридического словаря под гарантиями прав и свобод понимают условия и средства, предоставляющие гражданам возможность пользоваться правами, установленными Конституцией и другими законами [9, с. 277].

Е.Н. Хазов под гарантиями понимает условия и средства, при наличии и с помощью которых обеспечиваются фактическая реализация и всесторонняя охрана прав и свобод всех и каждого человека в отдельности [7, с. 59]. Ученый классифицирует правовые гарантии по отраслевому принципу, мотивируя это тем, что все отрасли права имеют нормы, закрепляющие те или иные средства и способы соблюдения, исполнения и использования прав и свобод, выделяя тем самым конституционно-правовые, административно-правовые, административно-процессуальные, гражданско-правовые, гражданско-процессуальные, уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, трудовые гарантии, семейно-правовые, международно-правовые гарантии [7, с. 67-68].

Выделяют также общие и специальные гарантии. Под общими гарантиями понимают совокупность экономических, политических и других условий, делающих права реальными.

Н.В. Витрук, И.Е. Фарбер [10, с. 25], Б.С. Эбзеев [11, с. 69] относят к общим гарантиям социальноэкономические, политические и идеологические (духовные) гарантии, а к специальным — правовые (юридические), вытекающие из законов и других нормативных источников.

Социально-экономические гарантии представляют собой условно определенные нормативы, установленные в социальной сфере, которые обеспечивают минимальный стандарт уровня жизни в соответствии с возможностями экономики. Данный вид гарантий предполагает специальную среду и материальную основу, обеспечивающую исполнение прав и свобод.

Надо сказать, что проводимая сегодня государственная политика в сфере внутренних дел свидетельствует о том, что государство уделяет особое внимание обеспечению сотрудников органов внутренних дел социальными гарантиями. Так, принятый 19 июля 2011 г. Федеральный закон «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [12] установил принципиально новый порядок формирования денежного довольствия и пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел. Таким образом, можно говорить о качественном изменении социальной политики государства в сфере внутренних дел.

Несомненно, что наряду с обеспечением сотрудников органов внутренних дел социальноэкономическими гарантиями, необходимо также повысить престиж и социальную значимость самой государственной службы в органах внутренних дел. Достижению этой цели может служить освещение положительных результатов деятельности органов внутренних дел в средствах массовой информации.

Важным видом общих гарантий выступают политические гарантии, которые предполагают такую политику государства, которая направлена на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека и функционирование политической системы общества, предполагающее реальную реализацию политических прав и свобод.

Политические гарантии права граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе в органах внутренних дел гарантируются Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [13], который устанавливает нормативно-правовые основы организации федеральной государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации и основы правового положения (статуса) сотрудников органов внутренних дел как федеральных государственных служащих Российской Федерации. Законом также определяются принципы службы в органах внутренних дел, права, обязанности сотрудников органов внутренних дел, порядок поступления и прохождения службы в органах внутренних дел и др.

Федеральный закон гарантирует продвижение по службе независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами сотрудника органов внутренних дел (ст. 4). Гарантии поступления на службу в органы внутренних дел имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,

принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел (ст. 17).

Идеологические (духовные) гарантии, также относящиеся к общим гарантиям, — это деятельность государства и общества направленная прежде всего на создание условий, при которых будут обеспечены свобода мировоззрения личности, свободный выбор нравственных и духовных ориентиров.

Важное место в системе условий и средств охраны, обеспечения и защиты, конституционных прав и свобод граждан России принадлежит специальным гарантиям, прежде всего правовым. Вопрос о понятии и системе правовых гарантий в научной литературе рассматривается с различных точек зрения. Так, ряд ученых под правовыми гарантиями понимают развернутую систему институтов и норм материального и процессуального права и считают, что система обеспечения субъективных прав работает только через правовые гарантии. Более широкую трактовку правовым гарантиям дает П.М. Рабинович. Он полагает, что правильнее было бы относить к их числу определенные нормы права, основанную на них правоприменительную деятельность, а также индивидуальные юридические акты, в которых эта деятельность фиксируется [14, с. 237].

Правовые гарантии выступают специальным видом гарантий прав и свобод человека и гражданина. Правовые (юридические) гарантии — это предусмотренные законодательством условия, с наличием которых законодатель связывает реальную возможность и максимальную эффективность реализации прав, свобод и обязанностей, в комплексе составляющих правовой статус личности [15, с. 178]. Такое определение правовых гарантий позволяет сделать вывод о том, что они неразрывно связаны с правовым статусом личности.

Отличие правовых от других видов гарантий состоит в том, что если общие гарантии являются предпосылкой реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, то правовые гарантии направлены на конкретное (непосредственное) осуществление прав, свобод и обязанностей личности и их охрану от противоправных посягательств и нарушений [16].

Сказанное не означает, что какие-то из них более важны. Общие и специальные (правовые) гарантии взаимосвязаны между собой. Все они направлены на всестороннюю и полную защиту и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим значение правовых (юридических) гарантий велико настолько, насколько важны и другие гарантии.

Важным правом гражданина в нашей стране является право на равный доступ к государственной службе, которое гарантируется законом. По нашему мнению, под правовыми гарантиями реализации конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе в органах внутренних следует понимать совокупность условий, средств и способов, с помощью которых органы государственной власти, в т.ч. органы внутренних дел должны обеспечивать максимально эффективное осуществление данного права.

Отметим, что само по себе положение ч. 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации, закрепляющее право граждан на равный доступ к государственной службе, еще не является гарантией его осуществления. Связано это с тем, что правовыми гарантиями выступают лишь те нормы права, которые содержат в себе средства и способы, при помощи которых обеспечивается беспрепятственное пользование правами и их защита в случае нарушения.

В целях реализации конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе в органах внутренних дел необходимо сформировать механизм конституционного гарантирования данного права. Формирование и функционирование указанного механизма должно базироваться на ряде принципов. На наш взгляд, к ним можно отнести:

— принцип всеобщности, который заключается в возможности каждого защищать свое право на равный доступ к государственной службе, в т.ч. к службе в органах внутренних дел всеми не запрещенными и не противоречащими закону способами;

— комплексный характер и полнота гарантий реализации конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе в органах внутренних дел, предполагающий взаимосвязь между общими и специальными (правовыми) гарантиями при реализации указанного права и предусматривающий, что полная и всесторонняя его защита может быть обеспечена только всей системой гарантий;

— принцип прямой и обратной связи элементов целого и процессов, определяющих деятельность механизма, возможность адекватной реакции элементов механизма на происходящие на них воздействия;

— принцип эффективности функционирования данного механизма, предполагающий постоянное совершенствование его элементов.

В структуру механизма конституционного гарантирования можно включить следующие элементы:

1) Конституцию Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты, закрепляющие правовые гарантии реализации права граждан на равный доступ к государственной службе в органах внутренних дел;

2) непосредственно сами общие и правовые (специальные) гарантии реализации данного конституционного права, представляющие собой совокупность социально-экономических, политических, идеологических предпосылок и средств, а также конкретные способы, формы и методы реализации, охраны и защиты данного права;

3) государство, обязанное посредством органов публичной власти признавать, соблюдать и защищать право граждан на равный доступ к государственной службе в органах внутренних дел;

4) лицо, активно использующее свое право на равный доступ к государственной службе в органах внутренних дел.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (56) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012

Конституционное право, административное право, муниципальное право

Действенность данного механизма зависит от многих факторов, включая соответствие деятельности органов государства, должностных лиц нормативно закреплённым требованиям, а также активность самих граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел, способности их отстаивать свои права. В заключение хотелось бы отметить, что реальному осуществлению рассматриваемого конституционного права на равный доступ к государственной службе в органах внутренних дел способствует последовательное реформирование организационно-правовых основ деятельности МВД России.

Список литературы

1. Денисов, Л. Права и обязанности граждан СССР. — Саратов, 1945. — 27 с.

2. Стремоухое, Л. В. Правовая защита человека: теоретический аспект : дис. ... докт. юрид. наук.

- СПб., 1996. - 423 с.

3. СЗ РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.

4. Ячменев, Ю. В. Доктрина юридических фактов: проблемы отраслевого (цивилистического) подхода // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2012. - № 1. - С. 75-80.

5. Мордовец, Л. С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина.

- Саратов, 1996. - 286 с.

6. Воеводин, Л. Д., Краснов, М. Л., Федотов, М. Л. Конституционные права, свободы и обязанности советских граждан как объект системного анализа // Правоведение. - 1982. - № 2. - С. 16-23.

7. Хазов, Е. Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России: теоретические основы и проблемы реализации : дис. ... докт. юрид. наук. - М., 2011. - 500 с.

8. Даёь, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. - Т. 1. - М., 1955. - 684 с.

9. Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева. - 3-е изд. - М., 2010. - 856 с.

10. Фарбер, И. Е., Ижевский, В. Л. Вопросы теории советского конституционного права. - Вып. 1. -Саратов, 1967. - 319 с.

11. Эбзеев, Б. С. Советское государство и права человека. - Саратов, 1986. - 180 с.

12. СЗ РФ. - 2011. - № 30, ч. I. - Ст. 4595.

13. СЗ РФ. - 2011. - № 49, ч. I. - Ст. 7020.

14. "Рабинович, П. М. Упрочение законности - закономерность социализма. - Львов, 1974. - 260 с.

15. Ромашов, Р. Л. Теория государства и права. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.

16. Хазов, Е. Н. Место гарантий в структуре конституционно-правового статуса человека и гражданина // Право и жизнь. - 2010. - № 139 (1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.