Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЭТИКИ И ЗАЩИТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ'

ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЭТИКИ И ЗАЩИТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правовые факторы / потребительское поведение / социально-психологический профиль / социальная этика / защита социально-экономических прав / национальные проекты / legal factors / consumer behavior / socio-psychological profile / social ethics / protection of socio-economic rights / national projects

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильев Артем Юрьевич

В статье исследованы основные федеральные законы и нормативные акты в области внешнего государственного финансового контроля за расходами на реализацию национальных проектов в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL FACTORS INFLUENCING CONSUMER BEHAVIOR TO ENSURE SOCIAL ETHICS AND PROTECTION OF SOCIO-ECONOMIC RIGHTS OF THE POPULATION IN THE IMPLEMENTATION OF NATIONAL PROJECTS

The article examines the main federal laws and regulations in the field of external state financial control over expenditures for the implementation of national projects in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЭТИКИ И ЗАЩИТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ»

Евразийская адвокатура. 2023. № 4 (63). С. 135. Eurasian advocacy. 2023;(4(63)):135.

Политика и экономика Евразии

Научная статья УДК 347.1

doi 10.52068/2304-9839_2023_63_4_135

ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЭТИКИ И ЗАЩИТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ1

ВАСИЛЬЕВ Артем Юрьевич

Аспирант факультета экономики и бизнеса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

125993, г. Москва, Ленинградский пр., д. 49, Российская Федерация

Аннотация: В статье исследованы основные федеральные законы и нормативные акты в области внешнего государственного финансового контроля за расходами на реализацию национальных проектов в Российской Федерации.

Ключевые слова: правовые факторы, потребительское поведение, социально-психологический профиль, социальная этика, защита социально-экономических прав, национальные проекты

Для цитирования: Васильев А.Ю. Правовые факторы, влияющие на поведение потребителей, для обеспечения социальной этики и защиты социально-экономических прав населения при реализации национальных проектов // Евразийская адвокатура. 2023. № 4(63). С.135. https:// doi.org/10.52068/2304-9839_2023_63_4_135

Policy and economy of Eurasia

Original article

LEGAL FACTORS INFLUENCING CONSUMER BEHAVIOR TO ENSURE SOCIAL ETHICS AND PROTECTION OF SOCIO-ECONOMIC RIGHTS OF THE POPULATION IN THE IMPLEMENTATION OF NATIONAL PROJECTS

VASILIEV Artem Yurevich

Postgraduate student of Faculty of Economics and Business of Financial University under the Government of the Russian Federation

125993, Moscow, Leningradsky Ave., 49, Russian Federation

Abstract: The article examines the main federal laws and regulations in the field of external state financial control over expenditures for the implementation of national projects in the Russian Federation.

Keywords: legal factors, consumer behavior, socio-psychological profile, social ethics, protection of socio-economic rights, national projects

For citation: Vasiliev A.Y Legal factors influencing consumer behavior to ensure social ethics and protection of socio-economic rights of the population in the implementation of national projects = Eurasian advocacy. 2023;4(63):135. (In Russ.). https://doi.org/10.52068/2304-9839_2023_63_4_135

Потребительское поведение - сложный процесс, который включает в себя выбор и покупку товаров или услуг, а также все последующие действия, которые связаны с ними. Потребительское поведение при реализации национальных проектов - более сложный процесс, который включает в себя более осмысленное поведение в условиях получения федеральных и региональных программ социально-экономической, культурно-образовательной, экологической и морально-этической направленности.

Важным становится определение социально-психологического профиля потребителей в целях обеспечения социальной этики и защиты социально-экономических прав. Так, в 1966 году во Франции Жаном-Франсуа Кроларом была разработана концепция SABONE (Securite, Affection, Bien etre, Orgueil, Nouveaute). Она предполагает, что восприятие потребителем продукта зависит от удовлетворения пяти основных потребностей: безопасность, привязанность, комфорт, гордость и новизна [1]. При реализации национальных

1 Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации за 2023 год.

© Васильев А.Ю., 2023 Распространяется по лицензии Creative Commons Attribution NonCommercial License 4.0 (CC BY-NC).

проектов концепция SABONE может помочь организациям лучше понимать потребности своих потребителей и создавать продукты, которые их удовлетворят. Разработчики продуктов могут использовать эту концепцию, чтобы создать продукты, которые будут функциональными, удобными в использовании, уникальными и стимулирующими чувство принадлежности.

Важную роль во влиянии на управление поведением потребителей играют референтные группы и социальные роли и статусы, а также другие показатели социальных факторов потребительского поведения (возраст и этап жизненного цикла семьи, род занятий, образ жизни и тип личности).

Необходимо понимать, что потребление может оказывать воздействие не только на экономику и управление, но и на экологию, самоуважение, культуру и ценности. Оно может отразить моральные принципы и то, что действительно важно для жизни человека. Рассмотрение этих вопросов является важным шагом в направлении более ответственного и этичного потребления. Этика потребления - понимание того, что потребление имеет влияние на весь мир, и ответственность этого понимания. Опираясь на принципы экономической устойчивости, мы можем сделать осознанные выборы и впоследствии повлиять на будущее нашей планеты.

Нужно отметить, что в современном мире потребительское поведение стало одной из ключевых составляющих общественной жизни. Покупательные привычки и предпочтения людей меняются с течением времени и сегодня представляют собой сложную систему, основанную на множестве факторов.

На потребительское поведение при реализации национальных проектов влияют разные факторы: правовые, экономические, управленческие, социально-культурные, морально-этические и другие. В данном случае основное внимание уделим правовым факторам.

Важнейшим аспектом внешнего государственного финансового контроля за расходами на реализацию национальных проектов в Российской Федерации является его правовая и методологическая база. Правовую базу можно рассмотреть как пирамиду, во главе которой стоит Конституция Российской Федерации [2], которая является гарантом всей правовой базы (рис. 1).

Основные документы, обеспечивающие деятельность внешнего государственного финансового контроля за расходами на реализацию национальных проектов, приведены на рисунке 2.

Конституция Российской Федерации

Бюджетный кодекс Российской Федерации

Федеральные законы №: 77-ФЗ, 41-ФЗ, 172-ФЗ

Указы Президента Российской Федерации

Рисунок 1. Конституция Российской Федерации -гарант правовой базы в области государственного финансового контроля (составлено автором)

Истоком формирования нормативной базы Российской Федерации служит Конституция Российской Федерации. На основе Конституции разрабатываются следующие по статусу нормативные документы. Уже с раздела первого первой главы Конституции идет определение Российской Федерации. Обратимся к пункту «г» статьи 71, которая определяет систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их организации и деятельности, а также то, что формирование государственных органов государственной власти находится в ведении Российской Федерации.

Таким образом, становится понятно разделение полномочий не только между ветвями власти, но и между публично-правовыми образованиями (уровнями власти). Следующей статьей, которая имеет значение, является статья 76. В ней указано, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые действуют на всей территории Российской Федерации и не могут противоречить друг другу. Статья 78 гласит, что федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) для осуществления своих полномочий имеют право на создание своих территориальных органов. Вследствие этого наиважнейшее значение для темы работы имеет пункт 5 статьи 101 главы 5: «для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом». Таким образом начинает разрабатываться правовая база для организации Счетной палаты Российской Федерации.

Следующим в иерархии стоит Бюджетный кодекс, в статьях 265-268.1 части 3 раздела 9 которого «Государственный и муниципальный кон-

EURASIAN ADVOCACY

4 (63) 2023

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»

Конституция Российской Федерации

Бюджетный кодекс Российской Федерации

Федеральный закон № 77-ФЗ «О парламентском контроле»

Федеральный закон № 1-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»

Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»

Постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 № 1288 (ред. от 24.06.2021) «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации»

Стандарты государственного аудита

Рисунок 2. Нормативно-правовые акты, обеспечивающие деятельность органов внешнего государственного финансового аудита (контроля) за расходами на реализацию национальных проектов (составлено автором)

троль» раскрывается понятие внешнего государственного финансового контроля [3].

В соответствии с Бюджетным кодексом органы законодательной власти осуществляют внешний государственный контроль на основании необходимой информации, которую должны предоставлять органы исполнительной власти, проводят проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», направляют объектам контроля представления, предписания; направляют финансовым органам, уполномоченным в соответствии с Бюджетным кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации, представления о применении предусмотренных Бюджетным кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляют производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях. В статье 157 Бюджетного кодекса содержатся требования к полномочиям, а также структура органов внешнего государственного финансового контроля, которая показывает определенную степень независимости от исполнительной власти.

Формы организации внешнего государственного финансового аудита (контроля), касающиеся отношений, возникающих в процессе мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования, регулируются Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее - ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»).

Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) за расходами на

реализацию национальных проектов в соответствии с разрабатываемыми и утверждаемыми Стандартами внешнего государственного аудита (контроля) (СГА).

Стандарт предназначен для методологического обеспечения осуществления деятельности по аудиту средств федерального бюджета, к каким относятся средства на реализацию национальных проектов. Стандарт устанавливает общие требования, характеристики, правила и процедуры проведения Счетной палатой контрольных мероприятий, посвящённых реализации национальных проектов.

Стратегический аудит является одним из важнейших СГА (СГА 105 «Стратегический аудит») при проведении внешнего государственного финансового контроля за расходами на реализацию национальных проектов, так как он направлен на содействие органам власти, государственным, общественным и иным организациям в выявлении проблем, рисков и формировании перспективной картины социально-экономического состояния страны и комплексного понимания рисков недостижения стратегических целей, а также на выработку системных рекомендаций участникам стратегического управления по реализации мер и решений, способствующих минимизации соответствующих рисков.

Реализация СГА проходит в результате создания программы проведения оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения федерального бюджета, составления, утверждения и доведения показателей сводной бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств, государственных программ Российской Федерации, национальных проектов (программ), законности и своевременности движения средств федерального бюджета в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках.

Таким образом, можно прийти к выводам о том, что:

- опыт зарубежных стран в построении государственного финансового контроля свидетельствует о том, что в целом система государственного финансового контроля единообразна в структуре, принципах, методах, подходах, концептуальном содержании;

- существуют определенные расхождения в зарубежном и российском опыте построения внешнего государственного финансового контроля, особенно в методологических подходах к определению внешнего государственного финансового контроля;

- основополагающими организационно-правовыми аспектами внешнего государственного финансового контроля в Российской Федерации являются его структурность, системность, четкая регламентированность, разработанность законодательной и нормативной базы осуществления внешнего государственного финансового контроля.

В целом основными драйверами ответственного потребления являются экономия и поведение, ограничивающее необдуманные и ненужные траты. Так, за счет сокращения расходов, потребления меньшего количества товаров и при доступной цене потребители готовы проявлять ответственное потребление. Цель «Ответственное потребление и производство» является 12-й из 17-ти целей в области устойчивого развития (ЦУР) программного документа «Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», одобренного на саммите ООН в 2016 году. Выделим из 12-й цели в данном программном документе ответственное потребление, которое получило широкое распространение в теоретическом и практическом плане, в частности, оказало сильное влияние на маркетинг, благодаря чему появились группы ответственного потребления в контексте эволюции маркетинга [6, 7].

Таким образом, анализ правовых факторов и их влияния на структурные изменения потребительского поведения в сторону «ответственного потребления» позволит определить пути дальнейшего развития, добиться конкретных изменений в ситуации, сложившейся на российском потребительском рынке при реализации национальных проектов.

Список источников

1. Иванова Т.А. Модели потребительского поведения как основа маркетинговой стратегии // Вестник Российского университета дружбы народов. Се-

рия: Социология. 2012 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivy-potrebitelskogo-povedeniya-na-rynke-innovatsionnyh-tehnologiy.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

3. Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации».

4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»).

5. Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 457-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 1 статьи 7, с изм.).

6. Карпова С.В., Черенков В.И., Рожков И.В. Ответственное потребление в контексте эволюции маркетинга // Вопросы истории. 2022. № 12. С. 87-88.

7. Васильев А.Ю. Влияние экономических факторов на потребительское поведение // Экономика. Бизнес. Банки. 2023. № 2 (68) (апрель-июнь). С. 66-75.

References

1. Ivanova T.A. Modeli potrebitel"skogo povedeniya kak osnova marketingovoj strategii // Vestnik Rossijsk-ogo universiteta druzhby" narodov. Seriya: Sociologiya. 2012 [E'lektronny'j resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/motivy-potrebitelskogo-povedeniya-na-rynke-innovatsionnyh-tehnologiy.

2. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsena-rodny"m golosovaniem 12.12.1993).

3. Federally"] zakon ot 31.07.1998 № 145-FZ «Byudzhetny"j kodeks Rossijskoj Federacii».

4. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 maya 2018 g. № 204 «O nacionaFny'x celyax i strategicheskix zadachax razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda» (v redakcii Ukaza Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21 iyulya 2020 g. № 474 «O nacionaTny'x celyax razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda»).

5. Federal~ny>j zakon ot 28 noyabrya 2018 g. № 457-FZ «O vnesenii izmenenij v Byudzhetny"j kodeks Rossijskoj Federacii i otdeFny'e zakonodatel'ny'e akty" Rossijskoj Federacii» (chast" 1 stat"i 7, s izm.).

6. Karpova S.V., Cherenkov V.I., Rozhkov I.V. Otvet-stvennoe potreblenie v kontekste eVolyucii marketinga // Voprosy" istorii. 2022. № 12. S. 87-88.

7. Vasil"ev A.Yu. Vliyanie e"konomicheskix faktorov na potrebitel"skoe povedenie // E"konomika. Biznes. Ban-ki. 2023. № 2 (68) (aprel-iyun). S. 66-75.

Статья поступила в редакцию 15.07.2023; одобрена после рецензирования 20.07.2023; принята к публикации 20.07.2023.

The article was submitted 15.07.2023; approved after reviewing 20.07.2023; accepted for publication 20.07.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.