АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВА _ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
П.А. Калиниченко*
Правовые аспекты взаимоотношений между Россией и Европейским союзом в рамках Всемирной торговой организации**
Аннотация. Настоящая статья посвящена правовым аспектам взаимодействия России и ЕС в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) в течение первых двух лет членства России в ВТО, анализируется характер изменений двусторонней нормативной базы между Россией и ЕС в сфере торгово-экономического сотрудничества, а также первые споры между Россией и ЕС, рассматриваемые в рамках ВТО. Являясь уже более двух лет полноправным членом ВТО, Россия, тем не менее, по-прежнему считается «новичком» организованных процессов глобальной экономики. С другой стороны, сегодня отчетливо видится понимание места России на мировом рынке, ее интересов и возможностей. Не прошли даром и 18 лет подготовки России к вступлению в ВТО. Вместе с тем вступление в ВТО ничего не меняет в том, что касается экспортной ориентированности и сырьевого характера российской экономики. По-прежнему основным и безальтернативным торговым партнером России является ЕС. ЕС в целом последовательно содействовал присоединению России к ВТО. Вступление России в ВТО кардинально изменило характер договорно-правовой базы отношений между Россией и ЕС в торгово-экономической сфере. Как уже отмечалось выше, основной блок положений все еще действующего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве Россия — ЕС 1994 г. принципиально устарел и больше не способен обслуживать партнерство Россия — ЕС в новых реалиях. Утратили свою актуальность секторные соглашения Россия — ЕС, принятые в сфере торговых отношений. В статье подвергаются анализу первые дела по торговым спорам между Россией и ЕС, рассматриваемые в рамках ВТО, а также анализируются проблемы и перспективы дальнейшего развития торгово-экономических отношений между Россией и ЕС на базе норм и принципов ВТО в условиях обострения политической обстановки и введения взаимных санкций. Ключевые слова: Россия, ЕС, ВТО, торгово-экономическое сотрудничество, разрешение споров, антидемпинговые пошлины, санкции, новое базовое соглашение, зона свободной торговли, интеграция.
В водные замечания. Настоящая статья посвящена правовым аспектам взаимодействия России и ЕС в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) в течение первых двух лет членства России в ВТО, анализируется характер изменений двусторонней нормативной базы между Россией и ЕС в сфере торгово-экономического сотрудничества, а также первые споры между Россией и ЕС, рассматриваемые в рамках ВТО.
Роль ЕС в процессе присоединения России к ВТО. Являясь уже более двух лет полноправным
членом ВТО, Россия, тем не менее, по-прежнему считается «новичком» организованных процессов глобальной экономики. С другой стороны, сегодня отчетливо видится понимание места России на мировом рынке, ее интересов и возможностей. Не прошли даром и 18 лет подготовки России к вступлению в ВТО.
Россия стала полноправным членом ВТО после принятия Государственной Думой 10 июля 2012 г. Федерального закона «О ратификации Протокола о присоединении Российской Феде-
© Калиниченко П.А., 2014
* Калиниченко Пауль Алексеевич — доктор юридических наук, профессор кафедры права Европейского союза, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА). [paulkalinichenko@mail.ru]
123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9.
** Данная статья подготовлена в рамках Программы стратегического развития ФБГУОУ ВПО Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА); НИР «Право ВТО: теория и практика применения». Проект № 2.3.1.3.
Актуальные проблемы права Европейского Союза
рации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.», и подписанием его Президентом РФ 21 июля 2012 г.1 С этого момента началась новая эпоха в отношениях России с остальным миром, Россия завершила свое вхождение на глобальный мировой рынок и как полноправный игрок международной экономической системы действует на основе недискриминации и взаимности интересов в торговле, заложенных в положении базовых документов ВТО.
Вместе с тем вступление в ВТО ничего не меняет в том, что касается экспортной ориентированности и сырьевого характера российской экономики. По-прежнему основным и безальтернативным торговым партнером России является ЕС. По данным Минэкономразвития на апрель 2014 г., на долю ЕС приходится 49,2 % всего российского внешнего товарооборота2. Ни общее ухудшение политического климата в отношениях между Россией и ЕС, ни даже взаимные санкции не способны разрушить сложившуюся экономическую взаимозависимость между Россией и нероссийской частью Европы.
ЕС в целом последовательно содействовал присоединению России к ВТО. При этом переговорный процесс между партнерами был непрост, каждая из сторон пыталась как можно в большей степени отстоять свои интересы, представить свое видение рамок и условий взаимодействия Россия — ЕС в формате российского членства в ВТО. Это четко прослеживается в положениях итогового совместного заявления по результатам переговоров о присоединении России к ВТО от 10 октября 2010 г.3 и Решения Совета ЕС относительно вступления России в ВТО, принятого 14 декабря 2011 г.4
Изменение двусторонней нормативной базы между Россией и ЕС после присоединения России к ВТО. Не секрет, что торгово-экономические
отношения между Россией и ЕС строились на основе режима, максимально приближенного к нормам и стандартам ВТО начиная с 1990-х гг. Торгово-экономический блок Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, подписанного в 1994 г. и вступившего в силу в 1997 г. (СПС)5 изобилует бланкетными нормами, отсылающими к положениям ГАТТ и ГАТС, и нацелен на их применение к отношениям сторон mutatis mutandis6. Практика применения СПС в российских судах содержит немало примеров применения норм и правил ВТО сквозь призму Базового соглашения Россия — ЕС7.
Вступление России в ВТО потребовало принципиальных изменений в правовом регулировании торгово-экономических отношений между Россией и ЕС. Значительная часть положений торгово-экономического блока СПС фактически утратили силу, прекратили свое действие соглашения, определявшие специальный режим торговли изделиями из стали. Специальные торговые режимы, предусмотренные ст. 20 и 21 СПС, не могут более быть допустимы.
Вместе с тем переговоры между Россией и ЕС в свете присоединения России к ВТО дали свои практические результаты в виде новых секторных соглашений Россия — ЕС, фиксирующих новые рамки правового регулирования торговых отношений между партнерами. 16 декабря были подписаны сразу 4 таких соглашения, временно применяемых с 2012 г. Эти соглашения затрагивают области торговли услугами, сферы автомобилестроения, сырьевой промышленности и лесного хозяйства.
Если Соглашение 2011 г. по торговле услугами8 направлено на сохранение status quo в торговых отношениях между Россией и ЕС и подтверждает основополагающий характер обязательств по СПС в данной сфере, то три других соглашения фикси-
1 Федеральный закон от 21.07.2012 № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 30. Ст. 4177.
2 Товарооборот России с Евросоюзом за 4 месяца 2014 г. составил 103,2 млрд долл. URL: http://www.economy.gov.ru/ wps/wcm/connect/economylib4/mer/ activity/sections/foreignE conomicActivity/201407107 (последнее посещение — 16 сентября 2014 г.).
3 Совместное заявление делегаций РФ и Европейского Союза в связи с завершением двусторонних переговоров по ключевым вопросам присоединения РФ к ВТО // Официально опубликовано не было. URL: <http://trade. ec.europa.eu/doclib/press/index.cfm?id=660> (последнее посещение — 16 сентября 2014 г.).
4 2012/17/EU: Council Decision of 14 December 2011 establishing the position to be taken by the European Union within the relevant instances of the World Trade Organization on the accession of the Russian Federation to the WTO // OJ L 6, 10.01.2012. P. 6.
5 Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве, учреждающее партнёрство между Российской Федерацией с одной стороны, Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (Agreement on partnership and cooperation establishing a partnership between the European Communities and their Member States, of one part, and the Russian Federation, ofthe other part) // OJ L 327, 28.11.1997. Р. 1; Собрание законодательства РФ. 1998. № 16. Ст. 1802.
6 Калиниченко П.А. Европеизация российской судебной практики (на примере влияния права ЕС на практику российских судов) // Lex Russica. 2013. № 11. С. 1224-1234.
7 Калиниченко П.А. Право Европейского союза в практике российских судов // Закон. 2008. № 11. С. 100.
8 Соглашение в форме обмена письмами между Прави-
тельством РФ и Европейским союзом о подтверждении обязательств в области торговли услугами, содержащиеся
в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, учреждающим партнерство между Российской Федерацией, с одной
стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, от 24 июня 1994 г. // Официальный интернет-портал правовой информации; URL:
http://www.pravo.gov.ru (последнее посещение — 16 сентября 2014 г.); OJ L 57, 29.2.2012. P. 44.
П.А. Калиниченко
руют результаты достигнутых договоренностей по соответствующим товарным рядам в рамках переговоров по присоединению России к ВТО. Соглашение по комплектующим транспортных средств9 в большей степени защищает интересы европейских автомобилестроителей, в то время как соглашения по сырью10 и лесу11 — скорее, интересы российских промышленников. Рассматриваемые документы отражают практические реалии российских экономических интересов, экспорт и сырье остаются основой их формулы.
В то же время 4 новых соглашения носят прикладной характер по отношению к вопросам торгово-экономического сотрудничества и не способны стать новой фундаментальной основой для отношений между Россией и ЕС в условиях членства России в ВТО. Такой основой может быть только Базовое соглашение сторон. До новации Базового соглашения между Россией и ЕС будет сохраняться множество противоречий — сложных и простых, глубоких и решаемых, экономических и иных.
Основными сферами торгово-экономического взаимодействия между Россией и ЕС, где по-прежнему сохраняются расхождение позиций, являются протекционизм в автомобильной промышленности, фитосанитарные нормы, воздушные перевозки, торговый и инвестиционных режим в топливно-энергетическом комплексе, антидемпинговые меры и другие санкции12. Решение этих вопросов, существующих годами в отношениях сторон невозможно в одночасье, однако ВТО дает новые инструменты и новые возможности для сглаживания назревших противоречий. В этом отношении в рамках процедуры рассмотрения споров в ВТО Россия и ЕС могут расставить точки над «Ь> во многих текущих проблемах торговых взаимоотношений, чтобы завтра сделать новый рывок в направление интеграции.
Первые торговые споры между Россией и ЕС, рассматриваемые в рамках ВТО. Запрос о консуль-
тации по первому спору между ЕС и Россией не заставил себя ждать13, в течение первого года членства России ЕС попытался оспорить российское законодательство об утилизационном сборе на ав-томобили14. В июле 2013 г. после консультаций, которые не принесли ожидаемого компромисса, ЕС объявил о дальнейших шагах в рамках процедуры разрешения споров ВТО. ЕС приступил к формулированию запроса о формировании панели арбитров. В то же время российская сторона в одностороннем порядке пошла на уступки и изменила оспариваемые положения законодательства15. Несмотря на очевидный факт приведения внутреннего законодательства в соответствие с требованиями ЕС, европейская сторона все же запросила о создании панели арбитров ВТО16.
В январе 2014 г. российская сторона сформулировала и направила запрос о консультациях в отношении методологии расчета стоимости и ряда антидемпинговых мер по импорту из России17. Суть запроса заключается в претензии российской стороны относительно соответствия положений ст. 2.1 и 2.5 Базового антидемпингового регламента ЕС 2009 г.18 нормам Антидемпингового кодекса ВТО 1994 г. 19, при том что право ЕС во многом идет в русле права ВТО, трансформируя положения ВТО в европейские нормы20. Поводом для на-
9 Соглашение между Правительством РФ и Европейским союзом о торговле между Российской Федерацией и Европейским союзом узлами и агрегатами моторных транспортных средств // Официальный интернет-портал правовой информации; URL: http://www.pravo.gov.ru (последнее посещение — 16 сентября 2014 г.); OJ L 57, 29.2.2012. P. 15.
10 Соглашение между Российской Федерацией и Европейским союзом о введении или повышении экспортных пошлин на сырьевые товары // Официальный интернет-портал правовой информации; URL: http://www.pravo.gov.ru (последнее посещение — 16 сентября 2014 г.);; OJ L 57, 29.2.2012/ P. 53.
11 Соглашение между Российской Федерацией и Европейским союзом в отношении администрирования тарифных квот, применяемых в отношении экспорта леса из Российской Федерации в Европейский союз // Официальный интернет-портал правовой информации; URL: http:// www.pravo.gov.ru (последнее посещение — 16 сентября 2014 г.); OJ L 57, 29.2.2012. P. 3.
12 Van der Loo. G. EU-Russia Trade Relations: It Takes WTO to Tango? // Legal Issues of Economie Integration 40. 2013. № 1. P. 7-32.
13 Russian Federation — Recycling Fee on Motor Vehicles — Request for consultations by the European Union // WT/DS462/1 (11 July 2013).
14 Федеральный закон РФ от 28.07.2012 № 128-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 31. Ст. 4317; Постановление Правительства РФ от 30.08.2012 № 870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств» // Там же. № 36. Ст. 4919.
15 Федеральный закон от 21.10.2013 № 278-ФЗ «О внесении изменения в статью 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"» // Там же. 2013. № 43. ст. 5448; Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Там же. 2014. № 2 (ч. I). Ст. 115.
16 Russian Federation — Recycling fee on motor vehicles — Request for the establishment of a panel by the European Union // WT/DS462/8 (11 October 2013).
17 European Union — Cost Adjustment Methodologies and Certain Anti-Dumping Measures on Imports from Russia — Request for consultations by the Russian Federation // WT/ DS474/1 (9 January 2014).
18 Council Regulation (EC) № 1225/2009 of 30 November 2009 on protection against dumped imports from countries not members of the European Community // OJ L 343, 22.12.2009, Р. 51.
19 Соглашение о применении статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. (Соглашение АД).
20 Четвериков А.О. Нормативная модель либерализации трансграничных отношений в праве Европейского союза: правовые формы и общие принципы создания пространства без внутренних границ в рамках ЕС. М.: Элит, 2011. С. 232.
Актуальные проблемы права Европейского Союза
правления запроса о консультациях явились решения Трибунала ЕС, вынесенные 7 февраля 2013 г. в отношении российских предприятий химической промышленности21. Трибунал ЕС отказался констатировать различия между положениями правил ВТО и антидемпингового законодательства ЕС. Нормы ЕС позволяют использовать различия в цене на газ в России и ЕС в качестве негативного обстоятельства, берущегося в основу наложения антидемпинговых санкций. Более того, Трибунал ЕС указал, что подобная методология расчета является принципом права ЕС. Вместе с тем правила ВТО не содержат никаких положений, которые бы запрещали или указывали на негативный характер ситуации с «двойной ценой» на газ. Принципиальный характер вопроса не позволил успешно завершиться консультациям сторон. Российская сторона запросила сформировать панель арбитров по данному делу в июне 2014 г.22
Следующий запрос о консультациях был направлен европейской стороной в апреле 2014 г. в отношении соответствия российского законодательства и мер, принимаемых на его основе Соглашению ВТО по примирению санитарных и фитоса-нитарных мер23. Предметом спора явились запреты российской стороны на экспорт России свинины из Европейского союза (Литва, Польша), введенные в начале 2014 г. Консультации также не завершились желаемым компромиссом, европейская сторона запросила о создании панели арбитров24.
Российская сторона, в свою очередь, направила запрос о проведении консультаций в отношении соответствия положений «третьего энергопакета» ЕС нормам и правилам ГАТТ, ГАТС, ТРИМС и Соглашения ВТО по специальным защитным мерам 1994 г.25 Россия оспаривает как положения газовой директивы ЕС, так и меры ее трансформации в ряде государств-членов и исключения, сделанные Европейской комиссией в отношения ряда проектов и компаний из общих положений об инвестиционном климате и конкуренции на внутреннем рынке природного газа ЕС.
21 Case T-235/08, Acron OAO and Dorogobuzh OAO v. Council of the EU // OJ C 101, 06.04.2013. P. 15; Case T-459/08, Euro-Chem MCC v. Council of the EU // OJ C 220, 12.09.2009. P. 31.
22 European Union — Cost Adjustment Methodologies and Certain Anti-Dumping Measures on Imports from Russia — Request for the establishment of a panel by the Russian Federation // WT/DS474/4 (6 June 2014).
23 Russian Federation — Measures on the Importation of Live Pigs, Pork and Other Pig Products from the European Union — Request for consultations by the European Union // WT/DS475/1 (14 April 2014).
24 Russian Federation — Measures on the Importation of Live Pigs, Pork and Other Pig Products from the European Union — Request for the establishment of a panel by the European Union // WT/DS475/2 (30 June 2014).
25 European Union and its Member States — Certain Mea-
sures Relating to the Energy Sector — Request For Consulta-
tions by the Russian Federation // WT/DS476/1 (8 May 2014).
В мае 2014 г. Европейская комиссия направила очередной запрос о консультации с Россией в рамках процедуры рассмотрения споров ВТО относительно антидемпинговых пошлин на легкие коммерческие автомобили26, введенные Евразийской экономической комиссией27. Недолгие консультации сторон завершились направление запроса Европейского союза о формировании панели арбитров по данному спору28.
Новые запросы о консультациях готовятся сторонами в отношении взаимных санкций, введенных сторонами в июле—сентябре 2014 г. Примечательным, в этой связи является сам факт того, что, с точки зрения права ВТО, остается до сих пор не ясным, совместимы ли односторонние экономические санкции с правилами ВТО в целом и ст. 22 ГАТТ в частности. Решение, принятое в рамках ВТО по данному вопросу, может существенным образом изменить возможность одностороннего наложения санкций по политическим мотивам вообще.
Перспективы развития торговых отношений между Россией и ЕС на базе норм и правил ВТО. Вступление России в ВТО кардинально изменило характер договорно-правовой базы отношений между Россией и ЕС в торгово-экономической сфере. Как уже отмечалось выше, основной блок положений все еще действующего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве Россия — ЕС 1994 г. принципиально устарел и больше не способен обслуживать партнерство Россия — ЕС в новых реалиях. Утратили свою актуальность секторные соглашения Россия — ЕС, принятые в сфере торговых отношений.
Очевидна необходимость формирования нового регулирования отношений между Россией и ЕС в новых условиях. На повестке дня разработка и подписание Нового базового соглашения между Россией и ЕС, которое заменит действующее СПС. Переговоры по этому соглашению оказались крайне сложным. Россия с самого начала их вела в сложных условиях, параллельно вступая в ВТО, присоединяясь к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и фор-
26 Russian Federation — Anti-Dumping Duties on Light Commercial Vehicles from Germany and Italy — Request For Consultations by the European Union // WT/DS479/1 (26 May 2014).
27 Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.05.2013 № 113 «О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении легких коммерческих автомобилей, происходящих из Федеративной Республики Германия, Итальянской Республики и Турецкой Республики и ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза» // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.tsouz.ru/ (последнее посещение — 16.09.2014).
28 Russian Federation — Anti-Dumping Duties on Light Commercial Vehicles from Germany and Italy — Request for the establishment of a panel by the European Union // WT/ DS479/2 (16 September 2014).
П.А. Калиниченко
мируя единый фундамент экономического взаимодействия на евразийском пространстве. Кроме того, сами переговоры в марте 2014 г. были отложены европейской стороной на неопределенный срок в качестве реакции на события на Украине.
Россия сегодня готова строить отношения с нашими приоритетными торговыми партнерами на новых преференциальных условиях, предусматривающих различные формы торговых отношений — экономическое пространство, таможенный союз, зона свободной торговли. В этой связи, идея создания общего рынка от Лиссабона до Владивостока может и должна наполниться новыми идеями и подходами.
Вместе с тем непростым оказался вопрос о возможности создания «зоны свободной торговли» между Россией и ЕС. После десятилетия «бла-
гих» намерений, после вступления России в ВТО, европейская сторона фактически отказалась обсуждать эту идею, сославшись на невозможность построения такой зоны, в виду создания Таможенного союза между Россией, Беларусью и Казахстаном, а позднее — подписания 28 мая 2014 г. Договора о Евразийском экономическом союзе. Проблема заключается в том, что в отношении Беларуси ЕС ранее ввела санкции и развитие углубленных экономических отношений в данном ключе невозможно, в соответствии со ст. 21 Договора о Европейском союзе 1992 г.29 С созданием Таможенного союза и ЕАЭС, зона свободной торговли может быть построена только путем переговоров ЕС с тройкой стран — участниц этих объединений. Помимо этого, Россия сама оказалась под санкциями ЕС в 2014 г.
Библиография:
1. Калиниченко П.А. Европеизация российской судебной практики (на примере влияния права ЕС на практику российских судов) // Lex Russica. 2013. № 11. С. 1224—1234.
2. Калиниченко П.А. Право Европейского союза в практике российских судов // Закон. 2008. № 11. С. 99—108.
3. Четвериков А.О. Нормативная модель либерализации трансграничных отношений в праве Европейского союза: правовые формы и общие принципы создания пространства без внутренних границ в рамках ЕС. М.: Элит, 2011. 232 с.
4. Van Elsuwege P. The Legal Framework of the EU—Russia Relations: Quo Vadis? // The European Union in the World: Essays in Honour of Marc Maresceau /Eds. I. Govaere, E. Lannon, P. Van Elsuwege, S. Adam. Leiden. 2014. P. 444—460.
5. Van der Loo. G. EU-Russia Trade Relations: It Takes WTO to Tango? // Legal Issues of Economic Integration 40. 2013. № 1. P. 7-32.
References (transliteration):
1. Kalinichenko P.A. Evropeizatsiya rossiiskoi sudebnoi praktiki (na primere vliyaniya prava ES na praktiku rossiiskikh sudov) // Lex Russica. 2013. № 11. S. 1224-1234.
2. Kalinichenko P.A. Pravo Evropeiskogo Soyuza v praktike rossiiskikh sudov // Zakon. 2008. № 11. S. 99-108.
3. Chetverikov A.O. Normativnaya model' liberalizatsii transgranichnykh otnoshenii v prave Evropeiskogo Soyuza: pra-vovye formy i obshchie printsipy sozdaniya prostranstva bez vnutrennikh granits v ramkakh ES. M.: Elit, 2011. 232 c.
Материал поступил в редакцию 19 сентября 2014 г.
29 Van Elsuwege P. The Legal Framework of the EU-Russia Relations: Quo Vadis? // The European Union in the World: Essays in Honour of Marc Maresceau / Eds. I. Govaere, E. Lannon, P. Van Elsuwege, S. Adam. Leiden. 2014. P. 444-460.