Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ'

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
95
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕВОЛЮЦИЯ / БОЛЬШЕВИКИ / СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ / СОВЕТЫ / СЪЕЗДЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ / БЮРОКРАТИЯ / КОНСТИТУЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ашикарьян А.А., Плотникова Е.В.

Охарактеризованы политико-правовые аспекты института съездов Советов непосредственно после октябрьской революции 1917 г., в том числе осуществлен их анализ как органов представительной власти, отражены особенности законодательного регулирования. Отмечается, что выбор большевиками такой формы народовластия во многом был обусловлен уже сложившимся опытом проведения конференций и съездов в сфере партийной деятельности, а также обосновывается предположение, что в будущем, возможно, некоторые элементы института съездов Советов могут быть востребованы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECTS OF THE FORMATION OF THE SOVIET STATEHOOD

The political and legal aspects of the institute of congresses of Soviets immediately after the October Revolution of 1917 are characterized, including their analysis as bodies of representative power, and the features of legislative regulation are reflected. It is noted that the choice by the Bolsheviks of this form of democracy was largely due to the already established experience of holding conferences and congresses in the field of party activity, and the assumption is substantiated that in the future, perhaps, some elements of the institution of congresses of Soviets may be in demand.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ»

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

А.А. Ашикарьян, студент Е.В. Плотникова, канд. экон. наук

Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-6-2-23-25

Аннотация. Охарактеризованы политико-правовые аспекты института съездов Советов непосредственно после октябрьской революции 1917 г., в том числе осуществлен их анализ как органов представительной власти, отражены особенности законодательного регулирования. Отмечается, что выбор большевиками такой формы народовластия во многом был обусловлен уже сложившимся опытом проведения конференций и съездов в сфере партийной деятельности, а также обосновывается предположение, что в будущем, возможно, некоторые элементы института съездов Советов могут быть востребованы.

Ключевые слова: революция, большевики, советская власть, Советы, съезды, государственный аппарат, бюрократия, конституция.

Изменение государственного строя и существующих государственных структур дореволюционной России произошло под влиянием социалистической революции 1917 года. В этот период зарождается новая советская бюрократия, что обуславливает актуальность рассмотрения процесса формирования органов государственной советской власти при протекающих в тот период внутриполитических событиях.

Произошедшая социалистическая революция 1917 года была спровоцирована общенациональным кризисом, который обострился под влиянием существующих противоречий, а именно остаточным крепостничеством и набирающим популярность капитализмом, изменением роли труда и капитала, а также увеличением популярности большевиков. Созданное в эту эпоху Временное правительство не справлялось с возникающими проблемами и откладывало решение многих остро стоящих вопросов. В результате постепенно стала возрастать роль новых формирований, которые являлись голосом народа и проявлением демократии - органов советской власти - Советов.

Становление советской власти, сокрушение существующего строя большевиками предполагало предотвращение коррупции и сглаживание негативных факторов бюрократии. В.И. Ленин обозначил необ-

ходимость данных изменений следующим образом: «Значение этого переворота состоит в том, что у нас будет советское правительство, наш собственный орган власти, без какого бы то ни было участия буржуазии. Угнетенные массы сами создают власть. В корне будет разбит старый государственный аппарат и создана новая структура управления в лице советских организаций».

Первый Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов проходил в Петрограде в здании 1-го кадетского корпуса на Васильевском острове. В него входило 1090 депутатов, в числе которых 285 эсеров, 248 меньшевиков, 105 большевиков и др. Первый съезд Советов обсуждал Первую мировую войну и вопросы власти. Был избран постоянно действующий орган - Всероссийский центральный исполнительный комитет Советов рабочих и солдатских депутатов (ВЦИК). Итогами первого съезда стали поддержка министров-социалистов в правительстве и продолжение «революционной войны» без аннексий и контрибуций. Против выступила партия большевиков, В.И. Ленин назвал эсеров и меньшевиков «соглашателями» и призвал передать всю власть советам.

На втором Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов Вре-

менное правительство прекратило свое существование, началось формирование новой государственности. Первый принятый документ определял, что власть на местах переходит к Советам рабочих и крестьянских депутатов. В нем были описаны основные мероприятия для советского государства, первоочередными из которых были мир для всех народов, безвозмездная передача земли крестьянству, демократизация армии, рабочий контроль над производством и другие. Таким образом, юридически была оформлена Республика Советов.

Важнейшими правовыми актами, изданными в рамках второго съезда Советов, являются «Декрет о мире» и «Декрет о земле». Первый акт определял направления внешней политики советского государства, а именно предполагал незамедлительные мирные переговоры, которые несли в себе демократический мир без «аннексий и контрибуций». Это предполагало не только захват земель, но и их удержание насильственно и во время военных действий, и до их свершения. Такой мир определял права на самоопределение наций, так как большевики были против военных действий первой мировой войны. Принципы и направления «Декрета о мире» в дальнейшем успешно были применены при подписании 2 декабря 1917 года договора о перемирии с Германией и ее союзниками, в Брестском мирном договоре, и др.

«Декрет о земле» провозглашал земельные ресурсы народным достоянием и упразднение частной собственности на землю. Это устраняло экономическую основу для политического господства помещиков, лишало православную церковь политических и экономических привилегий. При этом провозглашался принцип уравнительного землепользования по трудовой (по количеству реальных работников) или потребительской (по едокам) норме. Декрет предусматривал различные формы землепользования, выбираемые самими крестьянами добровольно (подворная, хуторская, артельная). Крупные специализированные хозяйства (конные заводы, племенные хозяйства, и др.) переходили в ис-

ключительное пользование государства или общины. Передав землю крестьянам, власть Советов упрочила союз рабочего класса с крестьянством.

Высшим органом исполнительной власти был избран ВЦИК. В его состав входил 101 человек, в том числе 62 большевика, 29 левых эсеров, 6 объединенных социал-демократов интернационалистов, 3 украинских социалиста и 1 эсер-максималист. Первым председателем ВЦИК был избран большевик Л.Б. Каменев (Розенфельд), далее эту должность занимал ЯМ. Свердлов. Рабочим органом ВЦИК являлся его Президиум. При ВЦИК были созданы отделы: агитационный, иногородний, казачий, экономический, по созыву Учредительного собрания, и др.

До созыва Учредительного собрания был сформирован Совет Народных Комиссаров (СНК), который представлял собой временное рабоче-крестьянское правительство для управления страной. Так как большевики имели количественное преимущество, они могли создать однопартийное правительство согласно демократическим принципам. Левым эсерам было предложено войти в СНК, отчего они отказались, и это обусловило полностью большевистский состав первого СНК.

Правительство возглавил В.И. Ленин (Ульянов), наркомом по внутренним делам стал А.И. Рыков, земледелия -В.П. Милютин, по иностранным делам -Л.Д. Бронштейн (Троцкий). Отметим, что некоторые деятели, утвержденные на пост наркома, по разным причинам не приняли назначения или не участвовали в заседаниях СНК, что привело к проблемам в формировании структур власти.

Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов рассмотрел и утвердил постановления об освобождении членов земельных комитетов, об отмене смертной казни на фронте, о борьбе с контрреволюционными выступлениями, и др. Таким образом, этот съезд носил учредительный характер. Принятые на нем декреты и постановления носили демократический характер и отражали значимые интересы народа.

Третий Всероссийский съезд утвердил «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», которая оформила основные принципы и задачи советского государства и вошла в Конституцию РСФСР 1918 г. как ее первый раздел. На третьем съезде были приняты 2 резолюции, в которых рассматривались принципы власти в государстве, а именно «Российская Социалистическая Советская Республика учреждается на основе добровольного союза народов России, как федерация Советских республик этих народов», а также разрабатывались и обсуждались положения будущей советской конституции, рассматривались положения национальной

политики. Таким образом, третий Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов имел огромное значение, так как он утвердил единовластие Советов.

В период с 1917 по 1918 гг. произошло еще 3 съезда Советов, которые предзнаменовали создание и принятие конституции, перенос столицы в Москву, ратификацию Брестского мирного договора, и др.

Таким образом, изменения в государственном устройстве 1917-1918 гг. имели ключевое историческое значение, так как принцип народовластия по-прежнему является фундаментальным для современной цивилизации.

Библиографический список

1. Козлова Е.И. Развитие принципа социалистического народовластия в Советском государстве // Избранные труды: сборник статей, лекций, тезисов / сост. В.В. Комарова. - М.: Проспект, 2017. - 410 с.

2. Осавелюк А.М. Эволюция представительных органов в России // Актуальные проблемы российского права. - 2020. - №3 (112).

3. Стремоухов А.В. Политико-правовой дискурс по проблеме депутатского мандата и его видов // Ленинградский юридический журнал. - 2018. - №1. - С. 206-215.

4. Чистиков А.Н. Партийно-государственная бюрократия Северо-Запада Советской России 1917-1920-х гг. Автореф. дис ... доктора истор. наук. - Санкт-Петербург 2017. -144 с.

LEGAL ASPECTS OF THE FORMATION OF THE SOVIET STATEHOOD A.A. Ashikaryan, Student

E.V. Plotnikova, Candidate of Economic Sciences

Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin

(Russia, Krasnodar)

Abstract. The political and legal aspects of the institute of congresses of Soviets immediately after the October Revolution of 1917 are characterized, including their analysis as bodies of representative power, and the features of legislative regulation are reflected. It is noted that the choice by the Bolsheviks of this form of democracy was largely due to the already established experience of holding conferences and congresses in the field of party activity, and the assumption is substantiated that in the future, perhaps, some elements of the institution of congresses of Soviets may be in demand.

Keywords: revolution, Bolsheviks, Soviet power, Soviets, congresses, state apparatus, bureaucracy, constitution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.